Решение по делу № 33а-1975/2021 от 08.07.2021

Судья Каманина Н.П. Дело № 33а-1975/2021

(37RS0022-01-2021-001231-21)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Иваново 24 августа 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Ивановского областного суда в составе:

председательствующего судьи Мудровой Е.В.,

судей Кругловой Н.С., Степановой Л.А.,

при секретаре Разводовой З.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кругловой Н.С. административное дело по апелляционной жалобе Отдела Министерства внутренних дел России по Октябрьскому району города Иваново на решение Фрунзенского районного суда города Иваново от 12 мая 2021 года по административному исковому заявлению Новрузова Огтай Вали оглы к Управлению Министерства внутренних дел России по Ивановской области, Отделу Министерства внутренних дел России по Октябрьскому району города Иваново о признании незаконными решения об установлении факта фиктивной постановки на миграционный учет и решения об отказе в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации,

УСТАНОВИЛА:

Новрузов О.В.о. обратился в суд с вышеуказанным административным иском к Управлению Министерства внутренних дел России по Ивановской области (далее - УМВД России по Ивановской области), Отделу Министерства внутренних дел России по Октябрьскому району города Иваново (далее - ОМВД России по Октябрьскому району г. Иваново), в котором просил признать незаконным решение в виде заключения от 29 декабря 2020 года об установлении факта его фиктивной постановки на учет по месту пребывания в жилом помещении по адресу: <адрес> и возложить на ОМВД России по Октябрьскому району г. Иваново обязанность восстановить в электронные базы данных соответствующие учетные сведения о миграционном учете Новрузова О.В.о., а также признать незаконным решение УМВД России по Ивановской области от 21 января 2021 года об отказе административному истцу в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации и обязать повторно рассмотреть его заявление в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, регламентирующими правоотношения в указанной сфере.

Требования мотивированы тем, что 24 февраля 2021 года Новрузову О.В.о. стало известно о том, что УМВД России по Ивановской области в отношении него принято решение об отказе в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации. 15 марта 2021 года из ответа на жалобу он узнал, что 29 декабря 2020 года был снят с учета по месту пребывания на основании заключения ОМВД России по Октябрьскому району г. Иваново по факту фиктивной постановки иностранного гражданина в заявленном месте регистрации в жилом помещении по адресу: <адрес> С вынесенными решениями Новрузов О.В.о. не согласен, поскольку у ОМВД России по Октябрьскому району г. Иваново отсутствовали какие-либо законные основания для вынесения данного решения от 29 декабря 2020 года, а также указанными решениями нарушены фундаментальные права и свободы, представленные административному истцу законодательством Российской Федерации и общепринятыми норами международного права.

Решением Фрунзенского районного суда города Иваново от 12 мая 2021 года заявленные Новрузовым О.В.о. административные исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, административный ответчик ОМВД России по Октябрьскому району г. Иваново обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ее автор указывает, что при вынесении решения судом допущено нарушение норм материального и процессуального права. Суд не принял во внимание, что в период с 21 декабря 2020 года по 29 декабря 2020 года сотрудниками ОМВД России по Октябрьскому району г. Иваново совместно с сотрудниками ОИК УМВД России по Ивановской области проведена проверка фактического проживания граждан по адресу: <адрес>, где было поставлено на миграционный учет 123 иностранных гражданина. Материалами проведенной проверки установлен факт фиктивной регистрации Новрузова О.В.о. в заявленном адресе. На основании этого инициирована процедура принудительного снятия с миграционного учета по данному адресу всех иностранных граждан, в том числе Новрузова О.В.о. При этом процедура таких проверок в настоящее время законодательно не регламентирована. В ходе данной проверки осуществлялись неоднократные выходы сотрудников полиции по указанному адресу, однако доступ в жилое помещение для осмотра и фиксации проживающих граждан предоставлен не был, что отражено в рапортах сотрудников полиции, имеющихся в материалах дела. Факт однократного посещения данного жилого помещения сотрудником ОВМ ОМВД России по Октябрьскому району г. Иваново ФИО5 03 декабря 2020 года, имевший место в конкретный день по приглашению ФИО16, в ходе которого Новрузовым О.В.о. даны противоречивые пояснения относительно использования предоставленных жилищно-бытовых условий, не может служить убедительным доказательством проживания там административного истца. В последующие дни во время проверок данного гражданина сотрудники полиции не видели. Полагает, что судом не дана надлежащая оценка показаниям Новрузова О.В.о., который не смог назвать совместно проживающих с ним граждан и логично объяснить непроживание совместно с супругой. Принимая решение, суд не исследовал по существу все фактические обстоятельства, нормы права применил формально, не обосновав, почему одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Извещенные о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом заинтересованные лица ФИО17, заместитель начальника УМВД России по Ивановской области Пронин В.А., начальник ОМВД по Октябрьскому району г. Иванова Панин В.Г в судебное заседание не явились, уважительных причин неявки не сообщили, ходатайств об отложении слушания дела не представили.

В связи с этим, судебная коллегия в соответствии с положениями статей 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие указанных лиц.

Представители административных ответчиков ОМВД России по Октябрьскому району г. Иваново Демидова С.А. и УМВД России по Ивановской области Григораш Н.В. просили апелляционную жалобу удовлетворить, пояснили, что в решении об отказе в выдаче Новрузову О.В.о. разрешения на временное проживание в Российской Федерации от 21 января 2021 года указано на вынесение заключения об установлении факта его фиктивной постановки на миграционный учет 11 декабря 2020 года вследствие ошибки технического характера. 11 декабря 2020 года такое заключение в отношении Новрузова О.В.о. не выносилось. Основанием для принятия решения от 21 января 2021 года послужило заключение ОМВД России по Октябрьскому району об установлении факта фиктивной постановки Новрузова О.В.о. на учет по месту пребывания от 29 декабря 2020 года.

Административный истец Новрузов О.В.о., его представитель Шаров М.Е. и заинтересованное лицо ФИО16 в удовлетворении апелляционной жалобы возражали, полагая обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Выслушав участвующих лиц, проверив материалы дела в полном объеме и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного решения, предусмотренных статьей 310 КАС РФ.

В силу части 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Согласно положениям статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктами 3 и 6 части 1 статьи 4 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» (далее Федеральный закон № 109-ФЗ) миграционный учет осуществляется в целях формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции; защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям.

На основании статьи 11 названного Федерального закона миграционный учет осуществляется органами миграционного учета в соответствии с компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации.

Согласно статьи 2 Федерального закона № 109-ФЗ местом пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - место пребывания) для целей названного Закона признается жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Фиктивная постановка на учет по месту пребывания в жилом помещении - постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания в жилом помещении на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилом помещении без их намерения пребывать в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для пребывания.

В силу статьи 7 Федерального закона № 109-ФЗ при осуществлении миграционного учета иностранные граждане обязаны представлять достоверные сведения и осуществлять другие юридически значимые действия, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания. Временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания.

Установление факта фиктивной постановки на учет по месту пребывания является основанием для снятия иностранного гражданина с учета по месту пребывания (пункт 4 части 1 статьи 23 Федерального закона № 109-ФЗ).

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Новрузов О.В.о., являющийся гражданином Республики Азербайджан, состоял на миграционном учете по адресу: <адрес>.

На основании распоряжения начальника ОМВД России по Октябрьскому району г. Иваново № 31 от 21 декабря 2020 года в период с 21 декабря 2020 года по 30 декабря 2020 года проведена внеплановая выездная проверка в отношении иностранных граждан, пребывающих (проживающих) по адресу: <адрес>, с целью осуществления контроля за пребыванием иностранных граждан на территории Российской Федерации, выявления и пресечения возможных нарушений, профилактики нарушений миграционного законодательства.

Из акта проверки от 29 декабря 2020 года следует, что по адресу: <адрес> поставлено на миграционный учет и проживает (со слов принимающей стороны) 123 иностранных гражданина. По данному адресу расположена территория частного домовладения, на которой имеется трехэтажный дом с двускатной крышей, площадь жилого помещения составляет 317,7 кв. метров, придомовая территория огорожена по периметру металлическим забором, с фасада в забор вмонтирована металлическая дверь. Собственником жилого помещения является ФИО17 На регистрационный учет по месту пребывания иностранных граждан ставит ФИО16 в соответствии с договором найма жилого дома от 01 июня 2020 года. В ходе проводившегося 01 июня 2020 года сотрудниками отделения по вопросам миграции осмотра вышеуказанного жилого помещения с целью проверки наличия условий проживания и количества спальных мест было установлено, что там имеется несколько комнат, оборудованных двуярусными кроватями, общее количество спальных мест 86, а также имеются все удобства для проживания большого количества людей. В период проверки с 21 декабря 2020 года по 29 декабря 2020 года сотрудниками ОМВД России по Октябрьскому району г. Иваново проводилось наблюдение за входом в жилое помещение с целью фиксации проживания там иностранных граждан: 22 декабря 2020 года с 6:00 до 7:00 часов, 23 декабря 2020 года с 7:00 до 08:50 часов, 24 декабря 2020 года с 6:00 до 9:00 часов, 25 декабря 2020 года с 7:00 до 08:50 часов, 27 декабря 2020 года с 7:00 до 08:50 часов, 28 декабря 2020 года с 16:30 до 18:00 часов. В это время в жилое помещение никто не входил и не выходил, на балконах белья не сушилось, свет горел только в двух окнах первого этажа или в окнах первого этажа, где находился общий холл и вахтер. На момент проверки признаки жизнедеятельности большого количества людей в помещении отсутствовали, в связи с чем, принято решение об инициировании процедуры принудительного снятия с миграционного учета по данному адресу всех иностранных граждан в соответствии со ст. 23 Федерального закона № 109-ФЗ.

Заключением от 29 декабря 2020 года, утвержденным начальником ОМВД России по Октябрьскому району г. Иваново Паниным В.Г., установлен факт фиктивной постановки иностранного гражданина Новрузова О.В.о. на учет по месту пребывания по адресу: <адрес>.

Заключением от 21 января 2021 года, утвержденным заместителем начальника УМВД России по Ивановской области Прониным В.А., с учетом вышеуказанных обстоятельств, в действиях Новрузова О.В.о. усмотрен умысел на предоставление заведомо ложных сведений, касающихся фактического места проживания, с целью оформления разрешительных документов и нахождения на территории Российской Федерации, и принято решение об отказе в выдаче ему разрешения на временное проживание в Российской Федерации.

Разрешая заявленные административным истцом требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение от 29 декабря 2020 года принято ОМВД России по Октябрьскому району г. Иваново лишь на основании рапортов сотрудников, которыми не зафиксирован факт нахождения в помещении иностранных граждан. При этом собственник жилого помещения, арендатор помещения, сведения о которых были известны ОМВД России по Октябрьскому району г. Иваново, в ходе проведения проверки не опрашивались, какие-либо документы об отказе данных лиц в предоставлении доступа в жилое помещение для осмотра, фиксации проживающих граждан, в материалах проверки отсутствуют. В ходе проверки сам административный истец также не опрашивался, доказательств того, что у ОМВД России по Октябрьскому району г. Иваново отсутствовала объективная возможность провести опрос Новрузова О.В.о., собственника жилья ФИО17 и арендатора жилья ФИО16, в материалах проверки не имеется, не представлены данные доказательства и в ходе рассмотрения настоящего административного искового заявления. Допрошенные в ходе судебного заседания в качестве свидетелей охранники помещения по адресу: <адрес> ФИО10 и ФИО11 пояснили, что знают Новрузова О.В.о., поскольку он проживает в данном помещении. Кроме того, 03 декабря 2020 года в связи с обращением Новрузова О.В.о. с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, специалистом-экспертом ОВМ УМВД России по Октябрьскому району г. Иваново ФИО5 проводилась проверка фактического проживания данного иностранного гражданина по вышеуказанному адресу, в ходе которой было установлено, что Новрузов О.В.о. проживает на 2 этаже в комнате , в которой имеется 18 спальных мест, Новрузов О.В.о. показал свое спальное место, личные гигиенические принадлежности и пояснил, что большую часть своих личных вещей хранит у знакомой, так как опасается воровства со стороны соседей по комнате, какие-либо иные лица в ходе этой проверки не опрашивались.

При таких обстоятельствах, установив незаконность заключения ОМВД России по Октябрьскому району г. Иваново от 29 декабря 2020 года об установлении факта фиктивной постановки Новрузова О.В.о. на учет по месту пребывания, и учитывая отсутствие иных оснований, в силу которых Новрузову О.В.о. отказано в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации, суд также признал незаконным заключение УМВД России по Ивановской области от 21 января 2021 года.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования и оценки по правилам статьи 84 КАС РФ имеющихся в материалах административного дела доказательств.

В силу положений части 2 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

В нарушение приведенных положений процессуального закона административными ответчиками не представлена достаточная совокупность доказательств, указывающих на законность оспариваемых Новрузовым О.В.о. заключений от 29 декабря 2020 года и 21 января 2021 года.

Установленные судом первой инстанции фактические обстоятельства свидетельствуют об отсутствии полного комплекса проверочных мероприятий, необходимых для вывода о фиктивности регистрации административного истца.

Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 11 августа 2020 года № 561 утверждена Форма заключения об установлении факта фиктивной регистрации по месту жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в жилом помещении (приложение № 1), согласно которой в указанном заключении должны быть указаны результаты мероприятий, подтверждающие наличие одного из следующих фактов (или их совокупность): представление заведомо недостоверных сведений или документов для регистрации, регистрация без намерения проживать в жилом помещении, регистрация без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить жилое помещение для проживания).

Оспариваемое заключение ОМВД России по Октябрьскому району г. Иваново от 29 декабря 2020 года указанным требованиям не соответствует.

Факт того, что в ходе проверки, проведенной сотрудниками ОМВД России по Октябрьскому району г. Иваново признаки жизнедеятельности большого количества людей в жилом помещении по адресу: <адрес> отсутствовали, в это время в него никто не входил и не выходил, достаточным основанием для вывода о фиктивности постановки Новрузова О.В.о. на миграционный учет по этому адресу не является. Каких-либо мер, направленных на установление иного местонахождения административного истца, государственным органом не предпринималось.

При незаконности заключения от 29 декабря 2020 года об установления факта фиктивной постановки Новрузова О.В.о. на учет по месту пребывания приведенного в заключении от 21 января 2021 года основания для отказа в выдаче ему разрешения на временное проживание в Российской Федерации также не имелось.

При таких обстоятельствах, исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил административные исковые требования Новрузова О.В.о.

Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в обжалуемом решении, и их правильность сомнений у судебной коллегии не вызывает.

Доводы апелляционной жалобы о том, что Новрузов О.В.о. не смог назвать совместно проживающих с ним граждан и дал противоречивые пояснения относительно использования предоставленных жилищно-бытовых условий, об ошибочности выводов суда не свидетельствуют. Указанные административным истцом в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции причины непроживания совместно с супругой представленными материалами дела не опровергнуты.

В целом доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах и имеющихся в административном деле доказательств, и не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, и влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, в связи с чем, они не могут служить основанием для его отмены.

Нормы материального и процессуального права судом применены верно. Оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного решения не имеется.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Фрунзенского районного суда города Иваново от 12 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ОМВД России по Октябрьскому району г. Иваново - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано во Второй кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев.

Председательствующий Е.В. Мудрова

Судьи Н.С. Круглова

Л.А. Степанова

33а-1975/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Новрузов Огтай Вали оглы
Ответчики
ОМВД России по Октябрьскому району г. Иваново
УМВД России по Ивановской области ( Управление по вопросам миграции)
Другие
Начальник ОМВД по Октябрьскому району г. Иваново полковник полиции В.Г. Панин
Шаров Михаил Евгеньевич
Малышев Анатолий Михайлович
Заместитель начальника УМВД России по Иванвоской области полковник полиции В.А. Пронин
Лазутин Георгий Викторович
Ронзин Михаил Николаевич
Суд
Ивановский областной суд
Судья
Круглова Наталья Сергеевна
Дело на странице суда
oblsud.iwn.sudrf.ru
09.07.2021Передача дела судье
17.08.2021Судебное заседание
24.08.2021Судебное заседание
14.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.09.2021Передано в экспедицию
24.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее