Решение по делу № 2-4035/2024 от 13.05.2024

Дело № 2-4035/2024 28 августа 2024 года

УИД: 29RS0023-01-2024-004170-32

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Северодвинский городской суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Дружинина И.А.,

при секретаре Черноковой Т.Ю.,

с участием прокурора Кундряковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в городе Северодвинске гражданское дело по иску администрации городского округа Архангельской области «Северодвинск» к Брылеву <данные изъяты> об изъятии недвижимости для муниципальных нужд,

установил:

администрация городского округа Архангельской области «Северодвинск» (далее – Администрация Северодвинска) обратилась в суд с иском к Брылеву <данные изъяты>. об изъятии недвижимости для муниципальных нужд (л.д. 3-6).

В обоснование заявленных требований указано, что ответчик является собственником 201/967 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (далее – спорное жилое помещение).

Заключением межведомственной комиссии от 29 февраля 2012 года № 14 многоквартирный жилой дом, в котором расположена принадлежащая истцу квартира, был признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением Администрации Северодвинска от 17 ноября 2021 года № 46-пз для муниципальных нужд изъят расположенный под указанным многоквартирным домом земельный участок с кадастровым номером 29:28:102027:11.

Многоквартирный жилой включен в адресную программу Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 – 2025 годы», утвержденную постановлением Правительства Архангельской области от 26 марта 2019 года № 153-пп. Срок реализации программы в отношении указанного многоквартирного дома на момент рассмотрения дела наступил.

Ответчиком выбран способ переселения путем предоставления в собственность другого благоустроенного жилого помещения взамен жилого помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания.

В рамках реализации адресной программы Администрацией Северодвинска для ответчика было запланировано жилое помещение во вновь построенном многоквартирном доме в виде 206/396 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

22 ноября 2023 года Администрацией Северодвинска в адрес ответчика для подписания был направлен проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд № 9/2023, предполагающий изъятие жилого помещения ответчика с предоставлением взамен другого жилого помещения в виде 206/396 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. При этом данным соглашением на ответчика возлагалась обязанность по возмещению разницы стоимости между изымаемым и предоставляемым жилыми помещениями в сумме 1195938 рублей 17 копеек.

Указанное соглашение ответчиком получено, однако для его подписания ответчик в Администрацию Северодвинска не явился.

На основании изложенного Администрация Северодвинска просила суд изъять у ответчика для муниципальных нужд спорное жилое помещение, путем предоставления взамен изымаемого жилого помещения в собственность ответчика другого жилого помещения в виде 206/396 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, и взыскать с ответчика денежные средства в счет возмещения разницы стоимости между изымаемым жилым помещением и предоставляемым жилым помещением в сумме 1195938 рублей 17 копеек.

Представитель истца Администрации Северодвинска по доверенности Андреева <данные изъяты> в судебном заседании поддержала заявленные требования, просила суд иск удовлетворить.

Ответчик Брылев <данные изъяты> в судебном заседании с иском не согласился. Указал, что не согласен возмещать разницу в стоимости между изымаемым и предоставляемым жилыми помещениями законом. Также не согласился с предлагаемым ему Администрацией Северодвинска жилым помещением.

Третьи лица ППК «Фонд развития территорий», Министерство ТЭК и ЖКХ Архангельской области, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд определил рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав пояснения участников процесса, заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования удовлетворению не подлежат, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные в дело доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, ответчик является собственником 201/967 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (л.д. 10-11).

Заключением межведомственной комиссии от 29 февраля 2012 года № 14 многоквартирный жилой дом, в котором расположена принадлежащая истцу квартира, был признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 7).

Постановлением Администрации Северодвинска от 17 ноября 2021 года № 46-пз для муниципальных нужд изъят расположенный под указанным многоквартирным домом земельный участок с кадастровым номером 29:28:102027:11 (л.д. 8).

Многоквартирный жилой включен в адресную программу Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 – 2025 годы», утвержденную постановлением Правительства Архангельской области от 26 марта 2019 года № 153-пп. Срок реализации программы в отношении указанного многоквартирного дома на момент рассмотрения дела наступил.

Ответчиком выбран способ переселения путем предоставления в собственность другого благоустроенного жилого помещения взамен жилого помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания (л.д. 9).

В рамках реализации адресной программы Администрацией Северодвинска для ответчика было запланировано жилое помещение во вновь построенном многоквартирном доме в виде 206/396 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (л.д. 13-14).

22 ноября 2023 года Администрацией Северодвинска в адрес ответчика для подписания был направлен проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд № 9/2023, предполагающий изъятие жилого помещения ответчика с предоставлением взамен другого жилого помещения в виде 206/396 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. При этом данным соглашением на ответчика возлагалась обязанность по возмещению разницы стоимости между изымаемым и предоставляемым жилыми помещениями в сумме 1195938 рублей 17 копеек. Указанное соглашение ответчиком получено, однако для его подписания ответчик в Администрацию Северодвинска не явился (л.д. 16-21).

Изложенные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, сторонами не оспариваются, в связи с чем признаются судом установленными.

Положениями Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище и гарантировано, что никто не может быть произвольно лишен жилища (часть 1 статьи 40).

В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы.

Вместе с тем, возлагая на органы государственной власти обязанность по созданию для этого условия, Конституция Российской Федерации провозглашает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), тем самым предписывая законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилье, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

При этом жилищные права собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, подлежат защите в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.

Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 6 статьи 32 ЖК РФ).

В силу части 8 статьи 32 ЖК РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Вместе с тем, при решении вопроса об изъятии у собственника жилого помещения, расположенного в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном жилом доме, который включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, необходимо учитывать следующее.

Согласно статье 1 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Федеральный закон № 185-ФЗ), в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, настоящий Федеральный закон определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В пункте 3 статьи 2 Федерального закона № 185-ФЗ определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 ЖК РФ.

Исходя из правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона № 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Разделом VI адресной программы Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы» предусмотрено, что если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения, то собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения, а если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника.

Согласно разделу VII указанной адресной программы источниками финансирования данной программы являются средства областного бюджета, средства местных бюджетов и средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

При этом ни федеральным законодательством, ни вышеуказанной адресной программой не установлено положений, предусматривающих возможность приобретения жилых помещений за счет средств граждан, переселяемых из аварийного жилья без согласования с ними.

Следовательно, гражданам, переселяемым из жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности и находящихся в признанных аварийными и подлежащими сносу жилых домах, в рамках адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилые помещения должны предоставляться без каких-либо доплат.

Часть 3 статьи 2 Федерального закона № 185-ФЗ указывает на необходимость соблюдения при переселении граждан из аварийного жилищного фонда положений ЖК РФ, в том числе его статьи 32.

Как разъяснено Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 20 постановления от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду, что нормы, содержащиеся в статье 32 ЖК РФ, в развитие положений части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения направлены прежде всего на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения.

Согласно части 6 статьи 31 ЖК РФ возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Поскольку соглашение между сторонами о предоставлении другого жилого помещения, взамен изымаемого для муниципальных нужд жилого помещения не достигнуто, что является обязательным условием в силу статьи 32 ЖК РФ, согласие ответчика на доплату стоимости предоставляемого жилого помещения не получено, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований администрации городского округа Архангельской области «Северодвинск» (ИНН 2902018137) к Брылеву <данные изъяты> (паспорт серии .....) об изъятии для муниципальных нужд 201/967 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, путем предоставления взамен изымаемого жилого помещения в собственность другого жилого помещения в виде 206/396 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> и взыскания денежных средств в счет возмещения разницы в стоимости между изымаемым жилым помещением и предоставляемым жилым помещением в сумме 1195938 рублей 17 копеек, отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Северодвинский городской суд Архангельской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий И.А. Дружинин

Мотивированное решение по делу изготовлено 02 сентября 2024 года.

Дело № 2-4035/2024 28 августа 2024 года

УИД: 29RS0023-01-2024-004170-32

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Северодвинский городской суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Дружинина И.А.,

при секретаре Черноковой Т.Ю.,

с участием прокурора Кундряковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в городе Северодвинске гражданское дело по иску администрации городского округа Архангельской области «Северодвинск» к Брылеву <данные изъяты> об изъятии недвижимости для муниципальных нужд,

установил:

администрация городского округа Архангельской области «Северодвинск» (далее – Администрация Северодвинска) обратилась в суд с иском к Брылеву <данные изъяты>. об изъятии недвижимости для муниципальных нужд (л.д. 3-6).

В обоснование заявленных требований указано, что ответчик является собственником 201/967 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (далее – спорное жилое помещение).

Заключением межведомственной комиссии от 29 февраля 2012 года № 14 многоквартирный жилой дом, в котором расположена принадлежащая истцу квартира, был признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением Администрации Северодвинска от 17 ноября 2021 года № 46-пз для муниципальных нужд изъят расположенный под указанным многоквартирным домом земельный участок с кадастровым номером 29:28:102027:11.

Многоквартирный жилой включен в адресную программу Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 – 2025 годы», утвержденную постановлением Правительства Архангельской области от 26 марта 2019 года № 153-пп. Срок реализации программы в отношении указанного многоквартирного дома на момент рассмотрения дела наступил.

Ответчиком выбран способ переселения путем предоставления в собственность другого благоустроенного жилого помещения взамен жилого помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания.

В рамках реализации адресной программы Администрацией Северодвинска для ответчика было запланировано жилое помещение во вновь построенном многоквартирном доме в виде 206/396 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

22 ноября 2023 года Администрацией Северодвинска в адрес ответчика для подписания был направлен проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд № 9/2023, предполагающий изъятие жилого помещения ответчика с предоставлением взамен другого жилого помещения в виде 206/396 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. При этом данным соглашением на ответчика возлагалась обязанность по возмещению разницы стоимости между изымаемым и предоставляемым жилыми помещениями в сумме 1195938 рублей 17 копеек.

Указанное соглашение ответчиком получено, однако для его подписания ответчик в Администрацию Северодвинска не явился.

На основании изложенного Администрация Северодвинска просила суд изъять у ответчика для муниципальных нужд спорное жилое помещение, путем предоставления взамен изымаемого жилого помещения в собственность ответчика другого жилого помещения в виде 206/396 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, и взыскать с ответчика денежные средства в счет возмещения разницы стоимости между изымаемым жилым помещением и предоставляемым жилым помещением в сумме 1195938 рублей 17 копеек.

Представитель истца Администрации Северодвинска по доверенности Андреева <данные изъяты> в судебном заседании поддержала заявленные требования, просила суд иск удовлетворить.

Ответчик Брылев <данные изъяты> в судебном заседании с иском не согласился. Указал, что не согласен возмещать разницу в стоимости между изымаемым и предоставляемым жилыми помещениями законом. Также не согласился с предлагаемым ему Администрацией Северодвинска жилым помещением.

Третьи лица ППК «Фонд развития территорий», Министерство ТЭК и ЖКХ Архангельской области, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд определил рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав пояснения участников процесса, заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования удовлетворению не подлежат, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные в дело доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, ответчик является собственником 201/967 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (л.д. 10-11).

Заключением межведомственной комиссии от 29 февраля 2012 года № 14 многоквартирный жилой дом, в котором расположена принадлежащая истцу квартира, был признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 7).

Постановлением Администрации Северодвинска от 17 ноября 2021 года № 46-пз для муниципальных нужд изъят расположенный под указанным многоквартирным домом земельный участок с кадастровым номером 29:28:102027:11 (л.д. 8).

Многоквартирный жилой включен в адресную программу Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 – 2025 годы», утвержденную постановлением Правительства Архангельской области от 26 марта 2019 года № 153-пп. Срок реализации программы в отношении указанного многоквартирного дома на момент рассмотрения дела наступил.

Ответчиком выбран способ переселения путем предоставления в собственность другого благоустроенного жилого помещения взамен жилого помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания (л.д. 9).

В рамках реализации адресной программы Администрацией Северодвинска для ответчика было запланировано жилое помещение во вновь построенном многоквартирном доме в виде 206/396 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (л.д. 13-14).

22 ноября 2023 года Администрацией Северодвинска в адрес ответчика для подписания был направлен проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд № 9/2023, предполагающий изъятие жилого помещения ответчика с предоставлением взамен другого жилого помещения в виде 206/396 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. При этом данным соглашением на ответчика возлагалась обязанность по возмещению разницы стоимости между изымаемым и предоставляемым жилыми помещениями в сумме 1195938 рублей 17 копеек. Указанное соглашение ответчиком получено, однако для его подписания ответчик в Администрацию Северодвинска не явился (л.д. 16-21).

Изложенные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, сторонами не оспариваются, в связи с чем признаются судом установленными.

Положениями Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище и гарантировано, что никто не может быть произвольно лишен жилища (часть 1 статьи 40).

В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы.

Вместе с тем, возлагая на органы государственной власти обязанность по созданию для этого условия, Конституция Российской Федерации провозглашает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), тем самым предписывая законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилье, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

При этом жилищные права собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, подлежат защите в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.

Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 6 статьи 32 ЖК РФ).

В силу части 8 статьи 32 ЖК РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Вместе с тем, при решении вопроса об изъятии у собственника жилого помещения, расположенного в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном жилом доме, который включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, необходимо учитывать следующее.

Согласно статье 1 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Федеральный закон № 185-ФЗ), в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, настоящий Федеральный закон определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В пункте 3 статьи 2 Федерального закона № 185-ФЗ определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 ЖК РФ.

Исходя из правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона № 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Разделом VI адресной программы Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы» предусмотрено, что если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения, то собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения, а если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника.

Согласно разделу VII указанной адресной программы источниками финансирования данной программы являются средства областного бюджета, средства местных бюджетов и средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

При этом ни федеральным законодательством, ни вышеуказанной адресной программой не установлено положений, предусматривающих возможность приобретения жилых помещений за счет средств граждан, переселяемых из аварийного жилья без согласования с ними.

Следовательно, гражданам, переселяемым из жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности и находящихся в признанных аварийными и подлежащими сносу жилых домах, в рамках адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилые помещения должны предоставляться без каких-либо доплат.

Часть 3 статьи 2 Федерального закона № 185-ФЗ указывает на необходимость соблюдения при переселении граждан из аварийного жилищного фонда положений ЖК РФ, в том числе его статьи 32.

Как разъяснено Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 20 постановления от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду, что нормы, содержащиеся в статье 32 ЖК РФ, в развитие положений части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения направлены прежде всего на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения.

Согласно части 6 статьи 31 ЖК РФ возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Поскольку соглашение между сторонами о предоставлении другого жилого помещения, взамен изымаемого для муниципальных нужд жилого помещения не достигнуто, что является обязательным условием в силу статьи 32 ЖК РФ, согласие ответчика на доплату стоимости предоставляемого жилого помещения не получено, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований администрации городского округа Архангельской области «Северодвинск» (ИНН 2902018137) к Брылеву <данные изъяты> (паспорт серии .....) об изъятии для муниципальных нужд 201/967 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, путем предоставления взамен изымаемого жилого помещения в собственность другого жилого помещения в виде 206/396 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> и взыскания денежных средств в счет возмещения разницы в стоимости между изымаемым жилым помещением и предоставляемым жилым помещением в сумме 1195938 рублей 17 копеек, отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Северодвинский городской суд Архангельской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий И.А. Дружинин

Мотивированное решение по делу изготовлено 02 сентября 2024 года.

2-4035/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор
Администрация Северодвинска
Ответчики
Брылев Николай Семенович
Другие
ППК «Фонд развития территорий»
Министерство ТЭК и ЖКХ Архангельской области
Суд
Северодвинский городской суд Архангельской области
Судья
Дружинин И.А.
Дело на странице суда
seversud.arh.sudrf.ru
13.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.05.2024Передача материалов судье
14.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.05.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
14.06.2024Предварительное судебное заседание
09.08.2024Судебное заседание
28.08.2024Судебное заседание
02.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее