№2а-1053/13-2021 г.
46RS0030-01-2020-01353-44
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 марта 2021 года г.Курск
Ленинский районный суд города Курска в составе:
председательствующего – судьи: Авериновой А.Д.,
при секретаре: Коршунове А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Александрова Сергея Алексеевича к начальнику ФКУ ИК-9 УФСИН России по Курской области Семыкину Н.В., ФКУ ИК-9 УФСИН России по Курской области об оспаривании ответа и решения,
У С Т А Н О В И Л:
Административные истцы Серегин Е.С. и Александров С.А. обратились в Ленинский районный суд г. Курска с вышеназванным административным исковым заявлением начальнику ФКУ ИК-9 УФСИН России по Курской области Семыкину Н.В. При этом указав, что они неоднократно обращались к начальнику ФКУ ИК-9 УФСИН России по Курской области с заявлениями о предоставлении копий постановлений о наложении взысканий, однако, не получали на них ответа. Спустя несколько лет одному из них-Александрову С.А. был дан ответ. Данный ответ нарушает их право на получение информации, в том числе они обвиняются, о возможности получения квалифицированной юридической помощи, о разъяснении им прав, в том числе на доступ к правосудию и к суду. Ответом нарушены ст.ст. 15,17,18,19,21,22,24, ч.4 ст. 29, 45-56 Конституции РФ. Ранее они обращались с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение, однако, осужденному ФИО6 было указано, что он имеет возможность установить наличие или отсутствие в его личном деле необходимых документов во внесудебном порядке. В тоже время начальник ФКУ ИК-9 УФСИН России по Курской области с умыслом нарушает закон и его действия носят признаки состава и события преступления по ст. 315 УК РФ, а также ст. 140 УК РФ. Просит признать незаконным ответ №№ от 02.11.2020 г. и обязать устранить нарушение закона и предоставить им копии постановлений о наложении взысканий либо предоставить список всех взысканий, наложенных на них, с указанием дат наложений взысканий и причин наложения взысканий, а также взыскать с ФКУ ИК-9 УФСИН России по Курской области сумму в размере 10 000 руб. как компенсацию морального вреда за лишение возможности получить доступ к суду и правосудию и защитить его права и свободы, а также 500 руб. материального ущерба.
Определением от 19.02.2021 г. требование Серегина Е.С. к начальнику ФКУ ИК-9 УФСИН России по Курской области Семыкину Н.В., ФКУ УФСИН России по Курской области о признании незаконным ответа №№ г. и обязать устранить нарушение закона и предоставить им копии постановлений о наложении взысканий либо предоставить список всех взысканий, наложенных на них, с указанием дат наложений взысканий и причин наложения взысканий выделены в отдельное производство.
Определением от 19.02.2021 г. Мирошниченко Н.И. привлечен к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
В ходе рассмотрения дела Александров С.А. уточнил заявленные требования и просил признать незаконным ответ от 02.11.2020 г., признать незаконным отказ в выдаче копий постановлений о наложении дисциплинарных взыскания, а также обязать предоставить копии постановлений о наложении взысканий либо предоставить список всех взысканий с указанием дат наложения взысканий и причин наложения взысканий.
В судебном заседании административный истец Александров С.А. заявленные требования поддержал в полном объеме с учетом уточнения по изложенным в административном иске основаниям. При этом указав, что список взысканий ему был вручен администрацией исправительного учреждения в ходе рассмотрения дела. Данные постановления были вынесены в отношении него, в связи с чем, они не могут иметь гриф «секретно» и «для служебного пользования», нарушено его право на обжалование указанных постановлений в судебном порядке.
Административный ответчик начальник ФКУ ИК-9 УФСИН России по Курской области Семыкин Н.В. в судебное заседание не явился. О слушании дела извещен надлежащим образом. Ходатайств об отложении рассмотрения дела им заявлено не было.
В судебном заседании представитель административного ответчика ФКУ ИК-9 УФСИН России по Курской области по доверенности Агаркова В.А. просила в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку ответ на обращение был дан административному истцу в установленный срок, нарушений его прав не допущено. Список взысканий вручен административному истцу.
В судебное заседание не явился заинтересованное лицо Мирошниченко Н.И., о слушании дела извещен надлежащим образом. Предоставил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, при этом указав, что все заявления от осужденного им были переданы в администрацию ФКУ ИК-9 УФСИН России по Курской области.
Заинтересованное лицо УФСИН России по Курской области в судебное заседание не явился. О слушании дела извещены надлежащим образом. Ходатайств об отложении рассмотрения дела ими заявлено не было.
Выслушав объяснение лиц, участвующих в деле, исследовав предоставленные материалы, суд приходит к следующему.
В ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждого заинтересованного лица обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в порядке, установленном законом.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно статье 24 (часть 2) Конституции Российской Федерации органы государственной власти обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Из статей 71 (пункты «в», «о») и 76 (часть 1) Конституции Российской Федерации следует, что в уголовном процессе право каждого на получение информации, корреспондирующее названной обязанности органов государственной власти, регулируется уголовно-процессуальным законодательством и что федеральный законодатель вправе конкретизировать содержание и установить правовые механизмы, условия и порядок его реализации, не допуская при этом искажения существа, самой сути данного права и введения таких его ограничений, которые противоречили бы конституционно значимым целям.
В силу статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18.02.2000 г. № 3-П, ограничение права, вытекающего из статьи 24 (часть 2) Конституции Российской Федерации, допустимо лишь в соответствии с федеральным законом, устанавливающим специальный правовой статус не подлежащей распространению информации, обусловленный ее содержанием, в том числе наличием в ней данных, составляющих государственную тайну, конфиденциальных сведений, связанных с частной жизнью, со служебной, коммерческой, профессиональной, изобретательской деятельностью.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что осужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания. Администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, обязана предоставить осужденным указанную информацию, а также знакомить их с изменениями порядка и условий отбывания наказаний.
На основании п. 4 Инструкции по делопроизводству в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом ФСИН России от 10 августа 2011 г. № 463, особенности работы по рассмотрению обращений граждан Российской Федерации, осужденных и лиц, содержащихся под стражей, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - граждане) в учреждениях и органах УИС регламентируются Федеральным законом от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и их должностным лицам, в государственные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Согласно статье 5 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Частью 3 статьи 8 названного закона определено, что письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.
Обращение, поступившее в государственный орган или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (статья 9 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: 1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; 2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; 3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; 4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; 5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (часть 1 статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 23.06.2005 г. № 94-ДСП утверждена Инструкция о работе отделов (групп) специального учета следственных изоляторов и тюрем ФСИН России.
Согласно пунктам 46 - 47 Инструкции, высылать личные дела лиц, находящихся под стражей в другие учреждения и органы, а также высылать либо выдавать физическим или юридическим лицам запрещается. Начальник следственного изолятора может высылать по запросам заверенные копии документов, содержащиеся в личных делах подозреваемых, обвиняемых, осужденных в суды, органы прокуратуры, информационные центры, в территориальный орган ФСИН России. Ознакомление осужденного с содержанием имеющихся в личном деле документов предусмотрено путем прочтения их ему вслух. По просьбе осужденного ему разрешено делать выписки из этих документов под контролем работников спецотдела.
Приказом Минюста России от 11.10.2010 г. № 258 утверждена Инструкция по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы, которой определена организация исполнения уголовно-исполнительными инспекциями наказания в виде ограничения свободы, положениями п. 75 которой личное дело является основным учетным документом осужденного.
Пунктом 77 Инструкции определено, что в личное дело осужденного подшиваются копия приговора (определения, постановления) суда и все документы, относящиеся к организации, осуществлению процесса исполнения наказания (копии паспорта, трудовой книжки, анкеты, объяснения, регистрационный лист, справки о проведении бесед, результатах проверок по месту жительства, работы, учебы, рапорта, ведомости надзора, а также справки (рапорта) о результатах контроля за исполнением осужденным обязанности пройти лечение от наркомании и медицинскую реабилитацию и др.).
В соответствии с п. 78 Инструкции в автоматизированную базу данных вносятся следующие сведения, содержащиеся в личном деле: вид и срок наказания или меры уголовно-правового характера; возложенные обязанности и установленные ограничения; анкетные данные, фотографии; допущенные осужденным нарушения; меры взыскания и поощрения; судебные решения, касающиеся наказания или мер уголовно-правового характера; основания снятия с учета.
Согласно п. 81 Инструкции при необходимости инспекция знакомит осужденного с документами, находящимися в его личном деле. Под контролем сотрудника инспекции осужденному разрешается делать выписки из документов и их копии. Об ознакомлении осужденного с документами личного дела составляется справка.
Таким образом, личное дело осужденного по своей правовой природе относится к внутренней служебной документации исправительного учреждения, содержащее в себе документы, составляющие как конфиденциальные сведения, так и документы, разрешенные для ознакомления осужденного.
В указанной инструкции установлен порядок ознакомления осужденного с документами, находящимися в личном деле, но не с самим личным делом.
Судом установлено, что 07.10.2020 г. Александров С.А. обратился на имя начальника ФКУ ИК-9 УФСИН России по Курской области с заявлением, в котором просил предоставить ему копии всех постановлений о наложении взысканий на него, начиная с 2016 г.
На данное обращение 02.11.2020 г. начальником ФКУ ИК-9 УФСИН России по Курской области Семыкиным Н.В. был дан ответ, согласно которого было сообщено, что личное дело является основным учетным документом на осужденного, имеет гриф ограниченного распространения «для служебного пользования», в связи с чем, осужденный может быть ознакомлен с копиями приговоров, определений, постановлений судов, а также характеристик, ознакомление с другими документами, имеющимися в личном деле, а также снятие ксерокопий, не предоставлено действующим законодательством РФ.
Данные обстоятельства подтверждаются: обращением от 07.10.2020 г., ответом от 02.11.2020 г., а также иными материалами дела.
Поскольку административный истец реализовал свое право конституционное право на обращение и получение ответа, его обращение было рассмотрено и на него дан ответ в соответствии с требованиями действующего законодательства, права и законные интересы административного истца не нарушены, в связи с чем, не имеется у суда основания для признания незаконным ответа от 02.11.2020 г. Само по себе несогласие с содержание оспариваемого ответа не свидетельствует о безусловном удовлетворении заявленных требований.
Не имеется у суда и оснований для удовлетворения требований Александрова С.А. в части признания незаконным отказа в выдаче копий постановлений о наложении дисциплинарных взыскания, обязании предоставить копии постановлений о наложении взысканий либо предоставить список всех взысканий с указанием дат наложения взысканий и причин наложения взысканий по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Часть 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
В соответствии с ч.1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18 февраля 2000 г. № 3-П, ограничение права, вытекающего из части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации, допустимо лишь в соответствии с федеральным законом, устанавливающим специальный правовой статус не подлежащей распространению информации, обусловленный ее содержанием, в том числе наличием в ней данных, составляющих государственную тайну, конфиденциальных сведений, связанных с частной жизнью, со служебной, коммерческой, профессиональной, изобретательской деятельностью. Вся иная информация, которая исходя из Конституции Российской Федерации и федеральных законов не может быть отнесена к сведениям ограниченного доступа, в силу непосредственного действия части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации должна быть доступна гражданину, если собранные документы и материалы затрагивают его права и свободы, а законодатель не предусматривает специальный правовой статус такой информации в соответствии с конституционными принципами, обосновывающими необходимость и соразмерность ее особой защиты.
Пунктом 3 Перечня сведений конфиденциального характера предусмотрено, что служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом федеральными законами (служебная тайна), относит к сведениям конфиденциального характера.
В силу пунктов 1.2, 1.5 Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти и уполномоченном органе управления использованием атомной энергии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. № 1233, к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью. Руководитель федерального органа исполнительной власти в пределах своей компетенции определяет категории должностных лиц, уполномоченных относить служебную информацию к разряду ограниченного распространения.
Пунктом 191 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года № 295 установлено, что применяемые меры поощрения и взыскания оформляются постановлениями или приказом за подписью начальника ВК (лица, его замещающего). Постановление или выписка из приказа после ознакомления с ним осужденного приобщается к его личному делу.
В соответствии с п. 110 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года №295, к числу дополнительных услуг, оказываемых по инициативе осужденных и оплачиваемых за счет их собственных средств, относится, среди прочих, копирование судебных документов, других документов, имеющихся в личных делах осужденных.
Утверждение о том, что копии постановлений ему до настоящего времени не вручены, не является основанием для удовлетворения заявленных требований, т.к. противоречит п. 110 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года №295.
Довод о том, что нарушены его права, т.к. он лишен права на оспаривание данных постановлений, является несостоятельным, поскольку при подаче административного истца об оспаривании постановлений о наложении взысканий Александров С.А. не лишен права на заявление ходатайства о предоставлении указанных постановлений из материалов личного дела осужденного.
Предоставленные административным истцом определение судьи Ленинского районного суда г. Курска от 19.04.2017 г. по заявлению (поименованному ходатайством) об установлении юридического факта генерального директора ООО «Клио» ФИО10, действующего в интересах Александрова С.А. и ФИО6, ходатайства об установлении юридического факта, определением судьи Ленинского районного суда г. Курска от 26.08.2015 г. по заявлению ФИО6 об установлении юридического факта.
При этом, исходя из положений ст.62,226 КАС РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействий) возлагается на органы и лиц, которые их приняли или совершили, а обязанность по доказыванию того, какие права и свободы нарушены этими решениями, действиями (бездействиями), соответственно возлагается на лицо, которое их обжалует.
Пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ определено, что удовлетворение требований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) указанного органа или должностного лица и реального нарушения при этом прав заявителя.
Совокупность таких условий по делу не установлена.
При таких обстоятельствах, решение административного истца об отказе в выдаче постановлений в связи с невозможностью ознакомления с материалами личного дела является незаконным, но в тоже время, ввиду того, что список взысканий (справка о взысканиях осужденного) была вручена Александрову С.А. 18.03.2021 г., в связи с чем, права и законные интересы административного истца в настоящее время восстановлены, то заявленные административным истцом требования подлежат оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░-9 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░ ░░-9 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 02.11.2020 ░., ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ 30.03.2021 ░.
░░░░░: