Решение по делу № 2а-495/2021 от 27.11.2020

Дело № 2а-495/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Ярославский районный суд Ярославской области в составе

председательствующего судьи Сайфулиной А.Ш.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Вершининой Е.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ярославле

26 января 2021 года

административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 7 по Ярославской области к Смирнову Владимиру Ивановичу о взыскании задолженности по обязательным платежам,

у с т а н о в и л:

Межрайонная ИФНС России № 7 по Ярославской области обратилась в суд с административным иском к Смирнову В.И., просит взыскать с административного ответчика Смирнова Владимира Ивановича в доход бюджета задолженность по транспортному налогу с физических лиц - налог за 2017 г. в размере 2884 руб., пеня в размере 1308,19 руб. на общую сумму 4192,19 рублей.

Административный истец Межрайонная ИФНС России № 7 по Ярославской области в суд своего представителя не направила, о месте и времени судебного заседания извещен надлежаще. Начальник налогового органа Шварц Н.С. просила рассмотреть дело в отсутствие представителя инспекции, требования поддерживает.

Административный ответчик Смирнов В.И. в суд не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежаще.

Исследовав и оценив письменные материалы дела, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Исследовав и оценив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В силу п. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ).

Как следует из материалов дела и установлено судом, Смирнов Владимир Иванович, ИНН , состоит на учете в Межрайонной инспекции ФНС России № 7 по Ярославской области.

В соответствии со ст. 1 Закона Ярославской области «О транспортном налоге» от 05.11.2002 № 71-з, ст. 357, ст. 23, ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, являются плательщиками транспортного налога.

Согласно ст. 363 НК РФ уплата налогов производится за 2018 год - 02.12.2019, за 2017 год - 01.12.2018, 2016 год - 01.12.2017, 2015 год - 01.12.2016, за 2014 год - 01.10.2015. В соответствии со ст. 360 НК РФ налоговым периодом по налогам признается календарный год.

Налогоплательщики - физические лица, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (п. 4 ст. 397 НК РФ).

Согласно сведениям (приложение 6 к настоящему заявлению), представляемым органами, осуществляющими государственную регистрацию недвижимого имущества и транспортных средств, налогоплательщик имеет в собственности объекты налогообложения, указанные в налоговом уведомлении (приложение 2 к настоящему заявлению).

Инспекцией были сформированы налоговые уведомления на уплату транспортного налога с физических лиц в размере: налог за 2017г. в размере 2884 руб., пеня в размере 1308,19 руб. на общую сумму 4192,19 рублей.

Налоговые уведомления направлены налогоплательщику по почте: 05.10.2016 - № 104493672 от 13.09.2016, 01.10.2017 - № 71208698 от 21.09.2017, 23.08.2018 - № 42919685 от 14.08.2018.

В установленный законом срок налоги начисленные в налоговом уведомлении налогоплательщик не уплатил(а). Расчет налогов по каждому объекту налогообложения с указанием объекта, налоговой базы, налогового периода, налоговых ставок приведен в приложении «Налоговое уведомление».

В соответствии с п. 1, п. 3 ст. 75 НК РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, подлежит начислению пеня. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно.

В случае неуплаты гражданином налога, Инспекция в соответствии со ст. 69 НК РФ направляет требование об уплате налога. В соответствии с п.1 ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. В соответствии с п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано физическому лицу лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования ?*Ъ почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются (ст. 11.2 НК РФ).

Должнику были направлены требования об уплате налога:

- 27.02.2019 требование № 4650 от 04.02.2019 на сумму налогов 2884,00 руб., а также пеней в размере 45,88 руб., начисленных в соответствии со ст. 75 НК РФ за период с 04.12.2018 по 03.02.2019 на недоимку по налогам;

- 02.08.2019 требование № 40251 от 10.07.2019 на сумму пеней в размере 1262,31 руб., (сумма пеней с учетом перерасчета), начисленных в соответствии со ст. 75 НК РФ за период с 02.12.2016 по 09.07.2019 на недоимку по налогам. С учетом перерасчета сумма недоимки 4192,19 руб.

В установленные в требованиях сроки, причитающиеся к уплате суммы налогов (сборов), пеней и штрафов уплачены не были.

В целях взыскания числящейся задолженности 27.05.2020 инспекция обратилась в судебный участок № 2 Ярославского судебного района Ярославской области с заявлением о вынесении судебного приказа.

Определением от 03.06.2020 г. мировым судьей судебного участка № 2 Ярославского судебного района Ярославской области отказано в принятии заявления инспекции о взыскании со Смирнова В.И. задолженности. Суд счел, что заявленные требования не являются бесспорными, поскольку инспекцией заявление о вынесении судебного приказа направлено в судебный участок с пропуском установленного п. 2 ст. 48 НК РФ срока.

С настоящим административным иском Межрайонная ИФНС России № 7 по Ярославской области обратилась в Ярославский районный суд Ярославской области 27 ноября 2020 года.

С учетом вышеуказанных положений Налогового кодекса РФ, срок на обращение в суд с иском истек.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ).

Разрешая ходатайство о восстановлении срока подачи заявления о взыскании обязательных платежей, суд приходит к выводу, что оно не подлежит удовлетворению, поскольку доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим заявлением, налоговым органом представлено не было, и как следствие, срок подачи административного искового заявления, предусмотренный ч. 1 ст. 286 КАС РФ, пропущен налоговым органом без уважительных причин.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 г. № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.

Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.

При таких обстоятельствах, установив, что на дату обращения 01.12.2020 г. в Ярославский районный суд ЯО с заявлением о взыскании задолженности по страховым взносам со Смирнова В.И., налоговый орган утратил право на принудительное взыскание суммы страховых взносов в связи с пропуском установленного шестимесячного срока и доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска, а не от длительности периода просрочки. Однако никаких обстоятельств уважительности причин пропуска срока налоговым органом не приведено.

Следует учитывать, что своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.

Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, налоговым органом не представлено, в связи с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.

В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 174-178, ст. 290 КАС РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России № 7 по Ярославской области к Смирнову Владимиру Ивановичу о взыскании задолженности по обязательным платежам отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ярославский районный суд Ярославской области в течение месяца со дня вынесения решения.

Судья А.Ш. Сайфулина

2а-495/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная инспекция ФНС № 7 по Ярославской области
Ответчики
Смирнов Владимир Иванович
Суд
Ярославский районный суд Ярославской области
Судья
Сайфулина А.Ш.
Дело на странице суда
yaroslavsky.jrs.sudrf.ru
27.11.2020Регистрация административного искового заявления
30.11.2020Передача материалов судье
02.12.2020Решение вопроса о принятии к производству
02.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.12.2020Судебное заседание
26.01.2021Судебное заседание
26.01.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.01.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее