Дело № 2-1425/2023
48RS0003-01-2023-001151-55
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
04 июля 2023 года Правобережный районный суд г. Липецка в составе:
председательствующего Исаева М.А.
при секретаре Манаевой Н.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по иску Коршакова Николая Ивановича и Коршаковой Галины Александровны к Министерству обороны РФ, Военному комиссариату Липецкой области о выплатах единовременных пособий,
УСТАНОВИЛ:
Коршаков Н.И. и Коршакова Г.А. обратились в суд с иском к Министерству обороны РФ, Военному комиссариату Липецкой области о выплатах единовременных пособий. В обоснование заявленных требований ссылаясь на то, что являются членами семьи военнослужащего ФИО4, погибшего ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения контртеррористической операции при выполнении боевого задания на территории Чеченской республики. Смерть связана с исполнением обязанностей военной службы. ФИО4 проходил военную службу по контракту отдельной 1092 комендантской роте Шатойской военной комендатуре Чеченской республики. Коршаков Н.И. является отцом ФИО4, а Коршакова Г.А. является матерью ФИО4 Истцы имеют право на получение предусмотренного п. 2 ст. 20 Федерального закона «О борьбе с терроризмом» и действующего с 01.01.2007 года п.2 ст. 21 Федерального закона «О противодействии терроризму» единовременного пособия в соответствующем размере. Ранее единовременное пособие, предусмотренное п. 2 ст. 20 Федерального закона от 25 июля 1998 года № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом», родственникам не выплачивалось. 14 апреля 2023 года Коршакова Г.А. обратилась в военный комиссариат Липецкой области с заявлением о выплате ей единовременного пособия, однако до настоящего времени выплата указанного пособия не произведена. Истцы просят взыскать с Министерства обороны Российской Федерации и с военного комиссариата Липецкой области за счет средств федерального бюджета в пользу Коршакова Н.И., единовременное пособие в размере 50000 руб., в пользу Коршаковой Г.А. - единовременное пособие в размере 50000 руб.
Истцы Коршаков Н.И. и Коршакова Г.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом.
В судебное заседание представитель истцов по доверенностям Чепрасов М.Н. не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель ответчиков по доверенностям Министерства обороны Российской Федерации, Военного комиссариата Липецкой области Сошников С.Н. возражал против удовлетворения исковых требований.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
По смыслу статей 37 (часть 1) и 59 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, военная служба как особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, осуществляется в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции: военнослужащий принимает на себя бремя неукоснительно, в режиме жесткой военной дисциплины исполнять обязанности военной службы, которые предполагают необходимость решения поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья.
Особый правовой статус военнослужащих, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 19 мая 2014 года № 15-П, обязывает государство гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда здоровью при прохождении военной службы, в частности разработать эффективный организационно-правовой механизм возмещения такого вреда, используя для этого все необходимые правовые средства - как частноправовые (страхование, возмещение вреда), так и публично-правовые (государственное страхование, социальное обеспечение и др.). При этом в целях обеспечения надлежащего возмещения вреда, причиненного здоровью гражданина в связи с исполнением им обязанностей военной службы, законодатель вправе наряду с периодическими (ежемесячными) выплатами устанавливать и выплаты единовременного характера.
При осуществлении соответствующего правового регулирования в силу конституционных принципов равенства и справедливости всем военнослужащим, получившим военную травму, должны быть гарантированы равные условия возмещения причиненного их здоровью вреда. Это не исключает, однако, необходимости учета особенностей несения службы и предполагает право законодателя закрепить наряду с общими, установленными для всех лиц, обладающих статусом военнослужащего, выплатами и специальные, предоставление которых связано с повреждением здоровья военнослужащего при выполнении служебных задач в особых условиях.
Участие в мероприятиях по борьбе с терроризмом предполагает исполнение обязанностей военной службы в рамках правового режима контртеррористической операции, т.е. в особых, экстремальных условиях, связанных с реализацией специальных задач, направленных на искоренение терроризма, сопряженных с повышенной опасностью и значительным риском для военнослужащего.
Судом установлено, что истец Коршаков Н.И. является отцом, а истица Коршакова Г.А. является матерью военнослужащего ФИО4, погибшего в ходе контртеррористической операции на территории в Чеченской Республики.
ФИО4 призван военным комиссариатом г. Липецка 03.12.1997 года.
Согласно ответу Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации от 23.06.2023 года ФИО4 заключен контракт на прохождение военной службы в рядах ВС РФ сроком на 12 месяцев с 29.10.2001 года. Младший сержант ФИО4 значится погибшим ДД.ММ.ГГГГ при исполнении служебного задания.
Согласно представленному извещению № 85 от 10.06.2002 года ФИО4, выполняя боевое задание, верный военной присяге, проявив стойкость и мужество, погиб ДД.ММ.ГГГГ. Смерть связана с исполнением обязанностей военной службы, погиб в Чеченской республике.
Из представленных САО «ВСК» сведений усматривается, что произведены выплаты в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих...» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»: Коршакову Н.И. (отцу застрахованного) - в размере 25 окладов денежного содержания ФИО4, установленных на день выплаты, в сумме 35 650 руб., а также единовременное пособие в размере 60 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия в сумме 85560 руб.; Коршаковой Г.А. (матери застрахованного) - в размере 25 окладов денежного содержания ФИО4, установленных на день выплаты, в размере 35 650 руб., а также единовременное пособие, в размере в размере 60 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия в сумме 85 560 руб.
