Решение по делу № 2-301/2024 от 10.06.2024

                                     Дело № 2-301/2024

УИД: 60RS0003-01-2024-000522-09

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Остров Псковской области ДД.ММ.ГГГГ 2024 года

Островский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Радова Е.В.,

при секретаре Никандровой К.И.,

с участием истца старшего помощника Островского межрайонного прокурора Богдановой М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя Островского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Гимназия» муниципального образования «Островский район», Иному органу местного самоуправления Управление образования Островского района о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель Островского межрайонного прокурора, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил:

обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия» муниципального образования «Островский район» в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать обеспечение сохранения работоспособности в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций, кабельных линий и электропроводки систем противопожарной защиты, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации в соответствии с требованиями части 2 статьи 82 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в здании, расположенном по адресу: <адрес>;

обязать Иной орган местного самоуправления Управление образования Островского района в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить финансирование расходов Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Гимназия» муниципального образования «Островский район» по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

В обоснование заявленных требований истцом указано, что Островской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Гимназия» муниципального образования «Островский район» (далее МБОУ «Гимназия») законодательства в области пожарной безопасности.

Установлено, что соблюдение требований нормативных документов по пожарной безопасности МБОУ «Гимназия» не обеспечено. Комплекс необходимых мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объекте защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара в здании, расположенном по адресу: <адрес>-2, <адрес>, не проведен.

В нарушение ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций, кабельных линий и электропроводки систем противопожарной защиты, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, в здании, расположенном по адресу: <адрес>, не обеспечена.

Истец констатирует, что несоблюдение установленных законом требований противопожарной безопасности влечет существенное снижение уровня противопожарной защищенности данного объекта и в случае возгорания может повлечь значительное увеличение количества пострадавших лиц, в том числе сотрудников учреждения, несовершеннолетних обучающихся и их законных представителей, степени тяжести вреда, причиненного их здоровью, а также размера причиненного материального ущерба, а также снижает уровень антитеррористической защищенности объекта образования.

В судебном заседании представитель истца – старший помощник Островского межрайонного прокурора Богданова М.М. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика – МБОУ «Гимназия», будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки не сообщил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.

Представитель ответчика – Иного органа местного самоуправления Управление образования Островского района Васильев А.А., будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. Предоставил отзыв на исковое заявление, в котором выявленные нарушения пожарной безопасности не отрицал, исковые требования признал, ходатайствовал предоставить срок для устранения выявленных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку бюджет муниципального образования «Островский район» на 2024 год и последующие периоды утвержден в декабре 2023 года, финансирование расходов на устранение нарушение требований пожарной безопасности в общеобразовательном учреждении на момент утверждения бюджета предусмотрено не было.

Исследовав представленные доказательства и материалы дела в целом, выслушав представителя истца, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.ст. 2, 45 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита его прав и свобод – обязанностью государства.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определены следующие понятия: пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; обязательные требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

    Как следует из ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ, руководители организаций обязаны, в том числе: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

    В соответствии со ст. 38 указанного выше Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

    В соответствии с п.5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон №273-ФЗ) к полномочиям органов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

    Пунктом 10 ч. 1 ст. 4 Устава муниципального образования «Островский район» определено, что к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

    Данные полномочия в силу ч. 2 ст. 27.1 Устава муниципального образования «Островский район» возложены на Иной орган местного самоуправления Управление образования Островского района.

    Согласно п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Закона №273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, а также создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.

    Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Закона №273-ФЗ предусмотрена обязанность образовательной организации создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

    В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Закона №273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

    В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

    В силу ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Как следует из статьи 6 указанного Федерального закона, пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом, а также одного из следующих условий: выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в пункте 1 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона; пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в специальных технических условиях, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, согласованных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности; выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в стандарте организации, который согласован в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

В силу ч. 6 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ пожарные извещатели и иные средства обнаружения пожара должны располагаться в защищаемом помещении таким образом, чтобы обеспечить своевременное обнаружение пожара в любой точке этого помещения.

В соответствии с ч. 7 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на прибор приемно-контрольный пожарный, устанавливаемый в помещении дежурного персонала, или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 с автоматическим дублированием этих сигналов в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре.

Статьей 82 Закона № 123-ФЗ предусмотрены требования пожарной безопасности к электроустановкам зданий и сооружений.

В соответствии с ч. 2 ст. 82 Закона №123-ФЗ кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, аварийной вентиляции и противодымной защиты, автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов для транспортировки подразделений пожарной охраны в зданиях и сооружениях должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций.

Согласно ч. 7,8 ст. 82 Закона № 123-ФЗ горизонтальные и вертикальные каналы для прокладки электрокабелей и проводов в зданиях и сооружениях должны иметь защиту от распространения пожара. В местах прохождения кабельных каналов, коробов, кабелей и проводов через строительные конструкции с нормируемым пределом огнестойкости должны быть предусмотрены кабельные проходки с пределом огнестойкости не ниже предела огнестойкости данных конструкций. Кабели, прокладываемые открыто, должны быть не распространяющими горение.

Установлено, что согласно информации от ДД.ММ.ГГГГ отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Островскому, Пыталовскому, Печорскому и Палкинскому районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС по Псковской области в нарушение ч. 2 ст. 82 Закона №123-ФЗ кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации в здании МБОУ «Гимназия» выполнены с нарушением требований пожарной безопасности, поскольку не сохраняют работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения функций (л.д. 50-58).

ДД.ММ.ГГГГ заместителем Островского межрайонного прокурора в адрес и.о. начальника Иного органа местного самоуправления Управление образования Островского района внесено представление об устранении нарушений требований законодательства в области пожарной безопасности (л.д. 69-77).

    Как усматривается из ответа Иного органа местного самоуправления Управление образования Островского района указанные выше нарушения в части обеспечения пожарной безопасности МБОУ «Гимназия» до настоящего времени не устранены (л.д.78-79, 82-83).

    При изложенных обстоятельствах, учитывая признание иска ответчиками, суд находит заявленные истцом требования о возложении на ответчика обязанности устранить указанные в исковом заявлении нарушения законодательства о пожарной безопасности обоснованными и подлежащими удовлетворению.

    Федеральным законом от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее Закон №35-ФЗ) определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы, профилактики терроризма и борьбы с ним, поставлены задачи минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

    Согласно подп. «а» п. 4 и п. 6 ч. 1 ст. 3 Закона №35-ФЗ противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти, органов публичной власти федеральных территорий и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования федеральной территории, поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

    В соответствии с ч. 3.1 ст. 5 Закона № 35-ФЗ юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

    В силу п. 4, 6 ч. 1 ст. 5.2 Закона № 35-ФЗ органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.

    Пунктом 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон 131-ФЗ) муниципальный район наделен полномочиями по участию в профилактике терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений на территории муниципального района.

    Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона №131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по созданию муниципальных учреждений, осуществлению финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными муниципальными учреждениями.

    В соответствии с п. 2.1, 2.2 Устава МБОУ «Гимназия» учредителем и собственником имущества образовательной организации является муниципальное образование «Островский район». Функции и полномочия учредителя осуществляем Иной орган местного самоуправления Управление образования Островского района.

    Несоблюдение установленных законом требований противопожарной безопасности влечет существенное снижение уровня противопожарной защищенности данного объекта и в случае возгорания может повлечь значительное увеличение количества пострадавших лиц, в том числе сотрудников учреждения, несовершеннолетних обучающихся и их законных представителей, степени тяжести вреда, причиненного их здоровью, а также размера причиненного материального ущерба, а также снижает уровень антитеррористической защищенности объекта образования.

    С учетом совокупности установленных по делу обстоятельств, а также признания иска ответчиками, суд приходит к выводу о необходимости возложения обязанности по финансированию работ МБОУ «Гимназия» по устранению нарушений требований пожарной безопасности на Иной орган местного самоуправления Управление образования Островского района.

    Обсуждая заявленное представителем ответчика ходатайство о представлении срока, в течение которого ответчику – Иному органу местного самоуправления Управление образования Островского района необходимо обеспечить финансирование работ по устранению нарушений требований пожарной безопасности, а ответчику – МБОУ «Гимназия» выполнить указанные работы, представитель истца Богданова М.М. возражала, указала, что продолжительность процедуры выделения финансирования и принятия бюджета муниципального образования «Островский район» уже учтены истцом в срок до ДД.ММ.ГГГГ, указанный в просительной части иска.

    Разрешая вопрос о продолжительности срока для устранения нарушений требований пожарной безопасности и обеспечения финансирования для этих целей, суд находит доводы истца заслуживающими внимания, обстоятельств, объективно препятствующих исполнению судебного решения в срок до ДД.ММ.ГГГГ, в том числе, связанных с выделением финансирования и принятием бюджета муниципального образования «Островский район», судом не установлено.

    Срок до ДД.ММ.ГГГГ для устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности суд считает разумным и достаточным для принятия ответчиками направленных на исполнение решения суда мер и подлежащими установлению.

    Установление более длительного срока для обеспечения образовательным учреждением соблюдения требований нормативных документов по пожарной безопасности и обеспечения соответствующего финансирования, не будет отвечать интересам неопределенного круга лиц, в том числе сотрудников учреждения, несовершеннолетних обучающихся и их законных представителей, а также существенно снизит уровень антитеррористической защищенности объекта образования и приведет к необоснованному затягиванию процесса исполнения судебного акта.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 320, 321 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования заместителя Островского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Гимназия» муниципального образования «Островский район», Иному органу местного самоуправления Управление образования Островского района о возложении обязанности - удовлетворить.

Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия» муниципального образования «Островский район» в срок до ДД.ММ.ГГГГ:

- организовать обеспечение сохранения работоспособности в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций, кабельных линий и электропроводки систем противопожарной защиты, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации в соответствии с требованиями части 2 статьи 82 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в здании, расположенном по адресу: <адрес>;

Обязать Иной орган местного самоуправления Управление образования Островского района в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить финансирование расходов Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Гимназия» муниципального образования «Островский район» по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Островский городской суд Псковской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ 2024 года.

Председательствующий      Е.В. Радов

2-301/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Островская межрайонная прокуратура
Ответчики
МБОУ "Гимназия" МО "Островский район"
ИОМС Управление образования Островского района
Суд
Островский городской суд Псковской области
Судья
Радов Е.В.
Дело на сайте суда
ostrovsky.psk.sudrf.ru
10.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.06.2024Передача материалов судье
11.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.06.2024Судебное заседание
26.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее