Решение по делу № 2-1816/2023 от 27.06.2023

Дело № 2-1816/2023

УИД

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 ноября 2023 года г.Озерск

Озёрский городской суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Гибадуллиной Ю.Р.,

при секретаре Бугреевой Д.С.,

с участием помощника прокурора Капленко Н.Н., представителя ответчика УЖКХ администрации ОГО Меньшениной И.В., выступающей на основании доверенности №5 от 25.09.2023, л.д.72, представителя третьего лица администрации ОГО Кутепова И.В., выступающего на основании доверенности №01-02-18/5 от 11.01.2023, л.д.31, представителя третьего лица Управления имущественных отношений ОГО Елькиной К.В., выступающей на основании доверенности №28-01-19/15 от 15.12.2022 г., л.д 84,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ЗАТО г.Озерск Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному многоотраслевому предприятию коммунального хозяйства, Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации Озерского городского округа о возложении обязанности по организации работ,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор ЗАТО г. Озерск Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Муниципальному унитарному многоотраслевому предприятию коммунального хозяйства (далее по тексту ММПКХ), Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации Озерского городского округа (УЖКХ администрации ОГО) о возложении обязанности по организации работ. С учетом уточнений своих требований просит возложить обязанности на ММПКХ и УЖКХ организовать работы по надлежащему обеспечению водоотведения канализационных вод из ливневого коллектора ДУ 1000 мм от НФС, расположенной в Поперечном переулке до оголовка выпуска в районе ГСК 109, за исключением участков сети от К-308 до К-310, от К-309 до К-312, от К-312 до К-318, от К-318 до К-321, а именно организовать очистку ливневого коллектора от мусора, сорных растений и растительности, твердых бытовых отходов (л.д.5-10, 68-69,82-83).

В обоснование иска указали, что прокуратурой ЗАТО г. Озерск в ходе рассмотрения обращения гражданина о нарушении законодательства об охране окружающей среде, водоотведении установлено, что в Озерском городском округе в районе насосно-фильтровальная станция (далее – НФС) – переулок Поперечный – улица Набережная (дома №№ 2, 4, 8) расположен ручей, в который в результате производственной деятельности ММПКХ попадают промывные воды с насосно-фильтровальной станции (далее – НФС). По информации, представленной ММПКХ на требование прокурора промывные воды системы водоподготовки посредством системы ливневых трубопроводов (К2) сбрасываются в промежуточный водоём в районе ул. Герцена. Попадание промывных вод в ручей, протекающий по пер. Поперечный обусловлен нарушением работы ливневой канализации из-за ее износа и разрушения труб.

В связи с выявленными нарушениями закона прокурором ЗАТО г. Озерск 09.03.2022 в адрес администрации Озерского городского округа внесено представление об устранении выявленных нарушения федерального законодательства.

В соответствии с ответом администрации Озерского городского округа на представление (исх. от 11.04.2022) попадание промывных вод в ручей, впадающий в озеро Иртяш, обусловлено переливом из приемного колодца ливневой канализации, а не разрушением или повреждением ее составляющих. Специалистами ММПКХ проведен визуальный осмотр видимых частей ливневой канализации, выражено мнение о неудовлетворительном состоянии ливневной канализации и необходимости привлечения специалистов муниципального казенного учреждения «Управление капитального строительства Озерского городского округа». В 2022 году запланировано проведение телеинспекционного исследования канализационного коллектора.

Из дополнительного ответа администрации Озерского городского округа на представление прокурора (исх. от 29.04.2022) следует, что 19.04.2022 специалистами ММПКХ и УЖКХ и Управления имущественных отношений администрации Озерского городского округа проведено комиссионное обследование ливневого коллектора ДУ 1000 мм от НФС, расположенной в Поперечном переулке, до оголовка выпуска в районе ГСК 109, протяженностью 3142 м. Комиссией установлено, что на всем протяжении коллектора смотровые колодцы находятся на подпоре с различной степенью заполнения колодцев водой, горловины колодцев выполнены из красного кирпича, который разрушается и попадает в лоток, трубопровод забился иловыми и песчаными отложениями. Принято решение о проведение телеинспекционного исследования канализационного коллектора.

С целью контроля устранения указанных в представлении нарушений федерального законодательства в адрес Главы Озерского городского округа 10.04.2023 направлено требование о предоставлении информации о проводимых работах по капитального ремонту и прочистке коллектора ливневой канализации в районе пер. Поперечный – ул. Набережная, д. 8 в г. Озерске Челябинской области (исх. /Исорг84-23).

Согласно ответа администрации Озерского городского округа от 14.04.2023 доведены лимиты бюджетных денежных средств в размере 2998900,00 на реализацию мероприятия «Восстановление пропускной способности трубы в г. Озерске Челябинской области» Предполагаемая дата проведения аукционной процедуры по заключению муниципального контракта ориентировочно май-июнь 2023 года.

Прокуратурой ЗАТО г. Озерск проведен мониторинг Единой информационной сети о закупках в сети «Интернет» по адресу https://zakupki.gov.ru/ по результатам которого установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ аукцион на заключение вышеназванного контракта не размещен.

Учитывая, что нарушения, выявленные в деятельности ММПКХ и УЖКХ администрации Озерского городского округа по содержанию сетей водоотведения не устранены, прокурор обратился в суд с настоящим иском.

В судебном заседании представитель истца- помощник прокурора Капленко Н.Н. на исковых требованиях с учетом уточнений настаивала, ссылаясь на обстоятельства, изложенные выше, а также дополнив, что в соответствии со схемой водоснабжения и водоотведения Озерского городского округа Челябинской области на 2013 - 2023 годы, утвержденной постановлением администрации Озерского городского округа № 2098 от 04.07.2014, озеро Иртяш является единственным источником питьевого водоснабжения г. Озерска. В нарушение ст. 44 ВК РФ на территории округа по причине нефункционирующей системы водоотведения допускается сброс сточных (промывных) вод непосредственно в озеро Иртяш. Считает, что надлежащими ответчиками по делу являются ММПКХ и УЖКХ администрации Озерского городского округа. Заявленная сеть ливневой канализации от НФС до оголовка выпуска в районе ГСК 109 условно разделена на 3 участка, два из которых переданы в эксплуатацию ММПКХ как бесхозяйные объекты, третья часть на основании постановления администрации ОГО закреплена за ММПКХ на праве хозяйственного ведения. В связи с чем, ММПКХ отвечает за содержание сетей. Кроме того, Положением об УЖКХ, утвержденным решением Собрания депутатов Озерского городского округа Челябинской области от 19.10.2011 №164, УЖКХ является отраслевым (функциональным) органом администрации Озерского городского округа, созданным Озерским городским округом в целях обеспечения реализации полномочий администрации Озерского городского округа в сфере организации на территории ОГО водоснабжения населения и водоотведения, Управление имеет статус юридического лица, обладает всеми его правами, имеет самостоятельный баланс, круглую печать с изображением герба Озерского городского округа, штампы и бланки со своим наименованием, открывает лицевые счета в соответствии с законодательством РФ, Управление от своего имени вправе приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, выступать истцом и ответчиком в суде. За период нахождения дела в производстве между МКУ «УКС Озерского городского округа» и ООО «Уральская коммунально-строительная компания» были заключены муниципальные контракты и выполнены работы по восстановлению пропускной способности трубопровода наружных сетей канализации пер.Поперечный д.7 до ГСК 109 на участках от К-312 до К-318, от К-318 до 319, от К-308 до К-310, от К-319 до К-321.

Представитель ответчика – УЖКХ администрации Озерского городского округа Челябинской области Меньшенина Е.В. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что УЖКХ является ненадлежащим ответчиком, поскольку ФЗ №416-ФЗ от 07.12.2011 г. «О водоснабжении и водоотведении», ФЗ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Уставом Озерского городского округа к полномочиям администрации ОГО относится организация электро-, тепло-, газо и водоснабжения населения, водоотведении, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством. Кроме того, полагает, что надлежащим ответчиком является ММПКХ, к которому переданы сети ливневой канализации и именно ММПКХ должен содержать сети в надлежащем состоянии. ММПКХ, оказывая данную услугу получает плату с населения в отличие от УЖКХ.

Ответчик ММПКХ своего представителя в суд не направил, представил отзыв, в котором исковые требования не признал указав, что в соответствии с ФЗ №131-ФЗ организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ относится к вопросам местного значения городского округа. Согласно ч.2 ст.7 ФЗ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа. В соответствии с ч.1 ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов относится организация водоснабжения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение своих обязательств. В соответствии с п.2 ст.2 ФЗ от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоотведением является прием, транспортировка, очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. Таким образом, администрация ОГО в силу закона несет ответственность за состояние самотечной ливневой канализации (л.д.40).

Представитель третьего лица – администрации ОГО Кутепов И.В. и представитель Управления имущественных отношений администрации ОГО Елькина К.В. просили удовлетворить исковые требования к ММПКХ, указав, что именно ММПКХ является надлежащим ответчиком, которому сети ливневой канализации от НФС до ГСК -109 передана в эксплуатацию.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд удовлетворяет исковые требования прокурора.

Судом установлено, что в Озерском городском округе в районе насосно-фильтровальной станции (НФС) – переулок Поперечный- улица Набережная (дома №№2,4,8) расположен ручей, в который в результате производственной деятельности ММПКХ попадают промывные воды с НФС, что обусловлено нарушением работы ливневой канализации из-за ее износа и разрушения труб.

Данное обстоятельство подтверждается ответами администрации Озерского городского округа от 11.04.2022 (л.д.16-19) и от 29.04.2022 прокурору ЗАТО г.Озерска Челябинской области (л.д.23-24).

В судебном заседании данное обстоятельство не оспаривалось ни ответчиками, ни третьими лицами.

Более того, в период нахождения настоящего дела в производстве суда на основании муниципальных контрактов, заключенных между МКУ «УКС Озерского городского округа» (заказчик) и ООО «Уральская коммунально-строительная компания» (подрядчик) частично выполнены работы по восстановлению пропускной способности трубопровода наружных сетей канализации пер.Поперечный д.7 до ГСК 109 г.Озерск, Челябинская область, в частности по муниципальному контракту от 23.08.2023 -МК выполнены работы на участке от К-312 до К-318, по муниципальному контракту от 25.09.2023 выполнены работы на участке от К-318 до К-319; по муниципальному контракту от 25.09.2023 выполнены работы на участке от К-308 до К-310 и от К-309 до К-312, по муниципальному контракту от 12.10.2023 выполнены работы на участке от К-319 до К-321.

В силу пункта 1 статьи 43.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» при эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды.

В соответствии ст. ст. 1, 3, 7 и 43 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10 января 2002 года охрана окружающей среды это деятельность, в том числе, юридических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий. Хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе таких принципов, как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Согласно письму Министерства природы России от 10.10.2016
-ОГ в соответствии с действующим законодательством хозяйственная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы обеспечивалась минимизация поступления загрязняющих веществ в окружающую среду. С целью охраны окружающей среды сброс сточных вод должен быть организован непосредственно в водный объект либо в системы водоотведения.

Согласно п. 19 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) сточные воды – дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.

В силу положений ст. 44 ВК РФ использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды. Запрещается сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, расположенные в границах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

В соответствии со схемой водоснабжения и водоотведения Озерского городского округа Челябинской области на 2013-2023 годы, утвержденной постановлением администрации Озерского городского округа №2098 от 04.07.2014 года, озеро Иртяш является единственным источником питьевого водоснабжения.

В нарушение вышеуказанных норм по причине нефункционирующей системы водоотведения допускается сброс сточных (промывных) вод непосредственно в озеро Иртяш.

В связи с чем, усматривается нарушение требований законодательства в области охраны окружающей среды, а именно допускается сброс сточных (промывных) вод непосредственно в озеро Иртяш по причине ненадлежащего содержания сетей ливневой канализации от НФС до ГСК 109, расположенных в г.Озерск Челябинской области.

Согласно пункту 5 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 №416 –ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией.

Постановлением администрации Озерского городского округа от 20.10.2015 года единой гарантирующей организацией по водоснабжению и водоотведению на территории г.Озерска определено муниципальное унитарное многоотраслевое предприятие коммунального хозяйства (ММПКХ).

Судом установлено, что спорная сеть ливневой канализации от НФС до ГСК 109, расположенная в г.Озерск Челябинской области, состоит из трех отрезков, а именно:

сеть ливневой канализации К2 от НФС до врезки в коллектор d-1000 мм в районе ул.Набережная, 1 протяженностью 515 м, КН: , расположенная по адресу: РФ, <адрес> (участок сети №1); Указанный участок согласно постановления администрации Озерского городского округа от 15.07.2021 №1927 «О передаче в эксплуатацию бесхозяйного объекта» и акта приема-передачи к постановлению был передан в эксплуатацию ММПКХ как бесхозяйный объект (л.д.67). В Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и с ним поставлен на учет, как бесхозяйный объект недвижимого имущества 02.09.2022 года (л.д.108). Право муниципальной собственности Озерского городского округа зарегистрировано 31.05.2023 года. Осуществляются мероприятия по передаче данной сети из состава казны Озерского городского округа на баланс ММПКХ (л.д.109-111);

наружная сеть канализации К2 1000 мм по ул.Набережная от колодца 92 до колодца 661, протяженностью 2364 м, КН: , расположенная по адресу: РФ, <адрес> (участок сети №2). Указанный участок согласно постановлению администрации Озерского городского округа от 14.04.2022 №1067 «О передаче в эксплуатацию бесхозяйный объектов» и акта приема-передачи к постановлениям был передан в ММПКХ в эксплуатацию как бесхозяйный объект. В Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним как бесхозяйный объект поставлен на учет 13.04.2023 года (л.д.113-119);

сети ливневой канализации, протяженностью 265 м КН: , расположенная по адресу: <адрес> (участок сети №3). На указанный участок 25 января 2017 года за зарегистрировано право муниципальной собственности Озерского городского округа. Согласно постановлению администрации Озерского городского округа от 16.10.2019 №2563 «О передаче имущества», приказа Управления имущественных отношений от 31.12.2019 №610 «О передаче имущества» и акта приема-передачи к нему объект был передан из состава казны в хозяйственное ведение ММПКХ (л.д.123-127).

При этом, сеть ливневой канализации К2 от НФС до врезки в коллектор d-1000 мм в районе ул.Набережная, 1, является одним из участков сети ливневой канализации, расположенной от НФС до ГСК-109.

Таким образом, установлено, что сеть ливневой канализации от НФС до ГСК 109, расположенная в г.Озерск Челябинской области передана ММПКХ, как единой гарантирующей организации по водоснабжению и водоотведению на территории Озерского городского округа.

В соответствии с пунктом 3.2 Устава ММПКХ, утвержденного постановлением администрации Озерского городского округа от 16 июля 2014 №2214 предприятие создано в целях решения вопросов местного значения по организации в границах Озерского городского округа электро-, тепло-, водоснабжения населения, водоотведения, а также для решения социальных задач и получения прибыли.

Согласно пункту 3.3 Устава к основным видам деятельности предприятия отнесены в том числе сбор и очистка воды, распределение воды и удаление и переработка сточных вод.

В связи с чем, ММПКХ является надлежащим ответчиком по делу, на которую возлагается обязанность по организации работы по надлежащему обеспечению водоотведения канализационных вод из ливневого коллектора ДУ 1000мм от НФС, расположенной в Поперечном переулке до оголовка выпуска в районе ГСК 109.

Кроме того, в соответствии с Положением об Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации Озерского городского округа Челябинской области, УЖКХ администрации ОГО является отраслевым (функциональным) органом администрации Озерского городского округа, созданным Озерским городским округом в целях обеспечения реализации полномочий администрации Озерского городского округа в сфере организации на территории Озерского городского округа электро-., тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, в сфере жилищных отношений, в том числе в сфере управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом в соответствии с муниципальными правовыми актами Озерского городского округа (пункт 1).

Управление имеет статус юридического лица, обладает всеми его правами, имеет самостоятельный баланс, круглую печать с изображением герба Озерского городского округа, штампы и бланки со своим наименованием, открывает лицевые счета в соответствии с законодательством РФ. Управление от своего имени вправе приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, выступать истцом и ответчиком в суде, осуществлять иные права в соответствии с действующим законодательством РФ.

Пунктами 1, 4 и 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ) закреплено, что одними из целей, на достижение которых направления государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения, являются: охрана здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона
№ 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Поскольку в судебном заседании установлено, что ММПКХ ненадлежащим образом осуществляет обязательство по организации работы по надлежащему обеспечению водоотведения канализационных вод, а Управлением жилищно-коммунального хозяйства, как органом созданным администрацией ОГО в целях обеспечения реализации полномочий администрации ОГО в сфере организации на территории Озерского городского округа водоснабжения населения и водоотведения, также не предприняты меры по надлежащему обеспечению водоотведения канализационных вод, исковые требования прокурора обоснованно заявлены к УЖКХ и подлежат удовлетворению так же как к ММПКХ.

Доказательств, свидетельствующих о том, что УЖКХ администрации Озерского городского округа приняты в соответствии с вышеуказанными требованиями федерального законодательства меры по организации водоотведения, в материалы дела не представлено. Так же как не представлено доказательств того, что принятые ответчиками меры к организации водоотведения обеспечили такую степень безопасности окружающей среды, которая бы обеспечила отсутствие негативного воздействия на окружающую среду, жизнь и здоровье людей. Те меры, которые предприняты администрацией для улучшения пропускной способности трубопровода наружных сетей канализации, являются недостаточными и не свидетельствуют онадлежащем обеспечении водоотведения канализационных вод.

Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора ЗАТО г.Озерск Челябинской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к ММПКХ, УЖКХ администрации Озерского городского округа удовлетворить.

Возложить на Муниципальное унитарное многоотраслевое предприятие коммунального хозяйства, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации ОГО обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать работы по надлежащему обеспечению водоотведения канализационных вод из ливневого коллектора ДУ 1000мм от НФС, расположенной в Поперечном переулке до оголовка выпуска в районе ГСК 109, за исключением участков сети от К-308 до К-310, от К-309 до К-312, от К-312 до К-318, от К-318 до К-321.

Решение суда может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Озерский городской суд Челябинской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий - Гибадуллина Ю.Р.

Мотивированное решение изготовлено 06 декабря 2023 года

<>

<>

<>

<>

<>

<>

Дело № 2-1816/2023

УИД

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 ноября 2023 года г.Озерск

Озёрский городской суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Гибадуллиной Ю.Р.,

при секретаре Бугреевой Д.С.,

с участием помощника прокурора Капленко Н.Н., представителя ответчика УЖКХ администрации ОГО Меньшениной И.В., выступающей на основании доверенности №5 от 25.09.2023, л.д.72, представителя третьего лица администрации ОГО Кутепова И.В., выступающего на основании доверенности №01-02-18/5 от 11.01.2023, л.д.31, представителя третьего лица Управления имущественных отношений ОГО Елькиной К.В., выступающей на основании доверенности №28-01-19/15 от 15.12.2022 г., л.д 84,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ЗАТО г.Озерск Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному многоотраслевому предприятию коммунального хозяйства, Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации Озерского городского округа о возложении обязанности по организации работ,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор ЗАТО г. Озерск Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Муниципальному унитарному многоотраслевому предприятию коммунального хозяйства (далее по тексту ММПКХ), Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации Озерского городского округа (УЖКХ администрации ОГО) о возложении обязанности по организации работ. С учетом уточнений своих требований просит возложить обязанности на ММПКХ и УЖКХ организовать работы по надлежащему обеспечению водоотведения канализационных вод из ливневого коллектора ДУ 1000 мм от НФС, расположенной в Поперечном переулке до оголовка выпуска в районе ГСК 109, за исключением участков сети от К-308 до К-310, от К-309 до К-312, от К-312 до К-318, от К-318 до К-321, а именно организовать очистку ливневого коллектора от мусора, сорных растений и растительности, твердых бытовых отходов (л.д.5-10, 68-69,82-83).

В обоснование иска указали, что прокуратурой ЗАТО г. Озерск в ходе рассмотрения обращения гражданина о нарушении законодательства об охране окружающей среде, водоотведении установлено, что в Озерском городском округе в районе насосно-фильтровальная станция (далее – НФС) – переулок Поперечный – улица Набережная (дома №№ 2, 4, 8) расположен ручей, в который в результате производственной деятельности ММПКХ попадают промывные воды с насосно-фильтровальной станции (далее – НФС). По информации, представленной ММПКХ на требование прокурора промывные воды системы водоподготовки посредством системы ливневых трубопроводов (К2) сбрасываются в промежуточный водоём в районе ул. Герцена. Попадание промывных вод в ручей, протекающий по пер. Поперечный обусловлен нарушением работы ливневой канализации из-за ее износа и разрушения труб.

В связи с выявленными нарушениями закона прокурором ЗАТО г. Озерск 09.03.2022 в адрес администрации Озерского городского округа внесено представление об устранении выявленных нарушения федерального законодательства.

В соответствии с ответом администрации Озерского городского округа на представление (исх. от 11.04.2022) попадание промывных вод в ручей, впадающий в озеро Иртяш, обусловлено переливом из приемного колодца ливневой канализации, а не разрушением или повреждением ее составляющих. Специалистами ММПКХ проведен визуальный осмотр видимых частей ливневой канализации, выражено мнение о неудовлетворительном состоянии ливневной канализации и необходимости привлечения специалистов муниципального казенного учреждения «Управление капитального строительства Озерского городского округа». В 2022 году запланировано проведение телеинспекционного исследования канализационного коллектора.

Из дополнительного ответа администрации Озерского городского округа на представление прокурора (исх. от 29.04.2022) следует, что 19.04.2022 специалистами ММПКХ и УЖКХ и Управления имущественных отношений администрации Озерского городского округа проведено комиссионное обследование ливневого коллектора ДУ 1000 мм от НФС, расположенной в Поперечном переулке, до оголовка выпуска в районе ГСК 109, протяженностью 3142 м. Комиссией установлено, что на всем протяжении коллектора смотровые колодцы находятся на подпоре с различной степенью заполнения колодцев водой, горловины колодцев выполнены из красного кирпича, который разрушается и попадает в лоток, трубопровод забился иловыми и песчаными отложениями. Принято решение о проведение телеинспекционного исследования канализационного коллектора.

С целью контроля устранения указанных в представлении нарушений федерального законодательства в адрес Главы Озерского городского округа 10.04.2023 направлено требование о предоставлении информации о проводимых работах по капитального ремонту и прочистке коллектора ливневой канализации в районе пер. Поперечный – ул. Набережная, д. 8 в г. Озерске Челябинской области (исх. /Исорг84-23).

Согласно ответа администрации Озерского городского округа от 14.04.2023 доведены лимиты бюджетных денежных средств в размере 2998900,00 на реализацию мероприятия «Восстановление пропускной способности трубы в г. Озерске Челябинской области» Предполагаемая дата проведения аукционной процедуры по заключению муниципального контракта ориентировочно май-июнь 2023 года.

Прокуратурой ЗАТО г. Озерск проведен мониторинг Единой информационной сети о закупках в сети «Интернет» по адресу https://zakupki.gov.ru/ по результатам которого установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ аукцион на заключение вышеназванного контракта не размещен.

Учитывая, что нарушения, выявленные в деятельности ММПКХ и УЖКХ администрации Озерского городского округа по содержанию сетей водоотведения не устранены, прокурор обратился в суд с настоящим иском.

В судебном заседании представитель истца- помощник прокурора Капленко Н.Н. на исковых требованиях с учетом уточнений настаивала, ссылаясь на обстоятельства, изложенные выше, а также дополнив, что в соответствии со схемой водоснабжения и водоотведения Озерского городского округа Челябинской области на 2013 - 2023 годы, утвержденной постановлением администрации Озерского городского округа № 2098 от 04.07.2014, озеро Иртяш является единственным источником питьевого водоснабжения г. Озерска. В нарушение ст. 44 ВК РФ на территории округа по причине нефункционирующей системы водоотведения допускается сброс сточных (промывных) вод непосредственно в озеро Иртяш. Считает, что надлежащими ответчиками по делу являются ММПКХ и УЖКХ администрации Озерского городского округа. Заявленная сеть ливневой канализации от НФС до оголовка выпуска в районе ГСК 109 условно разделена на 3 участка, два из которых переданы в эксплуатацию ММПКХ как бесхозяйные объекты, третья часть на основании постановления администрации ОГО закреплена за ММПКХ на праве хозяйственного ведения. В связи с чем, ММПКХ отвечает за содержание сетей. Кроме того, Положением об УЖКХ, утвержденным решением Собрания депутатов Озерского городского округа Челябинской области от 19.10.2011 №164, УЖКХ является отраслевым (функциональным) органом администрации Озерского городского округа, созданным Озерским городским округом в целях обеспечения реализации полномочий администрации Озерского городского округа в сфере организации на территории ОГО водоснабжения населения и водоотведения, Управление имеет статус юридического лица, обладает всеми его правами, имеет самостоятельный баланс, круглую печать с изображением герба Озерского городского округа, штампы и бланки со своим наименованием, открывает лицевые счета в соответствии с законодательством РФ, Управление от своего имени вправе приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, выступать истцом и ответчиком в суде. За период нахождения дела в производстве между МКУ «УКС Озерского городского округа» и ООО «Уральская коммунально-строительная компания» были заключены муниципальные контракты и выполнены работы по восстановлению пропускной способности трубопровода наружных сетей канализации пер.Поперечный д.7 до ГСК 109 на участках от К-312 до К-318, от К-318 до 319, от К-308 до К-310, от К-319 до К-321.

Представитель ответчика – УЖКХ администрации Озерского городского округа Челябинской области Меньшенина Е.В. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что УЖКХ является ненадлежащим ответчиком, поскольку ФЗ №416-ФЗ от 07.12.2011 г. «О водоснабжении и водоотведении», ФЗ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Уставом Озерского городского округа к полномочиям администрации ОГО относится организация электро-, тепло-, газо и водоснабжения населения, водоотведении, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством. Кроме того, полагает, что надлежащим ответчиком является ММПКХ, к которому переданы сети ливневой канализации и именно ММПКХ должен содержать сети в надлежащем состоянии. ММПКХ, оказывая данную услугу получает плату с населения в отличие от УЖКХ.

Ответчик ММПКХ своего представителя в суд не направил, представил отзыв, в котором исковые требования не признал указав, что в соответствии с ФЗ №131-ФЗ организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ относится к вопросам местного значения городского округа. Согласно ч.2 ст.7 ФЗ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа. В соответствии с ч.1 ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов относится организация водоснабжения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение своих обязательств. В соответствии с п.2 ст.2 ФЗ от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоотведением является прием, транспортировка, очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. Таким образом, администрация ОГО в силу закона несет ответственность за состояние самотечной ливневой канализации (л.д.40).

Представитель третьего лица – администрации ОГО Кутепов И.В. и представитель Управления имущественных отношений администрации ОГО Елькина К.В. просили удовлетворить исковые требования к ММПКХ, указав, что именно ММПКХ является надлежащим ответчиком, которому сети ливневой канализации от НФС до ГСК -109 передана в эксплуатацию.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд удовлетворяет исковые требования прокурора.

Судом установлено, что в Озерском городском округе в районе насосно-фильтровальной станции (НФС) – переулок Поперечный- улица Набережная (дома №№2,4,8) расположен ручей, в который в результате производственной деятельности ММПКХ попадают промывные воды с НФС, что обусловлено нарушением работы ливневой канализации из-за ее износа и разрушения труб.

Данное обстоятельство подтверждается ответами администрации Озерского городского округа от 11.04.2022 (л.д.16-19) и от 29.04.2022 прокурору ЗАТО г.Озерска Челябинской области (л.д.23-24).

В судебном заседании данное обстоятельство не оспаривалось ни ответчиками, ни третьими лицами.

Более того, в период нахождения настоящего дела в производстве суда на основании муниципальных контрактов, заключенных между МКУ «УКС Озерского городского округа» (заказчик) и ООО «Уральская коммунально-строительная компания» (подрядчик) частично выполнены работы по восстановлению пропускной способности трубопровода наружных сетей канализации пер.Поперечный д.7 до ГСК 109 г.Озерск, Челябинская область, в частности по муниципальному контракту от 23.08.2023 -МК выполнены работы на участке от К-312 до К-318, по муниципальному контракту от 25.09.2023 выполнены работы на участке от К-318 до К-319; по муниципальному контракту от 25.09.2023 выполнены работы на участке от К-308 до К-310 и от К-309 до К-312, по муниципальному контракту от 12.10.2023 выполнены работы на участке от К-319 до К-321.

В силу пункта 1 статьи 43.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» при эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды.

В соответствии ст. ст. 1, 3, 7 и 43 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10 января 2002 года охрана окружающей среды это деятельность, в том числе, юридических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий. Хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе таких принципов, как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Согласно письму Министерства природы России от 10.10.2016
-ОГ в соответствии с действующим законодательством хозяйственная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы обеспечивалась минимизация поступления загрязняющих веществ в окружающую среду. С целью охраны окружающей среды сброс сточных вод должен быть организован непосредственно в водный объект либо в системы водоотведения.

Согласно п. 19 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) сточные воды – дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.

В силу положений ст. 44 ВК РФ использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды. Запрещается сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, расположенные в границах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

В соответствии со схемой водоснабжения и водоотведения Озерского городского округа Челябинской области на 2013-2023 годы, утвержденной постановлением администрации Озерского городского округа №2098 от 04.07.2014 года, озеро Иртяш является единственным источником питьевого водоснабжения.

В нарушение вышеуказанных норм по причине нефункционирующей системы водоотведения допускается сброс сточных (промывных) вод непосредственно в озеро Иртяш.

В связи с чем, усматривается нарушение требований законодательства в области охраны окружающей среды, а именно допускается сброс сточных (промывных) вод непосредственно в озеро Иртяш по причине ненадлежащего содержания сетей ливневой канализации от НФС до ГСК 109, расположенных в г.Озерск Челябинской области.

Согласно пункту 5 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 №416 –ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией.

Постановлением администрации Озерского городского округа от 20.10.2015 года единой гарантирующей организацией по водоснабжению и водоотведению на территории г.Озерска определено муниципальное унитарное многоотраслевое предприятие коммунального хозяйства (ММПКХ).

Судом установлено, что спорная сеть ливневой канализации от НФС до ГСК 109, расположенная в г.Озерск Челябинской области, состоит из трех отрезков, а именно:

сеть ливневой канализации К2 от НФС до врезки в коллектор d-1000 мм в районе ул.Набережная, 1 протяженностью 515 м, КН: , расположенная по адресу: РФ, <адрес> (участок сети №1); Указанный участок согласно постановления администрации Озерского городского округа от 15.07.2021 №1927 «О передаче в эксплуатацию бесхозяйного объекта» и акта приема-передачи к постановлению был передан в эксплуатацию ММПКХ как бесхозяйный объект (л.д.67). В Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и с ним поставлен на учет, как бесхозяйный объект недвижимого имущества 02.09.2022 года (л.д.108). Право муниципальной собственности Озерского городского округа зарегистрировано 31.05.2023 года. Осуществляются мероприятия по передаче данной сети из состава казны Озерского городского округа на баланс ММПКХ (л.д.109-111);

наружная сеть канализации К2 1000 мм по ул.Набережная от колодца 92 до колодца 661, протяженностью 2364 м, КН: , расположенная по адресу: РФ, <адрес> (участок сети №2). Указанный участок согласно постановлению администрации Озерского городского округа от 14.04.2022 №1067 «О передаче в эксплуатацию бесхозяйный объектов» и акта приема-передачи к постановлениям был передан в ММПКХ в эксплуатацию как бесхозяйный объект. В Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним как бесхозяйный объект поставлен на учет 13.04.2023 года (л.д.113-119);

сети ливневой канализации, протяженностью 265 м КН: , расположенная по адресу: <адрес> (участок сети №3). На указанный участок 25 января 2017 года за зарегистрировано право муниципальной собственности Озерского городского округа. Согласно постановлению администрации Озерского городского округа от 16.10.2019 №2563 «О передаче имущества», приказа Управления имущественных отношений от 31.12.2019 №610 «О передаче имущества» и акта приема-передачи к нему объект был передан из состава казны в хозяйственное ведение ММПКХ (л.д.123-127).

При этом, сеть ливневой канализации К2 от НФС до врезки в коллектор d-1000 мм в районе ул.Набережная, 1, является одним из участков сети ливневой канализации, расположенной от НФС до ГСК-109.

