Решение по делу № 2-4573/2024 от 15.03.2024

дело

РЕШЕНИЕ СУДА

Именем Российской Федерации

16 мая 2024 года

Балашихинский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Дошина П.А.,

при секретаре судебного заседания ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО5 к Министерству социального развития <адрес> о признании права на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения по месту фактического проживания,

УСТАНОВИЛ:

    Истец обратился в суд с иском к Министерству социального развития <адрес> просил суд: признать за истцом право на получение ежемесячной компенсации платы за занимаемую общую площадь жилого помещения. Обязать Министерства социального развития <адрес> выплачивать ежемесячную компенсацию платы за занимаемую общую площадь жилого помещения как многодетным с момента обращения в «Окружное управление социального развития » Министерства социального развития <адрес> с 01.12.23г.

Истец в судебное заседание не явился, имеется ходатайство о слушании дела в его отсутствии.

Ответчик Министерство социального развития <адрес> извещены, представителя не направили, представили письменные возражения, в которых просили в удовлетворении иска отказать.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 26.3.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Законодатель субъекта Российской Федерации, действуя в рамках предоставленных ему полномочий, определил в принятом им Постановлением <адрес> от 19.12.2017г. порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего-имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в <адрес>.

Такое правовое регулирование, направленное по повышенную социальную защиту отдельных категорий граждан, не может рассматриваться как имеющее целью какое бы то ни было ущемление конституционных прав лиц, не проживающих на территории субъекта Российской Федерации.

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: 24) социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (пункт 2).

Согласно закону <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ 1/2006-03 «О мерах социальной поддержки семьи и детей в <адрес>» истец имеет право на ежемесячную денежную компенсацию расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 % по категории «многодетная семья».

Анализ приведенного законодательства позволяет сделать вывод о том, что право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения (платы за содержание жилого помещения и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме) многодетных семей распространяется на всех членов данных семей, рассчитывается исходя из занимаемой общей площади жилых помещений. Необходимым условием реализации многодетной семьей указанного права является предоставление им соответствующего удостоверения, подтверждающего его статус. Иных требований к составу документов, необходимых для реализации права на получение мер социальной поддержки, и к периодичности их предоставления федеральное законодательство не содержит.

Условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, а также оплаты и доставки топлива, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством <адрес>,, отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в <адрес>, в денежной форме определяются Порядком предоставления компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в М.О., утвержденным Постановлением ФИО7 от 30.12.2008г. (пункт 1).

В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно ст. 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Согласно ст. 3 Закона "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

По смыслу правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 105-О в случаях, прямо предусмотренных законодателем, условие о наличии учетных данных по месту жительства гражданина является обязательным.

На основании анализа указанных положений Гражданского кодекса Российской Федерации и ФЗ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации", регистрация не входит в понятие "место жительства", а является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства. Таким образом, отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.

Истец, является членом семьи военнослужащего ФИО1, имеющие 3 несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО3 и ФИО4. Семья является многодетной удостоверение . Все зарегистрированы по адресу воинской части: <адрес> владение 17. По договору найма служебного жилого помещения семье предоставлена квартира по адресу: <адрес> мкр.Кучино <адрес>, где они и проживают.

30.11.23г. истец обратился к ответчику за получением мер цосиальной поддержки

11.12.2023г. меры социальной поддержки как многодетным были предоставлены по месту регистрации <адрес> владение 17 и решением «Окружного управлением социального развития » Министерства социального развития <адрес> ему было отказано в назначении ежемесячной компенсации платы за занимаемую общую площадь жилого помещения, сославшись на то, что адрес регистрации не совпадает с адресом постоянного проживания.

Супруг истца проходит службу в войсковой части в связи с чем предоставлена служебная квартира по адресу: <адрес>, г <адрес> мкр.Кучино <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения от 23.01.2020г.г., в которой с семьей проживает по настоящее время. Квартира является федеральной собственностью и закреплена за войсковой частью Члены многодетной семьи имеют регистрацию по месту дислокации военной части <адрес> владение 17 на территории которой отсутствуют жилые помещения, предназначенные для проживания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и членов их семей.

