Дело № 2-1857/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Кирово-Чепецк 25 сентября 2018 года
Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области в составе судьи Шишкина А.В., при секретаре Сивковой Е.Е., с участием помощника Кирово-Чепецкого городского прокурора Мельчакова С.Ю., представителя истца ФИО1 – ФИО6, представителя ответчика КОГБУЗ «Кировская областная клиническая больница» ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кирово-Чепецкого городского прокурора, действующего в интересах ФИО1, к КОГБУЗ «Кировская областная клиническая больница» и КОГБУЗ «*** больница» о возмещении оплаченных транспортных услуг для получения процедуры гемодиализа и убытков, связанных с приобретением лекарственного препарата,
установил:
Кирово-Чепецкий городской прокурор (процессуальный истец), действующий в интересах ФИО1 (истец), обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения ***, КОГБУЗ «Кирово-Чепецкая центральная районная больница» о возложении обязанности организовать и обеспечить доставку гражданина автомобильным транспортом до места получения медицинской помощи и обратно, возместить транспортные расходы по доставке, а также убытки по приобретению лекарств.
В обоснование иска указано, что ФИО1 является инвали*** группы. ФИО1 проводят процедуру гемодиализа в *** 3 раза в неделю по 4 часа. На территории *** специализированная медицинская помощь больным почечной недостаточностью методом гемодиализа не оказывается, в связи с чем, ФИО1 вынужден за свой счет ездить из *** в *** и обратно для получения жизненно необходимой процедуры. Добраться на общественном транспорте до места получения специализированной медицинской помощи для ФИО1, создает определенные трудности (передвигается в инвалидной коляске), в связи с чем, он вынужден пользоваться транспортом, оказывающим коммерческие услуги по перевозке пассажиров к месту проведения процедуры гемодиализа и обратно. Просит обязать Министерство здравоохранения *** организовать и обеспечить доставку ФИО1 от места его жительства до места получения медицинской помощи программного гемодиализа и обратно, обеспечить финансирование указанных мероприятий, а также взыскать с КОГБУЗ «Кирово-Чепецкая центральная районная больница» расходы ФИО1 на транспортные услуги для получения процедуры гемодиализа за период с апреля по июнь 2018 года в сумме 34900 руб. и возместить ФИО1 убытки, затраченные на приобретение лекарственных препаратов на сумму 4352,15 руб.
Определением суда от *** к участию в деле в качестве соответчика привлечено КОГБУЗ «Кировская областная клиническая больница».
Определением суда от *** принят отказ Кирово-Чепецкого городского прокурора, действующего в интересах ФИО1, и ФИО1 от исковых требований в части требования к Министерству здравоохранения *** о возложении обязанности организовать и обеспечить доставку гражданина автомобильным транспортом до места получения медицинской помощи и обратно. Производство по делу в данной части и к данному ответчику прекращено.
В судебном заседании *** ФИО1 уточнил исковые требования, просил взыскать с КОГБУЗ «Кировская областная клиническая больница» в счет возмещения оплаченных транспортных услуг для получения процедуры гемодиализа за период с апреля по июль 2018 года денежные средства в сумме 12060 руб. из расчета стоимости билетов (туда и обратно) регулярного межмуниципального автобусного маршрута, а также обязать КОГБУЗ «*** больница» возместить в счет возмещения убытков, денежные средства связанные с приобретением лекарственного препарата «Семакс».
В судебное заседание *** истец ФИО1 не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
Представитель истца ФИО1 – ФИО6 в судебном заседании с уточненным иском согласна.
Помощник прокурора ФИО3 в судебном заседании согласен с уточнёнными *** истцом исковыми требованиями, требования к ответчикам поддержал.
Представитель ответчика КОГБУЗ «Кировская областная клиническая больница» ФИО4 в судебном заседании с иском в части взыскания транспортных услуг не согласен, указал на необоснованность заявленных требований. Указал на отсутствие в силу действующего законодательства возможности оплачивать истцу расходы на проезд до места проведения процедуры гемодиализа и обратно по стоимости такси.
