Решение по делу № 2а-440/2022 (2а-3127/2021;) от 20.12.2021

Дело № 2а-440/2022

УИД 21RS0022-01-2021-004614-69

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 января 2022 года                   город Новочебоксарск

Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики под председательством судьи Петрухиной О. А.,

при секретаре судебного заседания Ефимовой К. Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора гор. Новочебоксарск Чувашской Республики о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

установил:

Прокурор гор. Новочебоксарск Чувашской Республики, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной на Интернет-ресурсе http://first.rusdocuments.com/categories/spectehnika, информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Административный иск мотивирован тем, что прокуратурой города проведена проверка исполнения требований Федерального закона от 27.07.2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Проверкой в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для свободного доступа неограниченного круга лиц был выявлен сайт http://first.rusdocuments.com/categories/spectehnika, на котором содержится информация о продаже водительских удостоверений, дающих право на управление транспортными средствами. Наличие в свободном доступе на интернет-ресурсе по указанному адресу информации о продаже водительских удостоверений нарушает права неопределенного круга лиц.

В судебном заседании помощник прокурора гор. Новочебоксарск Воеводина У. А. требования административного искового заявления поддержала в полном объёме по изложенным в нем доводам, вновь приведя их суду.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу в лице территориального отдела Чувашской Республике Петров А. М. в письменном отзыве на иск указал на обоснованность требований прокурора.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п. 2.2 ч. 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Согласно ч.4 ст.29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Правовые основы деятельности в области связи и информации на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи, установлены Федеральными законами «О связи» и «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Распространение информации в сети «Интернет» и доступ несовершеннолетних и граждан к ней с помощью Интернет-провайдеров, попадает в сферу регулирования Федерального закона №149-ФЗ от 27.07.2006 г. «Об информации, информационных технологиях и защите информации».

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. Оператор информационной системы - гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.

В силу ст. 3 указанного закона основными принципами регулирования отношений, возникающих в сфере информации, в Российской Федерации являются, в том числе, принципы свободы ее поиска, получения, передачи, производства и распространения, а также установления ограничений доступа к информации только федеральными законами.

Статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

Вместе с тем, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 1 ст. 9 Закона).

Исходя из содержания ч. 5 ст. 15 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Так, судом установлено, что 30 ноября 2021 года прокуратурой гор. Новочебоксарск Чувашской Республики в ходе проведенной проверки в сети «Интернет» был выявлен сайт http://first.rusdocuments.com/categories/spectehnika, на котором предлагается приобрести на возмездной основе водительские удостоверения, дающие право на управление транспортными средствами.

По результатам проверки был составлен акт осмотра Интернет-страницы от 30 ноября 2021 года, согласно которому вход на указанный сайт свободный, не требует дополнительной регистрации. Информация на данном сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен. Ограничение на передачу, копирование, распространение отсутствует.

Данные обстоятельства объективно подтверждены скриншотами вышеуказанной страницы, которые были произведены в ходе осмотра вышеприведенной страницы сайта.

Распечаткой скриншотов страниц с указанного сайта подтверждается, что на нем размещена информация о продаже дистанционным способом в нарушение действующих нормативных актов водительских удостоверений, дающих право на управление транспортными средствами, а также указаны конкретные расценки на изготовление удостоверений, дающих право на управление наземного, водного транспорта и спецтехники, категорий А, B, C, D, E, M.

Согласно Письму Минобрнауки России от 01.08.2014 № АК-2131/06, «Об особенностях реализации примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств», организации, осуществляющие образовательную деятельность по программам профессионального обучения водителей транспортных средств, именуются автошколы.

Согласно части 2 статьи 25 Федерального закона от 10.12.1995 № 196 ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон о безопасности дорожного движения), право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены.

Согласно части 1 статьи 26 Закона о безопасности дорожного движения, к сдаче экзаменов допускаются лица, достигшие установленного настоящей статьей возраста, имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами, прошедшие в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение.

Согласно части 4 статьи 25 Закона о безопасности дорожного движения, право на управление транспортными средствами подтверждается водительским удостоверением.

Также, согласно пункту 18 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных Постановлением Правительства России от 24.10.2014 № 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами» (далее - Правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами), для сдачи экзамена и выдачи российского национального водительского удостоверения кандидатом в водители представляется, в том числе, документ, подтверждающий прохождение в установленном порядке соответствующего профессионального обучения по программам профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий.

В соответствии с разделом VI Примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, утвержденных приказом Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1408, по результатам квалификационного экзамена выдается свидетельство о профессии водителя.

Таким образом, наличие документа, подтверждающего прохождение обучения в соответствующем профессиональном учреждении, является одним из обязательных требований к кандидатам в водители.

Согласно пункту 2 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами, проведение экзаменов, выдача российских национальных и международных водительских удостоверений и обмен иностранных водительских удостоверений осуществляются подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Таким образом, никакие хозяйствующие субъекты или физические лица не уполномочены выдавать водительское удостоверение, подтверждающее право управлять транспортным средством, равно, как подразделения Государственной инспекции не могут выдавать российские национальные и международные водительские удостоверения лицам, не предъявившим документ об окончании автошколы.

Кроме того, в соответствии с пунктом 29 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами, выдача российского национального водительского удостоверения взамен ранее выданного российского национального водительского удостоверения производится без сдачи экзаменов и допускается лишь в следующих случаях:

а) при истечении срока действия водительского удостоверения;

б) при изменении содержащихся в водительском удостоверении персональных данных его владельца;

в) если водительское удостоверение пришло в негодность для дальнейшего использования вследствие износа, повреждения или других причин и сведения, указанные в нем (либо в его части) невозможно определить визуально;

г) при поступлении заявления об утрате (хищении) водительского удостоверения;

д) при подтверждении наличия у водителя транспортного средства изменений в состоянии здоровья, в том числе ранее не выявлявшихся медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортным средством.

При этом, и в таких случаях водительское удостоверение выдается исключительно подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Аналогично, специальные правила предусмотрены для получения удостоверений на право управления маломерными судами.

Так, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий приказом от 27 мая 2014 г. № 262 утвердило Правила аттестации на право управления маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Правила аттестации на право управления маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Правила аттестации) определяют порядок определения уровня знаний, умений и навыков при аттестации для предоставления права управления маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях и подлежащими регистрации в реестре маломерных судов (п. 1.1 Правил).

Аттестация на право управления маломерными судами предусматривает систему мероприятий, направленных на определение способности безопасно управлять маломерными судами, осуществляется в отношении физических лиц и проводится по их заявлению (п. 1.2 Правил).

Аттестация проводится в наделенных соответствующими полномочиями отделах безопасности людей на водных объектах главных управлений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации и отделениях, участках, группах в составе центров, осуществляющих государственный надзор за маломерными судами (далее - подразделения ГИМС) (п. 1.3 Правил).

Согласно п. 1.4 Правил, по результатам аттестации может быть предоставлено право управления:

а) маломерными судами типа:

маломерное моторное судно;

маломерное парусное судно;

маломерное парусно-моторное судно;

гидроцикл;

маломерное судно особой конструкции (аэробот, амфибия, экраноплан, подводная лодка и другие маломерные моторные суда, специфичные конструктивные признаки которых обеспечивают альтернативные способы их динамического перемещения);

б) в районах:

внутренних вод Российской Федерации, в которых на организацию судоходства постановление Правительства Российской Федерации от 12 мая 2012 г. «Об утверждении Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 21, ст. 2642; 2013, № 30 (часть II), ст. 4117) (далее - Правила плавания по ВВП России) не распространяется (далее - внутренние воды Российской Федерации);

внутренних вод Российской Федерации, включая внутренние воды Российской Федерации, где судоходство организовано в соответствии с Правилами плавания по ВВП России (далее - внутренние водные пути Российской Федерации);

внутренних морских вод и территориальном море Российской Федерации;

морских вод IV категории сложности I разряда в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности маломерных судов" (принят решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15 июня 2012 г. № 33) с удалением от мест убежищ или берега до 20 морских миль, включая внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации (далее - морские прибрежные воды до 20 миль от берега).

Документом, удостоверяющим право его владельца управлять в указанном районе плавания маломерным судном указанного типа, использующимся в некоммерческих целях, является удостоверение на право управления маломерным судном (далее - удостоверение). Удостоверение действительно на маломерных судах, имеющих право плавания под Государственным флагом Российской Федерации, при использовании этих судов в некоммерческих целях (п. 1.5 Правил).

Согласно п. 1.6 Правил, сроки и последовательность административных процедур (административных действий) аттестации устанавливаются приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 27.05.2014 № 263 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по аттестации на право управления маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 20 августа 2014 г., регистрационный № 33666).

Лицу, получившему по результатам аттестации право управления маломерным судном, выдается удостоверение (п. 7.1 Правил).

Статьей 327 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за подделку, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков, в том числе - водительских удостоверений, а также за использование заведомо подложного документа.

Наличие в свободном доступе на интернет-ресурсе по указанному адресу информации о продаже удостоверений, дающих право на управление транспортными средствами и маломерными судами, без соблюдения вышеприведенных требований действующего законодательства нарушает права неопределенного круга лиц - потребителей информационных услуг.

Суд в полной мере соглашается с позицией прокурора о том, что выявленные нарушения действующего законодательства, содержащие информацию о продаже водительских удостоверений, дающих право на управление транспортными средствами, а также удостоверений на право управления маломерными судами ущемляют права неопределенного круга лиц, поскольку способствуют совершению правонарушений в указанной сфере, определить количество которых не представляется возможным. Кроме того, Указанная информация побуждает неопределенный круг лиц к совершению действий, за которые предусмотрена уголовная ответственность, может способствовать их совершению.

Факт размещения на интернет-ресурсе информации о продаже удостоверений, дающих право на управление транспортными средствами и маломерными судами, в полной мере подтверждается имеющимися в деле доказательствами.

Таким образом, в силу положений ч. 6 ст. 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация, размещенная на интернет-странице https://prava112-d.com/ относится к запрещенной для распространению на территории Российской Федерации.

С учетом изложенного, доступ к сайту, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством РФ должен быть закрыт.

При таких обстоятельствах подлежат удовлетворению требования прокурора о признании информации, распространяемой на вышеуказанном Интернет-сайте, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (введена Федеральным законом от 28.07.2012 г. № 139-ФЗ) в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет». Согласно части 2 той же статьи в реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, а также сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие указанную информацию.

Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ).

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Признать информацию, размещенную на интернет-странице http://first.rusdocuments.com/categories/spectehnika, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Решение суда подлежит немедленному исполнению путем его направления в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике для внесения сведений в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики.

Судья                                               О. А. Петрухина

Мотивированное решение составлено 24 января 2022 года.

2а-440/2022 (2а-3127/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
заместитель прокурора г. Новочебоксарск Ягудин В.Н.
Другие
Управление службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых оммуникаций по Приволжскому округу
Суд
Новочебоксарский городской суд Чувашии
Судья
Петрухина О.А.
Дело на странице суда
novocheboksarsky.chv.sudrf.ru
20.12.2021Регистрация административного искового заявления
21.12.2021Передача материалов судье
23.12.2021Решение вопроса о принятии к производству
23.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.01.2022Судебное заседание
24.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее