УИД 48RS0001-01-2022-002740-34
Дело № 2-3097/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 ноября 2022 года г. Липецк
Советский районный суд г. Липецка в составе:
председательствующего судьи Санкиной Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Жиляковой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Данковской межрайонной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к Управлению по охране объектов культурного наследия Липецкой области о понуждении определить предмет охраны объекта культурного наследия,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Данковской межрайонной прокуратуры Липецкой области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Управлению по охране объектов культурного наследия Липецкой области о понуждении определить предмет охраны объекта культурного наследия. В обоснование требований истец указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения охраны объектов культурного наследия на территории г.Данкова. На территории Данковского района по адресу: г.Данков, ул.Горького, д.2 расположена Церковь Георгиевская, зарегистрированная в качестве объекта культурного наследия регионального значения в Едином государственном реестре объектов культурного наследия РФ за №481510406640005. Вместе с тем, ответчиком не утвержден предмет охраны указанного объекта культурного наследия. Указал, что установление предмета охраны объекта культурного наследия необходимо для возложения на собственника объекта обязательств по его содержанию, предусмотренных ст. 47.2 Федерального закона « Об объектах культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации». Ненадлежащее осуществление ответчиком полномочий по государственной охране объектов культурного наследия, расположенных на территории г.Липецка, может повлечь за собой их разрушение вследствие ненадлежащего содержания. Возможное повреждение объектов культурного наследия повлечет за собой нарушение, как прав Российской Федерации, так и неопределённого круга лиц на доступ к культурному наследию Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, с учетом уточнения просил обязать ответчика в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить предмет охраны объекта культурного наследия - Церковь Георгиевская, расположенного по адресу: г.Данков, ул.Горького, д.2.
Представитель ответчика исковые требования не признала, пояснив, что работа по установлению предмета охраны в отношении объектов культурного наследия ведется в соответствии с утвержденным планом мероприятий, по состоянию на текущую дату утверждено 167 предметов охраны. Закупка услуг (работ) по разработке предмета охраны объекта культурного наследия Церковь Георгиевская, расположенного по адресу: г.Данков, ул.Горького, д.2 запланирована на 2023 год, возложенные на Управление полномочия исполняются в плановом порядке и в пределах доведенных бюджетных ассигнований.
Представитель третьего лица Правительства Липецкой области в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме, указав, что прокурором выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного права. Ответчиком добросовестно исполняются обязательства по установлению предмета охраны, возложенные Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации: предусмотрены денежные средства, установлен перечень объектов культурного наследия, в отношении которых устанавливается предмет охраны.
Исковые требования в заявленном виде влекут за собой вмешательство в экономическую деятельность органа исполнительной власти, поскольку в случае удовлетворения иска изменяются сроки и способ исполнения полномочий Управления по охране объектов культурного наследия Липецкой области по охране объектов культурного наследия Липецкой области.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, извещались своевременно и надлежащим образом.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В силуст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Исходя из содержания и смысла вышеуказанных положений закона, собственник по своему усмотрению владеет и пользуется принадлежим ему имуществом и определяет расходы, необходимые для его содержания или ремонта.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ - объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Согласно ст. 15 указанного Федерального закона в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия, который представляет собой государственную информационную систему, подключаемую к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, и включающую в себя банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования реестра, методов и формы ведения реестра. Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия, защитных зонах объектов культурного наследия при формировании и ведении государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию.
В силу ст. 16.1 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» региональные органы охраны объектов культурного наследия, муниципальные органы охраны объектов культурного наследия организуют проведение работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона (далее - объект, обладающий признаками объекта культурного наследия).
Порядок формирования и ведения реестра определяется Положением о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утверждаемым федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
Регистрация объекта культурного наследия в реестре представляет собой присвоение объекту культурного наследия регистрационного номера в реестре и осуществляется актом федерального органа охраны объектов культурного наследия.
Судом установлено, что Распоряжением администрации Липецкой области от 09.01.2018 г. № 3-р утверждено Положение об управлении по охране объектов культурного наследия Липецкой области.
В соответствии с п. 2.1, п. 2.2 Положения управление осуществляет функции уполномоченного органа в части переданных полномочий Российской Федерации в отношении объектов культурного наследия, в частности по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения.
Согласно ч. 1 ст. 33 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В соответствии с п. 2 ст. 33 данного Федерального закона установление предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в реестр, осуществляется в рамках выполнения задач по государственной охране объектов культурного наследия.
В соответствии со ст. 18 вышеназванного Федерального закона предмет охраны объекта культурного наследия – это описание особенностей объекта, являющихся основаниями для включения его в реестр, и подлежащих обязательному сохранению.
Объект культурного наследия, включенный в реестр, подлежит государственной охране со дня принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о включении его в реестр. Снос объекта культурного наследия, включенного в реестр, запрещен.
Статьей 20 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» предусмотрено внесение в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в том числе фотографического (иного графического) изображения - снимков общего вида, фасадов, предмета охраны данного объекта.
Предмет охраны объекта культурного наследия определяется в порядке, установленном федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
Приказом Министерства культуры РФ от 13.01.2016 г. N 28 утвержден Порядок определения предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Судом установлено, что объект культурного наследия – Церковь Георгиевская, расположенный по адресу: г.Данков, ул.Горького, д.2 зарегистрирован в качестве объекта культурного наследия регионального значения в Едином государственном реестре объектов культурного наследия РФ за №481510406640005.
В результате прокурорской проверки было выявлено, что Управлением по охране объектов культурного наследия Липецкой области не утвержден предмет охраны указанного объекта культурного наследия регионального значения: Церковь Георгиевская, расположенного по адресу: г.Данков, ул.Горького, д.2, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Из материалов дела следует, что Управлением по охране объектов культурного наследия Липецкой области в целях установления границ территорий, зон охраны объектов культурного наследия издан приказ № 63 от 31.01.2022 года «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по разработке границ территорий, зон охраны и предметов охраны объектов культурного наследия Липецкой области на 2022-2026 годы, в соответствии с которым утвержден список объектов культурного наследия на 2023 год.
Согласно указанному плану мероприятий («дорожной карте») по разработке и утверждению границ территорий, зон охраны и предметов охраны объектов культурного наследия на 2022-2026 годы количество объектов культурного наследия, в отношении которых необходимо выполнить мероприятия в 2023 году, составляет 96 объектов.
Церковь Георгиевская, расположенная о адресу: г.Данков, ул.Горького, д.2 включена в список объектов культурного наследия на 2023 год под № 2, следовательно, выполнение необходимых мероприятий в отношении данного объекта культурного наследия и сумма финансирования из бюджета субъекта Российской Федерации на эти мероприятия запланированы на 2023 год.
Представители Управления по охране объектов культурного наследия Липецкой области и Правительства Липецкой области в судебном заседании объяснили, что разработка проекта предмета охраны объекта культурного наследия может осуществляться физическими или юридическими лицами самостоятельно, в соответствии с государственными программами, а также по заказам физических и юридических лиц за счет средств заказчика, в соответствии со ст. 64 Федерального закона №73-ФЗ, в порядке, установленном приказом Министерства культуры РФ от 13.01.2016 г. №28 «Об утверждении порядка определения предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Проведение мероприятий по установлению предмета охраны объекта культурного наследия содержит ряд этапов и ограничений, и должно строго соответствовать Порядку определения предмета охраны объекта культурного наследия, утвержденного приказом Министерства культуры Российской Федерации от 13 января 2016 г. N 28.
Заключение контрактов от имени субъекта Российской Федерации - Липецкой области на выполнение работ по разработке проектов предмета охраны культурного наследия, расположенных на территории Липецкой области, возможно только при наличии выделенных лимитов бюджетных обязательств, поскольку в противном случае контракт считается не обеспеченным лимитами, то есть заключенным в нарушение бюджетного законодательства.
Из ведомственной структуры расходов областного бюджета на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов (приложение к Закону Липецкой области «Об областном бюджете на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов») усматривается, что Управлению по охране объектов культурного наследия Липецкой области на 2022 год запланировано 28 181 500 руб.
В подтверждение доводов о выделении денежных средств для выполнения мероприятий, включающих установление предмета охраны спорного объекта культурного наследия, ответчиком предоставлены лимиты бюджетных обязательств на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, из которых усматривается, что Управлению по охране объектов культурного наследия Липецкой области на реализацию реставрационных и охранных работ на объектах культурного наследия области выделено на 2022 год - 4 820 600 руб., на 2023 год – 4 820 400 руб.
Из ведомственной структуры расходов областного бюджета на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов усматривается, что Управлению по охране объектов культурного наследия Липецкой области на 2023 год запланировано 37 809 900 руб.
Из лимитов бюджетных обязательств на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов усматривается, что Управлению по охране объектов культурного наследия Липецкой области на реализацию реставрационных и охранных работ на объектах культурного наследия области выделено на 2023 год – 14 700 000 руб., на 2024 год – 14 700 000 руб.
Из представленных документов установлено, что лимиты бюджетных средств из областного бюджета выделяются Управлению по охране объектов культурного наследия Липецкой области на реализацию реставрационных и охранных работ на объектах культурного наследия области на 2021, 2022, 2023 годы, а не на каждый объект культурного наследия в отдельности.
Представитель Правительства Липецкой области в обоснование своих возражений против иска указал, что понуждение федерального органа исполнительной власти к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к его компетенции, что само по себе является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа.
Суд считает доводы ответчика и третьего лица обоснованными, поскольку возложение на Управление по охране объектов культурного наследия Липецкой области, и как следствие в последующем на Правительство Липецкой области, обязанности организовать финансовое обеспечение расходов на проведение работ по определению предмета охраны спорного объекта культурного наследия Липецкой области, по своей сути является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа, что нарушает конституционный принцип разделения властей, установленный ст. 10 Конституции РФ.
Уточняя исковые требования, прокурор просил установить ответчику срок для выполнения мероприятий по определению предмета охраны спорного объекта культурного наследия в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В то же время, из представленных лимитов бюджетных средств усматривается, что принятие мер по объекту культурного наследия запланировано в 2023 году, возможность реализации мероприятий в 2023 году не утрачена, в связи с чем определение более длительного срока нецелесообразно.
Истец в обоснование своих доводов ссылался, что в соответствии с ч.2 ст. 20.1 Федерального закона №73-ФЗ при регистрации в реестре объектов культурного наследия, включенных в реестр в соответствии со ст. 64 настоящего Федерального закона, учитывается предмет охраны объекта культурного наследия, который в отношении спорного объекта не определен, в связи с чем данное требование является обязательным.
Суд считает данный довод несостоятельным, так как спорный объект культурного наследия Липецкой области: Церковь Георгиевская, расположенный по адресу: г.Данков, ул.Горького, д.2, зарегистрирован в реестре объектов культурного наследия, в то время как мероприятия по установлению предмета охраны, то есть описание объекта, необходимы для составления заключения государственной историко-культурной экспертизы, проведение которой запланировано по плану мероприятий на 2023 год.
Проанализировав совокупность установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание организационную структуру ответчика, являющегося государственным органом, порядок распределения финансирования проводимых мероприятий, суд приходит к выводу, что иск прокурора о возложении на Управление по охране объектов культурного наследия Липецкой области обязанности по установлению предмета охраны объекта культурного наследия Липецкой области: Церковь Георгиевская, расположенный по адресу: г.Данков, ул.Горького, д.2 в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу - является необоснованным.
При этом суд учитывает, что истцом не представлено доказательств, в чем конкретно выразилось нарушение интересов государства и прав неопределенного круг лиц относительно необходимости установления предмета охраны спорного объекта, а также доказательств, обосновывающих необходимость восстановления прав неопределенного круга лиц именно путем принятия мер по установлению предмета охраны в отношении объекта культурного наследия, который зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия и подлежит государственной охране со дня принятия решения о включении его в реестр.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований прокурора Данковской межрайонной прокуратуры Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к Управлению по охране объектов культурного наследия Липецкой области о возложении обязанности в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по установлению предмета охраны объекта культурного наследия – Церковь Георгиевская, расположенного по адресу: г.Данков, ул.Горького, д.2 – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.
Судья Н.А. Санкина
Мотивированное решение составлено 08.11.2022.