РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Вуктыл Республика Коми 11 марта 2024 года
Вуктыльский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Сергеевой Е.Е.,
при секретаре Мингазетдиновой К.В.,
с участием представителя истца Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) - начальника Государственной жилищной инспекции по городу Вуктылу Федоренковой Н.В., действующей на основании доверенности от 10 мая 2023 года № 01-01-18/36,
представителя ответчика Общества с ограниченной ответственностью «Аквасервис» Павловой А.Е., действующей на основании доверенности от 9 января 2024 года № 1/2024,
третьего лица Куевда Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) Государственной жилищной инспекции по городу Вуктылу к Обществу с ограниченной ответственностью «Аквасервис» об обязании выполнения перерасчета за холодное, горячее водоснабжение и водоотведение,
УСТАНОВИЛ:
Служба Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) Государственная жилищная инспекция по городу Вуктылу обратилась в Вуктыльский городской суд Республики Коми с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «Аквасервис» (далее - ООО «Аквасервис») об обязании выполнения перерасчета за холодное, горячее водоснабжение и водоотведение.
Исковые требования мотивированы тем, что на основании решения Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) № 88 от 27 сентября 2023 года, проведена внеплановая документарная проверка с целью проверки доводов, указанных в обращении Куевда Е. В. от 25 сентября 2023 года, проживающего в <адрес>, по результатам которой при начислении потребителю платы за холодное, горячее водоснабжение, водоотведение за период с февраля по август 2023 года выявлены нарушения пунктов 59, 60, 61 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правила № 354), поскольку в соответствии с положениями действующего законодательства при наличии доказательств, подтверждающих признание индивидуальных приборов учета пригодными к применению и соответствующими метрологическим требованиям, а также отсутствии доказательств о невозможности применения показаний признанных исправными индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения, основания для отказа в перерасчете за потребленное холодное и горячее водоснабжение, начисленные по среднему показателю, нормативу, а также за водоотведение, отсутствуют.
По итогам вышеуказанной проверки ООО «Аквасервис» выдано соответствующее предписание № 01/10-88 от 5 октября 2023 года, которое ресурсоснабжающей организацией в установленный срок не исполнено.
На основании вышеизложенного истец просил суд обязать ответчика в лице ресурсоснабжающей организации выполнить перерасчет за холодное, горячее водоснабжение, водоотведение за период февраль-август 2023 года, приняв показания индивидуальных приборов учета, указанных в акте ООО «Аквасервис» от 4 сентября 2023 года:
горячее водоснабжение (кухня) - 47 м?;
горячее водоснабжение (ванная комната) - 69 м?;
холодное водоснабжение (кухня) - 55 м?;
холодное водоснабжение (ванная комната) - 139 м?;
водоотведение - расчетным способом, по жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес>, в течение 15 дней с даты вступления в законную силу судебного акта.
Представитель истца в судебном заседании в полном объеме поддержал заявленные исковые требования.
Представитель ответчика пояснил суду об отсутствии оснований для выполнения перерасчета, поскольку межповерочный срок приборов учета холодного и горячего водоснабжения по вышеуказанному адресу истек 3 февраля 2023 года.
Третье лицо Куевда Е.В. также пояснил суду о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Исследовав материалы гражданского дела, заслушав стороны, проанализировав положения действующего законодательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Согласно пункту 80 указанных Правил учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (пункт 80).
Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения (пункт 81 Правил № 354).
В соответствии с подпунктом «а» пункта 59 Правил № 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения (за исключением коммунальной услуги по электроснабжению в предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил случаях).
Пунктом 60 Правил № 354 установлено, что по истечении указанного в подпункте «а» пункта 59 настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальные услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающих коэффициентов, предусмотренных утвержденными Правительством Российской Федерации Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Таким образом, вышеприведенные нормы устанавливают обязанность потребителя коммунальных услуг использовать приборы учета, прошедшие поверку, обеспечивать проведение поверок этих приборов учета в сроки, установленные технической документацией, своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные платежи. Истечение срока эксплуатации прибора учета, в том числе в связи с не проведением в установленный срок его поверки, является основанием для начисления платы не по показаниям прибора учета, а исходя из среднемесячного объема потребления, а по истечении этого срока - по установленным нормативам потребления.
При этом проведение поверок приборов учета в соответствии с технической документацией является обязанностью потребителя - собственника прибора учета, в связи с неисполнением которой, предусмотрен специальный механизм начисления платы за потребленные коммунальные ресурсы.
Регулируя вопросы поверки средств измерений, Федеральный закон от 26 июня 2008 года № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» в части 1 статьи 13 предусматривает, что средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.
Из положений названного Федерального закона следует, что использование средств измерения, срок поверки которых истек, не допускается; истечение срока поверки свидетельствует о недостоверности показаний средства измерения о количестве поставленного ресурса и фактически означает отсутствие прибора учета (пункты 2, 17 статьи 2, часть 1 статьи 5, статья 9, пункт 1 статьи 13).
Проведенная по истечении межповерочного интервала поверка прибора учета, в результате которой установлено соответствие этого прибора метрологическим требованиям, подтверждает достоверность отображаемых им учетных данных за весь период после истечения срока поверки (пункт 10 Обзора судебной практики по спорам об оплате неучтенного потребления воды, тепловой и электрической энергии, поставленной по присоединенной сети, утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2021 года).
Кроме того, как указано в пункте 25 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2020), утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 25 ноября 2020 года, потребитель, пропустивший срок поверки, не лишен возможности представить доказательства, опровергающие пороки учета и необходимость исчисления объема полученного ресурса расчетным способом, поскольку последующее признание прибора учета соответствующим метрологическим требованиям подтверждает достоверность отображаемых им учетных данных на весь период после окончания срока поверки.
Как следует из материалов гражданского дела, срок поверки индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения, установленных в квартире Куевда Е.В., истек 3 февраля 2023 года.
Проверка приборов учета проведена 28 августа 2023 года, что подтверждается актом оказания услуг № СС11ПА/234160 от 28 августа 2023 года, содержащим сведения о том, что индивидуальные приборы учета признаны прошедшими поверку, очередная дата поверки установлена 27 августа 2029 года.
Ресурсоснабжающей организацией ООО «Аквасервис» 4 сентября 2023 года составлен акт о принятии в эксплуатацию индивидуальных приборов учета. Акт содержит сведения об исправности приборов, наличии пломб, целостности корпуса, соответствии внешнего вида прибора, а также соответствии текущей поверки паспорту; отсутствии реакций на антимагнитные ленты и отсутствие обводных линий.
Акт подписан представителем ответчика, а также собственником жилого помещения Куевда Е.В.
В соответствии с платежными документами за период с февраля по август 2023 года по <адрес> установлены следующие начисления:
февраль, март, апрель 2023 года в расчетах приняты показания индивидуальных приборов учета, переданных Куевда Е.В;
май, июнь 2023 года - ХВС 3 м?; ГВС 1 м?;
июль 2023 года - ХВС 0 м?; ГВС 1 м? - способ начисления не установлен;
август 2023 года - ХВС 16,17 м?; ГВС 9,9 м? - начисления по нормативу, а также повышающий коэффициент 1,5 к указанному объему - ХВС 8,085 м?; ГВС 4,95 м?.
Как объективно подтверждено материалами гражданского дела и не оспаривалось сторонами, в период с февраля по апрель 2023 года ООО «Аквасервис» принимало показания индивидуальных приборов учета от Куевда Е.В. без каких-либо замечаний.
Тогда как начисления оплаты в период с марта по июль 2023 года производились ответчиком с нарушением положений пунктов 59, 60 Правил № 354.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд соглашается с доводами истца о том, что сама по себе правомерность начисления платы за водоснабжение и водоотведение в период отсутствия сведений о проверке приборов учета, не свидетельствует о невозможности осуществления ее перерасчета при подтверждении работоспособности счетчика в дальнейшем по показаниям прибора учета.
Актом поверки от 28 августа 2023 года установлено соответствие приборов ХВС, ГВС метрологическим требованиям, что подтверждает достоверность отображаемых ими учетных данных за весь период после истечения сроки проверки, а следовательно исковые требования Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) Государственной жилищной инспекции по городу Вуктылу подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) Государственной жилищной инспекции по городу Вуктылу к Обществу с ограниченной ответственностью «Аквасервис» об обязании выполнения перерасчета за холодное, горячее водоснабжение и водоотведение - удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Аквасервис» выполнить перерасчет за холодное, горячее водоснабжение, водоотведение за период февраль-август 2023 года, приняв показания индивидуальных приборов учета, указанных в акте Общества с ограниченной ответственностью «Аквасервис» от 4 сентября 2023 года:
горячее водоснабжение (кухня) - 47 м?;
горячее водоснабжение (ванная комната) - 69 м?;
холодное водоснабжение (кухня) - 55 м?;
холодное водоснабжение (ванная комната) - 139 м?;
водоотведение - расчетным способом, по жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес>, в течение 15 дней с даты вступления в законную силу решения Вуктыльского городского суда Республики Коми.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения, то есть с 18 марта 2024 года, путем подачи апелляционной жалобы через Вуктыльский городской суд Республики Коми.
Судья Е.Е. Сергеева