24RS0013-01-2022-002411-15
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 июня 2023 года пгт. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
Председательствующего судьи Павловой К.П.,
при секретаре Мартиросян А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя
прокурора Емельяновского района Красноярского края в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Мининского сельсовета Красноярского края Красноярского края о понуждении заключить концессионное соглашение,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Емельяновского района Красноярского края обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Мининского сельсовета Красноярского края, в котором с учетом уточнения просит возложить обязанность провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов жилищно-коммунального хозяйства в <адрес> – тепловые сети протяженностью 2350м., сети водопровода протяженностью 3511 м., канализационные сети протяженностью 2182 м., являющихся муниципальным имуществом муниципального образования «Мининский сельсовет Емельяновского района Красноярского края» в течении 3-х месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу. Также возложить на ответчика обязанность заключить концессионное соглашение в отношении объектом жилищно-коммунального хозяйства: в <адрес> Яр – канализационные сети протяженностью 1511,5 м, сети водопровода 2744м., в <адрес> - тепловые сети протяженностью 2350м., сети водопровода протяженностью 3511 м., канализационные сети протяженностью 2182 м., являющихся муниципальным имуществом муниципального образования «Мининский сельсовет Емельяновского района Красноярского края».
Требования мотивировал тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения администрацией Мининского сельсовета законодательства о концессионных соглашениях при эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства, в ходе которого установлены следующие нарушения. Установлено, что на территории Мининского сельсовета в <адрес> Яр имеются следующие объекты жилищно-коммунального хозяйства - канализационные сети протяженностью 1511, 5 м., сети водопровода протяженностью 2744 м., в <адрес> - тепловые сети протяженностью 2350 м., сети водопровода протяженностью 3511 м., канализационные сети протяженностью 2182 м., которые переданы АО «СКС» по договору аренды муниципального имущества за№№,2,3,4 от ДД.ММ.ГГГГ. С учетом того, что дата ввода в эксплуатацию вышеуказанных объектов жилищно-коммунального хозяйства, расположенных на территории Мининского сельсовета, превышает пять лет, передача данных объектов в силу вышеприведенных норм действующего законодательства должна осуществляться путем проведения конкурсных процедур с целью заключения концессионного соглашения. Установлено, что в нарушение требований действующего законодательства администрацией Мининского сельсовета вышеуказанные объекты жилищно-коммунального хозяйства на территории сельсовета, находящиеся в собственности муниципального образования, по концессионному соглашению не переданы, решение о заключении концессионного соглашения не принималось, конкурсные процедуры для его заключения не проводились. Данные объекты жилищно-коммунального хозяйства переданы АО «КЭК» по договорам аренды муниципального имущества за №-М от ДД.ММ.ГГГГ и за №№-№ от ДД.ММ.ГГГГ. В результате ненадлежащего исполнения администрацией Мининского сельсовета полномочий по распоряжению муниципальной собственностью, а именно не проведение торгов на право заключения концессионных соглашений в отношении объектов жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» нарушаются жилищно-коммунальные права граждан, проживающих на территории муниципального образования, что может повлечь необратимые негативные последствия, привести к нарушениям подачи коммунальных ресурсов в отопительном периоде 2022-2023 г.г. По выявленным фактам нарушений действующего законодательства прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ внесено представление главе администрации Мининского сельсовета об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Вместе с тем, согласно ответа администрации Мининского сельсовета нарушения, изложенные в представлении прокурора района, фактически не устранены. В ходе проверки, проведённой прокуратурой района в порядке контроля, установлено, что фактически нарушения, изложенные в представлении прокурора района, администрацией Мининского сельсовета до настоящего времени не устранены.
Старший помощник прокурора Емельяновского района Красноярского края Стонт Н.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель администрации Мининского сельсовета Емельяновского района Красноярского края - Струговщикова О.В. возражала против удовлетворения требований, просила отказать в удовлетворении заявленных требований, поддержала письменные возражения на исковое заявление.
Представители третьих лиц ООО «СКС», ООО «Ресурсы24», ООО «Эталон-Сити» в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материала дела, полагает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Согласно п. 1 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Положения п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) предоставляют право органам местного самоуправления поселений владеть и пользоваться муниципальным имуществом.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
В соответствии с ч. 1 ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ в муниципальной собственности может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.
В силу ч. 1 ст. 51 указанного Федерального закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации. Согласно п. 1.1 указанной статьи полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные ч. 1, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение.
Статьей 41.1 Федерального закона № 416-ФЗ предусмотрено, что передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства РФ и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства РФ о концессионных соглашениях.
Осуществление полномочий по организации в границах поселения водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.
Статьей 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» установлено, что по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - Федерального закона №115-ФЗ) объектами концессионного соглашения являются, в том числе объекты коммунальной инфраструктуры, а именно объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.
Согласно ст. 10 Федерального закона № 115-ФЗ концессионное соглашение должно включать в себя следующие существенные условия: обязательства концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, соблюдению сроков его создания и (или) реконструкции; обязательства концессионера по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением; срок действия концессионного соглашения; описание, в том числе технико-экономические показатели, объекта концессионного соглашения; срок передачи концессионеру объекта концессионного соглашения; порядок предоставления концессионеру земельных участков, предназначенных для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, и срок заключения с концессионером договоров аренды (субаренды) этих земельных участков (в случае, если заключение договоров аренды (субаренды) земельных участков необходимо для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), размер арендной платы (ставки арендной платы) за пользование земельным участком или земельными участками в течение срока действия концессионного соглашения либо формула расчета размера арендной платы (ставки арендной платы) за пользование земельным участком или земельными участками исходя из обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации и связанных с правом владения и пользования концедента земельным участком, в течение срока действия концессионного соглашения; цели и срок использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения.
В случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, концессионное соглашение в соответствии с ч. 1 ст. 42 Федерального закона № 115-ФЗ наряду с предусмотренными ч. 1 ст. 10 настоящего Федерального закона существенными условиями должно содержать следующие существенные условия: значения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера (долгосрочных параметров регулирования тарифов, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения, долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения) в случае, если реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам); задание и основные мероприятия, определенные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона, с Описанием основных характеристик таких мероприятий; предельный размер расходов на Создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществлять в течение всего срока действия концессионного соглашения концессионером; плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плановые значения показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, плановые значения иных предусмотренных конкурсной документацией технико-экономических показателей данных систем и (или) объектов.
В соответствии со ст. ст. 13, 21 Федерального закона № 115-ФЗ в целях эффективного использования объектов теплоснабжения, в том числе централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения отдельных систем этих объектов, находящихся в муниципальной собственности, заключается концессионное соглашение путем проведения конкурса на право заключения такого соглашения с размещением информации и протоколов конкурсной комиссии на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В свою очередь, передача муниципального имущества - объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения без проведения конкурсных процедур противоречит действующему законодательству, препятствует эффективному и законному вовлечению муниципального имущества в оборот, препятствуют развитию конкуренции, приводит к ненадлежащему содержанию муниципального имущества.
В соответствии с ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Судом установлено, что в ходе проведения прокуратурой Емельяновского района Красноярского края проверки соблюдения требований законодательства в жилищно-коммунальной сфере на территории Мининского сельсовета Емельяновского района Красноярского края имеются объекты жилищно-коммунального хозяйства в <адрес> -тепловые сети протяженностью 2350м., сети водопровода протяженностью 3511 м., канализационные сети протяженностью 2182 м, в <адрес> Яр - канализационные сети протяженностью 1511,5 м, сети водопровода 2744м., являющиеся муниципальным имуществом муниципального образования «Мининский сельсовет Емельяновского района Красноярского края» (л.д.98-101).
Решением Емельяновского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию Мининского сельсовета Красноярского края Красноярского края возложена обязанность в течении трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести конкурс на право заключения концессионного соглашения на объекты, находящиеся в муниципальной собственности, в том числе сети водопровода, сети канализации в <адрес> (л.д.83-85).
ДД.ММ.ГГГГ. между администрацией Мининского сельсовета и ООО «Ресурсы24» заключены договоры аренды муниципального имущества №№ - в <адрес> канализационных сетей протяженностью 2182 м., в <адрес> Яр – канализационные сети протяженностью 1511,5 м. (л.д.111-116).
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Мининского сельсовета и ООО «Эталон-Сити» заключены договоры аренды муниципального имущества за № в <адрес> – сети водопровода протяженностью 3511 м., в <адрес> Яр – сети водопровода 2744м. (л.д.119-124).
Постановлением администрации Мининского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ постановлено провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, принадлежащих на праве собственности МО Мининский сельсовет (л.д.104).
ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации Мининского сельсовета утвержден перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионного соглашения в 2023 г., а именно: в <адрес> -тепловые сети протяженностью 2350м., сети водопровода протяженностью 3511 м., канализационные сети протяженностью 2182 м,в <адрес> Яр - канализационные сети протяженностью 1511,5 м, сети водопровода 2744м. (л.д.103).
Однако конкурс конкурсной комиссией по рассмотрению заявок на право заключения концессионного соглашения, предусматривающего переход права владения объектами водоснабжения и водоотведения, находящимися в собственности МО Мининский сельсовет объявлен несостоявшимся (л.д.102).
Оценивая представленные в материалы дела доказательства, суд учитывает, что в нарушение требований действующего законодательства администрацией Мининского сельсовета данные объекты жилищно-коммунального хозяйства на территории сельсовета, находящиеся в собственности муниципального образования, по концессионному соглашению не переданы, решение о заключении концессионного соглашения не принималось, выявленные нарушения могут повлечь необратимые негативные последствия, привести к нарушениям подачи коммунальных ресурсов в отопительном периоде 2022-2023 г.г.
При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования и возложить на администрацию Мининского сельсовета Емельяновского района Красноярского края обязанность провести конкурс на право заключения концессионного соглашения на объекты тепло, водоснабжения и водоотведения, расположенные в <адрес>, находящиеся в муниципальной собственности - тепловые сети протяженностью 2 350м., сети водопровода протяженностью 3 511 м., канализационные сети протяженностью 2 182 м., а также обязать ответчика
после проведения открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения заключить концессионное соглашение в отношении объектов жилищно-коммунального хозяйства в <адрес> Яр – канализационные сети протяженностью 1511,5 м, сети водопровода 2 744м., в <адрес>, находящиеся в муниципальной собственности - тепловые сети протяженностью 2 350м., сети водопровода протяженностью 3 511 м., канализационные сети протяженностью 2 182 м.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Емельяновского района Красноярского края в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Мининского сельсовета Красноярского края о понуждении заключить концессионное соглашение удовлетворить.
Обязать администрацию Мининского сельсовета Емельяновского района Красноярского края провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объекта жилищно-коммунального хозяйства в <адрес> – тепловые сети протяженностью 2 350м., сети водопровода протяженностью 3 511 м., канализационные сети протяженностью 2 182 м., являющихся муниципальным имуществом муниципального образования «Мининский сельсовет Емельяновского района Красноярского края» в течении 3-х месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию Мининского сельсовета Емельяновского района Красноярского края заключить концессионные соглашения в отношении объектов жилищно-коммунального хозяйства в <адрес> Яр – канализационные сети протяженностью 1511,5 м, сети водопровода 2 744м., в <адрес> – тепловые сети протяженностью 2 350м., сети водопровода протяженностью 3 511 м., канализационные сети протяженностью 2 182 м., после проведения открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении указанных объектов водоснабжения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Емельяновский районный суд Красноярского края (28.06.2023г.).
Председательствующий К.П. Павлова