Решение по делу № 33а-4468/2020 от 23.07.2020

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Дело № 33а-4468/2020

№ 2а-1214/2019

Строка 189а

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 августа 2020 года судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего - судьи Кобзевой И.В.,

судей Доровских И.А., Калугиной С.В.,

при секретаре Батуркиной О.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Белгородской области к Солтанову Шахину Нурахмеду оглы о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц,

по апелляционной жалобе Солтанова Шахина Нурахмеда оглы на решение Центрального районного суда г. Воронежа от 10 июня 2020 года.

(судья районного суда Шумейко Е.С.)

Заслушав доклад судьи Воронежского областного суда Кобзевой И.В., судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда

У С Т А Н О В И Л А :

МИФНС России № 4 по Белгородской области обратилась в суд с административным иском к Солтанову Ш.Н.о. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере 1 344 199 рублей, пени за период с 04 декабря 2018 года по 27 января 2019 года в размере 18 953,21 рубля.

В обоснование своих требований административный истец указал, что Солтанов Ш.Н.о. является налогоплательщиком налога на имущество физических лиц на основании статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации.

В связи с несвоевременной и неполной уплатой налога административному ответчику было направлено требование об уплате № 426 от 28 января 2019 года, в котором сообщалось о наличии у Солтанова Ш.Н.о. задолженности по налогу на имущество физических лиц. Требование не исполнено в установленный срок.

31 июля 2019 года мировым судьей судебного участка № 5 в Центральном судебном районе Воронежской области по заявлению административного истца был вынесен судебный приказ о взыскании с Солтанова Ш.Н.о. задолженности по налогу на имущество физических лиц и пени, который был отменен 02 сентября 2019 года.

На момент подачи административного искового заявления задолженность по налогу на имущество физических лиц не погашена.

В этой связи истец просил взыскать с Солтанова Ш.Н.о. недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 1 344 199 рублей, пени за период с 04 декабря 2018 года по 27 января 2019 года в размере 18 953,21 рубля.

Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 10 июня 2020 года заявленные МИФНС России № 4 по Белгородской области требования удовлетворены (л.д.96,97-100).

В апелляционной жалобе Солтанов Ш.Н.о. просит отменить решение Центрального районного суда г. Воронежа от 10 июня 2020 года, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований (л.д.110-115).

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Из содержания статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что в случае, если обязанность по исчислению налога возлагается на налоговый орган, налоговый орган не позднее 30 дней до дня наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

На основании части 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога, предусмотренной пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации, которое в соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом (пункт 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

На основании пунктов 1 и 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В силу положений части 7 и части 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. В случае, если объект недвижимого имущества образован в результате раздела объекта недвижимого имущества или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с объектами недвижимого имущества, включенными в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, указанный вновь образованный объект недвижимого имущества при условии соответствия его критериям, предусмотренным настоящей статьей, до включения его в перечень подлежит налогообложению по кадастровой стоимости, определенной на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.

Согласно части 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

В соответствии с частью 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании указанной задолженности за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

На основании пункта 2 стати 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Из материалов дела следует, что административный ответчик Солтанов Ш.Н.о. до 15 сентября 2016 года являлся собственником объектов недвижимости - строений, помещений и сооружений с кадастровыми номерами , , , , , , расположенных по адресу: 309512, Белгородская область, г.<адрес>

Налоговым органом ответчику за 2016 год начислен налог на имущество физических лиц в общей сумме 1 344 199,00 рублей, в адрес ответчика было направлено налоговое уведомление от 24 октября 2018 года (л.д.19). Налог подлежал уплате в срок до 03 декабря 2018 года.

При этом за объекты (кроме строения, сооружения, помещения с кадастровым номером ), в соответствии с положениями пунктов 1 и 2 части 1, частей 7 и 10 статьи 378.2, части 3 статьи 402, части 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации, налог обоснованно рассчитан исходя из ставки налога в размере 2% от кадастровой стоимости, поскольку решением Совета Депутатов Старооскольского городского округа Белгородской области от 12 ноября 2015 года № 365 «О налоге на имущество физических лиц на территории Старооскольского городского округа» с 01 января 2016 на территории Старооскольского городского округа введен налог на имущество физических лиц с определением налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности физическим лицам.

Налоговые ставки установлены пунктами 22, 2.3 указанного выше Решения, в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей – 2,0 процента. В отношении прочих объектов – 0,5 процента.

Так как начисленная сумма добровольно в полном объеме ответчиком уплачена не была, налоговым органом в адрес Солтанова Ш.Н.о. было направлено требование № 426 от 28 января 2019 года об уплате налога в размере 1 344 199,00 рублей и пени в размере 18 953,2 рубля, которое подлежало исполнению в срок до 25 марта 2019 года (л.д.16).

Указанное требование не было исполнено ответчиком, в связи с чем, по заявлению МИФНС России № 4 по Белгородской области мировым судьей судебного участка № 5 в Центральном судебном районе Воронежской области был вынесен судебный приказ от 31 июля 2019 года о взыскании с Солтанова Ш.Н.о. задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 1 344 199,00 рублей и пени в размере 18 953,2 рубля, который был отменен определением мирового судьи от 02 сентября 2019 года в связи с поданными ответчиком возражениями (л.д.7).

Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные МИФНС России № 4 по Белгородской области требования о взыскании с Солтанова Ш.Н.о. задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 1 344 199,00 рублей и пени в размере 18 953,2 рубля, районный суд установил, что налоговым органом был соблюден предусмотренный налоговым законодательством порядок взыскания налога, сроки обращения в суд за взысканием задолженности истцом не пропущены, пришел к выводу об удовлетворении заявленных налоговым органом требований при наличии правовых оснований для взыскания с ответчика задолженности по оплате налога в размере, заявленном в иске налоговым органом.

Кроме того, судом первой инстанции указано, что довод административного ответчика о том, что на объекты недвижимости, составляющие налоговую базу, Солтанов Ш.Н.о. утратил право собственности на основании акта от 22 августа 2013 года передачи нереализованного имущества должника (Солтанова Ш.Н.о.) взыскателю (ОАО "<данные изъяты>") в счет погашения долга и постановления судебного пристава-исполнителя от 19 августа 2013 года о передаче нереализованного имущества должника взыскателю несостоятелен, поскольку право собственности ОАО "<данные изъяты>" было зарегистрировано лишь 15 сентября 2016 года, то есть спустя 3 года. Таким образом, районный суд пришел к выводу, что позиция Солтанова Ш.Н.о. о прекращении в 2013 году его права собственности на нежилые помещения основана на неверном толковании норм права, поскольку в данном случае право собственности административного ответчика на объекты недвижимости сохранялось до момента перехода права собственности к ОАО "<данные изъяты>".

Судебная коллегия с такими выводами районного суда согласна, так как они сделаны на основании всесторонне и тщательно исследованных доказательств и фактически установленных обстоятельств, которым суд дал надлежащую правовую оценку при верном применении норм материального и процессуального права.

В соответствии частью 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Согласно частям 2,3,5 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

На основании статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Частью 2 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма налога на имущество физических лиц исчисляется на основании сведений, представленных органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

Анализ приведенных норм закона позволяет сделать вывод о том, что право собственности на недвижимое имущество возникает и прекращается с момента соответствующей государственной регистрации, следовательно, лицо, указанное в Едином государственном реестре недвижимости в качестве собственника объекта недвижимости, до прекращения права собственности на этот объект исполняет обязанность по уплате налога на имущество в отношении указанного объекта недвижимости.

Поскольку действующее налоговое законодательство связывает момент возникновения обязанности по уплате налога либо прекращения такой обязанности с действиями налогоплательщика, и на последнего возлагается обязанность, в том числе по обращению в компетентные органы с заявлением о регистрации прекращения права собственности, то есть регистрация носит заявительный характер, риски наступления неблагоприятных последствий несовершения таких действий лежат именно на налогоплательщике.

В Едином государственном реестре недвижимости в качестве собственника объектов недвижимости, на которые начислен налог, до 15 сентября 2016 года значился Солтанов Ш.Н.о., в связи с чем налоговым органом обоснованно заявлено требование о взыскании именно с ответчика налога на имущество.

Более того, в соответствии с частью 2 статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации письменные доказательства представляются в суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии.

Административным ответчиком в районный суд представлены незаверенные копии акта от 22 августа 2013 года передачи нереализованного имущества должника (Солтанова Ш.Н.о.) взыскателю (ОАО "<данные изъяты>") в счет погашения долга и постановления судебного пристава-исполнителя от 19 августа 2013 года о передаче нереализованного имущества должника взыскателю (л.д.43-46), подлинность которых не представлялось возможность проверить, так как по сообщению судебного пристава-исполнителя исполнительное производство уничтожено в связи с истечением срока его хранения (л.д.40).

При таких обстоятельствах представленные ответчиком доказательства не отвечают требованиям допустимости.

Из материалов дела следует, что обязанность по оплате налога на имущество физических лиц за 2016 год Солтанов Ш.Н.о. в полном объеме и в установленные законом сроки не исполнил, в связи с этим судом обоснованно взыскана недоимка по налогу на имущество физических лиц в размере 1 344 199 рублей и пени за период с 04 декабря 2018 года по 27 января 2019 года в размере 18 953,21 рубля как заявлено в административном иске.

Иные доводы апелляционной жалобы Солтанова Ш.Н.о., в том числе о пропуске налоговым органом срока для обращения в суд, повторяют позицию административного ответчика в суде первой инстанции, они были предметом рассмотрения суда, им дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения, так как они не содержат оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и на выражение несогласия с постановленным решением, которое вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права, содержат субъективное толкование правовых норм, однако выводов суда не опровергают, поэтому их нельзя признать убедительными.

Руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда г. Воронежа от 10 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Солтанова Шахина Нурахмеда оглы - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу в день его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационной суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий:

судьи коллегии:

33а-4468/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
МИФНС России №4 по Белгородской области
Ответчики
Солтанов Шахин Нурахмед оглы
Суд
Воронежский областной суд
Судья
Кобзева Ирина Викторовна
Дело на странице суда
oblsud.vrn.sudrf.ru
24.07.2020Передача дела судье
27.07.2020Судебное заседание
18.08.2020Судебное заседание
28.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.08.2020Передано в экспедицию
18.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее