АПЕЛЛЯЦИОННОЕОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 апреля 2023 года г. Волгоград
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Жабиной Н.А.,
судей: Грымзиной Е.В., Лисовского А.М.,
при помощнике Пахотиной Е.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
№ 2-269/2023 по иску Кушнира М.Ф. к администрации Волгограда о возложении обязанности оборудовать площадку под сбор мусора, убрать несанкционированную свалку,
по апелляционной жалобе администрации Волгограда
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 7 февраля 2023 года, которым постановлено:
«исковые требования Кушнир М.Ф. (ДД.ММ.ГГГГ рождения, паспорт № <...>, выдан 11.02.2003 Краснооктябрьским РОВД г. Волгограда) к администрации Волгограда (ИНН/КПП № <...>) о возложении обязанности, удовлетворить частично;
обязать администрацию Волгограда установить ограждение площадки под мусорные контейнеры на пересечении <адрес>, отказав в удовлетворении остальной части требований».
Заслушав доклад судьи Грымзиной Е.В., выслушав объяснения представителя администрации Волгограда и администрации Краснооктябрьского района Волгограда по доверенности Д.Н.., поддержавшей доводы жалобы, Кушнира М.Ф., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия по гражданским делам
установила:
Кушнир М.Ф. обратился в суд с иском к администрации Волгограда о возложении обязанности оборудовать площадку под сбор мусора, убрать несанкционированную свалку.
В обоснование требований указал, что является собственником домовладения, расположенного по адресу: <адрес>
С марта 2021 года истец обращался в администрацию Краснооктябрьского района Волгограда об оборудовании площадки под мусорные контейнеры, находящиеся на пересечении улиц <адрес>, и о недопущении образования круглогодичной несанкционированной свалки рядом с площадкой. Кроме того, по данному вопросу истец также обращался в прокуратуру Краснооктябрьского района г. Волгограда.
25 апреля 2021 года и 8 июня 2022 года, с интервалом более года, были проведены зачистки свалки, в декабре 2021 было установлено ограждение с 2-х сторон и установлена плита, бункер под сбор мусора.
Вместе с тем, площадка под мусорные контейнеры должна иметь ограждение с 3-х сторон, и оборудована под раздельный сбор мусора.
Просил суд обязать ответчика установить ограждение площадки под мусорные контейнеры на пересечении <адрес>, оборудовать площадку под раздельный мусор, убрать несанкционированную свалку.
Центральным районным судом г. Волгограда постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация Волгограда оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе итцу в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указано на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесено участие в организации сбора, вывоза, утилизации и переработки твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Согласно части 4 статьи 8 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Статьей 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039 утверждены «Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», в которых определен порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра.
Согласно пункту 3 Правил, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Из приведенных правовых норм следует, что вопросы создания и содержания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов федеральным законодателем отнесены к компетенции органов местного самоуправления городского округа.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Согласно пункту 3 СанПиН 2.1.3684-21, на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки). Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
В соответствии со статьей 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).
Судом апелляционной инстанции установлено, что на пересечении <адрес> расположена контейнерная площадка, которая состоит в реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Волгограда под № 290.
Контейнерная площадка оборудована в 2021 году, имеется бетонное основание, ограждение с двух сторон, подъездной путь.
Согласно акту осмотра территории от 27 октября 2022 года, проведено обследование открытой территории на пересечении <адрес>, в ходе которого установлено, что территория находится в надлежащем санитарном состоянии, наличие бытовых отходов, предметов бывшей в употреблении мебели и иные непригодные для эксплуатации вещи отсутствуют.
Разрешая спор и частично удовлетворяя заявленные Кушниром М.Ф. требования, суд первой инстанции, руководствуясь указанными нормами права, исходил из того, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, специальные площадки должны иметь, в том числе, ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра, однако контейнерная площадка на пересечении <адрес>, в нарушение СанПиН 2.1.3684-21, оборудована ограждением только с двух сторон.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству, регулирующему спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что наличие трехстороннего ограждения контейнерной площадки создаст неудобства в вывозе мусора, отмены решения суда не влекут, поскольку каких-либо допустимых и относимых доказательств указанных ответчиком обстоятельств в материалы дела не представлено, тогда как действующими нормами СанПиН предусмотрено ограждение такой площадки с трех сторон.
Не влекут отмены решения суда и доводы жалобы об отсутствии у администрации Волгограда обязанности по содержанию и обслуживанию контейнерных площадок, поскольку исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Волгограда является администрация Волгограда, которая в силу положений статьи 39 Устава городского округа город-герой Волгоград уполномочена на осуществление и организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа Волгоград, организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Иное толкование заявителем жалобы положений законодательства, регулирующего спорные правоотношения, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
В остальной части решение суда не обжалуется, в связи с чем не является предметом судебной оценки в суде апелляционной инстанции, а потому подлежит оставлению без изменения.
При рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших принятие незаконного решения, а поэтому оснований для отмены судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 7 февраля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Волгограда – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: