Дело № 5-71/2020
Постановление
30 декабря 2020 года г. Сольцы
Судья Солецкого районного суда Кулёва Н.В., Новгородская область, г. Сольцы, ул. Почтовая, д.14,
при секретаре Тереховой Н.Н.,
с участием лица, привлекаемого к административной ответственности Семёнова И.В.,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Семёнова И.В., <данные изъяты>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, фактически проживающего по адресу: <адрес>, <данные изъяты>,
установил:
Четвертого декабря 2020 года УУП ОМВД России по Солецкому району составлен протокол № 111995 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении Семёнова И.В., согласно которому Семёнов И.В. 4 ноября 2020 года в 16:00 находился в торговом зале магазина «Пятёрочка», расположенном по адресу: Новгородская область, г. Сольцы, Советский пр-т, д. 50, без средств индивидуальной защиты (маски), чем нарушил требования Указа Губернатора Новгородской области от 6 марта 2020 года № 97 «О введении режима повышенной готовности» с изменениями от 22 октября 2020 года № 596, а также требования п. 1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.10.2020 № 31 (в редакции от 13.11.2020) «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъёма заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом».
В судебном заседании Семёнов И.В. вину в совершении административного правонарушения не признал, пояснив, что 4 ноября 2020 года в 16:00 действительно находился в магазине «Пятёрочка», делал покупки. Он действительно отказался надевать на лицо предоставленную ему салфетку, поскольку она не соответствовала требованиям ГОСТ, кроме того, в магазине имелись в продаже нестерильные маски. Вместе с тем он считает, что при совершении покупок в магазине его обязаны были обеспечить стерильной маской, соответствующей требованиям ГОСТ. Нестерильную маску-салфетку, которую ему предоставили и просили надеть на лицо, он использовал, надев на рукав одежды, поскольку Указе Губернатора не сказано, каким образом должно быть использовано данное средство защиты. Кроме того, он считает, что лицом, составившим протокол, были нарушены требования КоАП РФ, а именно: протокол составлен через месяц после имевшего место события, а не немедленно в соответствии с ч. 1 ст. 28.5 КоАП РФ, копия протокола ему не была вручена. Также он считает, что протокол должен был быть составлен не на него, а на магазин, который не обеспечил его средством индивидуальной защиты, соответственно, нарушил требования действующего законодательства. Считает, что его вина в совершении административного правонарушения не доказана, просит производство по делу прекратить. Подробные пояснения представлены Семёновым И.В. в письменном виде.
Выслушав лицо, привлекаемое к административной ответственности Семёнова И.В., исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В соответствии с частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно части 3 статьи 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно Постановлению Правительства РФ № 66 от 31 января 2020 года коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих».
Общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера устанавливаются Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Согласно подпункту 2 пункта «а» статьи 10 названного Федерального закона Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 417 (далее - Правила).
Правила предусматривают в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны соблюдать общественный порядок и требования законодательства Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения; выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункты «а», «б» пункта 3, подпункты «в», «г» пункта 4 Правил).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учётом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы её возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом 2 пункта «а» статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 6 статьи 41, пункты «а», «у», «ф» части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (в редакции от 01 апреля 2020 г.) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Согласно понятиям, содержащимся в статье 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ), под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности;
ограничительные мероприятия (карантин) - административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных;
инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих, - инфекционные заболевания человека, характеризующиеся тяжелым течением, высоким уровнем смертности и инвалидности, быстрым распространением среди населения (эпидемия).
В силу статьи 10 Федерального закона № 52-ФЗ граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Пунктом 6 части 1 статьи 51 Федерального закона № 52-ФЗ предусмотрено, что Главные государственные санитарные врачи и их заместители при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, вправе выносить мотивированные постановления, в том числе, о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах.
Согласно пункту 1 Указа Губернатора Новгородской области от 6 марта 2020 года № 97 на территории Новгородской области с 7 марта 2020 года введён режим повышенной готовности для органов управления и сил областной территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Пункт 3.1 Указа имеет отсылочную норму на постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 октября 2020 года № 31, согласно которому с 28 октября 2020 года на территории Российской Федерации введены дополнительные меры по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъёма заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом, в частности, предписано всем лицам, находящимся на территории Российской Федерации, обеспечить ношение гигиенических масок для защиты органов дыхания в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах, что свидетельствует о наличии обязанности у граждан соблюдать масочный режим и отсутствия оснований для освобождения от ответственности.
Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (статья 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
На основании п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП должностные лица органов внутренних дел (полиции) вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Вина Семёнова И.В. в совершении указанного административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении; объяснениями самого Семёнова И.В. от 4 ноября 2020 года, из которых следует, что он действительно отказался надеть на лицо выданную ему маску, надев её на руку, так как посчитал нужным использовать её именно так; объяснениями директора магазина от 4 ноября 2020 года, рапортом ст. ОД ОМВД России по Солецкому району, согласно которым 4 ноября 2020 года покупатели отказывались надевать средство индивидуальной защиту - маску.
Судья признаёт допустимыми в качестве доказательств письменные материалы дела, так как протокол и другие материалы составлены уполномоченными должностными лицами, их содержание и оформление соответствуют требованиям статьи 28.2 КоАП РФ, сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены, и оснований сомневаться в их достоверности и допустимости у суда не имеется.
При таких обстоятельствах судья приходит к выводу, что действия Семёнова И.В. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Доводы Семёнова И.В. о том, что в Указе Губернатора не содержится сведений о том, как именно использовать маску, не могут быть приняты во внимание, поскольку пункт 1 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 октября 2020 года № 31 предписывает всем лицам, находящимся на территории Российской Федерации, обеспечить ношение гигиенических масок в местах массового пребывания людей с целью защиты именно органов дыхания, к каковым относятся, в том числе верхние дыхательные пути.
Данное предназначение гигиенических масок является очевидным, и не требует каких-либо дополнительных инструкций по их использованию.
Утверждение Семёнова И.В. о том, что в нарушение пункта 6 Указа Губернатора Новгородской области от 6 марта 2020 года № 97 он не был обеспечен средством индивидуальной защиты - маской, противоречит его собственным пояснениям и демонстрацией в судебном заседании выданной ему на безвозмездной основе салфетки-маски, а также приобретённых им же в указанном магазине масок в упаковке. Утверждение о несоответствии данных средств требованиям ГОСТ, потенциальном заражении салфетки-маски коронавирусом, голословны, при этом доводы Семёнова И.В. об имеющих, по его мнению, нарушениях требований действующего законодательства юридическим лицом, осуществляющим продажу товаров, не является предметом рассмотрения данного дела.
Доводы Семёнова И.В. о том, что, несмотря на рекомендации о ношении масок, которые продаются в магазинах, в том числе в «Пятёрочке», имеет место рост числа заболеваемости COVID-19, являются предположениями, и не свидетельствуют об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения.
Протокол об административном правонарушении вопреки доводам Семёнова И.В. составлен в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом согласно разъяснениям, данным в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 (ред. от 19.12.2013) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье являютсянесущественными недостатками протокола, поскольку эти сроки не являются пресекательными.
Довод Семёнова И.В. о нарушении его прав в связи с не направлением ему копии протокола также не может быть принят во внимание, поскольку протокол об административном правонарушении был составлен в его присутствии в соответствии с требованиями статьи 28.2 КоАП РФ, при составлении протокола об административном правонарушении ему были разъяснены права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чём в протоколе имеется запись. Таким образом, Семёнову И.В. была предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Обязанность направления копии протокола установлена частью 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, в отношении которого составлен протокол.
Кроме того, Семёнову И.В. по его ходатайству была предоставлена возможность ознакомления с материалами дела об административном правонарушении, каких-либо дополнительных ходатайств и заявлений после ознакомления от Семёнова И.В. не поступило.
В целом доводы Семёнова И.В. основаны на неправильном толковании норм материального права, в том числе безосновательна ссылка на пункт 4 Указа Президента Российской Федерации от 11 мая 2020 года № 316, поскольку требования, ограничения, установленные данным Указом, направлены на приостановлениедеятельности находящихся на соответствующей территории отдельных организаций, а также установление особого порядка передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств.
Санкция части 2 статьи 6.3 КоАП РФ влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей.
При назначении наказания в соответствии со статьями 4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ судья учитывает характер совершённого административного правонарушения, которое относится к правонарушениям, посягающим на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность.
В соответствии со статьёй 4.2 КоАП РФ суд признаёт обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, совершение правонарушения впервые, наличие на иждивении малолетнего ребёнка.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
В соответствии с частью 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
Решая вопрос о размере административного наказания, судья принимает во внимание фактические обстоятельства содеянного, характер и степень общественной опасности правонарушения, цель назначения наказания - предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, а также смягчающие административную ответственность обстоятельства, в том числе наличие на иждивении малолетнего ребёнка, имущественное положение Семёнова И.В., который не работает. Признавая приведённые выше обстоятельства исключительными, судья приходит к выводу о возможности назначить Семёнову И.В. наказание в виде административного штрафа с применением положение частей 2.2 и 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ в размере, соответствующем половине минимального размереа административного штрафа, предусмотренного для граждан санкцией части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, поскольку в рассматриваемом случае назначенное наказание будет соответствовать принципам справедливости, отвечать целям административного наказания.
Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ не имеется в связи с тем, что совершённое Семёновым И.В. административное правонарушение является правонарушением, посягающим на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, а потому не может быть признано малозначительным.
Доводы об истечения срока давности привлечения к административной ответственности не соответствуют требованиям части 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 29.9, 29.11 КоАП РФ, суд
постановил:
Признать Семёнова И.В. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 7 500 рублей с применением частей 2.2, 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Назначенный административный штраф должен быть оплачен в течение 60 дней со дня вступления в законную силу настоящего постановления по следующим реквизитам: получатель платежа: ОМВД России по Солецкому району Новгородской области, ИНН 5321038319, КПП 532101001, р/с 40101810440300018001, банк получателя: Отделение Новгород г. В. Новгород, КБК 18811601061010003140, БИК 044959001, ОКТМО 49638000, УИН 18880453200002035535.
Разъяснить, что в соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки.
Предупредить Семёнова И.В. об административной ответственности по части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Квитанцию об уплате штрафа необходимо предъявить в Солецкий районный суд Новгородской области (Солецкое судебное присутствие) по адресу: Новгородская область, г. Сольцы, ул. Почтовая, д. 14.
Постановление может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Новгородского областного суда в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Солецкого районного суда Кулёва Н.В.
Постановление изготовлено 30 декабря 2020 года