Представитель ответчика КОГБУЗ «Кирово-Чепецкая центральная районная больница» в судебное заседание не явился, ранее в судебном заседании *** с требованиями истца в части взыскания убытков, связанных с приобретением лекарственного препарата «Семакс» в размере 1785,50 руб. не согласен. Указал на отсутствие выписанного лечащим врачом рецепта на указанный препарат.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно ст.41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулируются положениями Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №323-ФЗ).
В силу п. 6 ст. 4 Закона № 323-ФЗ одним из принципов охраны здоровья является доступность и качество медицинской помощи, которые обеспечиваются, в том числе, организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (ст.10).
В соответствии со ст.19 Федерального закона №323-ФЗ каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Пунктом 1 ст.29 Федерального закона №323-ФЗ организация охраны здоровья осуществляется в том числе путем: государственного регулирования в сфере охраны здоровья, нормативного правового регулирования; организации оказания первой помощи, всех видов медицинской помощи, в том числе гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, редкими (орфанными) заболеваниями; управления деятельностью в сфере охраны здоровья на основе государственного регулирования, а также саморегулирования, осуществляемого в соответствии с федеральным законом.
Под медицинской помощью понимается комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг (п.3 ст.2 Федерального закона №323-ФЗ).
В соответствии с ч.1 ст.16 указанного Закона, организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологической, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях субъекта Российской Федерации относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
Согласно ст.34 Федерального закона №323-ФЗ специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию. Специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара.
Согласно Приказу Минздрава РФ от 13.08.2002 №254 «О совершенствовании организации оказания диализной помощи населению Российской Федерации» диализ является основным методом заместительного лечения почечной недостаточности, обеспечивающим спасение жизни больных и значительное увеличение ее продолжительности и повышение качества и относится к специализированной медицинской помощи, оказываемой в амбулаторно-поликлинических условиях и в условиях дневного стационара.
В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 №1271-н «Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при почечной недостаточности. Проведение обмена перитонеального диализа», терапия методом гемодиализа отнесена к специализированной медицинской помощи.
Данный вид специализированной медицинской помощи предоставляется больным хронической почечной недостаточностью в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 08.12.2017 №1492 и Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 – плановый период 2019-2020 г.г., утвержденной Постановлением Правительства Кировской области от 28.12.2017 №166-П.
Разделом 5 Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 08.12.2017 №1492 предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (в случае передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан для осуществления органами местного самоуправления) может осуществляться финансовое обеспечение транспортировки пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии и обратно.
Из содержания п.21 ч.2 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации оказания населению субъекта Российской Федерации, в том числе, специализированной медицинской помощи.
Частью 1 ст.81 Федерального закона №323-ФЗ предусмотрено, что в целях организации оказания населению медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
В соответствии с ч.2 ст.83 Федерального закона №323-ФЗ финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной медицинской помощи осуществляется за счет: 1) средств обязательного медицинского страхования; 2) бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования); 3) бюджетных ассигнований федерального бюджета, источником которых в том числе являются межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, выделяемых медицинским организациям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в базовой программе обязательного медицинского страхования); 4) иных источников в соответствии с законом.
В соответствии с п.п. 3.1.2.1, 3.1.2.2 Положения о Министерстве здравоохранения Кировской области, утвержденного Постановлением Правительства Кировской области от 09.06.2015 №42/295, Министерство здравоохранения Кировской области организует оказание населению области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в областных государственных медицинских организациях, а также создает в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условия для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан.
Постановлением Правительства Кировской области от 28.12.2017 №166-П утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 – плановый период 2019-2020 г.г. В соответствии с данной Программой заместительная почечная терапия (гемодиализ) оказывается гражданам бесплатно, за счет средств ОМС.
В тариф на оплату медицинских услуг за счет средств ОМС не включены расходы на транспортировку граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной терапии методом гемодиализа, а также на проезд пациентов до места оказания услуг.
В соответствии с ч.3 ст.9 Закона Кировской области от 05.12.2012 №227-ЗО «Об охране здоровья граждан в Кировской области» гражданам, страдающим хронической почечной недостаточностью, которым по медицинским показаниям необходимо проведение заместительной почечной терапии, предоставляется компенсация расходов, связанных с проездом на автомобильном транспорте пригородного и межмуниципального сообщения, а также на железнодорожном транспорте в медицинские организации, участвующие в реализации территориальной программы, и обратно, за счет средств областного бюджета в порядке, установленном Правительством Кировской области.
Порядок предоставления гражданам, страдающим хронической почечной недостаточностью, которым по медицинским показаниям необходимо проведение заместительной почечной терапии, компенсации расходов, связанных с проездом на автомобильном транспорте пригородного и межмуниципального сообщения, а также на железнодорожном транспорте в медицинские организации, участвующие в реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Кировской области, и обратно (далее - Порядок) утвержден Постановлением Правительства Кировской области от 11.12.2007 №116/481.
В соответствии с указанным Порядком компенсация стоимости проезда указанной категории граждан предоставляется за проезд к месту лечения и обратно на железнодорожном транспорте (плацкартные и общие вагоны поездов всех категорий); автомобильном транспорте пригородного и межмуниципального сообщения (за исключением такси). Компенсация стоимости проезда гражданам осуществляется областными государственными медицинскими организациями, перечень которых утверждается департаментом здравоохранения Кировской области, на основании личного заявления гражданина, проездных документов гражданина путем получения наличных денежных средств или путем перечисления денежных средств на указанные заявителем счет, открытый в кредитно-финансовом учреждении, либо в почтовое отделение связи.
Компенсацию стоимости проезда гражданам на основании распоряжения Департамента здравоохранения Кировской области №302 от 04.04.2013 осуществляет, в том числе, КОГБУЗ «Кировская областная клиническая больница».
Как установлено в судебном заседании и материалами дела, ФИО1 является *** группы и имеет диагнозы, в том числе: *** ***, находится на заместительной почечной терапии с 2005 года.
ФИО1 проживает по адресу ***. Для проезда к месту проведения процедуры гемодиализа и обратно истец в период с апреля по июль 2018 года воспользовался услугами ИП Шулакова и ИП Хохловой, оказывающих услуги легкового такси, что подтверждается соответствующими талонами, а также услугами иных лиц, осуществляя им оплату стоимости топлива, необходимого для осуществления поездки, что подтверждается чеками с АЗС. Общая сумма расходов на проезд к месту проведения процедуры гемодиализа и обратно по расчету истца составила на дату подачи иска 34900 рублей.
Вместе с тем, Порядком не предусмотрено возмещение расходов на проезд указанным видом транспорта, в связи с чем, в возмещении указанной суммы расходов КОГБУЗ «Кировская областная клиническая больница» истцу было отказано.
Обоснованием невозможности ФИО1 самостоятельного следования до места получения процедуры гемодиализа на общественном транспорте межмуниципального значения (автобус №103 «Киров» - «Кирово-Чепецк») указано наличие у истца значительных трудностей в силу его состояния здоровья. Однако, доказательства невозможности использования истцом для поездок общественного транспорта в силу состояния здоровья в нарушение ст.56 ГПК РФ не представлены. Истцом не обоснована необходимость использования именно такси и транспортные средства иных лиц для проезда. Поэтому расходы истца на проезд по цене стоимости такси и расходов на бензин возмещению не подлежат.
Судом установлено, что рассматриваемом случае от места жительства ФИО1 (***) до места оказания специализированной медицинской помощи программного гемодиализа (г.Киров) имеется прямое транспортное сообщение маршрутным автобусом №103 «Киров» - «Кирово-Чепецк». Согласно установленному тарифу стоимость проезда автобусным маршрутом в одну сторону составляет 134 руб., соответственно стоимость проезда до места проведения процедуры и обратно составляет 268 руб. Доказательства иной стоимости проезда на общественном транспорте суду не представлены.
Уточнив требования о взыскании с КОГБУЗ «Кировская областная клиническая больница» расходов на оплату транспортных услуг (такси, частный автомобиль), истец и процессуальный истец производят расчет данной суммы расходов исходя из стоимости билетов (туда и обратно) регулярного межмуниципального автобусного маршрута.
Как следует из справки медицинского частного учреждения дополнительного профессионального образования «Нефросовет» от ***, ФИО1 проведены процедуры гемодиализа 3 раза в неделю (по датам) в период с апреля по июль 2018 года (всего 50 процедур) в плановом порядке амбулаторно.
Принимая во внимание вышеуказанные нормы законодательства, установленные обстоятельства по делу и имеющиеся доказательства, в том числе, установленный факт прохождения истцом процедур гемодиализа в указанное время, место постоянного жительства истца на даты проведения процедур, подтвержденный факт несения расходов на проезд, наличие транспортного сообщения маршрутным автобусом, суд приходит к выводу о наличии достаточных оснований для удовлетворения уточненных требований истца о возмещения транспортных услуг по стоимости проезда на автобусе общественного пользования в пределах заявленной суммы.
Также истцом заявлены требования об обязании КОГБУЗ «*** больница» возместить убытки, связанные с приобретением лекарственного препарата «Семакс» в размере 1785,50 руб.
Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 №890 утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. В данный Перечень входят инвалиды 1 группы, которые бесплатно обеспечиваются, в том числе, всеми лекарственными средствами и средствами медицинской реабилитации.
Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии (ч.5 ст.37 Федерального закона №323-ФЗ).
ФИО1 является инвалидом *** группы и имеет диагноз, в том числе: *** и наблюдается в диспансерном неврологическом отделении КОГБУЗ «*** больница».
Согласно выписке из амбулаторной карты от *** (л.д.19) врачом–неврологом КОГБУЗ «*** больница» был проведен осмотр ФИО1 и, исходя из имеющегося диагноза, назначен план лечения, включающий применение лекарственного препарата «Семакс» 1% интраназально 2 раза в день в каждый носовой вход.
*** при следующем осмотре ФИО1 врачом–неврологом КОГБУЗ «*** больница» план лечения оставлен без изменения (л.д.37).
Указанный врачом препарат («Семакс» 1%) не входит в стандарт специализированной медицинской помощи при инфаркте мозга, утвержденного приказом Минздрава России от 29.12.2012 №1740н. Вместе с тем, заседание врачебной комиссии не проводилось, заявка на выделение данного лекарственного препарата не направлялась.
Таким образом, необеспечение ФИО1 необходимым ему лекарственным препаратом могло привести к нарушению лечения и ухудшению состояния здоровья.
Для лечения в соответствии с указанным планом и во избежание негативных последствий для своего здоровья, истец был вынужден самостоятельно приобрести лекарственный препарат «Семакс» 1%, стоимостью 1768,50 руб. за свой счет, что подтверждается кассовым чеком (л.д.41).
Принимая во внимание положения ст.ст.12, 15 ГК РФ, Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца к КОГБУЗ «Кирово-Чепецкая районная больница» об обязании возместить убытки, связанные с приобретением вышеуказанного лекарственного препарата.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
взыскать с КОГБУЗ «Кировская областная клиническая больница» в пользу ФИО1 в счет возмещения транспортных услуг для получения процедуры гемодиализа за период с апреля 2018 года по июль 2018 года денежные средства в сумме 12060 руб.
Обязать КОГБУЗ «*** больница» возместить ФИО1 расходы на приобретение лекарственного препарата «Семакс» в размере 1768,50 руб.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области.
Судья А.В. Шишкин
Мотивированное решение изготовлено 26.09.2018.