Из содержания действовавшего на момент гибели ФИО5 пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О борьбе с терроризмом» и действующего с 01.01.2007 г. пункта 2 статьи 21 Федерального закона «О противодействии терроризму» следует, что юридическим фактом, с которым приведенные положения законов связывают право членов семьи погибшего и лиц, находившихся на его иждивении, на получение единовременного пособия в соответствующем размере, является факт гибели лица, принимавшего участие в борьбе с терроризмом, при проведении контртеррористической операции. По своему характеру и публично-правовому предназначению единовременное пособие, выплачиваемое указанным лицам, относится к мерам социальной поддержки лиц, потерявших кормильца, принимавшего участие в борьбе с терроризмом, при проведении контртеррористической операции.
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что единовременное пособие, предусмотренное пунктом 2 ст. 20 Федерального закона от 25.07.1998 г. № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом», истцам не выплачивалось.
14.04.2023 года Коршакова Г.А. обратилась в Военный комиссариат Липецкой области с заявлением о выплате единовременного пособия, предусмотренного пунктом 2 статьи 20 Федерального закона «О борьбе с терроризмом», однако до настоящего времени выплата указанного пособия не произведена.
Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 25 июля 1998 года № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) лица, участвующие в борьбе с терроризмом, находятся под защитой государства. Правовой и социальной защите в силу подпункта 1 данной нормы подлежат военнослужащие, сотрудники и специалисты федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, непосредственно участвующие (участвовавшие) в борьбе с терроризмом. Социальная защита лиц, привлекаемых к борьбе с терроризмом, осуществляется с учетом правового статуса таких лиц, устанавливаемого федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 19 названного закона).
Пунктом 2 статьи 20 Федерального закона от 25 июля 1998 года № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» было предусмотрено, что в случае гибели лица, принимавшего участие в борьбе с терроризмом, при проведении контртеррористической операции членам семьи погибшего и лицам, находящимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере 100 000 рублей, назначается пенсия по случаю потери кормильца, а также сохраняются льготы на получение жилья, оплату жилищно - коммунальных услуг, если такие льготы имелись у погибшего.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 12 Федерального закона от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» все военнослужащие, сотрудники и специалисты, привлекаемые к проведению контртеррористической операции, с момента начала указанной операции подчиняются руководителю оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией. Руководитель оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией определяет границы зоны проведения контртеррористической операции, принимает решение об использовании привлекаемых для проведения указанной операции сил и средств. Вмешательство любого другого лица независимо от занимаемой должности в оперативное руководство контртеррористической операцией не допускается.
Из содержания приведенных нормативных положений не следует, что периоды непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях устанавливаются только на основании соответствующих приказов командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп, которые должны быть утверждены руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией.
Доводы представителя ответчиков по доверенностям Сошникова С.Н. о невозможности удовлетворения требований истца о взыскании суммы единовременного пособия на основании Федерального закона от 23 июля 1998 г. N 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» ввиду того, что ранее действовавшее законодательство не предусматривало право на получение двойных выплат по одному основанию, а получение при увольнении единовременного пособия в соответствии в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» препятствует выплате и взысканию единовременного пособия, основаны на неверном толковании норм материального права, сделанном без учета правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 14.01.2020 № 2-О и Постановлении от 29.03.2019 № 16-П.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 12 Федерального закона от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» все военнослужащие, сотрудники и специалисты, привлекаемые к проведению контртеррористической операции, с момента начала указанной операции подчиняются руководителю оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией. Руководитель оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией определяет границы зоны проведения контртеррористической операции, принимает решение об использовании привлекаемых для проведения указанной операции сил и средств. Вмешательство любого другого лица независимо от занимаемой должности в оперативное руководство контртеррористической операцией не допускается.
Из содержания приведенных нормативных положений не следует, что периоды непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях устанавливаются только на основании соответствующих приказов командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп, которые должны быть утверждены руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией.
Поскольку явившаяся причиной смерти травма получена ФИО4 в период участия в проведении контртеррористической операции, суд приходит к выводу, что членам его семьи подлежит выплате единовременное пособие по п. 2 ст. 20 ФЗ от 25.07.1998 г. № 130-ФЗ в сумме 100 000 руб., то есть по 50000 руб. в пользу каждого из истцов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ответчики причинителями вреда здоровью ФИО4 не являются, противоправных действий по отношению к нему не совершали.
Следовательно, Министерство обороны Российской Федерации и ФИО4 не являются субъектами обязательств вследствие причинения вреда, к которым подлежат применению нормы главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с чем оснований для индексации единовременного пособия на основании положений статьи 1091 Гражданского кодекса Российской Федерации не имеется.
В силу подп. 12.1 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств отвечает, соответственно, от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
Поскольку Военный комиссариат Липецкой области входит в структуру Министерства обороны РФ, являющегося по отношению к военному комиссариату главным распорядителем бюджетных средств, оснований для взыскания единовременного пособия с Военного комиссариата Липецкой области не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284) за счет средств федерального бюджета в пользу Коршакова Николая Ивановича (паспорт №) единовременное пособие в соответствии с п. 2 ст. 20 Федерального закона от 25.07.1998 года № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» в размере 50000 руб.
Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284) за счет средств федерального бюджета в пользу Коршаковой Галины Александровны (паспорт серия №) единовременное пособие в соответствии с п. 2 ст. 20 Федерального закона от 25.07.1998 года № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» в размере 50000 руб.
В удовлетворении исковых требований Коршакова Николая Ивановича и Коршаковой Галины Александровны к Военному комиссариату Липецкой области о взыскании единовременного пособия отказать.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Правобережный районный суд г. Липецка.
Председательствующий (подпись) М.А. Исаев
Решение в окончательной форме принято 11.07.2023 г.