Решение по делу № 2а-1-74/2022 от 25.01.2022

УИД 57RS0019-01-2022-000059-11

Дело № 2а-1-74/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 февраля 2022 года пгт. Нарышкино

Урицкий районный суд Орловской области в составе:

председательствующего судьи Гнеушевой Е.Н.,

с участием помощника Урицкого межрайонного прокурора Орловской области Чигирева П.М.,

представителя административного истца ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области Петрухина К.Н., действующего на основании доверенности от 27.01.2022,

административного ответчика Мельника А.В.,

при секретаре судебного заседания Птушкиной Н.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда с использованием системы видео-конференц-связи с ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области административное дело по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 5» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Орловской области об установлении административного надзора в отношении Мельника Александра Васильевича,

установил:

начальник Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 5» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Орловской области (далее – ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области) обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Мельника А.В.

В обоснование заявленного требования указал, что в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области отбывает наказание Мельник А.В. по приговору Заводского районного суда г. Орла от 21.10.2014 по ч. 3 ст. 291 УК РФ (1 эпизод), п. «а» ч. 4 ст. 291 УК РФ (14 эпизодов), на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ, статьи 70 УК РФ частично присоединено неотбытое наказание по приговору Советского районного суда г. Орла от 04.07.2008 и окончательно назначено наказание в виде лишения свободы на срок 8 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима со штрафом в размере 1 500 000 рублей. Постановлением Урицкого районного суда Орловской области от 24.08.2020 приговор Заводского районного суда г. Орла от 21.10.2014 приведен в соответствии с действующим законодательством, действия осужденного Мельника А.А. по эпизодам № 2,3,5,7,8,9,13,14 переквалифицированы на ч. 1 ст. 291.2 УК РФ, на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ, ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров, путем частичного присоединения к назначенному наказанию неотбытой части наказания по приговору Советского районного суда г. Орла от 04.07.2008 с учетом изменений, внесенных Ливенским районным судом Орловской области от 22.06.2011, окончательно назначено наказание в виде лишения свободы на срок 7 лет 7 месяцев со штрафом в размере 1 100 000 рублей с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. В остальной части приговор оставлен без изменения. Начало срока – 21.10.2014, конец срока – 20.05.2022. В соответствии с ч. 5 ст. 15 УК РФ преступление, совершенное Мельником А.В. относится к категории особо тяжких преступлений. Постановлением начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области от 22.12.2013 Мельник А.В. был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и переведен из обычных в строгие условия отбывания наказания. Таким образом, Мельник А.В. совершил особо тяжкое преступление в совершеннолетнем возрасте и был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и переведен из обычных в строгие условия отбывания наказания.

С учетом тяжести совершенного преступления, за которое отбывает наказание Мельник А.В., значительного срока для погашения судимости, личностных характеристик и поведения осужденного в период отбывания признания его злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, личностных характеристик и поведения осужденного в период отбывания наказания, а также большой степени вероятности совершения правонарушений после освобождения из мест лишения свободы административный истец просил суд установить в отношении осужденного административный надзор на срок 3 года, с установлением следующих административных ограничений в виде: 1) запрещения пребывания в местах массового отдыха людей, проведения мероприятий с массовым участием людей; 2) запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещения выезда за пределы территориального образования по выбранному месту жительства; 4) запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 22.00ч. до 06.00ч. ежедневно; 5) обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.

В судебном заседании представитель административного истца ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области Петрухин К.Н. требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просил суд их удовлетворить.

Административный ответчик – осужденный Мельник А.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения административных исковых требований и установления в отношении него административного надзора.

Помощник прокурора в судебном полагал, что в отношении осужденного надлежит установить административный надзор, но по иным основаниям, поскольку Мельником А.В. совершены тяжкие преступления при опасном рецидиве преступлений, и с учетом срока погашения судимости срок административного надзора должен составлять 8 лет.

Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор, как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с данным Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия, а не к мерам ответственности за совершенное правонарушение. При этом применение административного надзора, в отличие от уголовной ответственности, связывается не со временем совершения преступления, а с освобождением лица из мест лишения свободы и с наличием непогашенной либо неснятой судимости, которая в соответствии с частью первой статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации влечет за собой правовые последствия в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами.

В силу пункта 2 части 2 статьи 3 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

В судебном заседании установлено, что Мельник А.В. отбывает наказание в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области по приговору Заводского районного суда г. Орла от 21.10.2014 по ч. 3 ст. 291 УК РФ (1 эпизод), п. «а» ч. 4 ст. 291 УК РФ (14 эпизодов). Наказание за каждое преступление назначено в соответствии с ч. 3 ст. 69 УК РФ, на основании статьи 70 УК РФ к назначенному наказанию частично присоединено неотбытое наказание по приговору Советского районного суда г. Орла от 04.07.2008, и окончательно назначено наказание в виде лишения свободы на срок 8 лет с отбыванием в исправительной колонии строгого режима, со штрафом в размере 1 500 000 рублей (л.д. 15-36).

Апелляционным определением Орловского областного суда от 18.12.2014 приговор Заводского районного суда г. Орла от 21.10.2014 изменен, дополнен приговор указанием о назначении Мельнику А.В. дополнительного наказания в виде штрафа по эпизоду № 1 по ч. 3 ст. 291 УК РФ в размере тридцатикратной суммы взятки, по эпизодам № 2-15 по п. «а» ч. 4 ст. 291 УК РФ – в размере шестидесятикратной суммы взятки (л.д. 38-42).

Постановлением Урицкого районного суда Орловской области от 24.08.2020 приговор Заводского районного суда г. Орла от 21.10.2014 приведен в соответствии с действующим законодательством, действия осужденного Мельника А.А. по эпизодам № 2,3,5,7,8,9,13,14 переквалифицированы на ч. 1 ст. 291.2 УК РФ – дача взятки лично в размере, не превышающем десяти тысяч рублей. Наказание за каждое преступление назначено в соответствии с ч. 3 ст. 69 УК РФ. На основании ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров, путем частичного присоединения к назначенному наказанию неотбытой части наказания по приговору Советского районного суда г. Орла от 04.07.2008 с учетом изменений, внесенных Ливенским районным судом Орловской области от 22.06.2011, окончательно назначено наказание в виде лишения свободы на срок 7 лет 7 месяцев со штрафом в размере 1 100 000 рублей с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. В остальной части приговор оставлен без изменения (л.д. 44).

Данное постановление вступило в законную силу 04.09.2020 (л.д. 45).

Осужденный Мельник В.В. отбывает наказание по совокупности приговоров за совершение ряда преступлений, одно из которых, в соответствии со ст. 15 УК РФ, относится к категории особо тяжких преступлений (ч. 4 ст. 111 УК РФ), остальные относятся к категории тяжких преступлений и небольшой тяжести.

Согласно приговору Заводского районного суда г. Орла от 21.10.2014 осужденный Мельник А.В. совершил преступления при опасном рецидиве преступлений (л.д. 34).

Из представленной характеристики ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области от 27.01.2022 усматривается, что Мельник А.В. характеризуется отрицательно, имеет непогашенные и неснятые дисциплинарные взыскания (л.д. 10).

Согласно справке о поощрениях и взысканиях, за весь период отбывания наказания Мельник А.В. имеет 11 поощрений от администрации исправительного учреждения, также имеет 8 взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания, три из которых не сняты и не погашены (л.д. 11).

Из заявления Мельника А.В., поданного на имя начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по <адрес>, следует, что при освобождении просит вписать в справку об освобождении адрес: <адрес> (л.д.13).

Административный истец, заявляя требование об установлении административного надзора в отношении осужденного Мельника А.В., в качестве основания для его установления ссылается на п. 1 ч. 1 ст. 3, п. 1 ч. 1 ст. 3 ФЗ Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ, указывая, что осужденный совершил особо тяжкое преступление в совершеннолетнем возрасте и признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

Однако суд не может согласиться с доводами административного истца о применении указанных оснований для установления административного надзора в отношении осужденного Мельника А.В., ввиду следующего.

Как установлено судом, осужденный отбывает наказание по совокупности приговоров за совершение ряда преступлений, в числе которых одно относится к категории особо тяжких преступлений и несколько преступлений - к категории тяжких, при этом признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Кроме того, приговором Заводского районного суда г. Орла от 21.10.2014 установлено, что осужденный Мельник А.В. совершил преступления при опасном рецидиве преступлений.

Пункт 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ предусматривает основания для установления административного надзора в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.

За названными лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы, административный надзор устанавливается в случае признания их злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания (пункт 1 части 3 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ).

При этом в силу пункта 2 части 2 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

Таким образом, имеется несколько оснований для установления административного надзора в отношении освобождаемого из мест лишения свободы осужденного Мельника А.В.: как за лицом, имеющим непогашенную судимость за совершение преступления при опасном рецидиве преступлений, и как за лицом, имеющим непогашенную судимость за совершение особо тяжкого преступления, признанного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце 2 пункта 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», при одновременном наличии нескольких оснований для установления административного надзора он устанавливается исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора (статья 3, часть 1 статьи 5 Закона).

Срок административного надзора в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение, в том числе, особо тяжкого преступления устанавливается судом на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости (п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ ).

Срок административного надзора в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, в том числе, за совершение преступления при опасном рецидиве преступлений устанавливается судом на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания (п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ ).

На основании пункта "г" части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации судимость за тяжкое преступление погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания.

Таким образом, с учетом разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», суд считает необходимым установить административный надзор осужденному по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора.

С учетом приведенных положений закона осужденному надлежит установить административный надзор на срок 8 лет.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ срок административного надзора исчисляется в отношении лиц, указанных, в том числе, в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ суд вправе установить следующие виды административных ограничений, устанавливаемых при административном надзоре: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.

При вышеуказанных обстоятельствах, в целях предупреждения совершения осужденным преступлений и других правонарушений, учитывая фактические обстоятельства совершенных им преступлений, данные о его личности, поведении в период отбывания наказания, суд считает необходимым установить осужденному следующие административные ограничения: 1) запрещение посещения мест проведения массовых мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 2) запрещение выезда за пределы территории муниципального образования Орловский район Орловской области; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут ежедневно; 4) обязательная явка два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении административного искового заявления.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 273 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 5» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Орловской области об установлении административного надзора в отношении Мельника Александра Васильевича – удовлетворить частично.

Установить за Мельником Александром Васильевичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, административный надзор на срок 8 лет.

Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения Мельника Александра Васильевича.

Установить в отношении Мельника Александра Васильевича следующие административные ограничения:

1) запрещение посещения мест проведения массовых мероприятий и участия в указанных мероприятиях;

2) запрещение выезда за пределы территории муниципального образования Орловский район Орловской области;

3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут ежедневно;

4) обязательная явка два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Урицкий районный суд Орловской области в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного текста решения.

Мотивированное решение суда изготовлено 07 февраля 2022 года.

Председательствующий Е.Н. Гнеушева

2а-1-74/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области
Урицкий межрайонный прокурор Орловской области
Ответчики
Мельник Александр Васильевич
Суд
Урицкий районный суд Орловской области
Судья
Гнеушева Е.Н.
Дело на странице суда
uricky.orl.sudrf.ru
25.01.2022Регистрация административного искового заявления
25.01.2022Передача материалов судье
26.01.2022Решение вопроса о принятии к производству
26.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.02.2022Судебное заседание
07.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.02.2022Дело оформлено
07.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее