Решение по делу № 5-497/2021 от 31.01.2021

Дело № 5-497/2021

УИД 75RS0001-02-2021-000852-10

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

3 февраля 2021 года                                                                        г. Чита

Судья Центрального районного суда г. Читы Епифанцева С.Ю., при секретаре Бабуевой А.Е., с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Николаева В.Н., его защитника Жданова А.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, в отношении Николаева Владимира Николаевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного и фактически проживающего по адресу <адрес> 5 мкр. <адрес>, учащегося в Забайкальского государственного университета о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст.20.2 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

в отношении Николаева В.Н. составлен протокол об административном правонарушении 75 в том, что ДД.ММ.ГГГГ в 12 часов 00 минут по адресу: г. Чита, площадь Революции, со стороны <адрес> ФИО2 В.Н. провел скрытую форму публичного мероприятия в форме пикетирования группой лиц, а именно одиночных пикетов, объединенных единым замыслом и общей организацией, без подачи в установленном порядке уведомления о его проведении с использованием средств наглядной агитации, а именно плаката с надписью: «На воротах два орла – разворована страна» с участием других лиц, а именно с ФИО5, использовавшей плакат с надписью «Путин, верни миру Навального», с ФИО6, использовавшей плакат с надписью «Навальному свободу, нам свободные выборы», с ФИО10, использовавшим плакат с надписью «Свободу Навальному, пошел вон царь крадун», тем самым нарушил требования Федерального закона от 19.06.2004г. № 54-ФЗ (в редакции от 30.12.2020г.) «О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях».

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО2 В.Н., его защитник Жданов А.В. в судебном заседании считали вину в совершении административного правонарушения не доказанной. Субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ является организатор публичного мероприятия, действия участников подлежат квалификации по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ. Доказательств того, что ФИО2 В.Н. являлся организатором публичного мероприятия, в материалах дела не содержится. Просили прекратить производство по делу об административном правонарушении за отсутствием состава административного правонарушения.

УМВД России по г. Чите, надлежаще извещенное о времени и месте слушания дела, в судебное заседание своего представителя не направили, от ФИО8, составившей протокол об административном правонарушении, поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Исследовав и оценив все материалы дела об административном правонарушении, заслушав участников процесса, свидетелей ФИО12, суд считает, что вина Николаева В.Н. нашла свое подтверждение в судебном заседании.

Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ).

Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление такой свободы налагает обязанности и ответственность и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.

Исходя из провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации цели утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что в силу своей природы публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование) могут затрагивать права и законные интересы широкого круга лиц - как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, - государственная защита гарантируется только праву на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями ст. ст. 17, 19, 55 Конституции Российской Федерации, на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности, то есть в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе закрепленными во Всеобщей декларации прав человека, согласно п. 1 ст. 20 которой каждый человек имеет право на свободу мирных собраний, и в Международном пакте о гражданских и политических правах, ст. 21 которого, признавая право на мирные собрания, допускает введение обоснованных ограничений данного права, налагаемых в соответствии с законом и необходимых в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, гарантированное Конституцией РФ и международно-правовыми актами как составной частью правовой системы Российской Федерации (ст. 15 Конституции Российской Федерации), не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в конституционно значимых целях.

Соответственно, такой федеральный закон должен обеспечивать возможность реализации данного права и одновременно соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности без ущерба для здоровья и нравственности граждан на основе баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и третьих лиц - с другой, исходя из необходимости гарантировать государственную защиту прав и свобод всем гражданам (как участвующим, так и не участвующим в публичном мероприятии), в том числе путем введения адекватных мер предупреждения и предотвращения нарушений общественного порядка и безопасности, прав и свобод граждан, а также установления публично-правовой ответственности за действия, их нарушающие или создающие угрозу их нарушения.

В рамках организации публичного мероприятия, каковым Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ признает открытую, мирную, доступную каждому, проводимую в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акцию, осуществляемую по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений (п. 1 ст. 2), предусматривается ряд процедур, в том числе и предварительное уведомление органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о проведении публичного мероприятия и процедуру согласования, которые направлены на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяют избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.

Положениями ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" установлено, что уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. Уведомление о проведении публичного мероприятия депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается в срок не ранее 10 и не позднее 5 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням.

Согласно ч. 1.1 ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ уведомление о пикетировании, осуществляемом одним участником, не требуется, за исключением случая, если этот участник предполагает использовать быстровозводимую сборно-разборную конструкцию. Минимальное допустимое расстояние между лицами, осуществляющими указанное пикетирование, определяется законом субъекта Российской Федерации. Указанное минимальное расстояние не может быть более пятидесяти метров. Совокупность актов пикетирования, осуществляемого одним участником, объединенных единым замыслом и общей организацией, может быть признана решением суда по конкретному гражданскому, административному или уголовному делу одним публичным мероприятием.

В силу ст. 1 Закона Забайкальского края от 03.12.2012 № 751-ЗЗК «О реализации на территории Забайкальского края отдельных положений Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, и пикетированиях», при пикетировании, проводимом одним участником, минимально допустимое расстояние между лицами, осуществляющими указанное пикетирование, составляет 30 метров друг от друга.

В пункте 31 постановления от 26.06.2018 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" Пленум Верховного Суда Российской Федерации, помимо прочего, разъяснил, что организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, административная ответственность за которые наступает по ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, могут иметь место в случае, если несколько пикетов, каждый из которых формально подпадает под признаки одиночного, с достаточной очевидностью объединены единством целей и общей организацией, проводятся одновременно и территориально тяготеют друг к другу, а их участники используют ассоциативно узнаваемые или идентичные наглядные средства агитации и выдвигают общие требования и призывы. Данные обстоятельства могут подтверждаться, например, наличием одного организатора публичных мероприятий, единым оповещением возможных участников и проведением предварительной агитации, изготовлением и распространением средств наглядной агитации в отношении нескольких пикетов.

Статьей 2 Закона Забайкальского края «О реализации на территории Забайкальского края отдельных положений Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, и пикетированиях» установлено, что в специально отведенных местах допускается проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, если ранее в данных местах не начата подготовка и проведение иного публичного мероприятия, культурного, спортивного, развлекательного или другого подобного мероприятия. Специально отведенные места определяются постановлением Правительства Забайкальского края с учетом положений Федерального закона и настоящего Закона края.

Постановлением Правительства Забайкальского края от 26.03.2013 № 110 утвержден перечень единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест, которым определено, что специально отведенным для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера для городского округа «Город Чита» является территория перед зданием на проспекте Фадеева, 1.

В соответствии с ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 этой статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в 12 час. 00 мин. ФИО2 В.Н., находился по адресу: <адрес>, площадь Революции, со стороны <адрес>, осуществлял публичное мероприятие, в виде пикетирования, в составе группы из 4 человек, объединенных единством общей организации и цели, путем использования плакатов: Николаевым В.Н. «На воротах два орла – разворована страна», ФИО5, с надписью «Путин, верни миру Навального», ФИО6, с надписью «Навальному свободу, нам свободные выборы», ФИО10, плакат с надписью «Свободу Навальному, пошел вон царь крадун», данная акция с достаточной очевидностью была объединена единством целей и общей организацией для публичного выражения протестов в поддержку А. Навального.

В нарушение требований Федерального закона РФ от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", в установленном порядке уведомление о пикете Николаевым В.Н. подано не было, проведение публичного мероприятия в указанное время и в указанном месте с органом исполнительной власти г. Читы не согласовано.

Из поступившего ответа с администрации городского округа «Город Чита» следует, что ДД.ММ.ГГГГг. в Администрацию городского округа «Город Чита» поступило уведомление от ФИО9 о проведении ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, площадь Революции пикета с количеством участников до 49 человек, однако данная акция не была согласована ввиду ранее запланированного мероприятия. ФИО9 было предложено провести запланированное мероприятие на территории прилегающей к зданию ТНК «Забайкальский узоры» (<адрес>)

Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении, объяснениями Николаева В.Н., ФИО5, ФИО9, ФИО10, рапортом начальника ОООП УМВД России по г. Чите ФИО12, диском с видеофайлами, и другими представленными доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении.

Из объяснений ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ, оглашенных в судебном заседании, следует, что ДД.ММ.ГГГГ он приехал в г. Читу полюбоваться красотами города. ДД.ММ.ГГГГ в 12.00 часов пришел на площадь Революции в г. Чите, где принял участие в одиночном пикетировании в поддержку Алексея Навального, при этом в руках в развернутом виде держал плакат с надписью «Свободу Навальному, пошёл вон, царь-крадун», а также на лице имелась марлевая повязка с нанесенным текстом «Свободу Навальному, Свободу». Данные плакат и маску изготовил сам. В одиночном пикетировании принимало участие около пяти человек с плакатами, все соблюдали дистанцию 30 метров. Сотрудники полиции подошли и сообщили, что мы нарушаем дистанцию, на что они отреагировали, он отошел подальше от других. Однако спустя некоторое время сотрудники полиции сказали, что нарушена дистанция и сопроводили всех в служебный автобус, затем увезли в УМВД России по г. Чите.

Из объяснений ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, оглашенных в судебном заседании, следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 8.00 часов приехала из <адрес> края в г. Читу для участия в одиночном пикете на площади Революции в поддержку Навального. С собой привезла плакат с надписью «Путин, верни миру Навального». В 12.00 часов она одна пришла на площадь Революции, где уже было небольшое количество людей. С плакатами никто не стоял и лозунгов не выкрикивал. Затем она встала посредине площади и развернула свой плакат, при этом никаких слов не говорила. Она не обратила внимания, когда на площадь пришли ранее не знакомые ей женщина и мужчина с плакатами. Содержание надписей на их плакатах она не видела. Расстояние между всеми ними было не менее 30 метров. О том, что ДД.ММ.ГГГГ на площади Революции состоится митинг в поддержку Навального, она не знала. Спустя некоторое время к ней подошли сотрудники полиции и попросили пройти в служебный автобус.

В объяснениях, данных ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 и оглашенных в судебном заседании следует, что ДД.ММ.ГГГГ в городскую администрацию г. Читы она подала заявку (уведомление) с целью проведения массового пикета в количестве 49 человек на площади Революции (угол улиц Богомягкова, Ленина) с целью выражения мнения о недопустимости политических преследований, нарушения Конституции РФ, немедленного освобождения Алексея Навального и проведения расследования его отравления. ДД.ММ.ГГГГ в 15:12 ей поступил ответ, в котором администрация отказала в согласовании пикета, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ в 11:59 она прибыла на площадь Революции с плакатом одна. Данный плакат она сделала сама из ватмана (формата А4), в котором был написан текст: «Новальному свободу, Нам – свободные выборы». Когда она приехала площадь была огорожена, она встала со стороны у Богомягкова и стояла с вышеуказанным плакатом в течение одного часа. Когда она стояла к ней приехал защитник ФИО11, который приехал с целью оказания юридической помощи в случае необходимости. Когда они стояли на площади были сотрудники полиции, которые охраняли общественный порядок и безопасность. Жданов А.В. находился рядом со мной, лозунгов не выкрикивал. При этом, когда они стояли, к ним подходили журналисты и брали интервью.

Свидетель ФИО12 показал, что занимает должность начальника ОООП УМВД России по г. Чите. ДД.ММ.ГГГГ им осуществлялось несение службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности на территории площади Революции в г. Чите. Около 12.00 часов на площади группой граждан, в том числе Николаевым В.Н., проводилось публичное мероприятие под видом одиночных пикетирований. Темы одиночных пикетов были связаны между собой, направлены на поддержку Навального. Пикетирующие поочередно поднимали плакаты, взаимодействовали между собой, также между ними не было соблюдено минимальное расстояние 30 метров друг от друга. Когда действия пикетирующих были квалифицированы органами правопорядка как скрытое публичное мероприятие, проводимое без уведомления, действия участников были пресечены.

Оценив представленные доказательства в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, прихожу к выводу, что в данном случае проведение несколькими лицами одиночных пикетов было объединено единым замыслом, что следует из содержания надписей на плакатах и общей организацией, взаимодействия участвующих в пикете лиц друг с другом, очередности и согласованности их действий, в связи с чем представляет собой скрытую форму публичного мероприятия, предусматривающего необходимость подачи уведомления о его проведении в орган публичной власти, что доказано должностным лицом административного органа, уполномоченного составлять протокол об административном правонарушении. Оснований полагать, что представленные в материалы дела доказательства получены с нарушением закона, у суда не имеется, достоверность и допустимость данных доказательств сомнений не вызывает.

Несогласованное (несанкционированное) публичное мероприятие, в котором принимал участие ФИО2 В.Н., отвечает признакам публичного мероприятия в том значении, которое указано в Федеральном законе от 19.06.2004 N 54-ФЗ.

При таких обстоятельствах суд считает, что вина Николаева В.Н. нашла свое подтверждение в судебном заседании и его действия необходимо квалифицировать по ч.2 ст.20.2 КоАП РФ как проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия.

Доводы стороны защиты о том, что действия Николаева В.Н. не образуют состав ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, а материалы дела не содержат каких-либо доказательств его виновности, подлежат отклонению, поскольку противоречат материалам дела. Исследованная судом видеозапись с места совершения административного правонарушения, просмотренная в ходе судебного заседания, подтверждает участие Николаева В.Н. в публичном мероприятии и оценена в совокупности с иными доказательствами, подтверждающими его вину.

Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ должны быть истолкованы в пользу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не усматривается.

При назначении вида и размера наказания судья учитывает характер совершенного правонарушения, личность правонарушителя, ранее не привлекавшегося к административной ответственности, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, считает возможным назначение наказание в виде административного штрафа в минимальном размере 20 000 рублей.

Руководствуясь ст. 23.1, ст. 29.10, ст.29.11 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать Николаева Владимира Николаевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца г. Чита виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.2 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Разъяснить, что в соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее 60-ти дней со дня вступления постановления в законную силу.

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет судье.

В случае невыполнения указанных требований, лицо будет нести ответственность в соответствии с ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ – наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Реквизиты для оплаты административного штрафа:

Идентификатор: 18880475217510643885

Наименование получателя платежа: УФК по Забайкальскому краю (ОП Железнодорожный по г. Чите)

ИНН 7536093338, КПП 753601001,

р/счет 40102810945370000063,

номер счета получателя платежа 03100643000000019100,

Банк получателя: Отделение Чита // УФК по Забайкальскому краю г. Чита

БИК 017601329, КОД ОКТМО 76701000

Наименование платежа: штраф за административное правонарушение

КБК 18811601201019000140.

На постановление может быть подана жалоба в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

      Судья                          С.Ю. Епифанцева

5-497/2021

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено постановление о назначении административного наказания
Ответчики
Николаев Владимир Николаевич
Суд
Центральный районный суд г. Чита
Судья
Епифанцева Светлана Юрьевна
Статьи

20.2

Дело на странице суда
centr.cht.sudrf.ru
31.01.2021Передача дела судье
31.01.2021Подготовка дела к рассмотрению
31.01.2021Рассмотрение дела по существу
03.02.2021Рассмотрение дела по существу
04.02.2021Вручение копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ
03.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее