Дело № 2-786/2018
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
24 января 2018 года г. Челябинск
Центральный районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего судьи Л.Н. Мокроусова,
при секретаре А.М. Викулине,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Болонова Михаила Викторовича к ФКУ «Военный комиссариат Челябинской области» о признании незаконным решения и права на получение пенсии с учетом большей процентной надбавки за выслугу лет,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Болонов М.В. обратился в суд с иском к ФКУ «Военный комиссариат Челябинской области» с требованиями о признании недействительным Решения Комиссии военного комиссариата Челябинской области по проверке законности исчисления ежемесячной надбавки за выслугу лет и взыскания их необоснованной выплаты, оформленное протоколом заседания, утвержденного 19 декабря 2016 года военным комиссаром Челябинской области, которым установлено, что с 01 января 2017 года выплата пенсии за выслугу лет в целях приведения в соответствие с действующим законодательством будет производиться в размере 25% к окладу денежного содержания и восстановления положения, существовавшего до вынесения указанного решения.
В обоснование иска указав, что он является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации с 25 ноября 1993 года. Решением Комиссии военного комиссариата Челябинской области по проверке законности исчисления ежемесячной надбавки за выслугу лет и взыскания их необоснованной выплаты, оформленным протоколом заседания, утвержденным 19 декабря 2016 года военным комиссаром Челябинской области, установлено, что с 01 января 2017 года выплата пенсии за выслугу лет в целях приведения в соответствие с действующим законодательством Болонову М.В. будет производиться в размере 25% к окладу денежного содержания, что противоречит п.1 ст. 5 Федерального закона от 07 ноября 2011 года №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».
Рстец Болонов Рњ.Р’. Рё его представитель Жмаев Рњ.Р®., РІ судебном заседании уточнили исковые требования, просили признать решение военного комиссариата Челябинской области, оформленное протоколом РѕС‚ 19.12.2016 РіРѕРґР° незаконным Рё отменить Рё обязать ответчика исчислять Рё выплачивать пенсию истцу СЃ 01.01.2017 РіРѕРґР° Р·Р° выслугу лет РёР· расчета ежемесячной надбавки Р·Р° выслугу лет Рє окладу денежного содержания РІ размере 30%, СЃ учетом периода прохождения Болоновым Рњ.Р’. службы РІ Вооруженных Силах Украины.
Представитель ответчика – Мартынов А.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, в котором охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7, часть 2), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. При этом Конституция Российской Федерации непосредственно не предусматривает конкретные условия и порядок предоставления пенсий, - государственные пенсии и социальные пособия, согласно ее статье 39 (часть 2), устанавливаются законом. Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать различные пенсионные системы исходя из специфики осуществляемой гражданами трудовой или служебной деятельности.
Федеральный законодатель, действуя в рамках предоставленных ему полномочий, во исполнение Конституции Российской Федерации закрепил в Законе Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» основания и условия реализации права на пенсию.
Пенсии за выслугу лет и по инвалидности, назначаемые лицам, проходившим военную службу, а также пенсии по случаю потери кормильца членам их семей исчисляются из денежного довольствия, в составе которого в соответствии с частью первой статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности, оклад по воинскому званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
С 1 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 7 ноября 2011 года №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат». Указанным Федеральным законом установлена новая система денежного довольствия лиц, проходящих военную службу, предусматривающая значительное увеличение оклада денежного содержания военнослужащих и изменяющая состав включаемых в денежное довольствие ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Частью 13 ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 07 ноября 2011 года №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» с 01 января 2012 года предусмотрена Ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания устанавливается в следующих размерах:
1) 10 процентов - при выслуге от 2 до 5 лет;
2) 15 процентов - при выслуге от 5 до 10 лет;
3) 20 процентов - при выслуге от 10 до 15 лет;
4) 25 процентов - при выслуге от 15 до 20 лет;
5) 30 процентов - при выслуге от 20 до 25 лет;
6) 40 процентов - при выслуге 25 лет и более.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Болонов М.В. приказом Министра обороны Украины от 12 ноября 1993 года №02391 уволен в запас по возрасту, и направлен на учет в Миасский РВК Челябинской области, где ему назначена пенсия за выслугу лет.
В выслугу лет при назначении пенсии учтены, в том числе периоды службы истца в Вооруженных силах СССРс 01.07.1972 года по 16.01.1992 года, то есть 19 лет 6 месяцев 16 дней и с 17.01.1992 года по 24.11.1993 года – в Вооруженных силах Украины, присягу на верность народу Украины принял 17.01.1992 года. Общая продолжительность выслуги лет в календарном исчислении составляет 22 года 1 месяц и 22 дня, в льготном исчислении – 23 года.
С учетом указанной продолжительности выслуги размер пенсии истца с 01 января 2012 года был определен исходя из денежного довольствия, включающего процентную надбавку за выслугу лет в размере 30%.
На основании протокола заседания комиссии военного комиссариата Челябинской области по проверке законности назначения и выплат пенсий, пособий, компенсаций и взысканий в случае их необоснованной выплаты от 19 декабря 2016 года размер пенсии Болонову М.В. с 01.01.2017 года пересчитан в сторону уменьшения, при этом для расчета процентной надбавки за выслугу лет в соответствии с правилами исчисления выслуги лет период службы истца в Вооруженных силах Украины с 17.01.1992 года по 24.11.1993 года исключен из выслуги лет, продолжительность которой составила 19 лет 6 месяцев 16 дней, что соответствует размеру процентной надбавки 25%.
В соответствии с п. «а» абз.1 ст. 14 Закона РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1 пенсия за выслугу лет устанавливается в процентном отношении от соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного ст. 43 данного закона с учетом имеющейся выслуги лет.
В силу п.п. 8,9 ст. 12 Федерального закона от 08 ноября 2011 года №309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» размеры пенсий, назначенных гражданам до 01 января 2012 года в соответствии с Законом от 12 февраля 1993 года №4468-1, подлежат пересмотру с 01 января 2012 года.
При пересмотре указанных выше размеров пенсий в составе денежного довольствия учитываются оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы) в размерах, установленных в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 07 ноября 2011 года №306-ФЗ.
В соответствии с ч.13 ст. 2 Федерального закона от 07 ноября 2011 года №306-ФЗ ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания при выслуге от 20 до 25 лет устанавливается в размере 30%, при выслуге от 15 до 20 лет – в размере 25%. При этом правила исчисления выслуги лет для назначения ежемесячной надбавки определяются Правительством РФ (ч.14 ст.2).
Согласно п.2 Правил исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим ежемесячной надбавки за выслугу лет, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2011 года №1074, зачету в календарном исчислении в выслугу лет для назначения военнослужащим надбавки за выслугу лет подлежат следующие периоды военной службы:
а) военная служба в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, органах, а также в создаваемых на военное время специальных формированиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
б) военная служба в Вооруженных Силах Союза ССР, войсках, воинских формированиях, органах, учреждениях и иных организациях в соответствии с законодательством Союза ССРи РСФСР, в Объединенных Вооруженных Силах государств - участников Содружества Независимых Государств;
в) военная служба граждан Российской Федерации в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств - участников Содружества Независимых Государств (при их переводе в установленном порядке в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы);
г) военная служба граждан Российской Федерации до 1 января 1995 г. в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств - бывших республик Союза ССР, не входящих в Содружество Независимых Государств;
д) военная служба граждан Российской Федерации в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах иностранных государств, с которыми заключены соответствующие международные договоры или соглашения о военном сотрудничестве;
Р’ соответствии СЃ Консультативным заключением Ркономического РЎСѓРґР° Содружества Независимых Государств Рѕ толковании применения положения СЃС‚. 2 Соглашения РѕС‚ 15 мая 1992 РіРѕРґР°, основанном РЅР° анализе законодательства бывшего РЎРѕСЋР·Р° РЎРЎР , РІ том числе бывших союзных республик, РІ СЃС‚. 2 Соглашения РѕС‚ 15 мая 1992 РіРѕРґР° для исчисления выслуги лет РІ РѕРґРЅРѕРј случае – для определения права РЅР° пенсию (часть первая), РІ РґСЂСѓРіРѕРј случае – для определения размера денежного довольствия (часть вторая) установлены отдельные правила относительно применяемого национального законодательства. РџРѕ этой причине выслуга лет для назначения пенсий, исчисленная РїРѕ законодательству государств-участников, РЅР° территории которых военнослужащие проходили службу, принимается для установления права РЅР° пенсию Р·Р° выслугу лет Рё РЅРµ учитывается РїСЂРё определении размера денежного довольствия для назначения пенсий, РІ том числе РїСЂРё расчете процентной надбавки Р·Р° выслугу лет. Процентная надбавка Р·Р° выслугу лет исчисляется РїРѕ законодательству государств-участников, РЅР° территории которых проживают военнослужащие. Р’ таком Р¶Рµ РїРѕСЂСЏРґРєРµ исчисляется выслуга лет для определения размера процентной надбавки.
Согласно положений ст. 62 Закон РФ от 12.02.1993 года №4468-1 в случае обнаружения ошибки, допущенной при назначении пенсии за выслугу лет, производится устранение этой ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
РР· материалов дела следует, что РїСЂРё расчете размера пенсии СЃ 01 января 2017 РіРѕРґР° выслуга лет Болонова Рњ.Р’. для определения права РЅР° пенсию, установленная РїСЂРё первоначальном назначении пенсии (23 РіРѕРґР°), ответчиком РЅРµ изменена, процентная надбавка Р·Р° выслугу лет определена СЃ учетом периода службы РІ Вооруженных силах РЎРЎРЎР (19 лет 6 месяцев 16 дней), что РЅРµ противоречит нормам действующего законодательства.
Учитывая, что процентная надбавка за выслугу лет исчисляется по законодательству государства-участника, на территории которого проживает военнослужащий, и в таком же порядке исчисляется выслуга лет для определения размера процентной надбавки, у суда не имеется оснований для удовлетворения исковых требований Болонова М.В. о признании незаконным решения Комиссии военного комиссариата Челябинской области по проверке законности исчисления ежемесячной надбавки за выслугу лет и взыскания их необоснованной выплаты, оформленного протоколом заседания, утвержденного 19 декабря 2016 года.
Довод стороны истца о нарушении ответчиком положений ст.5 Федерального закона Российской Федерации от 07 ноября 2011 года №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» является несостоятельным по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 5 Федерального закона Российской Федерации от 07 ноября 2011 года №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» при пересмотре с 01 января 2012 года размеров пенсий с учетом нового порядка определения размера пенсии, в том числе исходя из новых размеров денежного довольствия, не допускается реальное уменьшение размеров установленных до 01 января 2012 года пенсий.
Как следует из представленных в материалы дела справок о начислении пенсий, в результате применения нового порядка исчисления пенсий Болонову М.В. снижения уровня пенсионного обеспечения лица допущено не было, наоборот произошло увеличение размера пенсий в денежном выражении. Так, начиная с 01 января 2012 года, был произведен пересмотр пенсии, в результате которого размер пенсии истца увеличился на 95,8% (с 8879,14 рублей до 17385,21 рублей), а с 01.02.2017 года размер пенсии увеличился на 28,6% (с 17385,21 рублей до 22359,92 рублей).
При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения исковых требований о признании права на получение пенсии с учетом процентной надбавки за выслугу лет в размере 30%, у суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШРР›:
В удовлетворении исковых требований Болонова Михаила Викторовича к ФКУ «Военный комиссариат Челябинской области» – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Центральный районный суд г. Челябинска.
Председательствующий Л.Н. Мокроусова