Судья Рубель Ю.С. Дело №7-21-350/2024
РЕШЕНИЕ
28 мая 2024 года г. Владивосток
Судья Приморского краевого суда Беркович А.А., рассмотрев жалобу представителя администрации г. Владивостока Мавлеева Н.А. на решение судьи Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 18 марта 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении администрации г. Владивостока,
установила:
Постановлением заместителя начальника отдела - старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Главного управления ФССП России по Приморскому краю Толордава Е.В. от 23 октября 2023 года администрация г. Владивостока признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере ... рублей.
Решением судьи Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 18 марта 2024 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба представителя администрации г. Владивостока без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Приморский краевой суд, представитель администрации г. Владивостока Мавлеев Н.А. просит постановление по делу об административном правонарушении от 23 октября 2023 года и решение судьи от 18 марта 2024 года отменить, ссылаясь на незаконное привлечение юридического лица к административной ответственности.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав пояснения представителя администрации г. Владивостока Мавлеева Н.А., поддержавшего доводы жалобы, мнение представителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам ГУФССП России по Приморскому краю Волошенко Г.В., полагавшей, что оснований для отмены или изменения вынесенных по делу актов не имеется, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 118-ФЗ) в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному и правильному исполнению исполнительных документов.
Пунктами 1, 4 ст. 14 указанного Федерального закона предусмотрено, что законные требования сотрудника органов принудительного исполнения подлежат выполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами на территории Российской Федерации. Невыполнение законных требований сотрудника органов принудительного исполнения влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
В силу положений ст. 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения.
Из материалов дела следует, что 22 июня 2011 года возбуждено исполнительное производство № ... (новый №...-ИП) на основании исполнительного листа ВС № ... от 27 апреля 2011 года по делу №, выданного Ленинским районным судом г. Владивостока, о возложении обязанности на администрацию г. Владивостока в течение четырех месяцев с момента вступления решения в законную силу в доме № 6 по ул. Невельского в г. Владивостоке провести капитальный ремонт: фасада; кровли; оконных блоков в местах общего пользования; полов в подвальных помещениях; внутренней отделки мест общего пользования; загрузочных устройств мусоропровода и приемных бункеров мусокамер; отмостки; асфальтобетонного покрытия придомовой территории; дренажной системы подвальных помещений; системы теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения дома (включая трубопроводы), электроснабжения и освещения мест общего пользования жилого дома; системы канализации и трубопроводов канализации в подвальном помещении; водомерного и теплового узла с установкой требуемых приборов автоматики.
Для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, должнику установлен срок - в течение 5 дней со дня получения постановления о возбуждении исполнительного производства.
В связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Приморскому края 15 декабря 2011 года было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора и установлении нового срока исполнения требований исполнительного документа до 29 декабря 2011 года, полученное должником 15 декабря 2011 года.
Должнику неоднократно устанавливались новые сроки для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
29 мая 2023 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Приморскому краю вынесено постановление об установлении администрации г. Владивосток нового срока исполнения требований исполнительного документа до 5 октября 2023 года.
Во вновь установленный срок администрация г. Владивостока требования исполнительного документа не исполнила, что послужило основанием для привлечения должника к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях и вынесения оспариваемого постановления о назначении административного наказания.
Факт совершения администрацией г. Владивостока административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждается: копией исполнительного листа серии ВС № ...; постановлением о возбуждении исполнительного производства от 22 июня 2011 года; постановлением о взыскании исполнительского сбора от 15 декабря 2011 года; протоколом об административном правонарушении от 6 октября 2023 года, и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Вывод должностного лица административного органа и судьи районного суда о наличии в действиях администрации г. Владивостока состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Должностное лицо и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о том, что должником не приняты своевременные, необходимые и достаточные меры к исполнению содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, и соблюдению норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Действия администрации г. Владивостока правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
То обстоятельство, что 6 октября 2023 года судебным приставом - исполнителем Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам ГУФССП России по Приморскому краю был установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 20 марта 2024 года, не является основанием для отмены вынесенных по делу актов, поскольку администрация г. Владивостока привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях за неисполнения требований неимущественного характера в срок до 5 октября 2023 года, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения 29 мая 2023 года постановления о взыскании исполнительского сбора.
Доводы жалобы не опровергают наличие в действиях (бездействии) администрации г. Владивостока состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность вынесенных по делу актов.
Срок давности и порядок привлечения администрации г. Владивостока к административной ответственности соблюдены.
Вместе с тем, имеются основания для изменения вынесенных по делу актов.
В силу п. 4 ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, к числу подлежащих выяснению по делу обстоятельств относятся обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Исходя из положений ст. 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, могут быть признаны обстоятельства, предусмотренные названной статьей, а также иные обстоятельства, предусмотренные тем же Кодексом как отягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений. Возможность признания отягчающими административную ответственность обстоятельств, не указанных в качестве таковых Кодексом РФ об административных правонарушениях, действующее законодательство не предусматривает.
Между тем, согласно постановлению заместителя начальника отдела - старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления ФССП России по Приморскому краю от 23 октября 2023 года при определении вида и размера административного наказания администрации г. Владивостока в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, было учтено, что с момента вступления решения в законную силу должником необходимые меры с целью исполнения вышеуказанного решения суда не предпринимаются, что нарушает законные права и интересы гражданина, а также подрывает авторитет судебной и исполнительной власти.
Однако ни ч. 1 ст. 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ни иными нормами того же Кодекса названное обстоятельство не предусмотрено в качестве отягчающего административную ответственность.
Данное нарушение судьей районного суда устранено не было.
Санкцией ч. 1 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях для юридических лиц, предусмотрено наказание в виде административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Постановлением должностного лица администрация г. Владивостока подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере ... рублей.
При этом назначение наказания в максимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не мотивировано.
При таких обстоятельствах, постановление о назначении административного наказания и решение судьи районного суда подлежат изменению с исключением из постановления указания на наличие обстоятельства, отягчающего административную ответственность, а именно на то, что с момента вступления решения в законную силу должником необходимые меры с целью исполнения вышеуказанного решения суда не предпринимаются, что нарушает законные права и интересы гражданина, а также подрывает авторитет судебной и исполнительной власти.
Принимая во внимание, что иных отягчающих ответственность обстоятельств по делу не установлено, размер назначенного наказания администрации г. Владивостока в виде административного штрафа подлежит снижению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
решила:
Постановление заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Главного Управления ФССП России по Приморскому краю от 23 октября 2023 года и решение судьи Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 18 марта 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении администрации г. Владивостока изменить, исключив из постановления указание на наличие обстоятельства, отягчающего административную ответственность, а именно на то, что с момента вступления решения в законную силу должником необходимые меры с целью исполнения вышеуказанного решения суда не предпринимаются, что нарушает законные права и интересы гражданина, а также подрывает авторитет судебной и исполнительной власти, размер назначенного административного наказания в виде административного штрафа снизить до ... рублей.
В остальной части вынесенные по делу акты оставить без изменения, жалобу представителя администрации г. Владивостока Мавлеева Н.А. - без удовлетворения.
Судья А.А. Беркович