Решение по делу № 33-2035/2024 от 01.02.2024

Судья Зернова Е.Н. Дело № 33-2035/2024

А-2.086

УИД 24RS0056-01-2023-000394-20

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 февраля 2024 года      город Красноярск

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Платова А.С.,

судей Охременко О.В., Сударьковой Е.В..

при ведении протокола помощником судьи Наумовой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Охременко О.В. гражданское дело по иску Солим Анны Леонидовны к администрации г. Красноярска, Министерству строительства Красноярского края о признании незаконным решения, о возложении обязанности предоставить социальную выплату,

по апелляционной жалобе истца Солим А.Л.,

на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 19 октября 2023 года, которым постановлено:

«В удовлетворении заявленных Солим Анной Леонидовной <данные изъяты> требований к администрации г. Красноярска (ИНН 2451000840) Министерству строительства Красноярского края (ИНН 2466216697) о признании незаконным решения, о возложении обязанности предоставить социальную выплату - отказать».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Солим А.Л. обратилась в суд с иском к администрации г. Красноярска, Министерству строительства Красноярского края о признании незаконным решения, возложении обязанности предоставить социальную выплату.

Требования мотивированы тем, что истец Солим А.Л. родилась <дата>, являясь матерью двоих детей КАД.. (<дата>) и К.. (<дата>) в период с 2018 по 2021 гг. ежегодно обращалась в администрацию г. Красноярска с заявлением о включении в список участников программы о предоставлении субсидий на улучшение жилищных условий «Субсидии бюджетам муниципальных образований Красноярского края на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья» подпрограммы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан» государственной программы Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан». Вместе с тем несмотря на неоднократное включение истца в указанные периоды в список молодых семей-участников программы и в сводный список молодых семей - участников, в связи с недостаточным размером (ограниченным размером) субсидий, а также наличие очередности, социальная выплата Солим А.Л. за период с 2018 по 2021 гг. не предоставлялась. <дата> у Солим А.Л. родился третий ребенок КМД

В январе 2022 года Солим А.Л. обратилась с заявлением в администрацию г.Красноярска в целях участия в данной программе при наличии статуса многодетной семьи. Распоряжением администрации г. Красноярска от 30.05.2022 №5 семья Солим А.Л. включена в список семей-участников мероприятия с присвоением №6 в очереди. 02.08.2022 Солим А.Л. заключила с ПАО «Сбербанк России» кредитный договор №758416 на приобретение жилого помещения по адресу <адрес> на сумму 2 900 000 руб., рассчитывая на получение в дальнейшем социальной выплаты для погашения указанной задолженности по кредиту. Вместе с тем распоряжением администрации г. Красноярска от 05.10.2022 №93-орг Солим А.Л. была исключена из числа участников программы в связи с достижением 02.09.2022 возраста 36 лет.

Поскольку из сводного списка участников программы Солим А.Л. была исключена, то, в утвержденный список претендентов семья истца не была включена, что подтверждается ответом на обращение Министерства строительства Красноярского края от 21.12.2022 №82-8310/9 и списком молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2023 году по г. Красноярск. В сложившейся ситуации семья истца в течение нескольких лет находилась в сводных списках участников, но из-за недостаточного (ограниченного) объема финансирования не получила денежную выплату на улучшение жилищных условий до достижения одним из супругов 36 лет. Кроме того, четкой даты утверждения списка молодых семей-претендентов не имеется, что ставит в неравное положение всех участников программы, и нарушает основополагающие принципы, закрепленные Конституцией РФ.

