Копия № 2-11056/2024
УИД 24RS0048-01-2024-010414-82
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 сентября 2024 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска края в составе:
председательствующего - судьи Заверуха О.С.
при секретаре – Огневой А.А.,
с участием представителя ответчика – Четверикова П.А., доверенность от 28.12.2023г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лобановой Анны Валерьевны к ОСФР по Красноярскому краю о восстановлении права на дополнительные меры государственной поддержки – средства материнского (семейного) капитала,
УСТАНОВИЛ:
Лобанова А.В. обратилась в суд с иском к ОСФР по Красноярскому краю о восстановлении права на дополнительные меры государственной поддержки – средства материнского (семейного) капитала. Требования мотивированы тем, что 17.06.2008г. Лобановой А.В. выдан сертификат на материнский (семейный) капитал в связи с рождением второго ребенка. 16.08.2016г. Лобановой А.В. с использованием средств материнского капитала приобретена квартира, расположенная по адресу: Красноярский <адрес>. 01.11.2016г. денежные средства в размере 419 779,15 руб. переведены продавцу указанной квартиры. Лобанова А.В., не оформив жилое помещение в общую долевую собственность детей, продала указанную квартиру. Решением Ермаковского районного суда г. Красноярска от 07.12.2018г. с Лобановой А.В. в пользу ОПФР по Красноярскому краю взысканы денежные средства в размере 419 779,15 руб., поскольку денежные средства использованы Лобановой А.В. не в установленных законом целях. Решение суда Лобановой А.В. исполнено в полном объеме, денежные средства возвращены в федеральный бюджет. Просит суд восстановить право на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала.
В судебное заседание истец Лобанова А.В. не явилась, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещена своевременно и надлежащим образом, в исковом заявлении просит о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика ОСФР по Красноярскому краю Четвериков П.А., действующий на основании доверенности от 28.12.2023г., в судебном заседании не возражал против удовлетворения иска, пояснив, что согласно позиции Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2016г. «Обзор судебных практик по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал», восстановление в праве на дополнительные меры государственной поддержки осуществляется на основании: возврата ранее перечисленных средств (части средств) материнского (семейного) капитала и судебного решения о восстановлении в праве на дополнительные меры государственной поддержки и учету возвращенных средств в финансовой части индивидуального лицевого счета. Таким образом, ввиду того, что законодательного не урегулирован, вопрос о возврате средств материнского капитала в данной ситуации возможен только на основании решения суда.
Суд, с учетом мнения представителя ответчика, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (часть 1 статьи 39). Конкретные меры социальной поддержки семьи и детей, в соответствии с частью 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В целях создания условий, обеспечивающих семьям, имеющим детей, достойную жизнь, Федеральным законом от 29.12.2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» установлены дополнительные меры государственной поддержки этих семей, право на получение которых согласно пункту 1 части 1 статьи 3 указанного Закона возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, в том числе у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка, начиная с 01.01.2007 года, независимо от места их жительства.
Согласно части 7 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (в редакции, действующей на дату выдачи истцу сертификата на материнский (семейный) капитал – 15.08.2013г.) право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, за исключением случая, предусмотренного частью 6.1 статьи 7 настоящего Федерального закона.
В силу части 3 статьи 7 указанного Федерального закона лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям: улучшение жилищных условий; получение образования ребенком (детьми); формирование накопительной пенсии для женщин, перечисленных в пунктах 1, 2 и 4 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона; приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов; получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) ребенка до достижения им возраста трех лет (далее также - ежемесячная выплата).
В удовлетворении заявления о распоряжении может быть отказано в случае: прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным частями 3, 4 и 6 статьи 3 настоящего Федерального закона; нарушения установленного порядка подачи заявления о распоряжении; указания в заявлении о распоряжении направления использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала, не предусмотренного настоящим Федеральным законом; указания в заявлении о распоряжении суммы (ее частей в совокупности), превышающей полный объем средств материнского (семейного) капитала, распорядиться которым вправе лицо, подавшее заявление о распоряжении; ограничения лица, указанного в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, в родительских правах в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, на дату вынесения решения по заявлению о распоряжении, поданному указанным лицом (до момента отмены ограничения в родительских правах в установленном порядке); отобрания ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, у лица, указанного в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации (на период отобрания ребенка); несоответствия организации, с которой заключен договор займа на приобретение (строительство) жилого помещения, требованиям, установленным частью 7 статьи 10 настоящего Федерального закона, а также несоблюдения условия, установленного частью 8 статьи 10 настоящего Федерального закона; наличия информации о признании жилого помещения непригодным для проживания и (или) о признании многоквартирного дома, в котором находится жилое помещение, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; несоответствия лица, подавшего заявление о распоряжении, требованиям, предусмотренным статьей 11.2 настоящего Федерального закона (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»).
Однако в силу пункта 9 Обзора судебной практики по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22 июня 2016 года, лицо, имеющее право на дополнительные меры государственной поддержки, и получившее сертификат, в случае возврата ранее перечисленных средств материнского (семейного) капитала соответствующему органу Пенсионного фонда Российской Федерации не может быть лишено права на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала.
Из системного толкования приведенных выше нормативных положений следует, что предоставление средств материнского (семейного) капитала носит строго целевой характер и по своей правовой природе является мерой государственной поддержки семьей, имеющих детей, направленной, в том числе, и на создание условий для осуществления ими конституционного права на жилище путем распоряжения средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям в целях улучшения жилищных условий. Из этого следует, что с помощью данной меры государственной поддержки право на улучшение жилищных условий семьей, имеющих детей, действительно должно быть реализовано. Более того, право на получение указанной меры государственной поддержки лицам, ранее воспользовавшимся ею, может быть восстановлено на основании решения суда.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством для правильного разрешения споров о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала и о восстановлении права на данные дополнительные меры государственной поддержки является установление обстоятельств, свидетельствующих об улучшении жилищных условий, осуществляемом посредством приобретения жилого помещения или строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства.
Согласно ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Судом установлено и следует из материалов дела, что решением Ермаковского районного суда Красноярского края от 07.12.2018г. с Лобановой А.В. в пользу ОПФР по Красноярскому краю взыскано неосновательное обогащение в размере 419 779,15 руб., а также государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 7 397,79 руб. Решение вступило в законную силу 15.01.2019г.
01.01.2023г. произошла реорганизация, в результате которой изменилось наименование ОПФР по Красноярскому краю на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Красноярскому краю (ОСФР по Красноярскому краю).
Решением Ермаковского районного суда Красноярского края от 07.12.2018г. установлено, что 17.06.2008г. Лобановой А.В. УПФР в Ермаковском районе Красноярского края выдан сертификат на материнский (семейный) капитал серии № в связи с рождением второго ребенка.
16.08.2016г. между Лобановой А.В. и ФИО7 заключен договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
02.09.2016г. Лобановой А.В. в УПФР в Ермаковском районе Красноярского края подано заявление о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, а также обязательство, удостоверенное нотариусом, об оформлении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> в общую собственность Лобановой А.В., ее супруга, детей с определение долей по соглашению.
Решением УПФР в Ермаковском районе Красноярского края от 30.09.2016г. заявление Лобановой А.В. удовлетворено, 01.11.2016г. денежные средства в размере 419 779,15 руб. переведены продавцу в счет оплаты по договору купли-продажи от 16.08.2016г.
В течение шести месяцев с момента заключения договора купли-продажи Лобанова А.В. в нарушение норм действующего законодательства и принятого на себя обязательства не оформила жилое помещение в общую долевую собственность, в том числе в собственность детей и произвела отчуждение квартиры по договору купли-продажи в пользу Сонам С.С.
На основании решения Ермаковского районного суда Красноярского края от 07.12.2018г. выдан исполнительный лист №№ о взыскании с Лобановой А.В. в пользу ОПФР по Красноярскому краю неосновательное обогащение в размере 419 779,15 руб.
20.09.2019г. на основании исполнительного листа №№ возбуждено исполнительное производство №№, которое окончено 31.08.2023г. в связи исполнением требований исполнительного документа в полном объеме.
Таким образом, суд приходит к выводу, что, в ходе рассмотрения дела подтверждено, что фактически Лобанова А.В. право на материнский (семейный) капитал, предусмотренный Федеральным законом от 29.12.2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», не реализовала, жилое помещение на средства материнского (семейного) капитала не приобрела и жилищные условия своей семьи не улучшила, а ранее перечисленные ей денежные средства ответчиком в указанном размере она возвратила обратно.
Злоупотреблений правом со стороны истца не установлено.
По указанным основаниям суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования и восстановить право Лобановой А.В. на дополнительные меры государственной поддержки – средства материнского (семейного) капитала на основании государственного сертификата серии № от 17.06.2008г., в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семьи».
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Лобановой Анны Валерьевны к ОСФР по Красноярскому краю о восстановлении права на дополнительные меры государственной поддержки – средства материнского (семейного) капитала – удовлетворить.
Восстановить право Лобановой Анны Валерьевны на дополнительные меры государственной поддержки – средства материнского (семейного) капитала на основании государственного сертификата серии № от 17.06.2008г., в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семьи».
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: О.С. Заверуха
Решение в окончательной форме принято 18 сентября 2024 года.
Копия верна.