РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с. Яр-Сале 14 марта 2024 года
Ямальский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Петрова Д.В., при секретаре судебного заседания Пашковской М.Н., с участием помощника прокурора Ямальского района Колесникова Я.С., представителя ответчика Администрации Ямальского района Новикова О.А., представителей ответчика АО «Ямалкоммунэнерго» Тархановой А.К. и Адучиевой К.Э., представителя третьего лица начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Ямальскому району Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по ЯНАО Фатеева А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4/2024 по исковому заявлению прокурора Ямальского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ямальского района о возложении обязанности по устранению нарушений в области пожарной безопасности,
установил:
Прокурор Ямальского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ямальского района указав, что в ходе проверки исполнения законодательства о пожарной безопасности выявлены нарушения закона, которые выражаются в следующем. В период с 13.07.2021 года по 19.07.2021 года отделом надзорной деятельности и профилактической работы Ямальского района Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по ЯНАО (ОНДиПР Ямальского района) проведена внеплановая проверка реализации полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности администрацией Ямальского района в с. Новый Порт, в рамках которой, среди прочих, выявлено нарушение требований пожарной безопасности, выраженное в необеспечении достаточным запасом воды для целей наружного пожаротушения склада ГСМ, расположенного по адресу: <адрес>, дизельной электростанции, по адресу <адрес>, а также не обеспечено наружное противопожарное водоснабжение жилых домов, общественных и производственных зданий по <адрес>, АЗС (пожарные водоемы расположены на расстоянии более 200 метров). Вынесенное предписание № 47/1/1 от 27.07.2021 года об устранении нарушений администрацией Ямальского района в установленные сроки не исполнено, что и послужило основанием для обращения в суд. Ссылаясь на нормы законодательства о пожарной безопасности с учётом уточнённых исковых требований прокурор просит возложить на администрацию Ямальского района обязанность в течение 6 месяцев после вступления в законную силу решения суда провести мероприятия по обеспечению достаточным запасом воды для целей наружного пожаротушения склада ГСМ в <адрес>, здания дизельной электростанции по <адрес>; обеспечить наружное противопожарное водоснабжение объектов, расположенных в <адрес>, АЗС.
Судом привлечено в качестве соответчика МП «Ямалгаз», в хозяйственном ведении которого находился вышеуказанный склад ГСМ и дизельная электростанция, АО «Ямалкоммунэнерго», в пользовании которого находится данное имущество, а так же индивидуальный предприниматель Росквас Галина Анатольевна, являющаяся собственником «АЗС».
В судебном заседании помощник прокурора Ямальского района Колесников Я.С. настаивал на исковых требованиях, просил их удовлетворить в полном объёме.
Представитель ответчика администрации Ямальского района Новиков О.А. согласился с иском в части необходимости обеспечения достаточным запасом воды для целей наружного пожаротушения склада ГСМ и дизельной электростанции в <адрес>, а также жилых домов, общественных и производственных зданий. Возражали против возложения на администрацию Ямальского района обеспечить наружное противопожарное водоснабжение объекта «АЗС», так как это обязанность собственника ИП Росквас Г.А., так же возражали против объектов <адрес> и <адрес>, так как указанные здания подлежат сносу. Указали, что для исполнения исковых требований потребуется строительство объекта капитального строительства (пожарного водоёма), окончание строительства которого запланировано на ноябрь 2025 года, сооружение объекта включено в Адресную инвестиционную программу Ямальского района на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утверждённую постановлением Администрации Ямальского района от 29.12.2021 года № 1068. В связи с чем, просили установить срок на исполнение исковых требований прокурора до 01 декабря 2025 года.
Представитель ответчика АО «Ямалкоммунэнерго» в судебном заседании с иском не согласилась, суду пояснила, что обязанность по обеспечению достаточным запасом воды для целей наружного пожаротушения, в том числе склада ГСМ и дизельной электростанции законодателем возложена на органы местного самоуправления, в связи с чем в иске к АО «Ямалкоммунэнерго», просила отказать.
Представитель ответчика МП «Ямалгаз» в судебное заседание не явился, ходатайство об отложении дела не заявлял, в связи с чем суд признает его не явку не уважительной и рассматривает дело в отсутствие представителя данного ответчика.
Ответчик ИП Росквас Г.А., извещённая надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие, направила возражения, в которых указывает, что с исковыми требованиями в отношении неё она не согласна, считает себя ненадлежащим ответчиком, установленные требования пожарной безопасности соблюдает в установленном порядке, просит в иске к ней отказать.
Представитель третьего начальник отдела надзорной деятельности и профилактической работы отдела надзорной деятельности и профилактической работы Ямальского района Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по ЯНАО Фатеев А.И. в судебном заседании просил суд удовлетворить требования прокурора, учитывая выявленные нарушения требований пожарной безопасности.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит требования прокурора Ямальского района, подлежащими удовлетворению, по следующим обстоятельствам.
Согласно пункту 10 статьи 16 Федерального закона РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального округа.
В соответствии со ст. 62 Федерального закона РФ от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения, водные объекты, а также пожарные резервуары. Необходимость обеспечения противопожарного водоснабжения, устройства систем водоснабжения, водопроводных сетей, искусственных водоемов и пожарных резервуаров, использования водных объектов для противопожарных нужд определяется настоящим Федеральным законом, а требования к их устройству нормативными документами по пожарной безопасности. Запас воды водных объектов и пожарных резервуаров должен обеспечивать расчётные расходы воды на пожаротушение зданий и сооружений с учетом продолжительности тушения пожаров.
Согласно ч. 1 ст. 68 названного закона, территории населённых пунктов, а также находящиеся на них здания и сооружения должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения.
Статей 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов относятся: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений, муниципальных и городских округов.
Таким образом, обеспечение первичных мер пожарной безопасности относится к полномочиям администрации Ямальского района.
Из материалов дела усматривается, что администрацией Ямальского района допущены нарушения в части необеспечения источниками наружного противопожарного водоснабжения склада ГСМ в <адрес>, здания дизельной электростанции, по <адрес>, объектов, расположенных в <адрес> АЗС.
ОНДиПР по МО Ямальский район УНДиПР ГУ МЧС России по ЯНАО Администрации МО село Новый Порт 27.07.2021 внесено предписание № 47/1/1 об устранении нарушений пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и (или) территориях (земельных участках) и по предотвращению угрозы возникновения пожара, из которого следует, что не обеспечен достаточный запас воды для целей наружного пожаротушения вышеуказанных объектов в с. Новый Порт.
Из информации ОНДиПР Ямальского района от 19.10.2023 на имя прокурора района следует, что указанные нарушения не устранены по настоящее время.
В связи с чем, неисполнение требований пожарной безопасности ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, в том числе жителей с. Новый Порт, в случае возникновения пожара.
Из материалов дела следует, что 22 июня 2022 года внесена запись о ликвидации Администрации муниципального образования село Новый Порт в Единый государственный реестр юридических лиц.
Согласно решению Думы Ямальского района муниципального округа Ямальский район Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 сентября 2021 года органы местного самоуправления муниципального округа Ямальский район Ямало-Ненецкого автономного округа в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления муниципального образования Ямальский район, муниципального образования Яр-Салинское, муниципального образования Мыс-Каменское, муниципального образования село Панаевск, муниципального образования село Салемал, муниципального образования село Сеяха, муниципального образования село Новый Порт, входящих в состав территории Ямальского района, в отношениях с органами государственной власти российской Федерации, органами государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа и иных субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами с даты формирования соответствующих органов местного самоуправления муниципального округа Ямальский район Ямало-Ненецкого автономного округа.
Таким образом, в связи с вышеизложенным обязанность по устранению допущенных нарушений законодательства о противопожарной безопасности должна быть возложена на Администрацию Ямальского района.
Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а направлены на понуждение их в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности, в связи с чем подлежат удовлетворению в части возложения обязанности по обеспечению достаточным запасом воды для целей наружного пожаротушения склада ГСМ в <адрес>, здания дизельной электростанции, по <адрес>, объектов, расположенных в <адрес>, АЗС.
Доводы представителя Администрации Ямальского района о том, что здания по <адрес> подлежат сносу, тем самым обеспечение их наружным противопожарным водоснабжением является нецелесообразным, не принимаются судом, поскольку на дату рассмотрения настоящего дела дома по <адрес> не снесены, тем самым в силу закона должны быть обеспечены наружным противопожарным водоснабжением.
Доводы представителя Администрации Ямальского района о том, что объект «АЗС» должен быть обеспечен наружным противопожарным водоснабжением за счёт собственника ИП Росквас Г.А. являются необоснованными, поскольку на основании Постановления Администрации Ямальского района № 1433 от 30.11.2022 года «Об утверждении проекта межевания территории кадастрового квартала <адрес> <адрес> <адрес>, чертежа межевания к нему, договора аренды земельного участка от 22.07.2020 г. между Администрацией Ямальского района и ИП Росквас Г.А. (т. 2, л.д. 2-7), «АЗС» ИП Росквас Г.А. расположена в границах (на территории) села Новый Порт, тем самым в силу вышеупомянутых законов обязанность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных округов.
При таких обстоятельствах в исковых требованиях к ответчикам АО «Ямалкоммунэнерго», МП «Ямалгаз» и ИП Росквас Г.А. должно быть отказано.
Учитывая принцип исполнимости судебного решения, суд приходит к выводу, что требования прокурора исполнить возложенную обязанность в течение 6 месяцев после вступления в законную силу решения суда, не в полной мере соответствуют указанному принципу, поскольку на возведение объекта капитального строительства (пожарного водоёма) потребуется явно большее количество времени. При таких обстоятельствах необходимо предоставить срок на исполнение исковых требований прокурора до 01 декабря 2025 года.
Руководствуясь ст.ст. 194, 197, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Ямальского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Ямальского района – удовлетворить частично.
Обязать в срок до 01 декабря 2025 года Администрацию Ямальского района (ОГРН 1028900512761) провести мероприятия по обеспечению достаточным запасом воды для целей наружного пожаротушения склада ГСМ в <адрес> здания дизельной электростанции по <адрес>; обеспечить наружное противопожарное водоснабжение объектов, расположенных в <адрес> АЗС.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Ямальский районный суд.
Решение в окончательной форме вынесено 15 марта 2024 года.
Председательствующий /подпись/ Д.В. Петров
Копия верна.
Судья Д.В. Петров