УИД 10RS0011-01-2023-014154-81
Дело № 12-38/2024 (12-853/2023)
Р Е Ш Е Н И Е
19 января 2024 года г. Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия (г. Петрозаводск, ул. Красная, д. 33) Нуриева Анна Валерьевна, при секретаре Ординой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Министра здравоохранения Республики Карелия О. на постановление начальника отделения - старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Республике Карелия ГМУ ФССП России Т. № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении
Министерства здравоохранения Республики Карелия (далее – Минздрав Карелии, Министерство), <данные изъяты>
у с т а н о в и л:
Постановлением начальника отделения - старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Республике Карелия ГМУ ФССП России Т. № от ДД.ММ.ГГГГ Министерство здравоохранения Республики Карелия признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Министр здравоохранения Республики Карелия О., не согласившись с указанным постановлением, обратился в суд с жалобой, просит постановление отменить. В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что Министерством предпринимаются все возможные меры, направленные на исполнение обязательств в рамках исполнительного производства №-ИП, возбужденного на основании исполнительного листа № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, вина Министерства здравоохранения РК во вменяемом административном правонарушении отсутствует. Так, во исполнение решения суда в условиях предельного дефицита бюджета Республики Карелия Министерство изыскало денежные средства в размере <данные изъяты> рублей на обеспечение двух пациентов сенсорами по решениям суда; финансирование доведено до Государственного казенного учреждения Республики Карелия «Центр бухгалтерского учета и организации закупок при Министерстве здравоохранения Республики Карелия» (далее - учреждение). Министерство ДД.ММ.ГГГГ (исх.№) направило в учреждение требование произвести закупку сенсоров Enlite MMT-7008 к системе непрерывного мониторинга глюкозы инсулиновой помпы Медтроник MiniMed Paradigm REAL-Time 722 в количестве не менее 80 штук; ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ учреждением направлены предложения поставщикам и производителю ООО «Медтроник» на указанные сенсоры с целью формирования начальной (максимальной) цены контракта для размещения закупки в форме электронного запроса котировок. Заявитель указывает, что ООО «Медимпульс» ДД.ММ.ГГГГ сообщило посредством электронного сообщения о невозможности поставки сенсоров Enlite MMT-7008, информации от иных поставщиков в учреждение не поступало; ООО «Медтроник» в письме от ДД.ММ.ГГГГ № проинформировало, что работает над возобновлением доступности медицинского изделия на территории Российской Федерации. В условиях тяжелейшей ситуации в связи с международной обстановкой на протяжении марта – мая 2023 года на рынке в Российской Федерации имелась дефектура указанных сенсоров. Поясняет, что с учетом сложившейся ситуации Министерство перераспределило сенсоры для мониторирования глюкозы и согласно разнарядке от ДД.ММ.ГГГГ для К. были выделены сенсоры для мониторирования глюкозы Enlite MMT-7008, вариант исполнения ММТ-7008А в количестве 5 (пяти) штук. На приеме у врача ГБУЗ «Городская поликлиника №» ДД.ММ.ГГГГ К. выписан рецепт № на 5 штук сенсоров, ДД.ММ.ГГГГ пациенткой получены медицинские изделия в аптеке. ГКУ РК «Центр бухгалтерского учета и организации закупок при Министерстве здравоохранения Республики Карелия» ДД.ММ.ГГГГ заключен государственный контракт № на поставку расходных материалов к инсулиновым помпам датчиков системы чрескожного мониторинга уровня глюкозы (сенсоры для мониторирования глюкозы Enlite MMT-7008) в рамках программы «Мероприятия по обеспечению своевременного оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, медицинской эвакуации» в 2023 году. В соответствии со спецификацией к контракту закуплено 80 штук датчиков для двух пациентов, данное количество датчиков покрывает потребность К. до февраля 2024 года включительно. ДД.ММ.ГГГГ К. были получены 15 датчиков, что покрывает ее потребность до октября 2023 года. На основании изложенного, учитывая, что вопрос организации обеспечения медицинским изделием К. находится на контроле Министерства, заявитель полагает, что основания для привлечения Министерства к административной ответственности отсутствуют.
Министерство здравоохранения Республики Карелия в судебное заседание своего представителя не направило, извещено о времени и месте слушания дела надлежащим образом.
Представители Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия, Специализированного отделения судебных приставов по Республике Карелия ГМУ ФССП России в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении №, обозрев материалы исполнительного производства №-ИП, материалы гражданского дела №, проверив дело в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, учитывая, что жалоба подана в суд в соответствии с требованиями ст.30.3 КоАП РФ и срок обжалования не пропущен, судья приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно статье 13 Гражданского процессуального кодекса РФ суды принимают судебные постановления в форме судебных приказов, решений суда, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции (часть 1). Вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (часть 2). Неисполнение судебного постановления влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом (часть 3).
Статьей 5 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ) предусмотрено, что принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
В своей деятельности судебный пристав-исполнитель исходит из целей и задач исполнительного производства, которыми являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (статья 2).
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
На основании ч.1 ст.14 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» законные требования сотрудника органов принудительного исполнения подлежат выполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами на территории Российской Федерации.
Согласно статье 105 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему указанным Федеральным законом.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оспариваемое постановление вынесено по тем основаниям, что Министерство здравоохранения Республики Карелия, расположенное по адресу: <адрес>, являясь должником по исполнительному производству №-ИП, возбужденному ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа серия №, выданного Петрозаводским городским судом РК по решению №, вступившему в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, не исполнило требование судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ об исполнении требований исполнительного листа в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а именно: обеспечить К. сенсором Enlite MMT-7008 к системе непрерывного мониторинга глюкозы инсулиновой помпы Медтроник MiniMed Paradigm REAL-Time 722 на весь период лечения до момента окончания лечения или изменения тактики лечения согласно рекомендациям лечащего врача, подтвержденного решением комиссии - из расчета пять штук в месяц.
Как следует из материалов дела, решением Петрозаводского городского суда РК от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворен иск прокурора Республики Карелия, действующего в интересах К.. Решением суда на Министерство здравоохранения РК возложена обязанность обеспечить К. сенсором Enlite MMT-7008 к системе непрерывного мониторинга глюкозы инсулиновой помпы Медтроник MiniMed Paradigm REAL-Time 722 на весь период лечения до момента окончания лечения или изменения тактики лечения согласно рекомендациям лечащего врача, подтвержденного решением комиссии, а именно: из расчета пять штук в месяц. Решение не обжаловалось, вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ведущим судебным приставом-исполнителем Межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по Республике Карелия В. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП в отношении должника Министерства здравоохранения Республики Карелия, должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в указанном выше исполнительном документе.
В связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по Республике Карелия В. от ДД.ММ.ГГГГ с Министерства здравоохранения Республики Карелия взыскан исполнительский сбор в сумме 50000 рублей.
Требованием судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ установлен срок исполнения требований, содержащихся в указанном выше исполнительном документе, а именно: в срок до ДД.ММ.ГГГГ Министерство здравоохранения Республики Карелия обязано обеспечить К. сенсором Enlite MMT-7008 к системе непрерывного мониторинга глюкозы инсулиновой помпы Медтроник MiniMed Paradigm REAL-Time 722 на весь период лечения до момента окончания лечения или изменения тактики лечения согласно рекомендациям лечащего врача, подтвержденного решением комиссии, а именно: из расчета пять штук в месяц.
В установленный в требовании судебного пристава-исполнителя срок должник не исполнил указанные в исполнительном документе обязательства, что подтверждается материалами дела и заявителем не оспаривается.
Таким образом, в срок до ДД.ММ.ГГГГ Министерством здравоохранения Республики Карелия не исполнено требование судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ об исполнении требований исполнительного листа, выданного Петрозаводским городским судом РК по делу №.
Часть 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» предусматривает, что вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляются в разумные сроки.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт своевременно не исполняется; исполнение судебного решения, по смыслу ч.1 ст.46 Конституции Российской Федерации, следует рассматривать как элемент судебной защиты, что обязывает федерального законодателя при выборе в пределах своей конституционной дискреции того или иного механизма исполнительного производства осуществлять непротиворечивое регулирование отношений в этой сфере, создавать для них стабильную правовую основу и не ставить под сомнение конституционный принцип исполнимости судебного решения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2002 г. № 1-П, от 14 мая 2003 г. № 8-П, от 14 июля 2005 г. № 8-П, от 12 июля 2007 г. № 10-П, от 26 февраля 2010 г. № 4-П, от 14 мая 2012 г. № 11-П, от 10 марта 2016 г. № 7-П).
Событие административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, и виновность юридического лица в его совершении подтверждаются совокупностью собранных доказательств по делу: протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, который соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ и существенных недостатков не имеет; исполнительным листом серии № выданным Петрозаводским городским судом РК; постановлением судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ; копией постановления судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с Министерства здравоохранения Республики Карелия исполнительского сбора; требованием судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ; иными письменными материалами дела и материалами исполнительного производства.
При вынесении оспариваемого постановления должностным лицом приняты во внимание все доказательства, имеющиеся в материалах дела, правильно определены фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию и необходимые для всестороннего рассмотрения дела об административном правонарушении.
Собранные по делу доказательства оценены должностным лицом по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, что соответствует ст.26.11 КоАП РФ.
При производстве по делу об административном правонарушении срок давности привлечения к административной ответственности, принцип презумпции невиновности не нарушены, нарушений процессуальных требований, влекущих отмену оспариваемого постановления, не допущено.
Доводы жалобы о принятии Министерством здравоохранения Республики Карелия мер, направленных на исполнение судебного акта, судом расцениваются как несостоятельные, так как сведения о наличии объективной невозможности исполнения должником возложенной решением суда обязанности в срок, установленный требованием судебного пристава-исполнителя, при проявлении должной степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела отсутствуют.
Как следует из материалов исполнительного производства, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем в требовании от ДД.ММ.ГГГГ, К. была обеспечена сенсорами в количестве 5 штук, что однако не свидетельствует об исполнении Министерством требований исполнительного документа по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, поскольку на основании вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ решения суда К. должны предоставляться 5 сенсоров для мониторинга уровня глюкозы каждый месяц.
Поскольку совершенное административное правонарушение посягает на институт судебной власти и принципы обеспечения эффективности решения суда, доводы Министерства здравоохранения Республики Карелия, сводящиеся к отсутствию виновности в совершении инкриминируемого деяния в связи с недостаточным бюджетным финансированием, с учетом характера требования исполнительного документа, основанием для освобождения должника от административной ответственности служить не могут.
Заключение ДД.ММ.ГГГГ государственного контракта с ООО «В-Д-М» на поставку расходных материалов к инсулиновым помпам датчиков системы чрескожного мониторинга уровня глюкозы и неисполнение поставщиком обязательств по контракту в установленный срок не влечет выводов о том, что Министерством приняты своевременные, необходимые и достаточные меры к исполнению содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после взыскания исполнительского сбора, и соблюдению норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Принятые в данном случае меры, в том числе в юридически значимый период времени не исключают виновное бездействие должника по исполнительному производству, поскольку с очевидностью не свидетельствуют о возможных исчерпывающих и своевременных мерах, направленных на исполнение судебного акта. Доказательств, подтверждающих объективное существование уважительных причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для исполнения, в материалах дела не имеется, как не имеется доказательств того, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными препятствиями, находящимися вне контроля должника при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась в целях надлежащего исполнения. В этой связи полагать, что отсутствует вина Министерства здравоохранения Республики Карелия в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований не имеется.
Вопреки доводам жалобы, уважительными причинами неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок являются чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П).
Поскольку совершенное административное правонарушение посягает на институт судебной власти, принципы обеспечения эффективности решения суда, реального и своевременного восстановления нарушенных прав граждан в сфере здравоохранения, оснований для освобождения Министерства здравоохранения Республики Карелия от административной ответственности, в том числе, на основании статьи 2.9 КоАП РФ, не имеется.
Учитывая изложенное, обоснованность привлечения Министерства здравоохранения Республики Карелия к административной ответственности по 1 статьи 17.15 КоАП РФ сомнений не вызывает.
Существенных нарушений норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого постановления должностного лица по делу об административном правонарушении, допущено не было.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения постановления начальника отделения - старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Республике Карелия ГМУ ФССП России Т. № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, в отношении Министерства здравоохранения Республики Карелия не усматривается.
Руководствуясь ст.ст. 30.1 – 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л :
Постановление начальника отделения - старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Республике Карелия ГМУ ФССП России Т. № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, в отношении Министерства здравоохранения Республики Карелия оставить без изменения, жалобу заявителя – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия (г.Петрозаводск, ул.Кирова, д.27) через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (г.Санкт-Петербург, ул.Садовая, д.26).
Судья А.В. Нуриева