Дело № 3а-45/2021
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Тюмень 21 декабря 2021 года
Тюменский областной суд в составе:
председательствующего судьи Осипова А.В.
с участием прокурора Козыревой М.В.,
при секретаре Красюк А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Товарищества собственников недвижимости «Орбита» в лице председателя Новоселова В.П. к Государственной жилищной инспекции Тюменской области о признании недействующим со дня принятия приложения №2 «Сведения, предоставляемые владельцам специальных счетов (ТСЖ, ЖСК, СПК, УО)» о поступлении взносов на капитальный ремонт многоквартирных домов, собственники помещений которых формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, владельцами которого являются ТСЖ, ЖСК, СПК, УО к приказу от 29 мая 2015 года №0038-ОД/15 «Об утверждении форм предоставления сведений Региональным оператором и владельцами специальных счетов» в части обязательного предоставления сведений об общей площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и размере задолженности по взносам,
у с т а н о в и л:
Товарищество собственников недвижимости «Орбита» (далее – ТСН «Орбита», Товарищество) в лице председателя Новоселова В.П. обратилось в Тюменский областной суд с административным исковым заявлением к Государственной жилищной инспекции Тюменской области (далее – Инспекция) о признании недействительным приложения № 2 «Сведения, предоставляемые владельцами специальных счетов (ТСЖ, ЖСК, СПК, УО)» о поступлении взносов на капитальный ремонт многоквартирных домов, собственники помещений которых формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, владельцами которого являются ТСЖ, ЖСК, СПК, УО, к Приказу Государственной жилищной инспекции Тюменской области от 29 мая 2015 года № 0038-ОД/15 «Об утверждении форм предоставления сведений Региональным оператором и владельцами специальных счетов» в части обязательного предоставления сведений об общей площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (графа 3) и размере задолженности по взносам (графа 6).
В обоснование своих требований указывает, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <.......>, с 01 марта 2017 года находится в управлении ТСН «Орбита» на основании решения, принятого общим собранием собственников дома № <.......> по ул. <.......>, проведенного в форме очно-заочного голосования, оформленного протоколом № 8 от 18 ноября 2016 года.
С 01 января 2018 года ТСН «Орбита» является владельцем специального счета, предназначенного для перечисления денежных средств на проведение капитального ремонта многоквартирного жилого дома№ <.......> по ул. <.......>. Товарищество, являясь владельцем специального счета, предназначенного для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в силу требований жилищного законодательства обязано представлять в Государственную жилищную инспекцию Тюменской области обобщенные сведения о поступлении на указанный счет взносов на капитальный ремонт от собственника помещений в многоквартирном доме и о размере остатка средств на специальном счете. Однако, в Приложении № 2 к приказу от 29 мая 2015 года № 0038-ОД/15 объем представляемых владельцем специального счета сведений необоснованно расширен, поскольку включает в себя сведения, указанные в графах 3 и 6 данного Приложения, представление которых федеральным законодательством и законами Тюменской области не предусмотрено.
Указывает, что Приложением № 2 к приказу от 29 мая 2015 года № 0038-ОД/15 Инспекцией фактически установлена не форма ведения реестра, а форма представления сведений о поступлении взносов на капитальный ремонт и о размере остатка средств на специальном счете, а также сведения о площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома (графа 3), размере задолженности по взносам (графа 6). При этом, обязанность представления владельцем специального счета сведений, обозначенных в указанных графах Приложения № 2 к приказу от 29 мая 2015 года № 0038-ОД/15 Жилищным кодексом РФ, Законом Тюменской области от 05 июля 200 года № 197, иными нормативными правовыми актами не предусмотрена.
Отмечает, что ТСН «Орбита» является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым ненормативным правовым актом, в связи с этим права, свободы и законные интересы Товарищества могут быть нарушены.
Представитель административного истца ТСН «Орбита» в судебном заседании Новоселов П.А., Бузина А.А. поддержали заявленные требования, суду пояснили, что ТСН «Орбита» в полной мере исполняет требования ч. 3 ст. 172 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с требованиями Закона Тюменской области от 05 июля 2007 года № 197 направляет в надзорный орган необходимую информацию в установленный законом срок. Указали, что основания для изменения предмета иска или прекращения производства по делу отсутствуют. Кроме того, замечаний по форме и объему ранее представленных административным истцом сведений не поступало.
Представитель административного ответчика Государственной жилищной инспекции Тюменской области Белозерова М.В. в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в возражениях на административное исковое заявление. Полагала, что права административного истца не нарушены, оспариваемый приказ издан в пределах полномочий Государственной жилищной инспекции Тюменской области. Указала, что в соответствии со ст. 6.8 Закона Тюменской области от 05 июля 2007 года № 197 сведения должны предоставляться по формам, установленным органом государственного жилищного надзора. Полагает, что административный истец игнорирует требования Жилищного кодекса РФ.
Представитель заинтересованного лица Правительства Тюменской области Смакова Е.А. в судебном заседании указала, что в соответствии со ст. 172 Жилищного кодекса РФ установлено пять видов сведений, которые необходимо представить, установлены сроки и форма предоставления сведений. В соответствии со ст. 6.8 Закона Тюменской области от 05 июля 2007 года № 197 «О регулировании жилищных отношений в Тюменской области» информация предоставляется по формам, которые утверждены органами государственного жилищного надзора. Документ был опубликован на официальном сайте Государственной жилищной инспекции Тюменской области. Полагала, что права заявителя данным приказом не нарушены.
Прокурор Козырева М.В. при даче заключения указала, что имеются основания для прекращения производства по делу. Пояснила, что приказом Государственной жилищной инспекции Тюменской области от 26 ноября 2021 года № 0090-ОД/21-1 внесены изменения в приказ от 29 мая 2015 года № 0038-ОД/15, согласно которому Приложение № 2 к приказу № 0038-ОД/15 изложено в новой редакции. Отметила, что оспариваемый приказ в настоящее время утратил силу, кроме того к административному истцу не применялся.
Выслушав представителей административного истца ТСН «Орбита» - Новоселова П.А., Бузину А.А., представителя административного ответчика Государственной жилищной инспекции Тюменской области Белозерову М.В., представителя заинтересованного лица Правительства Тюменской области Смакову Е.А., заключение прокурора Козыревой М.В., исследовав материалы административного дела, суд полагает возможным прекратить производство по делу.
В силу части 6 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.
Согласно пунктам 11.1 и 13 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство в числе прочего регулирует отношения по поводу: формирования и использования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме; осуществления государственного жилищного надзора.
Подпункт «б» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» гласит, что законодательное регулирование по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации осуществляет законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 61 пункта 2 статьи 26.3 указанного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится осуществление регионального государственного жилищного надзора, регулирование отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, осуществление лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельностью по управлению многоквартирными домами.
По названным вопросам органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право, а также принимают государственные программы субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 26.3).
Полномочиями органа исполнительной власти Тюменской области на организацию и осуществление государственного жилищного надзора (органа государственного жилищного надзора) наделена Государственная жилищная инспекция Тюменской области (пункты 1.1, 2.1 Положения о Государственной жилищной инспекции Тюменской области, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 26 мая 2010 года № 147-п).
Согласно ч. 3 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; либо перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Товарищество собственников жилья, осуществляющее управление многоквартирным домом и созданное собственниками помещений в одном многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах может быть владельцем специального счета (пункт 1 части 2 статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации).
ТСН «Орбита» на основании протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <.......>, от 11 октября 2017 года является владельцем специального счета по формированию фонда капитального ремонта.
Согласно части 3 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и общими требованиями к организации и осуществлению государственного жилищного надзора, установленными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 172 Жилищного кодекса Российской Федерации владелец специального счета обязан представлять в орган государственного жилищного надзора в порядке и в сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, сведения о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере средств, поступивших в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере израсходованных средств на капитальный ремонт со специального счета, сведения о размере остатка средств на специальном счете, сведения о заключении договора займа и (или) кредитного договора на проведение капитального ремонта с приложением заверенных копий таких договоров.
В Тюменской области порядок накопления, учета и целевого использования денежных средств, предназначенных для проведения капитального ремонта урегулирован Законом Тюменской области от 05 июля 2000 года № 197 «О регулировании жилищных отношений в Тюменской области».
Согласно ч. 2 ст. 6.8 Закона Тюменской области от 05 июля 2007 года № 197 владелец специального счета обязан представлять в уполномоченный орган исполнительной власти Тюменской области, осуществляющий государственный жилищный надзор с ведения о размере средств, поступивших в качестве взносов на капитальный ремонт; сведения о размере остатка средств на специальном счете; сведения о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт; сведения о размере израсходованных средств на капитальный ремонт со специального счета; сведения о заключении договора займа и (или) кредитного договора на проведение капитального ремонта с приложением заверенных копий таких договоров.
Иных требований к порядку представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора сведений, предусмотренных частью 3 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации, законами Тюменской области не установлено.
Изложенное свидетельствует о том, что объем и характер сведений, которые владелец специального счета обязан представлять в орган государственного жилищного надзора, определены Жилищным кодексом Российской Федерации. К таким сведениям относятся, в частности, сведения о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере средств, поступивших в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере израсходованных средств на капитальный ремонт со специального счета, сведения о размере остатка средств на специальном счете, сведения о заключении договора займа и (или) кредитного договора на проведение капитального ремонта с приложением заверенных копий таких договоров.
При этом органы государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе изменять объем этих сведений, а устанавливают лишь порядок и сроки их представления. Причем порядок и сроки представления указанных сведений могут устанавливаться исключительно путем принятия законов субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, приказом Государственной жилищной инспекции Тюменской области № 0038-ОД/15 от 29 мая 2015 года утверждена форма предоставления сведений Региональным оператором и владельцами специальных счетов согласно Приложениям № 1 и № 2 (л.д. 78-79).
Приказом Инспекции № 0038-ОД/18 от 11 апреля 2018 года внесены изменения в Приказ № 0038-ОД/15 от 29 мая 2015 года, Приложение № 1 и № 2 изложены в новой редакции.
На момент рассмотрения спора оспариваемый административным истцом приказ Инспекции № 0038-ОД/15 от 29 мая 2015 года действует в редакции приказа Инспекции от 26 ноября 2021 года № 0090-ОД/21-1, которым исключены графы 3 (сведения об общей площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме) и 6 (сумма задолженности за отчетный период).
При таких обстоятельствах, оспариваемая часть нормативного правового акта прекратила свое действие. При этом административный истец не оспаривает нормативный правовой акт в новой редакции. Оспаривая приказ Государственной жилищной инспекции Тюменской области № 0038-ОД/15 от 29 мая 2015 года в не действующей редакции административный истец указывает на нарушение его прав, поскольку в период действия предыдущей редакции приказа ТСН «Орбита» было привлечено к административной ответственности по ст.19.7 КоАП РФ.
Однако постановлением мирового судьи судебного участка №1 Центрального судебного района города Тюмени от 29 марта 2021 года и постановление мирового судьи судебного участка №3 Центрального судебного района г.Тюмени от 16 июня 2021 года ТСН «Орбита» было привлечено к административной ответственности по ст.19.7 КоАП РФ. Основанием для привлечения к ответственности явилось не предоставление ТСН «Орбита» в Государственную жилищную инспекцию Тюменской области сведений о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт, сведений о размере средств, поступивших в качестве взносов на капитальный ремонт со специального счета, сведений размера остатка средств на специальном счете, сведений о заключении договора займа и (или) кредитного договора на проведение капитального ремонта с приложением заверенных копий таких договоров в нарушение ч.3 ст. 172 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст. 6.8 Закона Тюменской области от 05 июля 2000 года №107 «О регулировании жилищных отношений в Тюменской области».
Таким образом в указанных постановлениях мировых судей отсутствует указание на привлечение ТСН «Орбита» за непредставление сведений не по форме, утвержденной приказом Государственной жилищной инспекции Тюменской области № 0038-ОД/15 от 29 мая 2015 года. При этом в судебном заседании представитель административного истца Бузина А.А. подтвердила, что в направленных ТСН «Орбита» в Государственную жилищную инспекцию Тюменской области сведениях отсутствует указание на
сведения о заключении договора займа и (или) кредитного договора на проведение капитального ремонта.
В связи с чем признание судом недействующим приказа Государственной жилищной инспекции Тюменской области № 0038-ОД/15 от 29 мая 2015 года (в редакции от 11 апреля 2018 года) не повлечет каких либо юридически значимых обстоятельств для пересмотра вступивших в законную постановлений мировых судей Центрального судебного района г.Тюмени.
Следовательно, оспариваемые положения, не порождают правовых последствий, и в результате чего не могут повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод административного истца и других лиц, что указывает на отсутствие условий, с которыми статьи 208, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации связывают возможность рассмотрения по существу административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта.
Поскольку на момент рассмотрения дела в суде оспариваются недействующие положения нормативного правового акта, которые перестали затрагивать права и свободы административного истца, суд полагает, что имеются предусмотренные пунктом 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для прекращения производства по настоящему делу.
Руководствуясь статьями 194, 198, 199, 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
о п р е д е л и л:
Прекратить производство по делу по административному исковому заявлению Товарищества собственников недвижимости «Орбита» в лице председателя Новоселова В.П. к Государственной жилищной инспекции Тюменской области о признании недействующим приложения №2 «Сведения, предоставляемые владельцам специальных счетов (ТСЖ, ЖСК, СПК, УО)» о поступлении взносов на капитальный ремонт многоквартирных домов, собственники помещений которых формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, владельцами которого являются ТСЖ, ЖСК, СПК, УО к приказу от 29 мая 2015 года №0038-ОД/15 «Об утверждении форм предоставления сведений Региональным оператором и владельцами специальных счетов» в части обязательного предоставления сведений об общей площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и размере задолженности по взносам.
Разъяснить, что повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
На определение может быть подана частная жалоба во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Тюменский областной суд в течение пятнадцати дней со дня принятия определения.
Определение в окончательной форме составлено 28 декабря 2021 года.
Судья Тюменского областного суда А.В. Осипов