Дело № 2-4563/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Хабаровск 4 сентября 2024 года
Центральный районный суд г.Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Белоусовой О.С.
с участием представителя истца – ст.помощника прокурора Центрального района г.Хабаровска – Седракян А.Т., представителей ответчика Небутовой А.М., Донец Е.В.,
при помощнике судьи Феллер В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Благовещенского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации к Хабаровской Таможне Дальневосточного таможенного управления о признании приказа незаконным, возложении обязанности изменить основание и формулировку увольнения,
установил:
Благовещенский транспортный прокурор обратился в суд в интересах Российской Федерации с иском к Хабаровской Таможне Дальневосточного таможенного управления о признании приказа незаконным, возложении обязанности изменить основание и формулировку увольнения.
В обоснование заявленных требований указав, что транспортной прокуратурой проведена проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, соблюдения ограничений и запретов, исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции в отношении бывшего государственного гражданского служащего службы по <адрес> таможни Ваулина Ю.В. ДД.ММ.ГГГГ представлены материалы проверки фактов возможного несоблюдения ведущим инспектором отдела таможенного оформления и таможенного контроля № Благовещенского таможенного поста Хабаровской таможни Ваулиным Ю.В. ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов и неисполнении обязанностей, установленных указанным Федеральным законом. По результатам проведенной проверки выявлен факт получения ДД.ММ.ГГГГ, в период прохождения Ваулиным Ю.В. государственной гражданской службы, от субъекта таможенного контроля (гражданина КНР) имущественной выгоды в виде денежных средств за совершение попустительства по службе. Благовещенским транспортным прокурором ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о направлении материалов проверки в Забайкальский СОТ ВМСУТ СК России для решения вопроса об уголовном преследовании. По результатам процессуальной проверки следователем Забайкальского СОТ ВМСУТ СК России ДД.ММ.ГГГГ возбуждено уголовное дело в отношении Ваулина Ю.В. по признакам преступления предусмотренного частью 1 статьи 291.2 УК РФ в связи с получением последним взятки лично в размере, не превышающем десяти тысяч рублей. Ваулин Ю.В. обязан соблюдать законодательство Российской Федерации и неукоснительно руководствоваться им в своей служебной деятельности, уведомлять начальника обо всех случаях непосредственного обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к злоупотреблению служебным положением, даче или получению взятки, злоупотреблению полномочиями, коммерческому подкупу либо иному незаконному использованию своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконного предоставления такой выгоды другими физическими лицами, а также склонения к совершению указанных деяний от имени или в интересах юридического лица. Ваулин Ю.В. с указанными обязанностями ознакомлен. Вместе с тем, при наличии оснований для увольнения Ваулина Ю.В. с государственной службы в соответствии со статьей 29.2 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» в связи с утратой доверия, Ваулин Ю.В. освобожден от замещаемой должности по выслуге лет, дающей право на пенсию. Данный приказ нельзя признать законным, поскольку за совершение коррупционных правонарушений предусмотрена специальная ответственность, исключающая увольнение по иным основаниям. Просит признать приказ исполняющего обязанности начальника Хабаровской таможни от 01.03.2024 № 202-КС «Об увольнении Ваулина Ю.В.» незаконным в части освобождения от замещаемой должности и увольнения со службы в таможенных органах Российской Федерации по выслуге срока службы, дающего право на пенсию. Возложить на Хабаровскую таможню обязанность изменить основание и формулировку увольнения Ваулина Ю.В. в соответствии со ст. 29.2 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (в связи с утратой представителем нанимателя доверия к служащему).
В судебное заседание Ваулин Ю.В. не явился, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела в соответствии с законом. Ранее явившийся в судебное заседание представитель Ваулина Ю.В. заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие. Руководствуясь положениями статьи 167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося Ваулина Ю.В.
В судебном заседании представитель истца – ст. помощник прокурора Седракян А.Т. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в иске.
Представители ответчика Небутова А.М., Донец Е.В. ссылаясь на письменные возражения, полагают, что приказ является законным, оснований для признания его незаконным не имеется.
Исходя из письменного отзыва Ваулина Ю.В. последний не согласен с требованиями прокурора, поскольку приказ является законным, он не признан приговором суда виновным в совершении коррупционного преступления, а результаты служебных проверок сами по себе не могут являться основанием для признания приказа об увольнении незаконным. В рамках проведенных проверок, объяснений у него не отбиралось. После получения данных объяснений нанимателю стало бы понятно, почему он не уведомлял представителя нанимателя о непосредственном обращении к нему гражданина КНР. Для целей увольнения, необходимо осуществление предварительной процедуры увольнения, которая в отношении него не проводилась. Представленные материалы проверки свидетельствуют только о возможном несоблюдении ограничений и запретов. Внесенное Благовещенским транспортным прокурором постановление о процессуальной проверке, является незаконным, направлено в следственный орган с нарушением правил подведомственности. Принимать объяснения гражданина КНР, полученные с нарушением процессуального закона, является недопустимым. Просит отказать в удовлетворении иска.
Выслушав стороны, изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему:
В соответствии с положениями статьи 1 Конституции Российской Федерации, Российская Федерации является правовым государством.
Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, меры по минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений, при том, что указанный закон относит коррупцию к числу нетерпимых явлений, признает незаконными все формы проявления коррупции, на основании принципа неотвратимости преследует каждого и привлекает к ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
Исходя из положений пункта 2 статьи 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции (подпункт «а»); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией) (подпункт «б»)4 по минимизации и (ил) ликвидации последствий коррупционных правонарушений (подпункт «в»).
В статье 3 Федерального закона «О противодействии коррупции» закреплены основные принципы противодействия коррупции.
Одним из принципов, на которых основывает противодействие коррупции в Российской Федерации, является принцип неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О противодействии коррупции»).
Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона «О противодействии коррупции» определено, что основным направлением деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции относится проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции.
Правомочия прокурора по обращению с указанными требованиями, устанавливаются частью 17 статьи 13.5 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «о противодействии коррупции», исходя из которого Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненные ему прокуроры, получившие указанные в ч.3 настоящей статьи материалы в отношении проверяемого лица, указанного в части 1 настоящей статьи, рассматривают их в пределах своей компетенции, установленной Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и не позднее четырех месяцев со дня получения этих материалов при наличии оснований обращаются в суд в порядке, предусмотренном законодательством о гражданском судопроизводстве, с заявлением об изменении основания и формулировки увольнения (прекращения полномочий) проверяемого лица, указанного в части 1 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, приказом начальника ФИО12 управления от ДД.ММ.ГГГГ №-КС принято решение о назначении с ДД.ММ.ГГГГ Ваулина Ю.В. на должность ведущего инспектора отдела специальных таможенных процедур № Благовещенского таможенного поста, заключении с ним контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации сроком на 1 год.
ДД.ММ.ГГГГ Ваулин Ю.В. ознакомлен с должностной инструкцией ведущего инспектора отдела специальных таможенных процедур № Благовещенского таможенного поста Хабаровской таможни №, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ начальником Хабаровской таможни.
В дальнейшем, исполняющим обязанности начальника Хабаровской таможни Дальневосточного таможенного управления, издавались приказы о заключении контракта с Ваулиным Ю.В. с целью пролонгации заключенного контракта от ДД.ММ.ГГГГ №-КС, от ДД.ММ.ГГГГ №-КС.
ДД.ММ.ГГГГ с Ваулиным Ю.В. заключен контракт о службе в таможенных органах Российской Федерации и замещении должности государственной службы Российской Федерации № по условиям которого Ваулин Ю.В. принят на срок до достижения предельного возраста для исполнения обязанностей по должности ведущего инспектора отдела специальных таможенных процедур № Благовещенского таможенного поста Хабаровской таможни Дальневосточного таможенного управления и согласно п.п. а, д (1) контракта, Ваулин Ю.В. обязан соблюдать законодательство Российской Федерации и неукоснительно руководствоваться им в своей служебной деятельности, уведомлять начальника обо всех случаях непосредственного обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к злоупотреблению служебным положением, даче или получению взятки, злоупотреблению полномочиями, коммерческому подкупу либо иному незаконному использованию своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконного предоставления такой выгоды другими физическими лицами, а также склонения к совершению указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.
Приказом исполняющего обязанности начальника Хабаровской таможни Дальневосточного таможенного управления от ДД.ММ.ГГГГ №-КС «О переименовании отделов специальных таможенных процедур №, №, №, № Благовещенского таможенного поста Хабаровской таможни в отдел таможенного оформления и таможенного контроля № Благовещенского таможенного поста Хабаровской таможне, в отдел таможенного оформления и таможенного контроля № Благовещенского таможенного поста Хабаровской таможни, в отдел таможенного оформления и таможенного контроля № Благовещенского таможенного поста Хабаровской таможни, в отдел таможенного оформления и таможенного контроля № Благовещенского таможенного поста Хабаровской таможни» отдел специальных таможенных процедур № Благовещенского таможенного поста переименован в отдел таможенного оформления и таможенного контроля № Благовещенского таможенного поста Хабаровской таможни Дальневосточного таможенного управления и в силу п. 8 указанного приказа ведущий инспектор отделка специальных таможенных процедур № Благовещенского таможенного поста Хабаровской таможни Ваулин Ю.В. с ДД.ММ.ГГГГ состоял в должности ведущего инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля № Благовещенского таможенного поста Хабаровской таможни.
Как следует из содержания должностной инструкции ведущего инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля № Благовещенского таможенного поста Хабаровской таможни №, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ исполняющим обязанности начальника Хабаровской таможни, Ваулин Ю.В. должен соблюдать запреты, а также требования к служебному поведению сотрудника таможенного органа, установленные статьей 7.1 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации», соблюдать дисциплинарный устав таможенной службы Российской Федерации, положения кодекса этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов Российской Федерации (п. 8.1.1 Инструкции); уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях непосредственного обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к злоупотреблению полномочиями, коммерческому подкупу либо иному незаконному использованию своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или третьих лиц либо незаконного предоставления такой выгоды другими физическими лицами, а также склонения к совершению указанных деяний от имени или в интересах юридического лица (п.8.1.5 Инструкции).
Благовещенской транспортной прокуратурой в соответствии со ст. 13.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 237-ФЗ «О противодействии коррупции», приказа Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об осуществлении прокурорского надзора и реализации прокурорами иных полномочий в сфере противодействия коррупции» проведена проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, соблюдения ограничений и запретов, исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции в отношении Ваулина Ю.В., являющегося бывшим государственным гражданским служащим службы по <адрес> таможни.
ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру представлены материалы проверки фактов возможного несоблюдения ведущим инспектором отдела таможенного оформления и таможенного контроля № Благовещенского таможенного поста Хабаровской таможни Ваулиным Ю.В. ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов и неисполнении обязанностей, установленных указанным Федеральным законом.
В результате проведенной проверки выявлен факт получения Ваулиным Ю.В. в период прохождения государственной гражданской службы, а именно ДД.ММ.ГГГГ, имущественной выгоды от субъекта таможенного контроля (гражданина КНР) в виде денежных средств за совершение попустительства по службе.
ДД.ММ.ГГГГ Благовещенским транспортным прокурором в порядке, предусмотренном пунктом 2 части 2 статьи 37 УПК РФ, вынесено постановление о направлении материалов проверки в Забайкальский СОТ ВМСУТ СК России для решения вопроса об уголовном преследовании.
ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведенной процессуальной проверки следователем Забайкальского СОТ ВМСУТ СК России ФИО6 возбуждено уголовное дело в отношении Ваулина Ю.В. по признака преступления предусмотренного частью 1 статьи 291.2 УК РФ в связи с получением последним взятки лично в размере, не превышающем десяти тысяч рублей.
Приказом Хабаровской Таможни от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении проверки» назначена проверка по факту возможного несоблюдения ведущим инспектором отдела таможенного оформления и таможенного контроля № Благовещенского таможенного поста Хабаровской таможни Ваулиным Ю.В. ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Основанием для назначения указанной проверки послужила информация, полученная в ходе осуществления оперативно-служебной деятельности, о возможном нарушении требований Федерального закона № 273-ФЗ ведущим инспектором отдела таможенного оформления и таможенного контроля № Благовещенского таможенного поста полковника таможенной службы Ваулиным Ю.В. в части не уведомления представителя нанимателя (работодателя) о случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений в период прохождения службы в должности ведущего инспектора отдела специальных таможенных процедур № Благовещенского таможенного поста.
Письмами Хабаровской таможни от ДД.ММ.ГГГГ №№, № в адрес Ваулина Ю.В. направлены письменные уведомления о начале проверки, запрос пояснений и документов, но получение пояснений от Ваулина Ю.В. в рамках проверки, согласно пояснений представителя ответчика, не представилось возможным в связи с нахождением последнего в дополнительном оплачиваемом отпуске с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ согласно приказу Хабаровской таможни от ДД.ММ.ГГГГ №-КМ «О предоставлении дополнительного оплачиваемого отпуска Ваулину Ю.В.»).
Доводы Ваулина Ю.В. о том, что у него не отбиралось пояснений, суд во внимание не принимает, учитывая, что в материалах дела имеются сведения о том, что письмами Хабаровской таможни от ДД.ММ.ГГГГ №№ в адрес Ваулина Ю.В. направлены письменные уведомления о начале проверки, запрос пояснений и документов, соответственно, каких-либо препятствий для предоставления пояснений, при условии наличия информации о проводимой служебной проверки, у Ваулина Ю.В. не имелось, в том числе, ДД.ММ.ГГГГ в последний рабочий день.
Вместе с тем, зная о проводимой служебной проверки с ДД.ММ.ГГГГ и основаниях проверки, Ваулин Ю.В. написал ДД.ММ.ГГГГ заявление на увольнение с ДД.ММ.ГГГГ, тем самым, предприняв попытку избежать для себя негативных последствий, будучи извещенным о принципах необратимости наказаний за установления факта коррупционного правонарушения.
Отклоняются и доводы Ваулина Ю.В. о том, что только обвинительный приговор дает право нанимателю увольнения по основанию утраты доверия, поскольку данные доводы основаны на неверном толковании положений антикоррупционного законодательства, при том, что из исследованных материалов проверки очевидно следует, что Ваулин Ю.В. не исполнил обязанностей по уведомлению представителя нанимателя о предотвращении или урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.
ДД.ММ.ГГГГ в период проведения проверки, от Ваулина Ю.В. поступило заявление об увольнении со службы в таможенных органах по выслуге срока службы, дающего право на пенсию (пункт 3 пункта 2 статьи 48 ФЗ № 114-ФЗ).
Результаты проверки были утверждены ДД.ММ.ГГГГ, тогда как Ваулин Ю.В. уволен по выслуге срока службы, дающего право на пенсию ДД.ММ.ГГГГ
В результате служебной проверки, проведенной в отношении ФИО7 начальником отдела инспектирования и профилактики правонарушений Хабаровской таможни Донец Е.В., по согласованию с заместителем начальника Хабаровской таможни – начальником отдела государственной службы и кадров ФИО8 сделаны выводу о наличии в действиях Ваулина Ю.В. иной личной заинтересованности в отношении гражданина КНР Хуэй Сяолинь, осуществляющего пересечение таможенной границы ЕАЭС в зоне деятельности Благовещенского таможенного поста Хабаровской таможни, а также неисполнении обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации в целях противодействия коррупции, в том числе неуведомлении Ваулиным Ю.В. представителей нанимателя о возникновении конфликта интересов, т.е. несоблюдение сотрудником таможенных органов требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, неуведомлении Ваулиным Ю.В. начальника таможенного органа обо всех случаях непосредственного обращения к нему каких-либо лиц целью склонения к злоупотреблению полномочиями, коммерческому подкупу либо иному незаконному использованию своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконного предоставления такой выгоды другими физическими лицами, а также склонения к совершению указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.
Результаты служебной проверки ДД.ММ.ГГГГ утверждены исполняющим обязанности начальника Хабаровской таможни и указанной проверкой установлено, что невыполнение Ваулиным Ю.В. требований законодательства о противодействии коррупции является правонарушением, влекущим увольнение служащего с государственной службы в соответствии со статьей 29.2 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (в связи с утратой доверия).
Вместе с тем, в соответствии с приказом Хабаровской таможни от ДД.ММ.ГГГГ №-КМ «О предоставлении дополнительного оплачиваемого отпуска Ваулину Ю.В.», ФИО9 предоставлен дополнительный оплачиваемый отпуск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом исполняющего обязанности начальника Хабаровской таможни от 01.03.2024 № 202-КС «Об увольнении Ваулина Ю.В», последний освобожден от замещаемой должности и уволен со службы в таможенных органах Российской Федерации по выслуге срока службы, дающей право на пенсию.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лица, замещающие должности государственной службы, обязаны уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений. Невыполнение государственным служащим указанной должностной (служебной) обязанности является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом на Ваулина Ю.В. федеральным антикоррупционным законодательством возложены обязанности, нарушения которых образует состав правонарушения, влекущим освобождение от замещаемой должности.
В силу статьи 13 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лица, за совершение коррупционных правонарушений предусмотрена ответственность физических лиц. они несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 7.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» на сотрудника таможенного органа распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Согласно статьи 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непринятия им мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является.
Сведения о применении к лицу взыскания в виде увольнения (освобождение от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, за исключением сведений, составляющих государственную <данные изъяты>, подлежат включению в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, сроком на пять лет с момента принятия акта, явившегося основанием для включения в реестр (часть 1 статьи 15 Федерального закона «О противодействии коррупции»).
Из приведенных нормативных положений следует, что в рамках реализации основных принципов противодействия коррупции и борьбы с ней в Российской Федерации законодательно установлены меры по предупреждению коррупции, по выявлению и последующему устранению ее причин.
Федеральным законом «О противодействии коррупции», действующим в совокупности с положениями других нормативных правовых актов антикоррупционного законодательство, определено, что за совершение гражданами Российской Федерации коррупционных правонарушений предусмотрена уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность.
Невыполнения обязанности по уведомлению представителя нанимателя о возникновении конфликта интересов, т.е. несоблюдение сотрудником таможенных органов требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, неуведомлении начальника таможенного органа обо всех случаях непосредственного обращения к нему каких-либо лиц целью склонения к злоупотреблению полномочиями, коммерческому подкупу либо иному незаконному использованию своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконного предоставления такой выгоды другими физическими лицами, а также склонения к совершению указанных деяний от имени или в интересах юридического лица, является по существу, правонарушением, влекущим прекращение служебных отношений с названной категорией лиц и их увольнение (освобождение от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, специфика публичной службы предопределяет особый правовой статус государственных (муниципальных) служащих и, соответственно, необходимость специального правового регулирования, вводящего для государственных (муниципальных) служащих определенные ограничения, запреты и обязанности, наличие которых компенсируется предоставляемыми им гарантиями и преимуществами (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2016 г. N 26-П, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2017 г. N 1736-О).
Увольняя Ваулина Ю.В. по выслуге срока службы, дающего право на пенсию, представителем нанимателя не учтено, что Ваулин Ю.В. проходивший службу в таможенных органах Российской Федерации подлежал увольнению по иным основаниям, в связи с утратой доверия, поскольку не исполнил установленную обязанность по уведомлению представителя нанимателя (работодателя), органов прокуратуры или другие государственные органы о случаях непосредственного обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к злоупотреблению служебным положением, даче или получению взятки, злоупотреблению полномочиями, коммерческому подкупу либо иному незаконному использованию своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в елях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или третьих лиц либо незаконного предоставления такой выгоды другим физическими лицами, а также склонения к совершению указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.
Таким образом, освобождение Ваулина Ю.В. от замещаемой должности и увольнения со службы в таможенных органах Российской Федерации по выслуге срока службы, нельзя признать законным, поскольку нарушаются требования статьи 29.2 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», а также части 1 статьи 13 Федерального закона от 25.112.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», предусматривающих в качестве безальтернативной меры ответственности увольнение в связи с утратой доверия.
Увольняя Ваулина Ю.В., представитель нанимателя не учел особую специфику и статус Ваулина Ю.В., не принял о внимание один из основных принципов противодействия коррупции в Российской Федерации – принцип неотвратимости ответственности за совершение коррупционного правонарушения, закрепленный в пункте 4 статьи 3 Федерального закона «О противодействии коррупции», т.е. при установлении факта совершения коррупционного правонарушения Ваулиным Ю.В. увольнения его по иным основаниям, чем утрата доверия, представляется недопустимым, т.е. у представителя нанимателя отсутствовала возможность применения к Ваулину Ю.В. при совершения им коррупционного правонарушения иной меры ответственности, кроме увольнения со службы в связи с утратой доверия.
Между тем, из материалов дела усматривается, что после инициирования соответствующей проверки по факту антикоррупционного нарушения, Ваулин Ю.В. обратился с заявлением об увольнении в связи с выходом на пению, и соответственно, руководителю было известно о проведении в отношении Ваулина Ю.В. проверки соблюдения требований антикоррупционного законодательства, был известен предмет проверки и вменяемые Ваулину Ю.В. коррупционные правонарушения.
Сам факт окончания проверки после увольнения Ваулина Ю.В. при таких обстоятельствах, не свидетельствуют о законности оснований увольнения последнего, поскольку при указанных обстоятельствах, издание приказа об увольнении в связи с выходом Ваулина Ю.В. на пенсию до окончания проверки и получения заключения, позволило Ваулину Ю.В. избежать ответственности, установленной законодательством о противодействии коррупции.
Таким образом, будучи осведомленным о коррупционном правонарушении Ваулина Ю.В. представитель нанимателя обязан был проявить должную степень осмотрительности, отложить рассмотрение вопроса об увольнении Ваулина Ю.В. по основаниям выхода на пенсию, и совершить действия, направленные на привлечение Ваулина Ю.В. к ответственности согласно требованиям Федерального закона «О противодействии коррупции» и Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации».
При этом, суд обращает внимание, что применительно к рассматриваемому основанию увольнения, не могут быть применены общие положения трудового законодательства об исключительной компетенции работодателя по наложению на работника дисциплинарного взыскания, поскольку порядок прекращения служебных отношений, в контексте действующего коррупционного законодательства, полностью регламентирован указанными специальными нормами, закрепляющими принцип неотвратимости ответственности за совершение коррупционного правонарушения, и одновременно, возлагающие на представителя нанимателя обязанности в случаях выявления факта неисполнения служащим обязательств, установленных в целях противодействия коррупции, квалифицировать данные действия в качестве правонарушения коррупционной направленности и в рамках имеющихся полномочий привлечь к дисциплинарной ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения.
Ненадлежащая реализация данных императивных принципов нанимателем, позволило Ваулину Ю.В. избежать юридической ответственности за совершенное коррупционное правонарушение.
Учитывая изложенное, требования прокурора как о признании приказа об увольнении Ваулина Ю.В. незаконным, как и требования о возложении на ответчика обязанность изменить формулировку увольнения, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Благовещенского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации к Хабаровской Таможне Дальневосточного таможенного управления о признании приказа незаконным, возложении обязанности изменить основание и формулировку увольнения, удовлетворить.
Признать незаконным приказ исполняющего обязанности начальника Хабаровской таможни от 01.03.2024 № 202-КС «Об увольнении Ваулина Ю.В.» в части освобождения от замещаемой должности и увольнения со службы в таможенных органах Российской Федерации по выслуге срока службы, дающего право на пенсию.
Возложить на Хабаровскую таможню обязанность изменить основание и формулировку увольнения Ваулина Юрия Владимировича с увольнения по выслуге срока службы, дающего право на пенсию по подпункту 3 пункта 2 статьи 48 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации» на увольнение в соответствии со ст. 29.2 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации (в связи с утратой представителем нанимателя доверия к служащему)».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес> суд через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца с даты составления мотивированного решения.
Дата составления мотивированного решения – 16.09.2024.
Судья Белоусова О.С.