Решение по делу № 3а-17/2019 от 26.11.2018

Дело №3а-17/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Владимир                         15 февраля 2019 года        

Владимирский областной суд в составе:

председательствующего судьи Астровко Е.П.,

при секретаре Кротковой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кирилловой Натальи Михайловны об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** равной его рыночной стоимости,

установил:

Кириллова Н.М., действуя через представителя Денисова Д.Н., обратилась во Владимирский областной суд с указанным административным исковым заявлением.

В обоснование требований указано, что Кириллова Н.М. является сособственником земельного участка с кадастровым номером **** площадью **** кв.м., адрес ****, относящегося к категории земель – земли населенных пунктов, имеющего разрешенное использование – организация мини-рынка, с кадастровой стоимостью 5 008 812 руб., по состоянию на ****, доля в праве собственности ****.

Согласно отчету об оценке ООО «****» **** от **** рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером **** составляет 2 602 430 руб. 34 коп. по состоянию на ****.

    Ссылаясь в качестве правового обоснования, в том числе на пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, административный истец просит установить кадастровую стоимость земельного участка с указанным кадастровым номером **** равной его рыночной стоимости в размере 2 602 430 руб. 34 коп. по состоянию на ****.

Административный истец Кириллова Н.М., представитель Денисов Д.Н. в судебное заседание не явились.

Административный ответчик администрация Александровского района Владимирской области, заинтересованные лица Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Владимирской области (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра» по Владимирской области), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области (далее - Управление Росреестра по Владимирской области) надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя для участия в судебном заседании не направили. Представили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей, указывая что право административного истца на установление кадастровой стоимости земельного участка с размере рыночной стоимости не оспаривает, а также правильность заключения экспертов ООО «Владимирский центр кадастровых работ, геодезии и картографии» и размер определенной ими рыночной стоимости земельного участка.

Заинтересованное лицо Глазкова Е.В. надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.

В соответствии с положениями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной.

С учетом положений ч. 4 ст. 247 КАС РФ, рассмотрение дела возможно в отсутствие лиц, участвующих в деле, поскольку их явка не признана судом обязательной.

    Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

    Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

    В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

    Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Статьей 24.18 Федерального закона от **** №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

    В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

    Как установлено судом и следует из материалов дела, Кириллова Н.М. является сособственником земельного участка с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., адрес ****, относящегося к категории земель – земли населенных пунктов, имеющего разрешенное использование – организация мини-рынка, с кадастровой стоимостью 5 008 812 руб., по состоянию на ****, доля в праве собственности **** Другим сособственником участка является Глазкова Е.В.**** доли в праве собственности. Земельный участок является ранее учтенным, поставлен на кадастровый учет ****.

Кадастровая стоимость участка установлена постановлением администрации **** от 18.11.2016г. **** «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов ****, за исключением земельных участков, находящихся в государственной собственности Владимирской области» в размере 5 008 812 руб., по состоянию на ****.

Поскольку размер земельного налога, уплачиваемого Кириловой Н.М. за земельный участок с кадастровым номером **** исчисляется исходя из его кадастровой стоимости, суд приходит к выводу о том, что определение в отношении указанного земельного участка кадастровой стоимости в размере рыночной, влияет на обязанность административного истца по уплате налоговых платежей и у него имеется правовая заинтересованность в приведении кадастровой стоимости спорного земельного участка в соответствие с его рыночной стоимостью.

Полагая кадастровую стоимость завышенной Кириллова Н.М. обратилась к частнопрактикующему оценщику, которым составлен отчет ООО «****» **** от ****, в котором рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером **** определена по состоянию на **** в размере 2 602 430 руб. 34 коп. (****).

**** Кириллова Н.М. обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением.

    В ходе рассмотрения дела судом была назначена судебная экспертиза для определения рыночной стоимости указанного земельного участка по состоянию на **** и проверки отчета об оценке на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности ****

    Согласно заключению экспертов ООО «Владимирский центр кадастровых работ, геодезии и картографии» Силиной Т.Л. и Урлиной В.В. **** от **** рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером **** по состоянию на **** составляет 2 675 000 руб.

Относительно соответствия отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности в заключение экспертов указано, что при проведении исследования экспертом выявлены нарушения, которые могли бы повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости. В отчете нет анализа влияния общей политической обстановки в стране и регионе расположения объекта оценки на рынок оцениваемого объекта. В Отчете нет информации о частях и экологических загрязнениях объекта оценки. Информацию на страницах 20-24 Отчета не представляется возможным проверить, в связи с чем, невозможно проверить диапазон цен на странице 24 Отчета. В анализе ценообразующих факторов на странице 29 Отчета фактор подъезда и транспортной доступности приводится по ссылке, проверить которую не представляется возможным. В связи с этим невозможно подтвердить анализ факторов, влияющих на спрос, предложение и цену объекта недвижимости. В анализе рынка на странице 26 в таблице 5 Отчета не представляется возможным проверить информацию. В связи с чем, невозможно сделать выводы об источнике получения соответствующей информации и дате ее подготовки. На странице 31 Отчета приводится ссылка 5, информацию по которой не представляется возможным проверить, что не позволяет сделать выводы об источнике получения соответствующей информации и дате ее подготовки. На странице 31 Отчета имеется ссылка 4 по «Справочнику оценщика недвижимости-2016», том 3, под редакцией Лейфера Л.А. На странице 18 справочника указано, что его рекомендуется использовать на дату: ****, используется информация после даты оценки. В связи с тем, что на странице 31 Отчета приводится ссылка 5, информацию по которой не представляется возможным проверить, ссылка 4 на странице 31 на справочник 2016 года, невозможно подтвердить выводы относительно рынка недвижимости. Итоговая величина стоимости представлена без округления. Данные обстоятельства не позволяют подтвердить полноту, достаточность и достоверность исходной информации, стоимость объекта оценки и допускают неоднозначность толкования полученных результатов. (т.2 л.д.1-137).

    Проанализировав и оценив заключение экспертов в совокупности с другими доказательствами суд приходит к следующему.

    Экспертное заключение **** от **** подготовлено лицами, обладающим специальными познаниями, а также правом на проведение подобного рода исследований, а именно сотрудниками общества с ограниченной ответственностью «Владимирский центр кадастровых работ, геодезии и картографии» Силиной Т.Л. и Урлиной В.В., имеющими соответствующее образование, стаж работы в оценочной деятельности с ****, стаж работы судебного эксперта с ****, предупрежденных об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.

    Заключение экспертов **** от **** соответствует требованиям, предъявляемым статьёй 82 Кодекса административного и судопроизводства Российской Федерации, требованиям Федерального закона от **** №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в части, применимой к рассматриваемым правоотношениям, Федерального стандарта оценки (ФСО-7), утвержденного приказом Минэкономразвития России от **** ****, Федерального стандарта оценки (ФСО-1), утвержденного приказом Минэкономразвития России от **** ****, Федерального стандарта оценки (ФСО-2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от **** ****, Федерального стандарта оценки (ФСО-3), утвержденного приказом Минэкономразвития России от **** ****, содержит полное описание объекта оценки и произведенного расчета его рыночной стоимости, методов оценки, сведений об источниках цен, подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы, в том числе относительно соответствия отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности, а также расписки экспертов о том, что они предупреждены об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.

    Правильность заключения экспертов, отвечающего требованиям статей 49,77,79,82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, другими участниками в ходе рассмотрения дела под сомнение не ставилась, само заключение оспорено не было, возражений относительно установленной экспертами рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером **** по состоянию на ****, а также формы и содержания экспертного заключения не поступало.

Таким образом, у суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов экспертов, поскольку экспертное заключение **** от **** мотивировано, выводы предельно ясны, обоснованы исследованными экспертами обстоятельствами и не содержат противоречий. Указанное заключение экспертов соответствует требованиям, предъявляемым к отчету об оценке недвижимого имущества законодательством об оценочной деятельности и федеральными стандартами оценки, отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.

С учетом ст. 82 КАС РФ положений Федерального закона от **** №135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", суд признает заключение эксперта ООО «Владимирский центр кадастровых работ, геодезии и картографии» **** от **** надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером ****, определенную по состоянию на дату его кадастровой оценки.

    В связи с изложенным, представленный в материалы дела отчет о рыночной стоимости **** от ****, составленный ООО «Независимая оценка» суд не принимает в качестве доказательства по данному делу.

В п. 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от **** **** «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» содержатся разъяснения, что суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.

    На основании изложенного, суд приходит к выводу о необходимости установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., адрес ****, относящегося к категории земель – земли населенных пунктов, имеющего разрешенное использование – организация мини-рынка, по состоянию на ****, в размере его рыночной стоимости 2 675 000 руб.

В связи с чем, заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.

В силу разъяснений, содержащихся в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от **** **** «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления, а в соответствии с Федеральным законом от **** №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 указанного Федерального закона).

С учетом изложенного датой подачи заявления Кирилловой Н.М. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** в размере его рыночной следует считать ****, то есть дату ее обращения в суд.

Согласно статье 24.20 Федерального закона от **** №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от **** № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

    Таким образом, данное решение в силу прямого указания закона является основанием для внесения сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** в Единый государственный реестр недвижимости.

    Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Кирилловой Н. М. удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером участка с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., адрес ****, относящегося к категории земель – земли населенных пунктов, имеющего разрешенное использование – организация мини-рынка, по состоянию на ****, в размере его рыночной стоимости 2 675 000 (два миллиона шестьсот семьдесят пять тысяч) рублей.

Считать датой подачи административного искового заявления Кирилловой Н. М. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** равной его рыночной стоимости ****.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Владимирского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья

Владимирского областного суда Е.П. Астровко

3а-17/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кириллова Наталья Михайловна
Кириллова Н.М.
Ответчики
Администрация Александровского района ВО
Другие
Глазкова Елена Владимировна
Управление Росреестра по Владимирской области
Глазкова Е.В.
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Владимирской области
Суд
Владимирский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.wld.sudrf.ru
26.11.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
26.11.2018[Адм.] Передача материалов судье
27.11.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.11.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.11.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
14.12.2018[Адм.] Судебное заседание
21.12.2018[Адм.] Судебное заседание
01.02.2019[Адм.] Производство по делу возобновлено
15.02.2019[Адм.] Судебное заседание
20.07.2020Регистрация административного искового заявления
20.07.2020Передача материалов судье
20.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
20.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.07.2020Судебное заседание
20.07.2020Судебное заседание
20.07.2020Производство по делу возобновлено
20.07.2020Судебное заседание
20.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.08.2020Регистрация административного искового заявления
10.08.2020Передача материалов судье
10.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
10.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.08.2020Судебное заседание
10.08.2020Судебное заседание
10.08.2020Производство по делу возобновлено
10.08.2020Судебное заседание
10.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.08.2020Регистрация административного искового заявления
15.08.2020Передача материалов судье
15.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
15.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.08.2020Судебное заседание
15.08.2020Судебное заседание
15.08.2020Производство по делу возобновлено
15.08.2020Судебное заседание
15.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.02.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее