Решение по делу № 33а-140/2020 от 08.09.2020

Судья суда 1 инстанции                                                        Дело №33а-140/2020

Пеннер И.А.                                                                                      №2а-225/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Анадырь                                                                       15 октября 2020 года

Судебная коллегия по административным делам суда Чукотского автономного округа в составе

председательствующего             Принцева С.А.,

судей                                   Зиновьева А.С., Поляковой О.А.,

при секретаре                     Корегиной М.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чукотскому автономному округу на решение Иультинского районного суда от 26 июня 2020 года, которым постановлено:

«административное исковое заявление Главы Администрации городского округа Эгвекинот Коркишко Романа Викторовича к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чукотскому автономному округу, руководителю Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чукотскому автономному округу Семенихину Антону Викторовичу о признании незаконным и отмене предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чукотскому автономному округу от 20.05.2020 № 04-Э/427 удовлетворить частично.

Признать незаконным предписание от 20.05.2020 № 04-Э/427, вынесенное на имя Главы Администрации городского округа Эгвекинот Коркишко Романа Викторовича руководителем Управления Роспотребнадзора по Чукотскому автономному округу Семенихиным А.В.

Возложить на Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чукотскому автономному округу обязанность отменить указанное предписание от 20.05.2020 № 04-Э/427.

Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чукотскому автономному округу направить в Иультинский районный суд и Главе Администрации городского округа Эгвекинот Коркишко Роману Викторовичу сообщение об исполнении настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

Требование о приостановлении исполнения предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чукотскому автономному округу от 20.05.2020 № 04-Э/427 оставить без удовлетворения».

Заслушав доклад судьи Поляковой О.А., судебная коллегия

установила:

в Иультинский районный суд обратился Глава Администрации городского округа Эгвекинот Коркишко Р.В. с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чукотскому автономному округу (далее по тексту – Управление Роспотребнадзора по Чукотскому автономному округу) о признании незаконным и отмене предписания            от 20 мая 2020 года №04-Э/427.

В обоснование заявленных требований указано, что в связи с угрозой распространения в Чукотском автономном округе новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) руководителем Управления Роспотребнадзора по Чукотскому автономному округу 20 мая 2020 года административному истцу выдано предписание об организации с 25 мая 2020 года контроля за передвижением членов экипажа морских транспортных средств, прибывающих на территорию района (включая национальные сёла) на период навигации 2020 года. Полагает, что данное предписание является незаконным, поскольку действующим законодательством (Федеральными законами от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,                  от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») деятельность в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения не отнесена к вопросам местного значения городского округа.

Определением Иультинского районного суда от 2 июня 2020 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечён руководитель Управления Роспотребнадзора по Чукотскому автономному округу Семенихин А.В. (л.д.48-51).

Судом первой инстанции постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе административный ответчик Управление Роспотребнадзора по Чукотскому автономному округу, указывая на нарушение и неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам административного дела, просит данный судебный акт отменить, отказав в удовлетворении административных исковых требований.

В возражениях на апелляционную жалобу административного ответчика Глава Администрации городского округа Эгвекинот         Коркишко Р.В. просил оставить её без удовлетворения, решение Иультинского районного суда – без изменения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции административный истец Глава Администрации городского округа Эгвекинот Коркишко Р.В., административный ответчик руководитель Управления Роспотребнадзора по Чукотскому автономному округу Семенихин А.В. не явились, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Управления Роспотребнадзора по Чукотскому автономному округу не явился, о времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении настоящего административного дела в своё отсутствие.

Судебная коллегия, руководствуясь частью 2 статьи 306, частью 1 статьи 307, частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), признавая, что участие сторон при рассмотрении настоящего дела в суде апелляционной инстанции не является обязательным, провела судебное разбирательство в их отсутствие.

Изучив материалы дела, оценив имеющиеся в нём доказательства, проверив решение суда первой инстанции в соответствии со статьёй 308 КАС РФ в полном объёме, судебная коллегия приходит к следующему.

Предписанием руководителя Управления Роспотребнадзора по Чукотскому автономному округу от 20 мая 2020 года №04-Э/427 на Главу Администрации городского округа Эгвекинот возложена обязанность организовать с 25 мая 2020 года контроль за передвижением членов экипажа морских транспортных средств, прибывающих на территорию района (включая национальные сёла района) на период навигации 2020 года, а именно: исключение схода на берег членов экипажей судов, если это не предусмотрено технологическим процессом, в соответствии с ограничительными мерами в связи с особенностью распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) в субъекте Российской Федерации; обеспечение изоляции членов экипажей судов в течение 14 суток в случае схода на берег по непроизводственной причине; обеспечение выполнения всех профилактических (противоэпидемических) мероприятий, в том числе использование средств индивидуальной защиты и соблюдение правил личной гигиены на время выполнения различных технологических процессов (погрузочных/разгрузочных работ); обеспечение максимального ограничения контактов населения с экипажами морских транспортных средств. Предписано также представлять административному ответчику информацию о выполнении перечисленных обязанностей еженедельно по пятницам (л.д.3).

Удовлетворяя административные исковые требования о признании незаконным данного предписания, суд первой инстанции исходил из того, что действующее законодательство в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения не наделяет органы местного самоуправления полномочиями по введению мер, связанных с ограничением передвижения граждан, прибывших на территорию Чукотского автономного округа, в связи с чем пришёл к выводу о том, что оснований для возложения на Главу Администрации городского округа Эгвекинот обязанностей по контролю за передвижением членов экипажей морских транспортных средств, прибывающих на территорию района (включая национальные сёла) на период навигации 2020 года, у административного ответчика не имелось. При этом суд указал, что проверка выполнения юридическими лицами и гражданами санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в том числе предусмотренных постановлением Губернатора Чукотского автономного округа от 17 апреля 2020 года №38 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Чукотского автономного округа в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», относится к полномочиям органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Данные выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения. Находя указанные выводы суда в решении правильными, коллегия не усматривает необходимости повторно приводить мотивировку этих выводов в настоящем определении.

Довод апелляционной жалобы административного ответчика о том, что Управление Роспотребнадзора по Чукотскому автономному округу вправе давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания, в том числе о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, не влечёт незаконность постановленного решения.

Исходя из положений подпункта 5 пункта 1 статьи 44 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту – Федеральный закон №52-ФЗ), федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя, в том числе выдачу предписаний о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (пункт 2 статьи 50 Федерального закона №52-ФЗ).

В соответствии со статьёй 1, частью 1 статьи 2 Федерального закона №52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил, как составной части осуществляемой ими деятельности.

Полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 2, статьи 5, 6 Федерального закона №52-ФЗ).

В силу частей 1 и 3 статьи 29 указанного выше Федерального закона в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 данного Федерального закона.

По смыслу приведённых выше положений действующего законодательства во взаимосвязи со статьёй 3 указанного выше Федерального закона, органы местного самоуправления обеспечивают санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, включая проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в связи с чем предписание должностного лица, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор, должно содержать требование о возложении на органы местного самоуправления лишь тех дополнительных обязанностей в области санитарно-эпидемиологического благополучия, исполнение которых для них обязательно в силу действующего законодательства.

Между тем, как правильно указано судом первой инстанции, вопросы обеспечения выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, перечисленных в оспариваемом предписании от 20 мая 2020 года, не отнесены к полномочиям органов местного самоуправления федеральным и региональным законодательством в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в связи с чем у руководителя Управления Роспотребнадзора по Чукотскому автономному округу отсутствовали правовые основания для возложения на административного истца дополнительных обязанностей по контролю за передвижением членов экипажа морских транспортных средств, прибывающих на территорию района.

Довод апелляционной жалобы административного ответчика о том, что органы местного самоуправления осуществляют меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон №323-ФЗ), не свидетельствует о наличии у административного истца обязанностей по контролю за соблюдением гражданами и организациями ограничительных мероприятий, введённых в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

В силу положений пункта 1 части 2 статьи 14, пунктов 2, 9 части 1 статьи 16 указанного Федерального закона к полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, относится реализация мер по профилактике заболеваний, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации: разработка, утверждение и реализация программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний; организация осуществления мероприятий по проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Тогда как, исходя из пунктов 3, 5, 6 статьи 17, части 4 статьи 3 Федерального закона №323-ФЗ, части 2 статьи 16.1 Федерального закона      от 2 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», соответствующими полномочиями в сфере охраны здоровья в части проведения профилактических мероприятий, препятствующих распространению заболеваний, представляющих опасность для окружающих (в данном случае новой коронавирусной инфекции (COVID-19), органы местного самоуправления наделяются законами субъекта Российской Федерации, который на территории округа не принят.

Вопреки доводам апелляционной жалобы административного ответчика, положения статьи 17.1 Федерального закона от 2 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не возлагают на органы местного самоуправления обязанностей по осуществлению контроля за выполнением гражданами и организациями ограничительных мероприятий, введённых в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, поскольку организация и осуществление такого контроля не отнесены к полномочиям органов местного самоуправления федеральным и региональными законами.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену состоявшегося по настоящему делу судебного постановления, коллегией не установлено.

Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

    определила:

решение Иультинского районного суда от 26 июня 2020 года по настоящему административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чукотскому автономному округу – без удовлетворения.

    Председательствующий                                                                  С.А. Принцев

Судьи                                                                                                 А.С. Зиновьев

                                              О.А. Полякова

33а-140/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Глава Администрации ГО Эгвекинот Чукотского АО Коркишко Роман Викторович
Ответчики
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чукотскому АО
Суд
Суд Чукотского автономного округа
Судья
Полякова Ольга Алексеевна
Дело на странице суда
oblsud.chao.sudrf.ru
08.09.2020Передача дела судье
15.10.2020Судебное заседание
27.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.10.2020Передано в экспедицию
15.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее