УИД 72RS0021-01-2020-004594-55
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Тюмень 16 сентября 2021 года
№ 2-907/2021
Тюменский районный суд Тюменской области
в составе:
председательствующего судьи Хромовой С.А.,
при секретаре Захаровой С.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту имущественных отношений Тюменской области, Департаменту лесного комплекса Тюменской области, ГБУ Тюменской области «Тюменская авиабаза» о признании земельного участка входящим в территорию СНТ «Архитектор», признании результатов межевания земельного участка в части недействительным, установлении границ земельного участка, признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к Департаменту имущественных отношений Тюменской области, мотивируя тем, что является членом СНТСН «Архитектор», в границах СНТ имеет земельный участок 3,5 по <адрес>, площадью 2151 кв.м. Обязанности члена товарищества истцом исполняются добросовестно, оплачиваются членские взносы, земельный участок освоен, огорожен, имеются строения и посадки. Истцом проведены работы по установлению границ земельного участка (межевание). Истец обратился в Департамент имущественных отношений Тюменской области с заявлением о предоставлении ему в собственность земельного участка. Истцу отказано в предоставлении земельного участка в собственность, поскольку СНТ «Архитектор» предоставлены земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования и аренды, при этом участок истца не входит в границы земельных участков, предоставленных СНТ «Архитектор». Учитывая, что спорный земельный участок расположен на территории СНТ «Архитектор», земельный участок СНТ «Архитектор» предоставлен до введения в действие Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», истец является членом данного некоммерческого объединения, пользуется названным участком на законных основаниях, установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность отсутствует. Истец просит признать земельный участок с адресным описанием; <адрес>, СНТ «<адрес>,5 входящим в состав территории СНТ «Архитектор»; признать за истцом право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>,5, площадью 2151 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ истец увеличил исковые требования, с учетом выводов судебной землеустроительной экспертизы просит признать земельный участок с адресным описанием <адрес>, СНТ «Архитектор», <адрес>,5, входящим в состав территории СНТ «Архитектор» с категорией земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для садоводства и огородничества; признать недействительными результаты межевания, земельного участка с кадастровым номером № в части включения в его границы 2154 кв.м. земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, СНТ «Архитектор», <адрес>,5; установить границы земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, СНТ «Архитектор», <адрес>,5 в следующих координатах - точках: № № исключив из Единого государственного реестра недвижимости сведения о принадлежности земельного участка в соответствии с данными координатами поворотных точек к границам земельного участка с кадастровым номером <адрес>; признать за истцом право собственности на земельный участок, площадью 2157 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, СНТ «Архитектор», <адрес>,5.
ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Департамент лесного комплекса Тюменской области и ГБУ ТО Тюменская авиабаза.
Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил.
Представитель истца Звонарев С.В., действующий на основании доверенности в судебном заседании требования иска с учетом выводов судебной землеустроительной экспертизы поддержал.
Представитель ответчика Департамента имущественных отношений Тюменской Амирова В.Д., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворении исковых требований.
Представитель Департамента лесного комплекса Тюменской области – Колбин А.Г., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, считает Департамент ненадлежащим ответчиком. Считает, что истец не имеет права на земельный участок, находящийся в границах лесного участка. Просит в иске отказать.
Представитель ответчика ГБУ ТО «Тюменская авиабаза» - Перевалова А.А., действующая на основании доверенности возражала против удовлетворения исковых требований, считая ГБУ ТО «Тюменская авиабаза» ненадлежащим ответчиком, суду пояснила, что по контракту с Департаментом лесного комплекса Тюменской области ГБУ ТО «Тюменская авиабаза» проводило кадастровые работы по уточнению местоположения границ земельного участка с кадастровым номером №
Представитель третьего лица СНТСН «Архитектор» - Рыбина С.П., действующая на основании выписки из ЕГРЮЛ от 15.09.2021, поддержала исковые требования в полном объеме, суду пояснила, что участок используется под посадку картофеля, капусты.
Представители третьих лиц МТУ Росимущества в Тюменской области, ХМАО – Югре, ЯНАО, Федерального агентства лесного хозяйства, ФГБУ «Рослесинфорг», Управление Росреестра по Тюменской области в судебное заседание не явились, извещены, о причинах неявки суд не известили.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Судом установлено, что ФИО1 является членом СНТСН «Архитектор» и имеет в границах данного товарищества земельный участок, расположенный по адресу: СНТ «Архитектор», <адрес>,5, площадью 2151 кв.м. Обязанности члена товарищества им исполняются полностью, оплачиваются членские и целевые взносы.
Распоряжением исполнительного комитета Тюменского районного совета народных депутатов от 15.03.1988 №58 с/о «Архитектор» для расширения дополнительно был выделен земельный участок из земель Андреевского лесничества. Участок был поставлен на кадастровый учет 22.10.2008 с кадастровым номером № с площадью 2,3289га без установления границ на местности.
Согласно акту выбора от 19.04.1993 произведен выбор земельного участка под коллективные сады. Участок был выведен из состава лесного фонда, что подтверждается письмом Тюменского филиала ФГУП «Рослесинфорг» №072/150 от 04.05.2011 и фрагментом карты насаждений.
СНТ был выделен земельный участок 8,1 га, 27.08.1993 Администрацией Тюменского района было вынесено постановление № 703 об отводе земель под коллективные сады, согласно которому постановлено просить администрацию области разрешить изъятие земельного участка площадью 8,1 га, угодья: 0,7 га лес, 1,2 га прогалина в лесах, 1гр, 6,2 га болото в лесах 1гр, из земель Андреевского лесничества в <адрес> Тюменского лесхоза и передать его садоводческому обществу «Архитектор» в постоянное пользование под коллективные сады.
Администрацией Тюменской области было вынесено распоряжение № 668-р «Об изъятии земельного участка из земель гослесфонда и передаче его садоводческому обществу «Архитектор», согласно которому постановлено просить Правительство РФ разрешить изъять земельный участок площадью 8,1 га из лесов первой группы Тюменского лесхоза Андреевского лесничества и передать его в постоянное пользование садоводческому обществу «Архитектор» под размещение коллективных садов.
Распоряжением Правительства РФ № 320Р от 09.01.1994 разрешен перевод лесных земель в нелесные в лесах первой группы для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства: в Тюменской области - 8,1 га.
Администрацией Андреевского МО Тюменского района было издано постановление от 24.07.2001 №40 «О предоставлении земельного участка в бессрочное (постоянное) пользование СНТ «Архитектор». В границы этого участка общей площадью 103га вошли все ранее выделенные обществу участки площадью 6,3, 2,3 и 8,1га.
Органом кадастрового учета на основании вышеуказанного акта органа местного самоуправления внесены сведения о предоставленном земельном участке в государственный кадастр со следующими характеристиками: местоположение: <адрес>», категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для садоводства и огородничества; земельному участку присвоен кадастровый №.
Согласно межевому плану от 31.10.2019 кадастрового инженера Юшкова В.В., подготовленному в результате выполнения кадастровых работ в связи с предоставлением в суд образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: <адрес>,5, установлены характерные точки границ образуемого земельного участка: Точка № № местонахождение земельного участка: <адрес>,5, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: не установлен, площадь земельного участка: 2151 кв.м. +/- 16 кв.м. В ходе выполнения кадастровых работ было выявлено, что земельный участок с указанным адресным описанием накладывается на земельный участок с кадастровым номером №, границы которого установлены картометрическим методом, без выезда на местность и без точности определения координат, о чем свидетельствует выписка их ЕГРН. В связи с чем, необходимо устранить образовавшуюся ошибку и учесть границы земельного участка с адресным описанием Российская Федерация, <адрес>,5. Образуемый земельный участок находится в зоне Сх4, зона ведения садоводства.
Истец обратился в Департамент имущественных отношений Тюменской области с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность, однако ответчиком отказано в предоставлении в собственность земельного участка. В обосновании отказа ответчик указывает, что испрашиваемый земельный участок пересекает границы земельного участка с кадастровым номером №; земельный участок не входит в границы земельного участка, предоставленного СНТ «Архитектор».
В силу ст. 15 Земельного кодекса РФ, граждане имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан за исключением участков, которые не могут находиться в частной собственности. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан участков, находящихся в муниципальной собственности за исключением изъятия участков из оборота, установленного запрета на приватизацию участков.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ" от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ (в ред. Федерального закона 23.06.2014 N 171 -ФЗ) права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется. Право пожизненного наследуемого владения находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, приобретенное гражданином до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется.
В силу п. 2.7 ст.3 Федерального закона РФ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", до 1 марта 2022 года члены некоммерческих организаций, созданных до 1 января 2019 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, имеют право независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация;
по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации;
земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Согласно п.2.8 ст.3 указанного Федерального закона в случае, предусмотренном пунктом 2.7 названной статьи, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются: схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости; протокол общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения, иной устанавливающий распределение земельных участков в этом объединении документ или выписка из указанного протокола или указанного документа.
В соответствии с п. 3, п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участок на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Согласно постановлению Правительства Тюменской области от 31 декабря 2014 года № 736-п «О внесении изменений в постановления от 02 июля 2007 года № 144-п, от 09 июля 2007 года № 148-п, от 16 июля 2007 года № 158-п» и в соответствии с Законом Тюменской области от 26 декабря 2014 года № 125 «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления Тюменской области и органами государственной власти Тюменской области» с 01 января 2015 года к полномочиям органов государственной власти Тюменской области отнесены полномочия органов местного самоуправления городских округов, муниципальных районов и сельских поселений Тюменской области, по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (включая образование земельных участков, в том числе утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории). Таким образом, с 01.01.2015 полномочия по распоряжению земельными участками государственная собственность на которые не разграничена переданы Департаменту имущественных отношений Тюменской области.
19.02.2021 с целью определения местоположения спорного земельного участка судом назначена судебная землеустроительная экспертиза, производство которой поручено ООО «Первое бюро кадастровых инженеров». Согласно экспертному заключению № 18Э/2021, установлено, что в результате геодезических измерений было установлено, что исследуемый земельный участок закреплен на местности объектами искусственного происхождения – деревянный забор и природными объектами (канава), площадь земельного участка по адресу: <адрес> <адрес>, участок 3,5 по фактическому использованию составляет 2 157 кв.м. Фактическое расположение границ исследуемого земельного участка. Установленное в ходе проведения землеустроительной экспертизы соответствует границам, отраженным в межевом плане от 31.10.2019, подготовленным кадастровым инженером Юшковым В.В. Координаты характерных точек границ земельного участка по адресу: <адрес> <адрес>, участок 3,5 и его площадь, определенные по фактическому использованию, незначительно отличаются от координат характерных точек границ земельного участка и его площади, отраженным в межевом плане от 31.10.2019, подготовленным кадастровым инженером Юшковым В.В. Частичное несоответствие возникает по причине наличия погрешности измерений и находится в его пределах.
Согласно результатам геодезических измерений установлено, что исследуемый земельный участок освоен. Границы участка закреплены на местности объектами искусственного происхождения – деревянный забор и природными объектами (канава). На земельном участке расположено временное вспомогательное помещение, используемое для бытовых нужд на садовом участке, а также для хранения инструментов и инвентаря. Часть участка используется под посадку овощных и садовых культур. К участку подведена линия электропередач.
Земельный участок по адресу: <адрес>, СНТ «Архитектор», <адрес>,5 входит в состав земельного участка с кадастровым номером № площадью 103 га., предоставленного в бессрочное (постоянное) пользование «СНТ Архитектор» Постановлением Администрации Андреевского муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Земельный участок по адресу: <адрес>, СНТ «Архитектор», <адрес>,5 не входит в границу земельного участка площадью 8,1 га, сведения о которой содержатся в Землеустроительном деле по установлению в натуре границ земельного участка СНТ «Архитектор» на основании Постановления администрации Тюменского района Тюменской области от 27.08.1993 №703 «Об отводе земель под коллективные сады» и Распоряжения Администрации Тюменской области от 30.09.1993 № 668-р «Об изъятии земельного участка из земель гослесфонда и передаче его садоводческому обществу «Архитектор», Постановления Правительства РФ №32-р от 09.01.1994г «О переводе лесных земель Тюменской области площадью 8.1га в нелесные в лесах первой группы».
При сопоставлении сведений по фактическим границам земельного участка по адресу: <адрес>, СНТ «Архитектор», <адрес>, участок 3,5, установленных в ходе проведения землеустроительной экспертизы, с границами земельных участков, сведения о которых содержатся в ЕГРН, выявлено наложение на границы земельного участка с кадастровым номером № с адресным описанием: <адрес>, сельское поселение <адрес>, Тюменское лесничество, Боровское участковое лесничество. Квартала: 20-22, 29-35, Винзилинское участковое лесничество, квартала: 20-26, сведения, о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, площадь наложения 2154 кв.м..
Границы земельного участка с кадастровым номером № установлены фотограмметрическим методом определения координат, то есть без проведения натурного обследования местности. Фактические границы земельного участка по адресу: <адрес>, СНТ «Архитектор», <адрес>,5 при подготовке межевого плана по образованию земельного участка с кадастровым номером № не учитывались. Нарушение имеется со стороны земельного участка с кадастровым номером № так как при установлении его границ в 2016 году небыли учтены фактические границы земельного участка по адресу: <адрес>, СНТ «Архитектор», <адрес>, участок 3,5. Фактическое использование исследуемого земельного участка с 2004 года подтверждается членской книжкой садовода от ДД.ММ.ГГГГ. Пересечение границ земельного участка с кадастровым номером № с фактическими границами земельного участка по адресу: <адрес>, СНТ «Архитектор», <адрес>, участок 3,5, существующими на местности на момент установления границ земельного участка с кадастровым номером №, свидетельствуют о наличии реестровой ошибки в сведениях о границах земельного участка с кадастровым номером №
При проведении кадастровых работ по установлению границ земельного участка с кадастровым номером № земельный участок по адресу: <адрес>, СНТ «Архитектор», <адрес>, участок 3,5, не был учтен.
Согласно Генеральному плану муниципального образования <адрес> муниципального района земельный участок по адресу: <адрес>, СНТ «Архитектор», <адрес>, участок 3,5 расположен в зоне лесов.
Согласно градостроительному зонированию правил землепользования и застройки муниципального образования <адрес> муниципального района земельный участок по адресу: <адрес>, СНТ «Архитектор», <адрес>., участок 3,5 расположен на территории зоны лесов, действия градостроительных регламентов на которые не устанавливаются и не распространяются.
При сопоставлении сведений по фактическим границам земельного участка по адресу: <адрес>, СНТ «Архитектор», <адрес>, участок 3,5 установленных в ходе проведения землеустроительной экспертизы с границами земельных участков, сведения о которых содержатся в ЕГРН, выявлено полное наложение границы земельного участка с кадастровым номером № с адресным описанием: <адрес>, сельское поселение <адрес>, Тюменское лесничество, Боровское участковое лесничество. Квартала: 20-22, 29-35, Винзилинское участковое лесничество, квартала: 20-26, площадь наложения 2154 кв.м. Координаты поворотных точек, установленные при наложении фактических границ земельного участка по адресу: <адрес>, участок 3,5 и границ земельного участка с кадастровым номером №, сведения о которых содержатся в ЕГРН: 1 № №
В силу ч.3 ст.86 ГПК РФ суд оценивает заключение экспертизы по правилам, установленным в статье 67 настоящего Кодекса. В силу ч.1 ст.67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд принимает вышеуказанное экспертное заключение, считает его соответствующим требованиями относимости, допустимости и достоверности, установленным ст. 67 ГПК РФ, поскольку оно проведено и составлено в соответствии с нормами действующего законодательства, научно обосновано, эксперт, предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, кроме того оно подтверждается и согласуется с иными, добытыми по делу доказательствами и не оспаривается сторонами.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 2.8 «Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010-2013 год», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 02.07.2014 г., для безвозмездной передачи земельного участка в собственность необходимо, чтобы участок находился на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, выделенной до введения в действие Федерального закона от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», и заинтересованное лицо, испрашивающее участок в собственность, являлось членом такого объединения.
Федеральный закон от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" вступил в действие 23.04.1998.
Садоводческий кооператив «Архитектор» был зарегистрирован в Государственном реестре предприятий и поставлен на налоговый учет по состоянию на 27 ноября 1996 года, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.
Земельный участок с кадастровым номером 72:17:0404004:123, площадью 1030000 кв.м., поставлен на государственный кадастровый учет 24.07.2001, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для садоводства и огородничества, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка.
Решением Департамента имущественных отношений Тюменской области от 05.02.2018 постановление администрации Андреевского муниципального образования Тюменского района Тюменской области от 24.07.2001 №40 «О предоставлении земельного участка в бессрочное (постоянное) пользование СНТ «Архитектор», в соответствии с которым СНТ «Архитектор» отменено в порядке самоконтроля.
Как разъяснено в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" согласно абзацу тринадцатому статьи 12 ГК РФ при рассмотрении споров, связанных с защитой гражданских прав, суд не применяет противоречащий закону акт государственного органа или органа местного самоуправления независимо от признания этого акта недействительным.
В соответствии с пунктом 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», применение судами Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции. Из положений статьи 46 Конвенции, статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» следует, что правовые позиции Европейского Суда по правам человека, которые содержатся в его окончательных постановлениях, принятых в отношении Российской Федерации, являются обязательными для судов. С целью эффективной защиты прав и свобод человека судами учитываются правовые позиции Европейского Суда по правам человека, изложенные в ставших окончательными постановлениях, которые приняты в отношении других государств – участников Конвенции. При этом правовая позиция учитывается судом, если обстоятельства рассматриваемого им дела являются аналогичными обстоятельствам, ставшим предметом анализа и выводов Европейского Суда по правам человека (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 г. № 21 «О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и Протоколов к ней»). В соответствии со статьей 1 Протокола № 1 к Конвенции каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.
На основании части 1 статьи 48 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
Суд считает, что решения органов местного самоуправления, органов власти или должностного лица в сфере имущественных отношений должны быть предсказуемыми, обоснованными, исключающими произвольность и возможность злоупотреблений, о чем упоминается в пункте 3.3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 марта 2012 г. N 9-П о проверке конституционности части второй статьи 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования "Звениговский муниципальный район" Республики Марий Эл.
Отмена Департаментом имущественных отношений Тюменском области в 2018 году постановления администрации Андреевского муниципального образования Тюменского района Тюменской области от 24.07.2001 №40 «О предоставлении земельного участка в бессрочное (постоянное) пользование СНТ «Архитектор», не может повлиять на права истца, которому был предоставлен земельный участок как члену СНТ.
Таким образом, в судебном заседании нашли подтверждение доводы истца о том, что земельный участок по адресу: по адресу: <адрес>, участок №,5, входит в границы земельного участка, предоставленного СНТ «Архитектор» на праве бессрочного пользования в соответствии с постановлением администрации Андреевского муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении земельного участка в бессрочное (постоянное) пользование СНТ «Архитектор», и исковые требования в данной части подлежат удовлетворению.
В силу ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Из представленных документов и объяснений сторон судом установлено, что земельный участок по адресу: <адрес>, СНТ «Архитектор», <адрес>, участок №,5 фактически существует на местности, обозначен объектами искусственного происхождения (заборами), находится в фактическом пользовании истца, правами третьих лиц не обременен.
Учитывая, что в настоящее время сведения о данном участке в реестре недвижимости отсутствуют, единственным способом защиты права является судебная защита прав истца, при этом обращение в суд с иском о признании права предусмотрено ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, суд полагает, что представленными в материалы дела доказательствами подтверждается наличие у истца права на оформление земельного участка в собственность, реализации которого препятствует отсутствие сведений о том, что земельный участок входит в границы СНТ «Архитектор».
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером № поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, относится к категории земель: земли лесного фонда, имеет разрешенное использование: для ведения лесного хозяйства, расположен по адресу: <адрес>, сельское поселение <адрес> лесничество, Боровское участковое лесничество, квартал 20-22, 29-35, Винзилинское участковое лесничество, квартал: 20-26, принадлежит на праве собственности Российской Федерации, площадь участка 10643610+/-57093 кв.м. Указанный земельный участок образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером №. Сведения о местоположении границ и площади земельного участка внесены в ЕГРН на основании межевого плана, подготовленного кадастровым инженером ФИО9 в рамках государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ № заключенного между Департаментом лесного комплекса и ГБУ ТО «Тюменская авиабаза» с целью исправления реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка.
Из статьи 3 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" следует, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. Частью 1 статьи 8 ЛК РФ также установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Из объяснений сторон в судебном заседании и представленных документов судом установлено, что Департаментом лесного комплекса Тюменской области границы участка с кадастровым номером 72:17:0000000:6824 при постановке его на кадастровый учет с истцом не согласованы, при этом установлено полное наложение границ земельного участка лесного фонда на фактически закрепленные на местности границы земельного участка истца.
В силу ч.1 ст.39 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 ст.39 данного Федерального закона, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из указанных земельных участков в связи с уточнением местоположения его границ.
Согласно ч.3 ст.39 Федерального закона «О кадастровой деятельности» согласование местоположения границ проводится с собственниками смежных земельных участков.
В силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственной регистрации недвижимости" единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав) (ч.3 ст. 1 названного Закона).
Согласно ч.1 ст. 43 выше названного Закона государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).
Как предусмотрено частью первой ст. 21 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации недвижимости) документы, представляемые для осуществления государственного кадастрового учета, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно части третьей ст. 22 Закона о регистрации недвижимости в случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
В соответствии с положениями пункта 1 ст. 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
В силу п. 1 ч.6 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 28.02.2018) "О кадастровой деятельности", согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если, земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов или в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления традиционного природопользования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Согласно ст. 40 Закона о кадастре результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая. Реквизиты документов, удостоверяющих личность таких заинтересованных лиц или их представителей, с указанием реквизитов документов, подтверждающих полномочия представителей заинтересованных лиц, указываются в акте согласования местоположения границ.
Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного настоящим Федеральным законом порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана.
Если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.
В соответствии с пунктом 25 части 1 ст. 26 Закона о регистрации недвижимости осуществление учета изменений земельного участка приостанавливается, если при установлении границ земельного участка нарушен установленный федеральным законом порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с федеральным законом не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ установленными в порядке разрешения земельного спора или признания при выполнении комплексных кадастровых работ местоположения границ земельного участка спорным.
На основании пункта 10 ст. 22 Закона о регистрации недвижимости при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии со статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно ч. 3,4 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Земельный участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственного назначения в иных случаях, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, а также сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими и (или) правоудостоверяющими документами на земельные участки земельный участок относится к категории земель лесного фонда, но до 8 августа 2008 года, в том числе предоставлен для ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства гражданину, садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение, либо образован из указанного земельного участка.
В силу ч.5 ст. 14 названного Закона положения части 4 настоящей статьи применяются также в случае перехода прав граждан на указанный земельный участок после 8 августа 2008 года.
В силу ч.15 ст. 34, Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 28.02.2018) "О государственной регистрации недвижимости", если при внесении в реестр границ сведений о местоположении границ лесничества, лесопарка органом регистрации прав выявлено пересечение их с границами земельных участков, сведения о местоположении которых, содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (за исключением земельных участков, пересечение границ которых с границами лесничеств, лесопарков допускается в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации), орган регистрации прав в течение пяти рабочих дней со дня выявления указанного пересечения вносит в реестр границ описание местоположения границ таких лесничества, лесопарка, в том числе изменения в сведения об их местоположении, в соответствии с описанием местоположения границ указанных земельных участков, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости.
Орган регистрации прав вносит в реестр границ указанные в части 15 настоящей статьи сведения о местоположении границ лесничества, лесопарка таким образом, чтобы границы лесничества, лесопарка не пересекали границы земельного или лесного участка, а земельные участки, не отнесенные к категории земель лесного фонда, не были включены в границы лесничества, лесопарка, расположенных на землях лесного фонда.
Согласно ст. 4.6, Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ ранее учтенных лесных участков осуществляется по заявлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков, или правообладателей лесных участков в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", для уточнения границ земельного участка.
Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном лесном участке осуществляется на основании межевого плана, в котором указывается кадастровый номер, условный номер или учетный номер лесного участка в соответствии со сведениями государственного лесного реестра (при их наличии).
Не допускается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных лесных участках, если их границы имеют пересечения с границами иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также с границами лесничеств, лесопарков, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Поскольку, внесение в ЕГРН сведения о координатах местоположения границ земельного участка с кадастровым номером №, категории земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: для ведения лесного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, сельское поселение <адрес> лесничество, Боровское участковое лесничество, квартал 20-22, 29-35, Винзилинское участковое лесничество, квартал: 20-26, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации, определённых в соответствии с межеванием, подготовленным кадастровым инженером ФИО9, нарушает права истца только в части включения в границы его участка, исключению из ЕГРН подлежат только границы земельного участка истца в части пересечения границ участков.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 8, 12, 218 Гражданского кодекса РФ, ст. 3 п. 9, 9.1 Федерального закона №137-ФЗ от 25.10.2001 «О введении в действие Земельного кодекса РФ», нормами Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 28.02.2018) "О кадастровой деятельности", Федерального закона РФ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» № 66-ФЗ от 15 апреля 1998 г. (в редакции закона на момент возникновения спорных правоотношений), Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", ст. 12, 55, 56, 67, 167, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Признать земельный участок с адресным описанием <адрес>, СНТ «Архитектор», <адрес>,5, входящим в состав территории СНТ «Архитектор».
Признать недействительными результаты межевания, земельного участка с кадастровым номером №, категории земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: для ведения лесного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, сельское поселение <адрес> лесничество, Боровское участковое лесничество, квартал 20-22, 29-35, Винзилинское участковое лесничество, квартал: 20-26, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации, в части включения в его границы 2154 кв.м. земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, СНТ «Архитектор», <адрес>,5.
Установить границы земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, СНТ «Архитектор», <адрес>,5 в следующих координатах: точка № исключив из Единого государственного реестра недвижимости сведения о принадлежности земельного участка в соответствии с данными координатами поворотных точек к границам земельного участка с кадастровым номером № принадлежащего на праве собственности Российской Федерации.
Признать за ФИО1 право собственности на земельный участок, площадью 2157 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, СНТ «Архитектор», <адрес>,5.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд через Тюменский районный суд в течение 1 месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Судья (подпись) Хромова С.А.
Мотивированное решение изготовлено судом 05.10.2021.