Дело №
УИД: 91RS0№-81
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 декабря 2023 года г. ФИО5
Феодосийский городской суд Республики ФИО5 в составе: председательствующего судьи Бойко З.А., при секретаре ФИО7, с участием истцов ФИО1, ФИО2, ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекс)» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, третьи лица: Федеральное государственное казенное учреждение «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Администрация города ФИО5 Республики ФИО5, -
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, ФИО2, ФИО3, уточнив заявленные требования, обратились в суд с иском к Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была предоставлена трехкомнатная квартира, расположенная по адресу: ФИО5, г. ФИО5, <адрес>Л, <адрес>, ввиду прохождения им службы в Вооруженных силах Российской Федерации. Ордер был выдан на состав семьи из трех человек, в том числе на супругу ФИО2 и дочь ФИО3 (до брака ФИО9) Е.Ю. ФИО4 командира войсковой части 09882 от ДД.ММ.ГГГГ № истец был уволен с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе. С 2009 года по настоящее время истцы зарегистрированы в спорной квартире, постоянно в ней проживают, несут бремя её содержания. С целью надлежащего оформления прав в отношении указанной квартиры истцы обращались в ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ, однако ответом ДД.ММ.ГГГГ истцам отказано в передаче в собственность вышеуказанной квартиры ввиду непредоставления копии договора социального найма жилого помещения. Ссылаясь на вышеприведенное, указывая, что в настоящее время истцы лишены возможности во внесудебном порядке оформить в порядке приватизации право собственности на данную квартиру, они обратились в суд с настоящим иском.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Администрация города ФИО5 Республики ФИО5.
В судебном заседании истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3 поддержали заявленные исковые требования, просили их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Представитель ответчика ФГАУ «Росжилкомплекс» Министерства Обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, в материалы дела предоставил письменные возражения, а также ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, в материалы дела предоставил письменные возражения.
Представитель третьего лица ФГКУ «Крымское ТУИО» ФИО8, действующий на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал, просил отказать в их удовлетворении.
Представитель третьего лица Администрации города ФИО5 Республики ФИО5 в судебное заседание не явился, в материалы дела предоставил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Суд, выслушав пояснения истцов, представителя третьего лица, исследовав материалы дела и представленные доказательства, обозрев материалы инвентарного дела №, материалы регистрационного дела №, приходит к следующим выводам.
ФИО4 части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В силу статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации судебной защите подлежат нарушенные гражданские права.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований.
ФИО4 статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу по контракту в вооруженных силах Российской Федерации (л.д.9).
ФИО4 командира войсковой части 09882 от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 уволен с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе (л.д.10).
Судом установлено, что решением заседания жилищной комиссии войсковой части 09882 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 на состав семьи из 3-х человек, в том числе, на супругу ФИО2 и дочь ФИО9 (после брака – ФИО3) Е.Ю. предоставлена трехкомнатная квартира общей площадью 75,2 кв.м., расположенная по адресу: г. ФИО5, <адрес> Л, <адрес>, на основании которого выдан ордер № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18).
Материалами дела подтверждается, что ФИО1 неоднократно обращался в ФГАУ «Росжилкомплекс» с заявлением о передаче вышеуказанного жилого помещения в собственность в порядке приватизации, однако ему было отказано в передаче в собственность вышеуказанного жилого помещения (л.д.21-23, 35).
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в передаче в собственность вышеуказанного жилого помещения в связи с непредоставлением полного пакета необходимы документов (л.д.36).
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ сведения об объекте недвижимости – <адрес>Л в г. ФИО5 Республики ФИО5, площадью 75 кв.м., кадастровый №, внесены в Единый государственный реестр недвижимости, сведения имеют статус «актуальные, ранее учтенные» (л.д.106).
ФИО4 директора Департамента военного имущества МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ № с соответствующим Перечнем, акту приема-передачи федерального имущества в оперативное управление от ДД.ММ.ГГГГ указанная квартира, в том числе, передана в оперативное управление ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (л.д.90-95).
ДД.ММ.ГГГГ на указанную квартиру зарегистрировано право оперативного управления за ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (л.д.98,107).
ФИО4 ответу ФГАУ «Росжилкомплекс» от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>, расположенная в <адрес>-Л по <адрес> в г. ФИО5 Республики ФИО5, закреплена на праве оперативного управления за ФГАУ «Росжилкомплекс». Вместе с тем, в ответе указано, что вышеуказанная квартира не имеет статуса «служебная» (л.д.65).
ФИО4 ответу Администрации города ФИО5 Республики ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение, расположенное по адресу: ФИО5, г. ФИО5, <адрес>Л, <адрес>, в Реестре муниципального имущества отсутствует. Также в ответе указано о том, что в рамках соответствующего Административного регламента с заявлениями о передаче жилых помещений в собственность в порядке приватизации истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, не обращались (л.д.117).
Сведениями ЕГРН подтверждается отсутствие в собственности истцов жилых помещений, приобретенных ими в порядке приватизации, что подтверждается соответствующими выписками ЕГРН (л.д.29-34).
Как установлено судом и следует из паспортных данных истцов, лицевого счета на квартиру, с 2009 года по настоящее время они зарегистрированы по адресу: ФИО5, г. ФИО5, <адрес>Л, <адрес> (л.д.11-14,28).
Статьей 1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» установлено, что приватизация жилых помещений – бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, – по месту бронирования жилых помещений.
ФИО4 статье 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Исходя из смысла статей 1, 2 вышеуказанного Закона, гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с такими требованиями.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 8 постановления № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» разъяснил, что исходя из смысла преамбулы и статей 1, 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием. При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного статьями 7, 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение).
В соответствии с положениями статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующей приватизацию государственного и муниципального имущества, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
В силу статьи 11 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде после достижения ими совершеннолетия.
ФИО4 положениям статьи 6 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Пунктом 6 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» установлено, что военнослужащие – граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Как следует из пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
ФИО4 обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации в Министерстве обороны Российской Федерации деятельности по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилыми помещениями» (вместе с «Инструкцией об организации деятельности центральных органов военного управления по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилыми помещениями»), на Департамент военного имущества Министерства обороны Российской Федерации возложены следующие задачи по закреплению приобретенных (построенных) жилых помещений на праве оперативного управления; передаче жилых помещений, в отношении которых заключены с военнослужащими договоры социального найма, из федеральной собственности в муниципальную собственность; ведение реестра жилых помещений Министерства обороны.
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р создано Федеральное государственное казенное учреждение «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, основными целями которого определены: выполнение работ, оказание услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Минобороны России в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил Российской Федерации.
ФИО4 обороны Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о Департаменте имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, в соответствии с которым Департамент уполномочен, в том числе от имени Министерства обороны Российской Федерации заключать договоры аренды, безвозмездного пользования и иные договоры, предусматривающие переход прав пользования и (или) владения имущественном Вооруженных Сил.
ФИО4 директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за Федеральным государственным казенным учреждением «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации» закреплено на праве оперативного управления за Федеральным государственным казенным учреждением «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации недвижимое имущество, указанное в приложении к настоящему ФИО4.
При рассмотрении дела судом установлено, что <адрес> жилом <адрес>-Л по <адрес> в г. ФИО5 является собственностью Российской Федерации и в настоящее время не входит в специализированный жилищный фонд Министерства обороны Российской Федерации, в нарушение положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каких-либо относимых и допустимых доказательств, свидетельствующих об обратном суду не представлено.
Таким образом, истцы, имея право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации жилого помещения, не могут реализовать его по независящим от них причинам.
Предусмотренное Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.
Устанавливая в законе право граждан на получение жилья в собственность, государство обязано обеспечить возможность реализации этого права.
Если же жилой фонд не передан должным образом в государственную (муниципальную) собственность, либо собственник его не определен, граждане соответственно не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, что является нарушением положений Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Аналогичные выводы указаны и в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2005 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, из содержания которого следует, что если жилые помещения, предоставленные гражданам на условиях социального найма, фактически не переданы в муниципальную собственность по независящим от гражданина причинам, то право собственности на указанное жилое помещение может быть признано за гражданином в судебном порядке и должно быть зарегистрировано органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, на основании судебного решения.
В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Таким образом, установив фактические обстоятельства дела, дав надлежащую юридическую оценку правоотношениям по настоящему гражданскому делу, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1, ФИО2, ФИО3 о признании за ними в порядке приватизации права собственности на <адрес>-Л по <адрес> в г. ФИО5 Республики ФИО5, поскольку имея право на бесплатную приватизацию жилья, они не могут реализовать его по независящим от них причинам.
Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, -
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО3 удовлетворить.
Признать за ФИО1, ФИО2 и ФИО3 право собственности по 1/3 доли за каждым в порядке приватизации на <адрес>Л по <адрес> в г. ФИО5 Республики ФИО5, общей площадью 75 кв.м., с кадастровым номером 90:24:010111:7453.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики ФИО5 через Феодосийский городской суд Республики ФИО5 в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья З.А. Бойко