На основании изложенного истец просила суд признать незаконными протокол жилищной комиссии при администрации г. Красноярска от 21.09.2022 №12 и распоряжение администрации г. Красноярска от 05.10.2022 №93-орг. об исключении Солим А.Л. из числа участников ведомственной целевой программы с возложением обязанности на администрацию г. Красноярска включить семью Солим А.Л. в утвержденный список молодых семей-участников ведомственной целевой программы; обязать Министерство строительства Красноярского края восстановить Солим А.Л. в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2023 году по г. Красноярску в рамках мероприятия «Субсидии бюджетам муниципальных образований на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья, размещенном на официальном сайте администрации г. Красноярска и выплатить ей социальную выплату молодым семьям на приобретение (строительство) жилья в течение одного месяца с момента решения суда в законную силу.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе истец Солим А.Л. просит решение отменить как незаконное и необоснованное, полагает, судом неправильно применены нормы материального права, ссылается на доводы, изложенные в иске.

В письменных возражениях представитель администрации г. Красноярска Харисова М.Х. указывает на несостоятельность доводов апелляционной жалобы.

Неявившиеся в судебное заседание лица, участвующие в деле, извещены надлежаще, об уважительных причинах неявки не сообщили, об отложении дела не просили, в связи с чем, на основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика Харисову М.Х., согласившуюся с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда, постановленного в соответствии с установленными обстоятельствами и требованием закона.

Согласно подпункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесена социальная защита, включая социальное обеспечение.

В силу части 2 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Во исполнение предписаний ст. 40 Конституции РФ, конкретизированных в ст. 2 Жилищного кодекса РФ, и в целях формирования рынка доступного жилья эконом класса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем установленных федеральным законодательством категорий граждан Правительство Российской Федерации постановлением от 17.12.2010 года N1050 утвердило федеральную целевую программу "Жилище" на 2015-2020 годы, а в качестве ее составной части - отдельную подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

Согласно пунктам 20 и 22 указанных Правилам список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируют органы местного самоуправления и представляют их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который, в свою очередь, на основании этих списков и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.

После утверждения распределения субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации на соответствующий финансовый год и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на текущий год из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", утверждает список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году, что предусмотрено в пункте 23 указанных Правил.

Как установлено судом, Солим А.Л., <дата> года рождения, является материю троих детей: КА. <дата> К. <дата> КМ <дата> что повреждается свидетельствами о рождении <данные изъяты>

Согласно справке, выданной ТО КГКУ «УСЗН» по Советскому району в г.Красноярске от 12.07.2021, семья Солим А.Л. (составом 4 человека) признана многодетной.

Распоряжением администрации Советского района в г. Красноярске от 28.05.2018 №836 молодая семья Солим А.Л. (составом 3 человека: <данные изъяты> принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и признании их имеющими достаточные доходы либо иные денежные средства для участия в целевых жилищных программах.

29.05.2018 Солим А.Л. обратилась в администрацию г. Красноярска с заявлением о признании молодой семьи (составом 3 человека) участником мероприятия «Субсидия бюджетам муниципальных образований на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья».

Распоряжением администрации г. Красноярска ;84-орг от 06.06.2018 молодая семья Солим А.Л. признана участником мероприятия «Субсидии бюджетам муниципальных образований Красноярского края на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья» подпрограммы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан» государственной программы Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан».

С заявлениями на включение в список молодых семей – участников указанного выше мероприятия в 2020, 2021, 2022 годах Солим А.Л. (состав семьи 3 человека) обращалась, соответственно 01.04.2019, 21.04.2020, 01.03.2021.

06.08.2021 администрация Советского района в г. Красноярске вынесла распоряжение №1303 о внесении изменений в распоряжение №836 от 28.05.2018 в части изменения состава семьи Солим А.Л. – 4 члена семьи, включив сына КМД., <дата>.

С заявление на включение в список молодых семей с составом семьи 4 человека (Солим А.Л. и трое детей) на 2023 год обратилась 24.01.2022.

Уведомлением от 27.01.2022 администрация г. Красноярска сообщила Солим А.Л. о включении ее семьи в список участников мероприятий «Субсидии бюджетам муниципальных образований Красноярского края на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья», список молодых семей – участников краевой программы, изъявивших получение социальной выплаты в 2023 году, который будет утвержден в срок до 01.06.2022.

Распоряжением администрации г. Красноярска №51-орг от 31.05.2022 утверждён список молодых семей – участников мероприятия «Субсидии бюджетам муниципальных образований Красноярского края на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья, изъявивших желание получить социальную выплату в 2023 году по г. Красноярску, сформированный с учетом средств, которые планируются выделить на предоставление социальных выплат из бюджета города.

В соответствии с представленными ответчиками списками молодых семей очередность истца на получение спорной меры социальной поддержки в 2020 году №143, в 2021 году №121, в 2022 году №93, в 2023 году №6.

02.08.2022 Солим А.Л. заключила кредитный договор с ПАО «Сбербанк России» на сумму 2 900 000 рублей сроком на 240 месяцев под 10,9% годовых на приобретение готового жилья – квартиры по адресу: г<адрес> за <данные изъяты>

В соответствии с принятым решением жилищной комиссии при администрации г.Красноярска, оформленного выпиской из протокола от 21.09.2022, семья Солим А.Л. (составом 4 человека) исключена из числа участников мероприятия в связи с достижением Солим А.Л. возраста 36 лет.

Распоряжением администрации г. Красноярска от 05.10.2022 №93-орг семья Солим А.Л. исключения из числа участников указанной выше программы в связи с достижением 36 лет одним из супругов, о чем Солим А.Л. была уведомлена 06.10.2022.

Разрешая спор, суд исходил из того, что, как федеральное, так и региональное законодательство предусматривают в качестве основания для участия молодой семьи в подпрограмме соответствие членов семьи возрастному критерию (не более 35 лет для каждого из супругов), молодая семья должна соответствовать данному критерию на всем протяжении участия в подпрограмме, несоблюдение указанного условия, то есть достижение одним из супругов или родителем в неполной семье возраста, превышающего 35 лет, исключает возможность участия семьи в подпрограмме.

Само по себе включение органом местного самоуправления в состав участников мероприятия не означает, что такие семьи обладают субъективным правом на получение мер государственной поддержки. Молодые семьи должны соответствовать требованиям программ на протяжении всего времени до момента получения выплаты.

В целях реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710, Постановлением Правительства Красноярского края от 31.12.2019 № 812-п (ред. от 21.12.2021) утвержден Порядок предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований Красноярского края на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья (далее - Порядок).

Для предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья применяются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья.

Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.

При этом включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан», изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, само по себе не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья.

Пунктом 24 названных Правил установлено, что орган местного самоуправления до 01 июня года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой государственным заказчиком подпрограммы, что предусмотрено пунктом 26 Правил.

В соответствии с пунктом 27 тех же Правил после утверждения Правительством Российской Федерации размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, и доведения государственным заказчиком подпрограммы этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

В силу абзаца 2 пункта 27 Правил в случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст хотя бы одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Принимая в совокупности вышеприведенные нормы правового регулирования, исходя из того, что истец 02.09.2022 достигла возраста 36 лет, и ее семья перестала соответствовать установленным требованиям, поскольку возраст истца Солим А.Л. превысил 35 лет, первой инстанции пришел к правомерному выводу о законности оспариваемого решения администрации г. Красноярска об исключении Солим А.Л. и членов ее семьи из списков участников 2023 года.

Суд первой инстанции верно указал, что факт признания молодой семьи в 2022 году участником подпрограммы не влечет безусловного возникновения права на получение социальной выплаты по состоянию на 2023 год, поскольку семья должна отвечать возрастному критерию на весь период участия в подпрограмме вплоть до включения в вышеуказанный список претендентов.

Учитывая, что бюджетные средства имеют адресный и целевой характер, то норма, на основании которой производится исключение молодой семьи из списка участников подпрограммы в случае выявления отсутствия у нее оснований для участия в подпрограмме, в том числе в связи с достижением одним из супругов или одним родителем в неполной семье предельного возраста, принята в целях недопущения нецелевого использования бюджетных средств.

Доводы жалобы о том, что на момент формирования списков молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты возраст истца не превышал 35 лет, подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании подпункта "а" пункта 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, который устанавливает возрастные ограничения в отношении каждого из супругов на момент принятия решения о включении молодой семьи - участницы ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году (как указано в пункте 26 названных Правил). Тогда как в последующем после доведения сведений о размере субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятия ведомственной целевой программы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году, где учитываются ограничения по возрасту хотя бы одного из членов молодой семьи, который не должен превышать 35 лет (как указано в пункте 26 названных Правил).

В случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст хотя бы одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, что прямо предусмотрено пунктом 27 названных Правил.

С учетом приведенных норм и законоположений в их системном единстве, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований, поскольку возраст Солим А.Л. превышает 35 лет, соответственно, ее семья подлежала исключению из списка молодых семей - участников подпрограммы.

Доводы апелляционной жалобы о том, что наличие статуса многодетной семьи является обстоятельством, влияющим на участие молодой семьи в программе (в части определения очередности) не влекут отмену решения суда, поскольку пунктом 2.6 Постановления Правительства Красноярского края от 31.12.2019 № 812-п «Об утверждении Порядка предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований Красноярского края на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья» установлено, что в случае изменения у молодой семьи, состоящей в списках молодых семей - участников, обстоятельств, влияющих на участие молодой семьи в мероприятии, фамилии, имени, отчества, паспортных данных членов молодой семьи, места жительства молодой семьи, жилищных условий молодой семьи, а также изменения состава семьи, влияющего на уменьшение размера социальной выплаты (расторжение брака, смерть членов семьи), лицом, указанным в абзаце втором пункта 2.3 Правил, в течение 10 дней со дня произошедших изменений в порядке, установленном пунктом 2.4 Правил, подается в орган местного самоуправления заявление об указанных фактах в произвольной форме.

Орган местного самоуправления в течение 7 рабочих дней по результатам рассмотрения заявления принимает решение о внесении изменений в список молодых семей - участников. В течение 7 рабочих дней с момента принятия указанного решения его копия направляется в министерство. Указанная в решении органа местного самоуправления о внесении изменений в список молодых семей - участников информация вносится в список молодых семей - претендентов при его формировании министерством в порядке, установленном пунктом 3.1 Правил.

Как следует из данного пункта, перечень обстоятельств, являющихся основанием для внесения изменений в список молодых семей-участников программы, является исчерпывающим, закрытым. Таким образом, изменение состава семьи в сторону увеличения (рождение третьего ребенка) не является основанием для внесения изменений в списки молодых семей, и не подлежит учету при формировании списка получателей социальной выплаты. Данная информация подлежит учету при формировании списков в следующем году, что и было сделано ответчиком при формировании списков на 2023 год.

Доводы апелляционной жалобы об отказе суда в удовлетворении ходатайства истца о направлении запроса в Конституционный Суд Российской Федерации на законность обжалуемого решения не влияет. Суд вправе направить такой запрос лишь в том случае, когда при рассмотрении дела возникнет сомнение в конституционности нормы закона, подлежащей применению по делу. Таких сомнений у суда не возникло.

При этом Солим А.Л. в соответствии с ч. 4 ст. 125 Конституции РФ не лишена возможности, если полагает свои конституционные права нарушенными, обратиться с соответствующей жалобой в Конституционный Суд Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы по существу направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательств, они не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию истца, выраженную им в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение, и правильную оценку в решении суда, основаны на ином толковании норм права и поэтому не могут служить основанием для отмены постановленного по делу решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Красноярска от 19 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Солим А.Л. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-2035/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Солим Анна Леонидовна
Ответчики
Администрация города Красноярска
Другие
Министерство строительства Красноярского края
Администрация Советского района г. Красноярска
Адвокат Рудакова Мария Сергеевна
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Охременко Ольга Витальевна
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
12.02.2024Судебное заседание
20.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.02.2024Передано в экспедицию
12.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее