<.....>
Дело № 2-72/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Пермь 18 января 2018 года
Орджоникидзевский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Макашиной Е.Е.,
при секретаре Жужговой Д.А.,
с участием помощника прокурора Орджоникидзевского района г. Перми Кониной С.Г.,
представителя истца Муниципального образования город Пермь в лице администрации города Перми – Исламовой Л.Р., действующей на основании доверенности от (дата),
ответчика Балуева Р.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муниципального образования город Пермь в лице администрации города Перми к Балуеву Р. О. о признании не приобретшим право пользования жилым помещением, выселении,
У С Т А Н О В И Л:
Муниципальное образование город Пермь в лице администрации города Перми обратилось в суд с иском к Балуеву Р.О. о признании его не приобретшим право пользования жилым помещением №... по <АДРЕС> и выселении из комнаты без предоставления иного жилого помещения. Требования мотивированы тем, что комната №... по <АДРЕС> включена в реестр муниципального имущества города Перми на основании распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от (дата) №... В настоящее время в данной комнате проживает Балуев Р.О. без регистрации. Поскольку ответчик в жилом помещении проживает без установленных законом оснований для вселения, договора найма жилого помещения и регистрации, он подлежит выселению без предоставления другого жилого помещения.
В судебном заседании представитель истца – Исламова Л.Р., действующая на основании доверенности, на иске настаивала, дала пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Ответчик Балуев Р.О. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что спорное жилое помещение ему предоставлено ПАО НПО «Искра» в связи с трудовыми отношениями. Представил письменный отзыв по доводам иска, согласно которому (дата). ПАО НПО «Искра» заключило трудовой договор с ним (Балуевым Р.О.), в период прохождения практики и обучения по контракту на целевую подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием, заключенному между Пермским национальным исследовательским политехническим университетом, ПАО НПО «Искра» и Ответчиком, в связи с реализацией государственного плана предприятий оборонно-промышленного комплекса по целевой подготовке профессиональных кадров для ПАО НПО «Искра». (дата). ПАО НПО «Искра» представило Ответчику спорное жилое помещение по договору найма жилого помещения №... в связи с началом трудовой деятельности в ПАО НПО «Искра». ПАО НПО «Искра» считает, что вселение Ответчика в спорное жилое помещение было произведено без нарушения законодательства. Здание общежития по адресу: <АДРЕС> в момент предоставления Ответчику жилого помещения было зарегистрировано по праву государственной собственности и находилось у ПАО НПО «Искра» в хозяйственном ведении, что подтверждается регистрационным удостоверением №.... Фактическая передача общежития в муниципальную собственность началась в (дата). (дата). ПАО НПО «Искра» направило в МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом <АДРЕС> картотеку регистрации жильцов, технические паспорта, договоры, списки жильцов <АДРЕС>. До этого времени ПАО НПО «Искра» содержало здание общежития и пользовалось имуществом на праве хозяйственного ведения. Муниципальное образование <АДРЕС> не предпринимало мер к приему общежития в свою собственность, надлежащему юридическому оформлению передачи общежития, не несло бремя содержания <АДРЕС>. Таким образом, его (ответчика) вселение в спорное жилое помещение не было самоуправным, каких-либо злоупотреблений или нарушений со стороны Балуева Р.О. при вселении в жилое помещение допущено не было. Считает, что у него имеются законные основания для проживания в спорном жилом помещении. Просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица - МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом г. Перми» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Определением суда от (дата) к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ПАО НПО «Искра».
Представитель третьего лица – ПАО НПО «Искра» Круглов Н.И., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, направил в суд отзыв, указав, что ПАО НПО «Искра» с исковыми требованиями не согласно. Спорное жилое помещение было предоставлено ПАО НПО «Искра» Ответчику в связи с трудовыми отношениями. (дата). ПАО НПО «Искра» заключило трудовой договор с Ответчиком, в период прохождения практики и обучения по контракту на целевую подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием, заключенному между Пермским национальным исследовательским политехническим университетом, ПАО НПО «Искра» и Ответчиком, в связи с реализацией государственного плана предприятий оборонно-промышленного комплекса по целевой подготовке профессиональных кадров для ПАО НПО «Искра». (дата) ПАО НПО «Искра» представило Ответчику спорное жилое помещение по договору найма жилого помещения №... в связи с началом трудовой деятельности в ПАО НПО «Искра». Здание общежития по адресу: <АДРЕС> в момент предоставления Ответчику жилого помещения было зарегистрировано по праву государственной собственности и находилось у ПАО НПО «Искра» в хозяйственном ведении, что подтверждается регистрационным удостоверением №.... В соответствии с распоряжением государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом от (дата). №... государственное предприятие ПАО НПО «Искра» преобразовано в Открытое акционерное общество «Научно-производственное объединение «Искра», утвержден устав ОАО НПО «Искра». На основании распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от (дата) №... «О безвозмездной передаче общежитий, составляющих казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования «город Пермь», общежитие, расположенное по адресу: <АДРЕС>, безвозмездно передано в собственность муниципального образования «город Пермь». Фактическая передача общежития в муниципальную собственность началась в (дата). (дата). ПАО НПО «Искра» направило в МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми картотеку регистрации жильцов, технические паспорта, договоры, списки жильцов <АДРЕС>. До этого времени ПАО НПО «Искра» содержало здание общежития и пользовалось имуществом на праве хозяйственного ведения. Муниципальное образование г. Пермь не предпринимало мер к приему общежития в свою собственность, надлежащему юридическому оформлению передачи общежития, не несло бремя содержания <АДРЕС>. Поскольку вселение Ответчика в спорное жилое помещение было произведено на законных основаниях в связи с трудовыми отношениями, в соответствии с договором найма жилого помещения, заключенного между ответчиком и ПАО НПО «Искра», в фактическом ведении которого до (дата). находилось здание общежития, просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Прокурором дано заключение о необоснованности исковых требований Муниципального образования город Пермь в лице администрации города Перми.
Выслушав пояснения сторон, заключение прокурора, исследовав материалы дела, обозрев материалы гражданского дела №..., №..., №..., суд считает, что в удовлетворении исковых требований следует отказать.
В соответствие с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Данное право гарантировано Конституцией РФ. Конституция РФ также гарантировала каждому право на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства.
Согласно ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу ст. 10 ЖК РФ, жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают:
1) из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему;
2) из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей;
3) из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности;
4) в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом;
5) из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах;
6) вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
Пунктом 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии с ч. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Статьей 18 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» (в редакции от 23.12.1992 года) установлено, что при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц, либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья.
Статьей 7 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» предусмотрено, что к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданных ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного Кодекса РФ о договоре социального найма.
Порядок перехода и момент возникновения права муниципальной собственности на передаваемые из федеральной собственности объекты недвижимости урегулирован абз. 33 ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон).
Согласно части 11 статьи 154 Закона передача имущества, закрепленного за государственными учреждениями или предприятиями, может быть осуществлена исключительно с согласия указанных учреждений или предприятий; в этом случае от передающей стороны передаточный акт подписывается уполномоченным лицом предприятия или визируется уполномоченным лицом учреждения (абзац тридцатый); право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном данным Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой соответствующими решениями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника имущества (абзац тридцать первый);
На основании п. 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В Приложении 3 приведены объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского, районного Совета народных депутатов, в числе которых указан жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.
В соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, а также, если указанное имущество используется органами местного самоуправления для целей, установленных статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
При этом решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 «Перечня документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 N 374 (далее по тексту - Перечень), для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность необходимо, в том числе, согласие (письмо) федерального органа исполнительной власти, к ведению которого отнесено федеральное государственное унитарное предприятие, федеральное государственное учреждение, предлагаемые к передаче, либо имущество которых, принадлежащее им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, предлагается к передаче, на передачу имущества.
Согласно пункта 4 Перечня, предложения субъекта Российской Федерации и муниципального образования о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации и муниципальную собственность и передаче имущества из собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность направляются в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и уполномоченным органом местного самоуправления соответственно.
На основании ч.1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В судебном заседании исследованными доказательствами установлено, что (дата) домовладение №... по <АДРЕС> зарегистрировано по праву государственной собственности и находится в хозяйственном ведении у НПО «Искра», что подтверждается регистрационным удостоверением №... (л.д. 150 гр. дело №... ).
Распоряжением Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом, (дата) №... разрешена приватизация государственного предприятия НПО «Искра» путем преобразования в открытое акционерное общество, утвержден устав ОАО «Искра» (л.д. 78 гр. дело №...).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.08.1992г. №..., с изменениями и дополнениями, внесенными распоряжением Госкомимущества России от 15.09.1993г. №...-р, Постановлением Правительства РФ от (дата) №... разработан План приватизации НПО «Искра» (л.д. 121-131 гр. дело №...).
Согласно постановлению администрации Орджоникидзевского района г.Перми №... от (дата) государственное предприятие «НПО «Искра» преобразовано в ОАО «Научно-производственное объединение «Искра» (л.д. 79 гр. дело №... ).
В сводном акте приема передачи жилых домов из федеральной собственности ОАО НПО «Искра» в муниципальную собственность <.....> от (дата), здание по <АДРЕС> отсутствует (л.д. 132-134 гр. дело №... ).
На основании распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от (дата) №... «О безвозмездной передаче общежитий, составляющих казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования «город Пермь» и приложения нему, общежитие, расположенное по адресу <АДРЕС>, безвозмездно передано в собственность муниципального образования «город Пермь» (л.д. 6, 49-51 гр. дело №... ).
Акт приема-передачи общежитий, составляющих казну Российской Федерации, безвозмездно передаваемых в собственность муниципального образования «<АДРЕС>» утвержден руководителем ТУ Росимущества по Пермскому краю (дата) (л.д. 7,52 гр. дело №... ).
Приказом Департамента имущественных отношений администрации города Перми от (дата) №... здание общежития, расположенное по адресу <АДРЕС>, закреплено на праве оперативного управления за МУ «Жилищная служба» Орджоникидзевского района г. Перми (л.д. ). По акту приема-передачи от (дата) здание передано на баланс МУ «Жилищная служба» Орджоникидзевского района г. Перми (л.д.53-54,55 гр. дело №...).
Распоряжением Департамента имущественных отношений администрации города Перми от (дата) №... здание общежития, расположенное по адресу <АДРЕС>, закреплено на праве оперативного управления за МБУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми» (л.д. 68 гр. дело №...).
Распоряжением Департамента имущественных отношений администрации города Перми от (дата) №... прекращено право оперативного управления ИКУ «Жилищная служба города Перми» на здание общежития, расположенное по адресу <АДРЕС> (л.д. 59-62,63-67,68 гр. дело №...).
(дата) ОАО НПО «Искра» направило в МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми картотеку регистрации жильцов, технические паспорта, договоры, списки жильцов общежития по <АДРЕС> (л.д. 72 гр. дело №... ).
(дата) между ОАО НПО «Искра» и Балуевым Р.О. заключен договор №... найма жилого помещения - комнаты, расположенной по адресу: <АДРЕС> сроком до (дата) (л.д.27-29).
Финансовый лицевой счет по адресу: <АДРЕС> ни на кого не открыт (л.д.7).
Согласно сведениям Отдела адресно-справочной работы УФМС России по Пермскому краю, Балуев Р.О. с (дата) зарегистрирован по <АДРЕС> (л.д. ).
Согласно Выписки из реестра муниципального имущества города Перми, жилое помещение №... по <АДРЕС> включено в реестр муниципального имущества города Перми на основании Распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом №... от (дата), реестровый №... (л.д.5).
Из акта обследования жилого помещения от (дата) следует, что в комнате №... по <АДРЕС> проживает Балуев Р.О. (л.д.6), что также подтверждается справкой ПАО НПО «Искра» (л.д. ).
Публичное акционерное общество «Научно-производственное объединение «Искра» поставлено на налоговый учет, что подтверждается свидетельством (л.д.31 гр. дело №...).
По информации администрации г. Перми адрес общежития был изменен на: <АДРЕС>.
Анализируя представленные сторонами доказательства, суд считает, что Балуев Р.О. вселился в жилое помещение №... по <АДРЕС>) не самовольно, а по решению руководства ОАО НПО «Искра» на основании договора найма от (дата), когда жилое помещение находилось в фактическом ведении ОАО НПО «Искра».
Как установлено, на основании распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от (дата) №... «О безвозмездной передаче общежитий, составляющих казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования «город Пермь» и приложения нему, общежитие, расположенное по адресу <АДРЕС>, безвозмездно передано в собственность муниципального образования «город Пермь».
Вместе с тем, истцом в нарушение ч. 1 ст. 56 ГПК РФ доказательства подписания передаточного акта (приложение к распоряжению (дата) №...), общежитий, составляющих казну Российской Федерации, безвозмездно передаваемых в собственность муниципального образования г. Пермь, уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего принятие имущества не представлено.
В материалах дела имеется переписка муниципальных учреждений города Перми с НПО «Искра» передаче картотеки регистрационного учета граждан на жилые помещения, расположенные в домах по <АДРЕС>, технические паспорта, договоры, списки жильцов общежития (л.д. 69-71 гр. дело №...), однако фактическая передача указанной документации произошла лишь (дата) (л.д. 72,73 гр. дело №...).
До этого времени НПО «Искра» содержало здание общежития, пользовалось имуществом на праве хозяйственного ведения. В период с (дата) по (дата) несло убытки, связанные с эксплуатацией дома по <АДРЕС>, что подтверждается бухгалтерскими справками (гр. дело №...).
Поскольку фактически общежитие находилась в ведении ОАО НПО «Искра», Муниципальное образование г. Пермь не предприняло мер к надлежащему приему общежития в свою собственность, надлежащему юридическому оформлению передачи общежития, не несло бремя содержания общежития, с учетом изложенного, а также презумпции знания администрацией г. Перми закона, суд считает, что НПО «Искра» заключило договор найма жилого помещения с Балуевым Р.О. правомерно.
Учитывая вышеизложенное, суд считает, что вселение ответчика в общежитие не было самоуправным, каких-либо злоупотреблений или нарушений со стороны Балуева Р.О. при вселении в спорное жилое помещение допущено не было, следовательно, требования Муниципального образования город Пермь о признании Балуева Р.О. не приобретшим право пользования жилым помещением и выселении удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Муниципального образования город Пермь в лице администрации города Перми к Балуеву Р. О. о признании не приобретшим право пользования жилым помещением №... по <АДРЕС>, выселении из указанного жилого помещения, без предоставления иного жилого помещения – отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд путем подачи жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Перми в течение месяца со дня составления мотивированного решения <.....>
Судья (подпись) Е.Е. Макашина
<.....>