        Истец обратилась с заявлением в Управление социальной защиты населения по городскому округу Балашиха о назначении ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 %, установленной статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ 1/2006-03 «О мерах социальной поддержки семьи и детей в <адрес>» и Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в <адрес>», на что получила письменный отказ от предоставлении в компенсации по месту фактического проживания.

П.19 Постановления ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ N 1082/46 "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в <адрес>", предусмотрено, что компенсация назначается получателю с первого числа месяца, в котором поступило обращение со всеми необходимыми документами.

Так же, в соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" субъекты РФ вправе самостоятельно устанавливать критерии определения многодетной семьи.

<адрес> N 1/2006-ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в <адрес>" определено понятие многодетная семья.

Согласно ст. 1 указанного <адрес> действие настоящего Закона распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в <адрес>.

В ст. 3 Закона указано, что многодетная семья - лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке (далее - одинокие матери (отцы)), имеющие троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц) (в ред. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 167/2014-ОЗ).

К многодетным семьям по мерам социальной поддержки приравниваются семьи, утратившие статус многодетных в связи с достижением одним или несколькими детьми совершеннолетия, при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения и не достигли 23 лет (абзац введен <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 178/2007-ОЗ; в ред. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 171/2013-ОЗ).

Условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, а также оплаты и доставки топлива, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством <адрес>, отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в <адрес>, в денежной форме определяются Порядком предоставления компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в М.О., утвержденным Постановлением ФИО7 от 30.12.2008г. (пункт 1).

В силу п. 3 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.

Доводы ответчика о том, что истец имеет место жительства в <адрес> владение 17, что подтверждается отметкой о регистрации в паспорте, само по себе не является основанием для отказа в назначении мер социальной поддержки, предусмотренных ст. <адрес> ДД.ММ.ГГГГ N 1/2006-ФЗ в виде ежемесячной денежной компенсации в размере 50% оплаты коммунальных услуг, поскольку в соответствии со ст. 20 ГК РФ и ст. 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает, а регистрация является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства.

Семья истицы фактически проживает: <адрес>, г <адрес> мкр.Кучино <адрес>, что подтверждается договором найма служебного помещения.

Доводы ответчика о том, что истец вправе реализовать свое право на получение компенсации расходов по оплате жилого помещения по месту своей регистрации, суд находит необоснованными, поскольку истец фактически по месту регистрации не проживает, а проживает по адресу: <адрес> мкр.Кучино <адрес>, при этом учитывает, что подобными мерами социальной поддержки по адресу: <адрес> владение 17 истец не пользуется,

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о признании за истцом право на получение меры социальной поддержки, предусмотренных в соответствии со статьей 15 закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в <адрес>», в связи с разным объемом компенсированных услуг, с заявлением о предоставлении компенсации она обратилась в 11.12.2022г., т.е. компенсация подлежит предоставления ей с 01.12.2023г..

Таким образом, отказ управления является незаконным.

Суд рассматривает иск лишь в рамках заявленных исковых требований.

Ответчик, являясь органом исполнительной власти освобожден от оплаты госпошлины.

На основании выше изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Признать за ФИО5 с учетом членов ее семьи, право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения по адресу: <адрес> мкр.Кучино <адрес>, в соответствии со статьей 15 закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в <адрес>»

Обязать Министерства социального развития <адрес> предоставить ФИО5 с учетом членов ее семьи, меру социальной поддержки, предусмотренную: постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в <адрес>» и в соответствии со статьей 15 закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в <адрес>», в виде ежемесячной денежной компенсации по оплате коммунальных услуг по адресу фактического проживания: <адрес> мкр.Кучино <адрес>, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд в течение месяца, с даты изготовления мотивированного решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                                                          П.А.Дошин

2-4573/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Васильева Надежда Игоревна
Ответчики
Министерство социального развития МО в лице Окружного управления социального развития № 1 Министерства социального развития МО
Суд
Балашихинский городской суд Московской области
Дело на странице суда
balashihinsky.mo.sudrf.ru
15.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.03.2024Передача материалов судье
18.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.04.2024Судебное заседание
16.05.2024Судебное заседание
28.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее