Решение по делу № 8Г-8003/2021 [88-8130/2021] от 08.04.2021

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

                                                                                                        № 88-/2021

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово                                                                                        27 мая 2021 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Латушкиной С.Б.,

судей Новожиловой И.А., Раужина Е.Н.

при участии прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коган А.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-233/2020 (УИД 02RS0009-01-2020-000259-23) по иску Баштыкова Владимира Анатольевича к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай о признании незаконным и отмене приказа от 27 апреля 2020 г. № об увольнении; признании незаконным и отмене пункта 5 протокола заседания оперативного штаба Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай от 6 апреля 2020 г. № ; признании истца соответствующим требованиям и критериям отбора, установленным Федеральным законом от 1 октября 2019 г. № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», при назначении гражданских служащих на должности в органах принудительного исполнения Российской Федерации младшего, среднего или старшего начальствующего состава; признании незаконным и отмене протокола заседания оперативного штаба Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай от 6 апреля 2020 г. № в части признания истца как не прошедшего отбор на должность сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации младшего судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов Чемальского районного отделения судебных приставов; восстановлении на работе в должности федеральной государственной гражданской службы Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай с 30 апреля 2020 г., обязании назначить на должность; признании незаконной и исключении из трудовой книжки записи об увольнении; взыскании среднего заработок за время вынужденного прогула

по кассационной жалобе Баштыкова Владимира Анатольевича, представителя Баштыкова Владимира Анатольевича – Орлова Владимира Сергеевича на решение Чемальского районного суда Республики Алтай от 1 октября 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 23 декабря 2020 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А., выслушав объяснения представителя Баштыкова Владимира Анатольевича по доверенности Орлова Владимира Сергеевича, поддержавшего доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Федеральной службы судебных приставов по доверенности, представителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай по доверенности Маскудовой Юлии Алексеевны, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коган А.Г., полагавшей кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению,

судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Баштыков Владимир Анатольевич (далее по тексту – Баштыков В.А.) обратился в Чемальский районный суд Республики Алтай к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай (далее по тексту – УФССП России по Республике Алтай) с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным и отмене приказа от 27 апреля 2020 г. № об увольнении; признании незаконным и отмене пункта 5 протокола заседания оперативного штаба Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай от 6 апреля 2020 г. № ; признании истца соответствующим требованиям и критериям отбора, установленным Федеральным законом от 1 октября 2019 г. № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», при назначении гражданских служащих на должности в органах принудительного исполнения Российской Федерации младшего, среднего или старшего начальствующего состава; признании незаконным и отмене протокола заседания оперативного штаба Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай от 6 апреля 2020 г. № в части признания истца как не прошедшего отбор на должность сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации младшего судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов Чемальского районного отделения судебных приставов; восстановлении на работе в должности федеральной государственной гражданской службы Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай с 30 апреля 2020 г., обязании назначить на должность; признании незаконной и исключении из трудовой книжки записи об увольнении; взыскании среднего заработок за время вынужденного прогула.

Определением Чемальского районного суда Республики Алтай от 1 октября 2020 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Федеральная служба судебных приставов (далее также – ФССП России).

Решением Чемальского районного суда Республики Алтай от 1 октября 2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 23 декабря 2020 г., исковые требования Баштыкова В.А. оставлены без удовлетворения.

Баштыков В.А., представитель Баштыкова В.А. – Орлов Владимир Сергеевич обратились в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просят отменить решение Чемальского районного суда Республики Алтай от 1 октября 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай от 23 декабря 2020 года и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд для рассмотрения в ином составе судей, либо принять по делу новое решение, которым заявленные требования удовлетворить.

В обоснование доводов кассационной жалобы указано на незаконность и необоснованность принятых судебных актов; суды дают неверное нормативное обоснование разрешения заявленных требований в части требований о не назначении истца в органы принудительного исполнения Российской Федерации, ссылаясь на Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», несмотря на то, что данный закон не распространяется на отношения работника и работодателя при проведении отбора и назначении на должности в органы принудительного исполнения Российской Федерации; вопреки заявленным требованиям истца суды не дали оценки заявленным требованиям о признании пункта 5 протокола заседания оперативного штаба УФССП России по Республике Алтай от 06 апреля 2020 г. № , судами не дана надлежащая оценка распоряжению УФССП России по Республике Алтай от 18 февраля 2020 г. № 13-р «О порядке действий оперативного штаба Управления федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай», которым возложена обязанность на оперативный штаб УФССП России по Республике Алтай рассмотреть документы федеральных государственных гражданских служащих, изъявивших желание поступить на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, на предмет соответствия требованиям, установленным Федеральным законом от 1 октября 2019 г. № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», отказом ответчика в назначении истца на должность в органы принудительного исполнения УФССП России по Республике Алтай нарушено права истца на доступ к службе в органы принудительного исполнения; суды не учли, что статьей 92 Федерального закона от 1 октября 2019 г. № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено право равного доступа всех федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов изъявить желание поступить на службу в органы принудительного исполнения, при этом закон не наделяет правом работодателя в выборе какого-либо отдельного сотрудника исходя из своих личных соображений, напротив возлагает обязанность на работодателя в предоставлении должности во вновь образованном органе; ссылаясь на Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», суды не учли, что указанный закон не распространяется на отношения работника и работодателя при проведении отбора и назначении на должности в органы принудительного исполнения Российской Федерации; судами не учтено, что истец соответствовал требованиям и критериям отбора, установленных Федеральным законом от 1 октября 2019 г. № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», апелляционное определение содержит ссылки на привлечение истца к дисциплинарной ответственности, однако каких-либо дополнительных критериев отбора государственных гражданских служащих в органы принудительного исполнения, указанный закон не содержит; суды первой и апелляционной инстанций необоснованно сочли законными доводы ответчика и третьего лица о праве работодателя в не назначения лиц на должности в органы принудительного исполнения, соответствующих критериям отбора, и о законности введения дополнительных требований и критериев отбора кандидатов на должности в органы принудительного исполнения, несмотря на то, что какого-либо обоснования данной позиции стороной ответчика и третьего лица не представлено. Более подробно доводы приведены в кассационной жалобе.

УФССП России по Республике Алтай, Прокуратура Республики Алтай в возражениях на кассационную жалобу, представленных в кассационный суд общей юрисдикции, указав на законность и обоснованность решения Чемальского районного суда Республики Алтай от 1 октября 2020 г., апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 23 декабря 2020 г., просят оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.

Как установлено судами и следует из материалов дела, с 1 ноября 2003 г. Баштыков В.А. проходил государственную гражданскую службу, с 1 января 2005 г. замещал государственную гражданскую должность судебного пристава по ОУПДС Чемальского отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай.

20 января 2020 г. Баштыкову В.А. вручено уведомление руководителя УФССП России по Республике Алтай о переходе федеральной службы на иной вид государственной службы в связи с вступлением в силу Федерального закона от 1 октября 2019 г. №328-Ф3 «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты», сокращении занимаемой должности в связи с утверждением нового штатного расписания, вступающего в силу с 1 мая 2020 г. В уведомлении разъяснено право на поступление на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, предложено в срок не позднее 29 февраля 2020 г. проинформировать об этом руководителя структурного подразделения в письменном виде. В этом случае в соответствии с частью 2 статьи 92 Федерального закона от 1 октября 2019 г. № 328-Ф3 «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты» Баштыкову В.А. необходимо пройти профессиональный психологический отбор, медицинское освидетельствование. В случае несоответствия требованиям, предъявляемым к должности, будут предложены вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой должности, квалификации, специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки. При отсутствии должностей в Федеральной службе судебных приставов либо в случае отказа от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, Баштыков В.А. предупрежден, что будет освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не позднее 30 июня 2020 г.

30 января 2020 г. Баштыковым В.А. подано заявление на имя директора ФССП России о желании поступить на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации на должность младшего судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов Чемальского районного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай и согласии пройти отбор на должность.

По состоянию на 31 декабря 2019 г. должность судебного пристава по ОУПДС Чемальского отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай занимали ФИО14., Баштыков В.А., ФИО15., ФИО16., ФИО17 ФИО18., ФИО19.

В рамках организационно-штатных мероприятий Приказом ФССП России от 1 января 2020 г. № 85 «Об утверждении и введении в действие структуры и штатного расписания Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай» (приложение №2) в штате Чемальского районного отделения судебных приставов (Чемальское РОСП УФССП России по Республике Алтай) предусмотрено 4 (четыре) должности младшего судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

Распоряжением УФССП России по Республике Алтай от 18 февраля 2020 г. №13-р «О порядке действий оперативного штаба Управления федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай при рассмотрении документов федеральных государственных гражданских служащих, изъявивших желание поступить на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации» возложены обязанности на оперативный штаб УФССП России по Республике Алтай рассмотреть документы, результаты профессионального психологического отбора, результаты проверки уровня физической подготовки, результаты медицинского освидетельствования федеральных государственных гражданских служащих, изъявивших желание поступить на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, на предмет соответствия требованиям, установленным Федеральным законом от 1 октябрям 2019 г. № 328-Ф3 «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты», осуществить штатно - должностную расстановку федеральных государственных гражданских служащих, успешно прошедших мероприятия отбора, и определить кандидатов, планируемых к назначению на должности сотрудников органов принудительного исполнения, оформить принимаемые решения протоколом.

6 апреля 2020 г. состоялось заседание оперативного штаба УФССП России по Республике Алтай, на котором было установлено, что по результатам рассмотрения документов кандидатов, в ряде структурных подразделений гражданские служащие подали заявления на одни и те же должности сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, в связи с чем комиссией принято решение установить критерии отбора гражданских служащих на должности сотрудников.

В качестве критериев отбора гражданских служащих на должности сотрудников предложены: категория профессиональной психологической пригодности кандидатов; опыт в сфере служебной деятельности, к которой относится должность в органах принудительного исполнения и на которую претендует кандидат; показатели эффективности и результативности деятельности кандидата; характеристика непосредственного руководителя; информация подразделения противодействия коррупции об имеющихся служебных проверках, в том числе привлечение за коррупционные правонарушения; наличие достижений (удостоен звания «Лучший по профессии», прошел испытание на право ношения Зеленого Берета, имеет ведомственные награды, в том числе Ветеран ФССП) (пункт 5 протокола заседания оперативного штаба УФССП России по Республике Алтай от 6 апреля 2020 г. № ).

Из 7 гражданских служащих, подавших заявления на должности сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации младшего судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов Чемальского районного отделения судебных приставов, с учетом рассмотрения индивидуальных результатов работы гражданских служащих и характеризующую информацию, предложено считать не прошедшим отбор на должность сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации младшего судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов Чемальского районного отделения судебных приставов не прошедшими отбор на указанные должности признан, в том числе Баштыков В.А.

17 апреля 2020 г. Баштыкову В.А. руководителем УФССП России по Республике Алтай повторно вручено уведомление о сокращении занимаемой должности с 1 мая 2020 г. и предложены вакантные должности государственной гражданской службы в УФССП России по Республике Алтай. 17 апреля 2020 г. Баштыков В.А. отказался от замещения предложенных должностей государственной гражданской службы УФССП России по Республике Алтай, подав соответствующее заявление.

Приказом УФССП России по Республике Алтай от 27 апреля 2020 г. № с Баштыковым В.А. расторгнут служебный контракт, он освобожден от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов Чемальского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай, уволен с федеральной государственной гражданской службы 30 апреля 2020 г. на основании пункта 8.2 части 1 и части 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе. 30 апреля 2020 г. истцом получена трудовая книжка

Баштыков В.А. указав, что при увольнении, было нарушено его преимущественное право на замещение должности гражданской службы в органе принудительного исполнения младшего судебного пристава по ОУПДС, обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь частью 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральным законом от 1 октября 2019 г. № 328-Ф3 «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты», пунктом 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из документального подтверждения факта сокращения должностей УФССП России по Республике Алтай, соблюдения ответчиком процедуры предложения истцу вакантных должностей и требования о предупреждении государственного гражданского служащего о предстоящем увольнении в связи с сокращением должности гражданской службы не менее чем за два месяца до увольнения, с приказом об увольнении истец ознакомлен, трудовая книжка выдана, произведены все выплаты в соответствии требованиями Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Оценивая протокол заседания оперативного штаба Управления ФССП России по Республике Алтай от 6 апреля 2020 г. № с другими доказательствами, имеющимися в деле, установив отсутствие законодательно установленных критериев, по которым должна быть произведена оценка работников по производительности труда и квалификации, указав, что выбор критериев, имеющих значение для работодателя, является прерогативой работодателя, с учетом оценки членами оперативного штаба, установленных критериев отбора гражданских служащих, показателей эффективности и результативности служебной деятельности истца за 2019 г., которые оценены удовлетворительно, нейтральной характеристики непосредственного руководителя, наличия действующих взысканий за неисполнение служебных обязанностей, за предоставление недостоверных сведений, а также факта привлечения к административной ответственности за управление автотранспортным средством в нетрезвом виде, суд первой инстанции, пришел к выводу о соблюдении членами оперативного штаба УФССП России по Республике Алтай процедуры проверки преимущественного права истца на оставление на службе, отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований о признании незаконным и отмене пункта 5 протокола заседания оперативного штаба УФССП России по Республике Алтай от 6 апреля 2020 г. № , признании истца соответствующим требованиям и критериям отбора, установленным Федеральным законом от 1 октября 2019 г. № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», при назначении гражданских служащих на должности в органах принудительного исполнения Российской Федерации младшего, среднего или старшего начальствующего состава, признании незаконным указанного протокола в части признания истца как не прошедшего отбор.

Не установив нарушений ответчиком трудовых прав истца, суд первой инстанции не нашел оснований для удовлетворения требований о взыскании оплаты за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.

Проверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.

Отклоняя доводы истца о наличии у него преимущественного права оставления на службе, суд апелляционной инстанции указал, что установленные работодателем в пункте 5 протокола заседания оперативного штаба Управления ФССП России по Республике Алтай от 6 апреля 2020 г. № критерии отбора гражданских служащих на должности сотрудников не противоречат разделу V Методических рекомендацию по внедрению механизмов, обеспечивающих сохранение кадрового потенциала государственной гражданской службы при проведении организационно-штатных мероприятий в федеральных органах исполнительной власти. Членами оперативного штаба было учтено награждение истца медалями «За службу» П и III степени и медалью «Ветеран Федеральной службы судебных приставов», опыт в сфере служебной деятельности, категория профессиональной психологической пригодности, но также принято во внимание, что постановлением мирового судьи судебного участка Чемальского района Республики Алтай 7 июня 2019 г. Баштыков В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.8 КоАП РФ (управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения), и в связи сокрытием указанного факта 27 декабря 2019 г. привлечен к дисциплинарной ответственности с наложением дисциплинарного взыскания в виде замечания. Кроме того, Баштыков В.А. имел дисциплинарное взыскание в виде выговора, наложенное на него приказом работодателя от 31 декабря 2019 г. за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предоставлении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции. Таким образом, квалификация и результаты профессиональной служебной деятельности (к которым относится соблюдение служебной дисциплины) были оценены оперативным штабом как имеющие наиболее важную роль и свидетельствующие о реальной эффективности деятельности служащего. По мнению суда апелляционной инстанции, факты совершения истцом дисциплинарных проступков, совершение умышленного административного правонарушения умаляют авторитет федерального органа принудительного исполнения, а также государственной власти и противоречат требованиям, предъявляемым к сотрудникам.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствующими фактическим обстоятельствам дела, основанными на правильном применении норм материального и процессуального права.

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (статья 2).

Согласно пункту 4 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» общим основанием прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (часть 7 статьи 27 и статьи 37 настоящего Федерального закона).

В силу пункту 8.2 части 1 статьи 37 этого Федерального закона служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.

В соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом: 1) уровня его квалификации, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки; 2) уровня его профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы.

О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность государственной гражданской службы в государственном органе или должность государственной гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (часть 2 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Частью 4 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.

В соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Частью 6 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы.

В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей государственной гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

1 января 2020 г. вступил в силу Федеральный закон от 1 октября 2019 г. № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно части 1 статьи 92 Федерального закона от 1 октября 2019 г. № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предельный возраст поступления на службу в органы принудительного исполнения в отношении федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов (далее - гражданские служащие) - 60 лет. В отношении гражданских служащих, ранее проходивших службу в федеральных органах исполнительной власти на должностях, по которым предусмотрено присвоение специальных званий, предельный возраст поступления в органы принудительного исполнения - 63 года.

Из части 2 статьи 92 Федерального закона от 1 октября 2019 г. № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует, что гражданские служащие, изъявившие желание поступить на службу в органы принудительного исполнения в течение двух месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат медицинскому освидетельствованию на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих поступлению на службу в органы принудительного исполнения. Порядок медицинского освидетельствования на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих поступлению на службу в органы принудительного исполнения, и форма медицинского заключения утверждаются Правительством Российской Федерации. Перечень таких заболеваний устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения в зависимости от должностей и особенностей прохождения службы на отдельных должностях. Направление на медицинское освидетельствование гражданских служащих, претендующих на замещение должностей младшего, среднего и старшего начальствующего состава, осуществляется после проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору, а также в отношении отдельных должностей после проведения психофизиологического исследования, тестирования, направленного на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, и проверки уровня физической подготовки. Перечень отдельных должностей, при замещении которых проводятся психофизиологическое исследование, тестирование, направленное на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами и проверка уровня физической подготовки, а также порядок их проведения определяется руководителем федерального органа принудительного исполнения.

Согласно части 3 статьи 92 Федерального закона от 1 октября 2019 г. № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» гражданские служащие, соответствующие требованию, установленному частью 1 настоящей статьи, а также прошедшие профессиональный психологический отбор и медицинское освидетельствование, а в установленных случаях - психофизиологическое исследование, тестирование, направленное на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами и проверку уровня физической подготовки, назначаются на должности в органах принудительного исполнения младшего, среднего и старшего начальствующего состава в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона на основании приказа руководителя федерального органа принудительного исполнения или на основании решения руководителя федерального органа принудительного исполнения приказом уполномоченного руководителя.

Руководствуясь изложенными нормами права, исследовав юридически значимые обстоятельства, дав оценку представленным в материалы дела доказательствам в совокупности и взаимосвязи, установив, что факт сокращения занимаемой истцом должности гражданской службы судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности Чемальского районного отдела судебных приставов Управления федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай имел место, в связи с чем у представителя нанимателя имелись основания для расторжения с истцом служебного контракта по пункту 8.2 части 1 и части 3.1 статьи 37 Федерального Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», поскольку в связи с вступлением в силу 1 января 2020 г. Федерального закона от 1 октября 2019 г. № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральная служба судебных приставов перешла на иной вид государственной службы, порядок увольнения истца в связи с сокращением должности гражданской службы в государственном органе, установленный статьей 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ответчиком соблюден, процедура отбора гражданских служащих не нарушена, выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Баштыкова В.А. являются обоснованными.

При разрешении спора суды правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, установленным на их основании фактическим обстоятельствам, и примененным нормам права.

В судебных постановлениях приведено исчерпывающее толкование норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.

Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, являются процессуальной позицией истца, являлись предметом оценки судов, не содержат фактов, которые не были проверены и не учеты судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных постановлений, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанций, основаны на субъективной оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судами были допущены нарушения, влекущие отмену вынесенных судебных постановлений в кассационном порядке.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Чемальского районного суда Республики Алтай от 1 октября 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 23 декабря 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Баштыкова Владимира Анатольевича, представителя Баштыкова Владимира Анатольевича – Орлова Владимира Сергеевича - без удовлетворения.

Председательствующий                                                       С.Б. Латушкина

Судьи                                                                                  И.А. Новожилова

                                                                                                      Е.Н. Раужин

8Г-8003/2021 [88-8130/2021]

Категория:
Гражданские
Истцы
Баштыков Владимир Анатольевич
Восьмой отдел (кассационный) (с дислокацией в г.Кемерово) апелляционно - кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации
Ответчики
Управление Федеральной службы судебных приставов России по Республике Алтай
Другие
Прокурор Чемальского района Республикик Алтай
Орлов Владимир Сергеевич
Федеральную службу судебных приставов России
Суд
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Новожилова И.А.- Судья ГР
Дело на сайте суда
8kas.sudrf.ru
27.05.2021Судебное заседание
27.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее