Решение по делу № 2-293/2024 от 09.07.2024

                                            УИД 10RS0011-01-2024-003923-41

    Дело № 2-293/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 сентября 2024 года                                                                                            пгт Лоухи

Лоухский районный суд Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Поращенко Г.Л.,

при секретаре Васильевой Е.Н., с участием представителя ОСФР по Республике Карелия Братышевой И.Г., действующего по доверенности, с использованием видеоконференц-связи,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лихоты В.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия о включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, перерасчете пенсии,

установил:

Лихота В.А. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия (далее ОСФР по Республике Карелия) о возложении обязанности включить в страховой стаж периоды работы: с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, произвести перерасчет страховой пенсии по старости с 10 ноября 2022 года.

В обоснование требований истец указал, что с октября 2022 года проживает на территории Российской Федерации, гражданином которой является. Ранее проживал в ..., где ему была назначена в 2010 году трудовая пенсия. 10 ноября 2022 года он обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, приложив документы, подтверждающие наличие необходимого стажа (трудовая книжка, выписка из индивидуального лицевого счета от 11 ноября 2022 года). Решением ответчика от 27 февраля 2023 года ему отказано в назначении пенсии по старости, в связи с недостаточной величиной индивидуального пенсионного коэффициента – 3,614, при требуемом коэффициенте – 23,4. Общий трудовой стаж установлен в размере – 26 лет 15 дней. На основании Закона Российской Федерации от 17 февраля 2023 года №17-ФЗ «Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области» и его заявления от 3 марта 2023 года с 1 марта 2023 года ему назначена страховая пенсия по старости в соответствии со ст.ст. 8, 35 Федерального закона «О страховых пенсиях». Вместе с тем, ответчиком не включены в страховой стаж по старости обозначенные периоды работы, составляющие 13 лет 7 месяцев 9 дней, что повлияло на расчет индивидуального пенсионного коэффициента.

Определением Лоухского районного суда Республики Карелия от 1 августа 2024 года в дело привлечено третье лицо, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – Межведомственная комиссия по реализации трудовых, пенсионных и социальных прав отдельных категорий лиц Правительства ДНР.

В письменном отзыве представитель ответчика просил в удовлетворении иска отказать. Пояснил суду, что решением отделения с 3 марта 2023 года истцу назначена страховая пенсия по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с применением норм Федерального закона от 17-ФЗ «Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области» на основании его заявления от 3 марта 2023 года, с 1 марта 2023 года в размере хх ххх,хх руб., без учета спорных периодов работы. После поступления данных от Межведомственной комиссии Лихоте А.А. Отделением включены в страховой стаж спорные периоды работы, произведен перерасчет пенсии и её выплата.

Истец Лихота В.А., его представитель Корбанкова М.К., представитель третьего лица о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не заявили.

В соответствии со статьей 167 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотреть дело при данной явке.

Представитель ответчика Братышева И.Г. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве. Дополнительно пояснила, что истцом не оспаривается решение ОСФР по Республике Карелия об отказе в назначении пенсии по старости от 27 февраля 2023 года, а поэтому основания для перерасчета страховой пенсии по старости с 10 ноября 2022 года отсутствуют. Спорные периоды работы истца, после поступления заключения межведомственной комиссии по реализации трудовых, пенсионных и социальных прав отдельных категорий лиц, включены в трудовой стаж Лихоты В.А., распоряжением Пенсионного фонда произведен перерасчет размера пенсии и её выплата. Истцу было отказано в назначении страховой пенсии по старости на основании ст. 8 Федерального закона №ФЗ-400 в связи с отсутствием требуемого пенсионным законодательством размера индивидуального пенсионного коэффициента – 23,4.

Заслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, оценив их в совокупности с представленными доказательствами, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судом сторонам в соответствии со ст.114 Гражданского процессуального кодекса РФ предлагалось представить в суд все имеющиеся у них доказательства по делу, а также указывалось на последствия непредставления доказательств в суд, также разъяснялось положение ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ, согласно которому каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом и требования ст. 57 Гражданского процессуального кодекса РФ, в связи с чем, суд выносит решение на основании доказательств, представленных истцом.

Судом установлено, что Лихота В.А., ХХ.ХХ.ХХ года рождения, с 2010 года являлся получателем пенсии в соответствии с законодательством ....

Лихота В.А. имеет регистрацию по месту пребывания с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ по адресу: ..., паспорт гражданина РФ ...

10 ноября 2022 года Лихота В.А. обратился в Пенсионный фонд с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.

Решением Пенсионного фонда №175853/22 от 27 февраля 2023 года Лихоте В.А. отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального Закона № 400-ФЗ в связи с недостаточной величиной индивидуального пенсионного коэффициента. При этом страховой стаж истца был определен в календарном исчислении продолжительностью – 26 лет 15 дней, при требуемом – 13 лет; величина ИПК – 3,614, что меньше требуемого 23,4. В страховой стаж не учтены периоды работы: с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ.

3 марта 2023 года Лихота В.А. обратился в Пенсионный фонд с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального Закона № 400-ФЗ.

Заключением межведомственной комиссии по реализации трудовых, пенсионных и социальных прав отдельных категорий лиц правительства Донецкой Народной Республики от 31 мая 2024 года Лихоте В.А. установлены периоды работы с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ в ... районном объединении «Сельхозхимия», с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ в ... ордена Трудового Красного Знамени производственном объединении соляной промышленности «Артемсоль», период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ нахождения на учете в ... городском центре занятости, включаемые в страховой (трудовой стаж). Характер работы Комиссией не подтвержден. Основания для установления размера заработка до 1 января 2002 года не установлены.

Решением о назначении пенсии от 10 марта 2023 года Лихоте В.А. назначена пенсия по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с применением норм Федерального закона от 17 февраля 2023 года №17-ФЗ «Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области» с 3 марта 2023 года бессрочно.

Распоряжением о перерасчете размера пенсии ОСФР по Республике Карелия от 13 марта 2024 года Лихоте В.А. произведен перерасчет страховой пенсии по старости с 1 марта 2023 года.

Согласно расчета ОСФР по Республике Карелия величины индивидуального пенсионного коэффициента Лихота В.А. составит: 1. Величина ИПК в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с учетом периода службы по призыву с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ; периода получения пособия по безработице с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ; период работы с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, составит 23,007 балла, что менее требуемого 23,4 балла; 2. Величина ИПК в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с учетом периода службы по призыву с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ; периода получения пособия по безработице с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ; период работы с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, составит 18, 957 балла, что менее требуемого 23,4 балла; 3.Величина ИПК в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и норм Федерального закона от ХХ.ХХ.ХХ №17-ФЗ «Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области», составит 91,634 + 20,018 = 111,652 балла; 4.Величина ИПК в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» без учета периодов: службы по призыву с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ; периода получения пособия по безработице с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ; период работы с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, составит 17,869 балла, что менее требуемого 23,4 балла; 5.Величина ИПК в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» без учета периодов: службы по призыву с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ; периода получения пособия по безработице с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ; период работы с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, составит 16, 058 балла, что менее требуемого 23,4 балла.

Изложенные обстоятельства подтверждаются материалами дела, сторонами не оспариваются, поэтому суд считает их установленными.

Исходя из смысла статьи 39 Конституции Российской Федерации право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 года (далее Федеральный закон «О страховых пенсиях»).

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

В силу части 1 статьи 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

До 1 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Для определения величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) учитываются продолжительность трудового стажа и заработок до 01.01.2002, и суммы страховых взносов, начисленных за время работы после 01.01.2002, если таковые имелись.

В силу статьи 35 «Переходные положения» Федерального закона «О страховых пенсиях» продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет (п. 1). Пунктом 2 этой статьи предусмотрено ежегодное увеличение продолжительности страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, начиная с 1 января 2016 на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона.

В статье 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» закреплено, что гражданам, которые указаны в ч. 1 ст. 8, пунктах 19 - 21 ч. 1 ст. 30, п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости в 2022 году имеют мужчины, достигшие возраста 61 год 6 месяцев, при наличии страхового стажа не менее 13 лет и величине, индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 23,4 балла.

Из смысла части 1 статьи 8, частей 1, 2, 3 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» следует, что для назначения страховой пенсии по старости необходима совокупность условий: достижение определенного возраста, наличие страхового стажа требуемой продолжительности и наличие определенной величины индивидуального пенсионного коэффициента. Отсутствие одного из названных условий влечет отказ в назначении страховой пенсии по старости.

Федеральным конституционным законом от 04 октября 2022 года № 5-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики», Донецкая Народная Республика принимается в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и статьей 4 Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».

Во исполнение указанного Федерального конституционного закона был принят Федеральный закон от 17 февраля 2023 года № 17-ФЗ «Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области», которым урегулированы особенности реализации права на пенсионное и дополнительное социальное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области по состоянию на день принятия в Российскую Федерацию указанных республик и областей и образования в составе Российской Федерации новых субъектов (30 сентября 2022 года).

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 17 февраля 2023 года № 17-ФЗ с 1 марта 2023 года на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства вправе обратиться за установлением, пересмотром в соответствии с законодательством Российской Федерации пенсий и (или) иных выплат, устанавливаемых к пенсии. При обращении за установлением, пересмотром пенсий и (или) иных выплат, устанавливаемых к пенсии, в период с 1 марта 2023 года по 29 февраля 2024 года такие пенсии и (или) выплаты устанавливаются, пересматриваются с 1 марта 2023 года, но не ранее чем со дня возникновения права на пенсию и (или) выплату, за исключением назначения, перерасчета размера дополнительного социального обеспечения (часть 1 статьи 2 Федерального закона от 17 февраля 2023 года № 17-ФЗ в редакции, действовавшей на момент обращения истца с заявлением о перерасчете размера пенсии).

В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 17 февраля 2023 года № 17-ФЗ перерасчет размера пенсии осуществляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление о перерасчете размера пенсии. При этом в случае обращения за перерасчетом размера пенсии в период с 1 марта 2023 года по 29 февраля 2024 года перерасчет размера пенсии осуществляется с 1 марта 2023 года.

Таким образом, Федеральный закон от 17 февраля 2023 года № 17-ФЗ «Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области», вступивший в силу с 1 марта 2023 года, устанавливает особый порядок реализации прав граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 30 сентября 2022 года на территории, в том числе Донецкой Народной Республики, в период с 11 мая 2014 года по 29 сентября 2022 года включительно и выехавших за пределы указанных территорий в Российскую Федерацию, на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также создает условия для организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе индивидуального (персонифицированного) учета.

Перерасчет размера страховой пенсии по старости с учетом положений указанного Федерального закона возможно произвести только с 1 марта 2023 года при условии обращения пенсионера за перерасчетом размера пенсии в период с 1 марта 2023 года по 29 февраля 2024 года.

Расчет величины индивидуального пенсионного коэффициента Лихоты В.А., представленный ответчиком, на основании которого судом принимается настоящее решение, произведен им с учетом всех влияющих на его размер показателей, подробно обоснован и соответствует требованиям пенсионного законодательства.

Судом установлено на основании представленных сторонами документов и материалов, что индивидуальный пенсионный коэффициент Лихоты В.А. на дату обращения с заявлением о назначении страховой пенсии по старости (10.11.2022) составлял менее требуемой по закону величины индивидуального пенсионного коэффициента 23,4 балла, в том числе с учетом включения в страховой стаж спорных периодов, что явилось законным и обоснованным основанием для отказа истцу ответчиком в назначении страховой пенсии по старости на основании статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Кроме того, суд отказывает Лихоте В.А. в удовлетворении исковых требований о включении спорных периодов его работы с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ в трудовой стаж и перерасчете размера страховой пенсии, так как решением Пенсионного фонда, в связи с поступлением заключения межведомственной комиссии при правительстве ДНР, истцу включены спорные период в трудовой стаж и произведен перерасчет пенсии с выплатой причитающихся ему денежных сумм. Основания для перерасчета пенсии с 10 ноября 2022 года отсутствуют, так как величина ИПК не соответствует требуемому - 23,4 балла.

Изложенное является основанием для отказа Лихоте В.А. в удовлетворении заявленных исковых требованной в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 114, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Лихоты В.А. (СНИЛС Номер) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия (ИНН 1001040791) о включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, перерасчете размера пенсии, - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия через Лоухский районный суд Республики Карелия в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий                                                                               Г.Л. Поращенко

Решение в окончательной форме

изготовлено 4 октября 2024 года.

2-293/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Лихота Владимир Алексеевич
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия
Другие
Корбанкова Марина Константиновна
Межведомственная комиссия по реализации трудовых, пенсионных и социальных прав отдельных категорий лиц Правительства ДНР
Суд
Лоухский районный суд Республики Карелия
Дело на странице суда
louhsky.kar.sudrf.ru
09.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
10.07.2024Передача материалов судье
11.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.08.2024Судебное заседание
09.09.2024Судебное заседание
30.09.2024Судебное заседание
04.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.11.2024Дело оформлено
30.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее