Дело № 12-122/2022
25RS0010-01-2021-006725-92
РЕШЕНИЕ
04 апреля 2022 года г. Находка, Приморский край
ул. Школьная, 22
Судья Находкинского городского суда Приморского края Алексеев Д. А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу инженера по охране окружающей среды (эколога) общества с ограниченной ответственностью «Восточный лесной порт» Черняковой Лилии Владимировны на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора Горожанкиной Елены Евгеньевны от 12 ноября 2021 года № 15-748/2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 8 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении инженера по охране окружающей среды (эколога) общества с ограниченной ответственностью «Восточный лесной порт» Черняковой Лилии Владимировны,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – Черняковой Л. В. (паспорт),
от должностного лица, вынесшего постановление, – государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора Горожанкиной Е. Е. (служебное удостоверение),
УСТАНОВИЛ:
Инженер по охране окружающей среды (эколог) общества с ограниченной ответственностью «Восточный лесной порт» (далее по тексту – ООО «Восточный лесной порт») Чернякова Л. В. постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора Горожанкиной Елены Евгеньевны от 12 ноября 2021 года № 15-748/2021 привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, заявитель обратился в суд с жалобой, в которой просит обжалуемое постановление отменить и прекратить производство по делу.
В судебном заседании заявитель доводы жалобы поддержал.
Должностное лицо, вынесшее постановление о привлечении заявителя к административной ответственности, в судебном заседании возражало против удовлетворения жалобы.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
На основании части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.
Административным правонарушением, предусмотренным частью 8 статьи 8.2 КоАП РФ, признаётся превышение утвержденных лимитов на размещение отходов производства и потребления.
Из представленных материалов дела усматривается, что в период с 07 июня 2021 года по 05 июля 2021 года в отношении ООО «Восточный лесной порт» Федеральной службой по надзору в сфере природопользования совместно с Дальневосточным межрегиональным Управлением Росприроднадзора была проведена внеплановая выездная проверка.
Внеплановая выездная проверка проведена на основании Распоряжения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о проведении внеплановой выездной проверки от 01 июня 2021 года № 208-р.
Основным видом деятельности ООО «Восточный лесной порт» является транспортная обработка грузов.
В ходе проведения проверки были осуществлены мероприятия по контролю соблюдения ООО «Восточный лесной порт» обязательных требований законодательства при эксплуатации объектов, оказывающих негативное воздействие (05-0125-001451-П, категория риска – высокая, категория объекта – II, свидетельство о постановке объекта на государственный учет от 10 марта 2017 года № BDBB5C2V.
ООО «Восточный лесной порт» осуществляет деятельность по перегрузке сыпучих грузов (угля) со складских территорий предприятия на подходящие суда, является оператором морского терминала.
ООО «Восточный лесной порт» осуществляет перевалку груза каменного угля с железнодорожного транспорта на морской в морском порту Восточный, на причалах №№ 31 и 32, расположенных по адресу: Приморский край, г. Находка, п. Врангель, ул. Базовая, д. 12.
Согласно Декларации о воздействии на окружающую среду в результате деятельности общества предусмотрено образование 59 видов отходов 1-5 класса опасности.
Годовой норматив образования составляет 184,821 т/год, в т. ч. по классам опасности: 1 класса опасности – 1 вид (0,011т); 2 класса опасности – 2 вида (0,382т); 3 класса опасности – 12 видов (18, 273т); 4 класса опасности – 36 видов (119,792т); 5 класса опасности – 8 видов (46,363т).
На все виды отходов I-IV класса опасности составлены паспорта, подтверждающие отнесение отхода к определенному классу опасности.
Общество не имеет на балансе собственных (арендованных) объектов захоронения/хранения отходов.
Передача отходов осуществляется организациям, имеющим соответствующие лицензии на деятельность по обращению с отходами, согласно заключённым договорам.
Инженер по охране окружающей среды (эколог) ООО «Восточный лесной порт» Чернякова Л. В. постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора Горожанкиной Елены Евгеньевны от 12 ноября 2021 года № 15-748/2021 привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Согласно постановлению должностного лица административного органа Черняковой Л. В. вменено нарушение, выразившееся в превышении в 2020 году установленных нормативов образования отходов, а именно: отходов 1 класса опасности (лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства) при нормативе образования 0,011т фактически в 2020 году образовалось 0,022т. Указанное обстоятельство по мнению административного органа образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 8 статьи 8.2 КоАП РФ.
Разрешая жалобу, судья учитывает, что согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту – Закон об отходах производства и потребления) в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
В силу абзаца10 статьи 1 Закона об отходах производства и потребления под лимитом на размещение отходов понимается предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определённым способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.
В соответствии с абзацем 11 статьи 1 Закона об отходах производства и потребления под нормативом образования отходов понимается установленное количество отходов конкретного вида образующиеся при производстве единицы продукции, выполнении работ, оказании услуг.
Таким образом, лимиты на размещение отходов и нормативы образования отходов не являются равнозначными понятиями.
Согласно абзацу 3 статьи 1 Закона об отходах производства и потребления под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов.
В силу пункта 18 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 года № 2314, захоронение отработанных ртутьсодержащих ламп запрещено.
Таким образом, размещение данного вида отхода возможно только в виде хранения.
В соответствии с абзацем 4 статьи 1 Закона об отходах производства и потребления под хранением отходов понимается складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.
Между тем из материалов дела, объяснений Черняковой Л. В. и должностного лица административного органа следует, что хранение, равно как и передачу на хранение отработанных ртутьсодержащих ламп ООО «Восточный лесной порт» не осуществляет, отработанные ртутьсодержащие лампы складируются им на срок менее 11 месяцев и передаются на утилизацию в рамках договорных отношений со специализированными организациями.
При этом ООО «Восточный лесной порт» допущено превышение нормативов образования отходов, однако лимиты на размещение отходов превышены не были, поскольку размещение отходов им не осуществлялось.
Согласно части 8 статьи 18 Закона об отходах производства и потребления за превышение лимитов на размещение отходов юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Частью 8 статьи 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за превышение утвержденных лимитов на размещение отходов производства и потребления.
Превышение нормативов образования отходов не является нарушением, влекущим ответственность, предусмотренную частью 8 статьи 8.2 КоАП РФ.
В силу частей 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Учитывая изложенное, деяние заявителя, указанное в обжалуемом постановлении, не образует состава административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 8.2 КоАП РФ.
Руководствуясь статьёй 30.7 КоАП Российской Федерации, судья
РЕШИЛ:
Жалобу удовлетворить.
Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора Горожанкиной Елены Евгеньевны от 12 ноября 2021 года № 15-748/2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 8 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении инженера по охране окружающей среды (эколога) общества с ограниченной ответственностью «Восточный лесной порт» Черняковой Лилии Владимировны отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения с подачей жалобы через Находкинский городской суд Приморского края.
Судья Д. А. Алексеев