Решение по делу № 33-1399/2023 от 30.01.2023

В суде первой инстанции дело № 2-552/2022

Дело № 33-1399/2023                                                             г. Хабаровск

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда

в составе:

председательствующего        Шапошниковой Т.В.,

судей                    Плотниковой Е.Г., Литовченко А.Л.,

при секретаре             Куклиной Ю.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 02 марта 2023 года гражданское дело по иску Ванинского транспортного прокурора к Акционерному обществу "Ванинский морской торговый порт" о понуждении к совершению действий,

по апелляционной жалобе Акционерного общества "Ванинский морской торговый порт" на решение Ванинского районного суда Хабаровского края от 21 ноября 2022 года.

Заслушав доклад судьи Плотниковой Е.Г., объяснения представителя АО "Ванинский морской торговый порт" Потоцкой Е.А., представителя истца Садаевой А.Р., представителя ФГУП "Росморпорт" Эскиной В.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Ванинский транспортный прокурор обратился в суд с указанным иском к АО "Ванинский морской торговый порт" (АО "Порт Ванино"), ссылаясь на то, что АО "Порт Ванино" осуществляет перевалку сыпучих грузов (уголь, глинозем) на причалах №№ 5-6, 7, 9, 11, 12, 15, 16, 17, 20, пирс №3, расположенных в границах прибрежной защитной полосы водного объекта - бухты Ванина п. Ванино (в водоохранной зоне), а также прилегающей к нему территории АО "Порт Ванино" без оборудования сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод.

Прокурор просил с учетом уточнений исковых требований в порядке ст.39 ГПК РФ обязать АО "Порт Ванино" в срок, не превышающий 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, оборудовать территорию порта морского терминала АО "Порт Ванино", расположенную по адресу: п. Ванино, Хабаровский край, ул. Железнодорожная, д.1, на которой размещены гидротехнические сооружения — причалы №№ 5-6, 7, 9, 11, 12, 15, 16, 17, 19, 20, пирс №3 и складские площади для хранения грузов, находящиеся в водоохранной зоне водного объекта – бухта Ванина Татарского пролива, сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с требованиями Водного кодекса Российской Федерации.

Решением Ванинского районного суда Хабаровского края от 21.11.2022 исковые требования Ванинского транспортного прокурора удовлетворены.

Судом постановлено: обязать АО "Порт Ванино" оборудовать территорию порта морского терминала АО "Порт Ванино", расположенную по адресу: п. Ванино, Хабаровский край, ул. Железнодорожная, д.1, на которой размещены гидротехнические сооружения — причалы №№ 5-6, 7, 9, 11, 12, 15, 16, 17, 20, пирс №3 и складские площади для хранения грузов, находящиеся в водоохранной зоне водного объекта - бухта Ванина Татарского пролива, сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с требованиями Водного кодекса Российской Федерации, в срок не превышающий 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с АО "Ванинский морской торговый порт" в бюджет Ванинского муниципального района Хабаровского края государственную пошлину в размере 6000 рублей.

В апелляционной жалобе представитель АО "Порт Ванино" просит решение суда первой инстанции отменить, как принятое с нарушением норм материального права, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование доводов жалобы указано на то, что требования Ванинской транспортной прокуратуры в части понуждения общества оборудовать складские площади для хранения грузов, находящихся в водоохраной зоне водного объекта, являются недопустимыми, поскольку ранее данное требование уже являлось предметом спора между теми же сторонами в рамках гражданского дела №2-54/2013, решение суда ответчиком исполнено, АО "Порт Ванино" восстановило водосборные лотки, исключающие прямое попадание поверхностного стока в море с причалов, арендуемых портом, что подтверждается окончанием исполнительного производства. С 2021 года сброс ливневых сточных вод осуществляется через МУП "Янтарь" на основании заключенного договора оказанных услуг, переданные в рамках договора оказания услуг объемы сточной воды подлежат дополнительной обязательной очистке, осуществляемой МУП "Янтарь". Причальные сооружения не относятся к зоне ответственности Порта Ванино в силу действующего законодательства и заключенного с ФГУП "Росморпорт" договора аренды от 01.03.2010, согласно условиям которого создание ливневой канализации является реконструкцией гидротехнических сооружений, что прямо запрещено условиями заключенного договора. Ссылка прокурора на п. 174 Технического регламента о безопасности объектов морского порта предполагает, что системы канализации и очистных сооружений объектов морского порта уже созданы.

В письменных возражениях на доводы апелляционной жалобы и дополнениях к ним Ванинский транспортный прокурор просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В письменном отзыве на апелляционную жалобу ФГУП "Росморпорт" просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, выслушав объяснения представителя АО "Ванинский морской торговый порт" Потоцкой Е.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя истца Садаевой А.Р., представителя ФГУП "Росморпорт" Эскиной В.В., выразивших согласие с решением суда, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения и (или) изменения.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что АО "Порт Ванино" осуществляет перевалку сыпучих грузов (уголь, глинозем) на причалах №№ 5-6, 7, 9, 11, 12, 15, 16, 17, 20, расположенных в границах прибрежной защитной полосы водного объекта - бухты Ванина п. Ванино (в водоохранной зоне), а также прилегающей к нему территории АО "Порт Ванино", осуществляет хозяйственную деятельность по перевалке сыпучих (уголь, глинозем) и лесных грузов, в том числе на земельных участках, общей площадью 93,15 га, площадь акватории морского терминал 0,31 кв.м, длина причального фронта 2504 п.м., расположенных по адресу: п. Ванино, Хабаровский край, ул. Железнодорожная д. 1, на которых размещены гидротехническое сооружение — причалы и складские площади для хранения грузов.

Площадки для хранения угля и других грузов не имеют стока поверхностных вод, а ливневая канализация находится в неудовлетворительном состоянии, в результате чего сброс неочищенных сточных вод с площадок происходит в бухту Ванина.

На основании договора аренды от 01.03.2010 №29/ДО-Ю АО "Порт Ванино" арендует у ФГУП "Росморпорт" находящееся в федеральной собственности и закрепленное на праве хозяйственного ведения за ФГУП "Росморпорт" недвижимое имущество - причалы №№ 5-6, 7, 9, 10, 11, 12, 15, 16, 17,19, 20 и пирс № 3, расположенные на территории морского порта Ванино по адресу: ул. Железнодорожная, 1, п. Ванино, Хабаровский край.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь ст. ст. 55, 60, 65 Водного кодекса РФ, ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст.ст. 4, 16 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", п.п. 5, 174 Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 № 620, п. 2.4.7 Санитарных правил СП 2.5.3650-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16.10.2020 N 30, установив факт отсутствия на территории порта АО "Порт Ванино", на которой размещены гидротехнические сооружения – причалы №№ 5-6, 7, 9, 11, 12, 15, 16, 17, 20, пирс №3 и складские площади для хранения грузов, находящиеся в водоохранной зоне водного объекта - бухта Ванина Татарского пролива, сооружений, обеспечивающих охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, что является нарушением требований водного и природоохранного законодательства, влечет нарушение закрепленных в Конституции Российской Федерации прав жителей Ванинского муниципального района Хабаровского края на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, может привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания многих видов растений и животных, обитающих в водной среде бухты Ванино, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований Ванинского транспортного прокурора.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, а также представленных доказательствах, которые исследованы судом и им в решении дана надлежащая правовая оценка.

В соответствии со ст.34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.

В силу ч.2 ст.55 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно ст.60 ВК РФ при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации гидротехнических сооружений и при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов, должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия на водные объекты, технологические нормативы, установленные в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", за исключением случаев, установленных федеральными законами (ч.1).

При эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций (п.3 ч.6).

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст.65 ВК РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Согласно ч.16 ст.65 ВК РФ в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются: 1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения; 2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод; 3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса; 4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов; 5) сооружения, обеспечивающие защиту водных объектов и прилегающих к ним территорий от разливов нефти и нефтепродуктов и иного негативного воздействия на окружающую среду.

Пунктом 2.4.7 Санитарных правил СП 2.5.3650-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16.10.2020 N 30) предусмотрено, что погрузочно-разгрузочный комплекс должен оборудоваться системами водоотведения и отвода поверхностно-ливневых сточных вод. Ливневые стоки с территории погрузочно-разгрузочного комплекса должны подвергаться очистке, в том числе от нефтепродуктов, перед их сбросом.

Согласно пункту 174 раздела 4 Технологического регламента "О безопасности объектов морского транспорта" (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 N 620), система канализации и очистные сооружения, необходимые для сбора и приема производственно-дождевых стоков в порту, должны поддерживаться в исправном состоянии.

Таким образом, осуществление хозяйственной и иных видов деятельности, в частности указанных в части 16 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, должно сопровождаться созданием специальных сооружений, цели создания и эксплуатации которых соответствуют целям создания водоохранных зон.

Разрешая доводы жалобы в части того, что причальные сооружения не относятся к зоне ответственности АО «Порт Ванино», судебная коллегия находит их несостоятельными.

По договору аренды от 01.03.2010 №29/ДО-Ю, заключенному между ФГУП "Росморпорт" и АО "Порт Ванино", спорные объекты переданы в аренду ответчику, который фактически осуществляет их эксплуатацию и на которого, в соответствии с условиями договора аренды, возложены обязанности по соблюдению норм и правил технической эксплуатации и использования гидротехнических сооружений (причалов) (п. 2.2.1 договора), требований контролирующих и надзорных органов, отраслевых норм и правил (п. 2. 2. 7 договора) и осуществлению за свой счет текущего и капитального ремонта Объектов в соответствии с документами, составляющими пополняемую часть паспорта гидротехнического сооружения (2.2.16 договора).

Поскольку ответчик является водопользователем, а объекты, посредством которых он осуществляет свою хозяйственную деятельность (арендуемые причалы и пирс) оказывают влияние на водные объекты, находятся в непосредственной близости от водного объекта, данные обстоятельства возлагают на ответчика обязанность по соблюдению вышеназванных норм по охране водных объектов в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности с учетом установленного запрета на сброс в них сточных вод без соответствующей очистки.

Доводы жалобы о том, что устройство очистных сооружений представляет собой реконструкцию объекта, обязанность по проведению которой возложена на арендодателя, судебная коллегия признает необоснованными.

Судом установлено, что по условиям договора аренды причалы и пирс переданы в аренду ответчику для использования по целевому назначению сроком на 49 лет (п. 1.3 договора).

Пунктом 2.2.6 договора предусмотрена возможность производства ответчиком необходимых перепланировок и неотделимых улучшений арендуемых объектов с письменного согласия ФГУП "Росморпорт".

Пунктом 2.2.1 договора установлена обязанность ответчика использовать объекты в соответствии с установленными законодательством нормами и правилами, в том числе санитарными.

Таким образом, АО "Порт Ванино" вправе произвести все необходимые мероприятия (улучшения), направленные на устранение действующего природоохранного законодательства, без нарушения согласованных сторонами условий договора аренды.

Кроме того, в пункте 2.2.7 договора аренды согласовано условие о том, что арендатор обязан за свой счет исполнять предписания надзорных и контролирующих органов о принятии мер по ликвидации ситуаций, возникших в результате деятельности арендатора, ставящих под угрозу сохранность объектов, экологическую и санитарную обстановку вне арендуемых объектов.

Доказательства того, что АО "Порт Ванино" обращалось к ФГУП "Росморпорт" по вопросу согласования проектной документации и работ по оборудованию спорных объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в материалы дела не представлено.

Таким образом, доводы ответчика об отсутствии у него, как арендатора, обязанности обустройства спорных объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, судебная коллегия признает несостоятельными.

Доводы жалобы о недопустимости требований прокурора по причине того, что заявленные требования являлись предметом спора между теми же сторонами в рамках гражданского дела, решение по которому ответчиком исполнено, не являются основанием к отмене оспариваемого решения суда. В виду установленных в ходе настоящего дела фактов нарушений ответчиком требований Водного законодательства по оборудованию территории порта морского терминала АО "Порт Ванино", расположенной по адресу: п. Ванино, Хабаровский край, ул. Железнодорожная, д.1, на которой размещены гидротехнические сооружения — причалы №№ 5-6, 7, 9, 11, 12, 15, 16, 17, 20, пирс №3 и складские площади для хранения грузов, находящиеся в водоохранной зоне водного объекта - бухта Ванина Татарского пролива, сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца.

Доводы жалобы в части того, что сброс ливневых сточных вод осуществляется через МУП "Янтарь" на основании заключенного договора оказанных услуг, в рамках которого объемы сточной воды подлежат дополнительной обязательной очистке, осуществляемой гарантирующей организацией, не принимаются судебной коллегией, поскольку опровергаются материалами дела, в т.ч. сведениями МУП "Янтарь" от 01.03.2023 об отсутствии действующих договорных отношений между предприятием и АО "Ванинский морской торговый порт" на откачку сточных вод и нечистот.

Доводы жалобы о размещении в сети Интернет информации о том, что организатором закупок на выполнение проектных работ по реконструкции сетей ливневой канализации и оборудованию локальными очистными сооружениями причалов является ФГУП "Росморпорт", не опровергают установленных судом обстоятельств, поскольку организация закупок производится в отношении объектов, которые эксплуатируются ФГУП "Росморпорт" и не переданы в аренду.

Имеющие значение для дела обстоятельства определены судом правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, нормы материального права применены верно, процессуальных нарушений не допущено.

Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и выражают несогласие с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, тогда как основания для переоценки доказательств отсутствуют.

Таким образом, обжалуемое решение следует признать законным и обоснованным, и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Ванинского районного суда Хабаровского края от 21 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Акционерного общества "Ванинский морской торговый порт" – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи

33-1399/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Ванинский транспортный прокурор
Ответчики
АО Порт Ванино
Другие
ФГУП Росморпорт
Суд
Хабаровский краевой суд
Дело на сайте суда
kraevoy.hbr.sudrf.ru
30.01.2023Передача дела судье
02.03.2023Судебное заседание
14.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.03.2023Передано в экспедицию
02.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее