Дело № 2а-896/2021
УИД 37RS0019-01-2021-001263-84
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 августа 2021 года город Иваново
Советский районный суд города Иваново в составе:
председательствующего судьи Котковой Н.А.,
при секретаре Жданове Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Иваново к Сахарову Александру Юрьевичу о взыскании налогов и пени,
У С Т А Н О В И Л:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по городу Иваново (далее – ИФНС России по г. Иваново, Инспекция) обратилась в суд с указанным административным иском, в котором просит взыскать с административного ответчика транспортный налог за 2018 год в размере 3 178 рублей, пени по транспортному налогу за период с 26 декабря 2018 года по 04 июля 2019 года в размере 11 рублей 60 копеек, за период с 03 декабря 2019 года по 19 декабря 2019 года в размере 513 рублей 75 копеек, налога на имущество физических лиц за 2018 год в размере 464 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за период с 26 декабря 2018 года по 04 июля 2019 года в размере 20 рублей 76 копеек, за период с 03 декабря 2019 года по 19 декабря 2019 года в размере 1 рубля 70 копеек, пени по земельному налогу за период с 26 декабря 2018 года по 04 июля 2019 года в размере 35 рублей 62 копеек, а также государственную пошлину в установленном порядке.
Заявленные требования мотивированы тем, что в 2018 году Сахаров А.Ю. являлся собственником автомобиля, жилого дома и земельного участка, в связи с чем являлся плательщиком транспортного налога, налога на имущество физических лиц и земельного налога. В связи с неуплатой налогов, размер которых был исчислен в направленном Сахарову А.Ю. налоговом уведомлении, в адрес административного ответчика по почте заказным письмом направлено требования об уплате транспортного налога и налога на имущество, в которых выставлены пени за неуплату налогов в установленный срок, которые также оставлены Сахаровым А.Ю. без исполнения. Кроме того, в адрес Сахарова А.Ю. было направлено требование об уплате пени по земельному налогу за 2017 год, взысканного судебным приказом мирового судьи судебного участка №3 Советского судебного района г. Иваново от ДД.ММ.ГГГГ, которое также было оставлено Сахаровым А.Ю. без исполнения.
В целях принудительного взыскания налогов в судебном порядке налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа. Определением и.о. мирового судьи судебного участка №3 Советского судебного района г. Иваново мировым судьей судебного участка №2 Советского судебного района города Иваново от ДД.ММ.ГГГГ отказано в принятии заявления ИФНС России по г. Иваново о выдаче судебного приказа на взыскание с Сахарова А.Ю. недоимки по налогам и пени. Указанные обстоятельства послужили поводом для обращения Инспекции с иском в суд.
Кроме того, административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи указанного административного искового заявления в суд, в котором указано, что срок на обращение в суд был пропущен по причине отсутствия ресурсов на реализацию процедуры взыскания ввиду невозможности формирования пакета документов для суда в полном объеме, а также большого количества претензионно-искового материала.
Административный истец ИФНС России по г. Иваново, будучи надлежащим образом уведомленная о дате и времени рассмотрения дела в судебное заседание представителя не направила, в административном исковом заявлении содержится просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителя Инспекции.
Административный ответчик Сахаров А.Ю., в судебное заседание также не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещался в порядке, предусмотренном Главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 289 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя административного истца и административного ответчика.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 3 Налогового кодекса РФ (далее по тексту – НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
Статьей 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законом установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (пункт 1 статьи 45 НК РФ).
В силу пункта 2 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога.
Предметом иска, как следует из содержания административного искового заявления, являются транспортный налог за 2018 год в размере 3 178 рублей, пени по транспортному налогу за период с 26 декабря 2018 года по 04 июля 2019 года в размере 11 рублей 60 копеек, за период с 03 декабря 2019 года по 19 декабря 2019 года в размере 513 рублей 75 копеек, налога на имущество физических лиц за 2018 год в размере 464 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за период с 26 декабря 2018 года по 04 июля 2019 года в размере 20 рублей 76 копеек, за период с 03 декабря 2019 года по 19 декабря 2019 года в размере 1 рубля 70 копеек, пени по земельному налогу за период с 26 декабря 2018 года по 04 июля 2019 года в размере 35 рублей 62 копеек.
В соответствии со статьей 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (статья 357 НК РФ).
Согласно статьей 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 359 НК РФ налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность указанного двигателя, выраженная в лошадиных силах.
На основании пункта 1 статьи 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщицами - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Таким образом, документами, служащими основаниями для расчета транспортного налога, являются сведения, представляемые органами ГИБДД.
В соответствии с пунктом 1 статьи 363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
На основании статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Объекты налогообложения зафиксированы в статье 401 НК РФ, к которым относятся жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В силу пункта 1 статьи 409 НК РФ налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Статьей 52 НК РФ определено, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом; в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента; в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление; налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления; в налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога; налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Как следует из материалов дела, в 2017-2018 г.г. Сахаров А.Ю. являлся собственником следующего имущества:
-автомобиля ВАЗ 21310, государственный регистрационный знак № (2017-2018г.г.);
- автомобиля КИА Соренто, государственный регистрационный знак № (2017-2018 г.г.);
-автомобиля МАЗ 6303 42 МАБС-634207-01, государственный регистрационной знак № (2017 год);
-автомобиля Мицубиси Спейс Стар, государственный регистрационный знак № (2018 год);
-земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> (2017 год);
-земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> (2017 год);
-жилого дома с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> (2017-2018 г.г.);
-квартиры кадастровым номером №, расположенной по адресу: <адрес> (2017-2018 г.г.).
ИФНС России по г. Иваново в адрес административного ответчика были направлены налоговые уведомления №76427472 от 06 сентября 2018 года и № 46178582 от 15 августа 2019 года с указанием сумм недоимок по налогам и сроков ее уплаты, что подтверждается налоговыми уведомлениями, где имеются расчеты и данные об объектах налогообложения, находящихся в собственности административного ответчика, периоде взыскания.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 3 Советского судебного района г. Иваново № от ДД.ММ.ГГГГ с Сахарова А.Ю. взыскан транспортный налога за 2017 год в размере 10 208 рублей (уплачен 05 сентября 2019 года) и земельный налог за 2017 год в размере 724 рублей.
В связи с неисполнением обязанности по уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц за 2018 год в установленный законом срок, а также транспортного земельного налога, налога на имущество физических лиц за 2017 года, взысканных упомянутым судебным приказом, в адрес Сахарова А.Ю. Инспекцией были выставлены требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями):
- № 489980 по состоянию на 05 июля 2019 года, содержащее указание на необходимость погашения в срок до 21 августа 2019 года имеющейся задолженности по пени по земельному налогу;
- № 111213 по состоянию на 20 декабря 2019 года, содержащее указание на необходимость погашения в срок до 05 февраля 2020 года имеющейся задолженности по транспортному, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц и пени.
Данные требования в добровольном порядке Сахаровым А.Ю. в срок, установленный в требованиях, не исполнены.
Согласно расчету, представленному Инспекцией, суммы задолженности по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2018 год являются правильными, административным ответчиком не оспорены.
На основании частей 1, 3-4 статьи 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Согласно пункту 6 статьи 75 НК РФ пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46-48 НК РФ.
Поскольку административный ответчик в установленный законодательством о налогах и сборах срок, задолженность по указанным Инспекцией налогам не уплатил, то ему правомерно начислены пени за период просрочки, в частности пени по транспортному налогу за период с 26 декабря 2018 года по 04 июля 2019 года в размере 11 рублей 60 копеек, за период с 03 декабря 2019 года по 19 декабря 2019 года в размере 513 рублей 75 копеек, пени по налогу на имущество физических лиц за период с 26 декабря 2018 года по 04 июля 2019 года в размере 20 рублей 76 копеек, за период с 03 декабря 2019 года по 19 декабря 2019 года в размере 1 рубля 70 копеек, пени по земельному налогу за период с 26 декабря 2018 года по 04 июля 2019 года в размере 35 рублей 62 копеек.
Суд соглашается с представленным истцом расчетом пени и принимает его, поскольку он произведен в соответствии с требованиями статьи 75 НК РФ, исходя из действующей ставки рефинансирования, утвержденной Центральным банком РФ, в период просрочки уплаты налога, исходя из суммы недоимки.
Административным ответчиком данный расчет не оспорен, иного расчета суду не представлено.
Обстоятельств, освобождающих от начисления пени, предусмотренных частями 3 и 8 статьи 75 НК РФ, у суда не имеется.
Проверяя соблюдение налоговым органом срока на обращение в суд с административным исковым заявлением, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании налога и пеней подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Установлено, что в требовании № 111213 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 20 декабря 2019 года установлен срок для добровольной уплаты налога до 05 февраля 2020 года.
Соответственно за принудительным взысканием суммы задолженности по налогу и пени Инспекция должна была обратиться к мировому судье не позднее 05 августа 2020 года.
С заявлением о вынесении судебного приказа ИФНС России по г. Иваново обратилась к мировому судье в мае 2020 года.
Определением и.о. мирового судьи судебного участка №3 Советского судебного района г. Иваново мировым судьей судебного участка №2 Советского судебного района г. Иваново от ДД.ММ.ГГГГ отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа на основании статьи 123.4 КАС РФ в связи с пропуском установленного законом срока для обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа.
Таким образом, налоговым органом срок для принудительного взыскания с Сахарова А.Ю. задолженности по налогу и пени пропущен к мировому судье на 1 месяц.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ).
Учитывая приведенные положения закона, с исковым заявлением в суд налоговый орган должен был обратиться до 03 марта 2021 года.
Исковое заявление в Советский районный суд г. Иваново административным истцом было направлено 28 мая 2021 года, что усматривается из сведений, содержащихся на почтовом конверте, то есть с пропуском установленного закона шестимесячного срока на 2 месяца 25 дней.
Инспекцией с иском представлено заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи указанного административного искового заявления в Советский районный суд г. Иваново, в котором указано, что срок на обращение за принудительным взысканием недоимки и пени был пропущен по причине отсутствия ресурсов на реализацию процедуры взыскания ввиду невозможности формирования пакета документов для суда в полном объеме, а также большого количества претензионно-искового материала, а также представлены доказательства, подтверждающие доводы, изложенные в упомянутом заявлении.
Принимая во внимание установленные судом фактические обстоятельства дела, изучив изложенные в заявлении о восстановлении срока доводы Инспекции о загруженности специалистов налогового органа, не позволившей своевременно обратиться за принудительным взысканием налога с административного ответчика, учитывая незначительные периоды пропуска процессуальных сроков, размер недоимки по налогам, цель обращения в суд, обусловленную защитой интересов и прав бюджетов различных уровней на своевременное и полное поступление налоговых платежей, а также принимая во внимание временные затраты налогового органа, связанные с необходимостью исполнения предусмотренной частью 1 статьи 126 КАС РФ обязанности по предварительному направлению в адрес административного ответчика административного иска, суд усматривает основания для восстановления ИФНС России по г. Иваново процессуального срока на подачу настоящего административного иска в суд.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об обоснованности требований ИФНС России по г. Иваново и взыскании с Сахарова А.Ю. задолженности по налогам и пени.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 333.19 НК РФ, по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, государственная пошлина при подаче административного искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска от 20 000 рублей до 100 000 рублей – 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей; при подаче административного искового заявления о взыскании задолженности по уплате налога и пени налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины.
Сумма государственной пошлины, при удовлетворении требований, подлежит в силу статьи 114 КАС РФ взысканию с административного ответчика Сахарова А.Ю. в размере 400 рублей в бюджет городского округа Иваново.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Иваново к Сахарову Александру Юрьевичу о взыскании налогов и пени удовлетворить.
Взыскать с Сахарова Александра Юрьевича в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Иваново недоимку по транспортному налогу за 2018 год в размере 3 178 рублей, пени по транспортному налогу за период с 26 декабря 2018 года по 04 июля 2019 года в размере 11 рублей 60 копеек, пени по транспортному налогу за период с 03 декабря 2019 года по 19 декабря 2019 года в размере 513 рублей 75 копеек, недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 464 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за период с 26 декабря 2018 года по 04 июля 2019 года в размере 20 рублей 76 копеек, пени по налогу на имущество физических лиц за период с 03 декабря 2019 года по 19 декабря 2019 года в размере 1 рубля 70 копеек, пени по земельному налогу за период с 26 декабря 2018 года по 04 июля 2019 года в размере 35 рублей 62 копеек.
Взыскать с Сахарова Александра Юрьевича в бюджет городского округа Иваново государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Советский районный суд г. Иваново в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись Н.А. Коткова
Копия верна
Судья Н.А. Коткова
Мотивированное решение изготовлено 30 августа 2021 года.