Таким образом, установлено, что сеть ливневой канализации от НФС до ГСК 109, расположенная в г.Озерск Челябинской области передана ММПКХ, как единой гарантирующей организации по водоснабжению и водоотведению на территории Озерского городского округа.

В соответствии с пунктом 3.2 Устава ММПКХ, утвержденного постановлением администрации Озерского городского округа от 16 июля 2014 №2214 предприятие создано в целях решения вопросов местного значения по организации в границах Озерского городского округа электро-, тепло-, водоснабжения населения, водоотведения, а также для решения социальных задач и получения прибыли.

Согласно пункту 3.3 Устава к основным видам деятельности предприятия отнесены в том числе сбор и очистка воды, распределение воды и удаление и переработка сточных вод.

В связи с чем, ММПКХ является надлежащим ответчиком по делу, на которую возлагается обязанность по организации работы по надлежащему обеспечению водоотведения канализационных вод из ливневого коллектора ДУ 1000мм от НФС, расположенной в Поперечном переулке до оголовка выпуска в районе ГСК 109.

Кроме того, в соответствии с Положением об Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации Озерского городского округа Челябинской области, УЖКХ администрации ОГО является отраслевым (функциональным) органом администрации Озерского городского округа, созданным Озерским городским округом в целях обеспечения реализации полномочий администрации Озерского городского округа в сфере организации на территории Озерского городского округа электро-., тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, в сфере жилищных отношений, в том числе в сфере управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом в соответствии с муниципальными правовыми актами Озерского городского округа (пункт 1).

Управление имеет статус юридического лица, обладает всеми его правами, имеет самостоятельный баланс, круглую печать с изображением герба Озерского городского округа, штампы и бланки со своим наименованием, открывает лицевые счета в соответствии с законодательством РФ. Управление от своего имени вправе приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, выступать истцом и ответчиком в суде, осуществлять иные права в соответствии с действующим законодательством РФ.

Пунктами 1, 4 и 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ) закреплено, что одними из целей, на достижение которых направления государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения, являются: охрана здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона
№ 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Поскольку в судебном заседании установлено, что ММПКХ ненадлежащим образом осуществляет обязательство по организации работы по надлежащему обеспечению водоотведения канализационных вод, а Управлением жилищно-коммунального хозяйства, как органом созданным администрацией ОГО в целях обеспечения реализации полномочий администрации ОГО в сфере организации на территории Озерского городского округа водоснабжения населения и водоотведения, также не предприняты меры по надлежащему обеспечению водоотведения канализационных вод, исковые требования прокурора обоснованно заявлены к УЖКХ и подлежат удовлетворению так же как к ММПКХ.

Доказательств, свидетельствующих о том, что УЖКХ администрации Озерского городского округа приняты в соответствии с вышеуказанными требованиями федерального законодательства меры по организации водоотведения, в материалы дела не представлено. Так же как не представлено доказательств того, что принятые ответчиками меры к организации водоотведения обеспечили такую степень безопасности окружающей среды, которая бы обеспечила отсутствие негативного воздействия на окружающую среду, жизнь и здоровье людей. Те меры, которые предприняты администрацией для улучшения пропускной способности трубопровода наружных сетей канализации, являются недостаточными и не свидетельствуют онадлежащем обеспечении водоотведения канализационных вод.

Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора ЗАТО г.Озерск Челябинской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к ММПКХ, УЖКХ администрации Озерского городского округа удовлетворить.

Возложить на Муниципальное унитарное многоотраслевое предприятие коммунального хозяйства, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации ОГО обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать работы по надлежащему обеспечению водоотведения канализационных вод из ливневого коллектора ДУ 1000мм от НФС, расположенной в Поперечном переулке до оголовка выпуска в районе ГСК 109, за исключением участков сети от К-308 до К-310, от К-309 до К-312, от К-312 до К-318, от К-318 до К-321.

Решение суда может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Озерский городской суд Челябинской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий - Гибадуллина Ю.Р.

Мотивированное решение изготовлено 06 декабря 2023 года

<>

<>

<>

<>

<>

<>

2-1816/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор ЗАТО г. Озерск
Ответчики
УЖКХ администрации ОГО
ММПКХ
Другие
Управление Имущественных отношений Администрации ОГО
Администрация Озерского городского округа
Суд
Озерский городской суд Челябинской области
Судья
Гибадуллина Ю.Р.
Дело на странице суда
ozersk.chel.sudrf.ru
27.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.06.2023Передача материалов судье
03.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.07.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
24.07.2023Предварительное судебное заседание
24.08.2023Судебное заседание
19.09.2023Судебное заседание
16.11.2023Судебное заседание
30.11.2023Судебное заседание
06.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее