РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Еланцы ДД.ММ.ГГГГ 2022 г.
Ольхонский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Афанасьевой Т.В., при секретаре Орловой А.В., с участием представителя истца помощника прокурора <адрес> В.Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора <адрес> в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «О» об обязании осуществить постановку на государственный кадастровый учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, разработать программу производственного экологического контроля,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в Ольхонский районный суд <адрес> с иском к ООО «О» об обязании осуществить постановку на государственный кадастровый учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду в органе исполнительной власти <адрес>, осуществляющий ведение государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, разработать программу производственного экологического контроля в течение одного календарного года с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование иска истец указал на неисполнение ответчиком требований законодательства об охране окружающей среды при осуществлении деятельности по эксплуатации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В судебном заседании представитель истца В.Д.С. исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик, извещенный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в суд не явился, отзыва на иск суду не представил, исковые требования не оспорил.
Выслушав представителя истца, исследовав и оценив с учетом положений статей 67, 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) представленные сторонами доказательства, суд находит исковые требования подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» загрязнением атмосферного воздуха является - поступление в атмосферный воздух или образование в нем загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха.
В соответствии с п.1 ст.69 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.
Согласно материалам дела ООО «О» осуществляет производственную деятельность в границах Байкальской природной территории, на земельных участках, расположенных по адресам: <адрес> и <адрес>.
Угольные котельные «Ш» и «Ц» переданы Обществу во владение и пользование на основании трехстороннего концессионного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ.
В угольной котельной «Ш» установлены три водогрейных котла марки «КВр», выброс загрязняющих веществ осуществляется через организованный источник – дымовую трубу. Котельная эксплуатируется на твердом топливе – угле марки 3Бр, Др, Г, поставку которого осуществляет ООО «Ш», ИП К.Е.О., ООО «И» на основании договоров поставки угля.
В угольной котельной «Ц» установлены пять водогрейных котлов марки «КВр», выброс загрязняющих веществ осуществляется через организованный источник – дымовую трубу. Котельная эксплуатируется на твердом топливе – угле марки 3Бр, Др, Г, поставку которого осуществляет ООО «Ш», ИП К.Е.О., ООО «И» на основании договоров поставки угля.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха») в целях определения критериев безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на него.
В силу п. 3 ст.11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона (согласно ст.12 указанного Федерального закона в редакции от 01.01.2015) в течение двух лет юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии с п. 2 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
Согласно ст.17 Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду Байкальской природной территории, осуществляется для каждой экологической зоны уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии с п. 1 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
В силу п. 17 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 № 572, основанием для включения объектов в государственный реестр является заявка, оформленная по установленной Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации форме, которая направляется в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Форма заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждена приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554.
Порядок предоставления муниципальной услуги по государственному учету объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору регламентирован приказом Росприроднадзора от 06.02.2020 № 104.
Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя в том числе государственный учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, а также государственный учет в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления (ст. 69 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Согласно экспертному заключению по проекту ПДВ от ДД.ММ.ГГГГ № № в выбросах от котлоагрегатов содержатся следующие загрязняющие вещества, подлежащие нормированию: диоксид азота, оксид азота, диоксид серы, оксид углерода, бензапирен, керосин, пыль неорганическая с содержанием кремния 20-70 процентов, пыль неорганическая с содержанием кремния менее 20 процентов.
Согласно государственному реестру объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, размещенному на официальном портале Росприроднадзора в сети Интернет, сведения об объекте негативного воздействия на окружающую среду – ООО «О» отсутствуют.
Из информации от Межрегионального управления Росприроднадзора по <адрес> и <адрес> природной территории от ДД.ММ.ГГГГ № № следует, что угольные котельные «Ц» и «Ш», расположенные по адресу: <адрес> и <адрес>, эксплуатируемые ответчиком, не включены в Федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно п. 2 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» (далее – Постановление) критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории являются наличие одновременно следующих критериев:
а) отсутствие выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух или наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, а также при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 8 и 9 Постановления);
б) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
Указанные в п.п. 8 и 9 Постановления исключения на ООО «Теплостроительная компания «Ольхон» не распространяются, по причине эксплуатации водогрейных котлов совокупной проектной тепловой мощностью более 2 Гкал/час (Обществом эксплуатируются 2 водогрейных котла марки «КВр-0,8 (КВр-0,93МВт)» мощностью 0,8 Гкал/час каждый; 3 водогрейных котла марки «КВр-0,8КБ (Гефест-0,8-95ТР)» мощностью 0,69 Гкал/час каждый и 3 водогрейных котла «КВр-0,7 КБ» мощностью 0,6 Гкал/час каждый) и неиспользовании оборудования исключительно для целей исследований, разработок и испытаний новой продукции и процессов (предприятия опытного производства, научно-исследовательские институты, опытно-конструкторские бюро).
В соответствии с ГОСТ 12.1.007-76 «Классификация и общие требования безопасности» по степени воздействия на организм человека вредные вещества подразделяются на четыре класса опасности: 1-й – вещества чрезвычайно опасные; 2-й – вещества высокоопасные; 3-й – вещества умеренно опасные; 4-й –вещества малоопасные.
Классы опасности загрязняющих веществ утверждены в санитарных правилах и норм Санпин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2, в том числе для бенз(а)пирена установлен 1 класс опасности (чрезвычайно опасные вещества).
Согласно методическим рекомендациям по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разработанным Научно-исследовательским институтом охраны атмосферного воздуха (НИИ Атмосфера), введенных в действие письмом Ростехнадзора от 24.12.2004 № 14-01-333, в выбросах, отходящих от котлоагрегатов содержится в том числе загрязняющее вещество: бенз(а)пирен.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание наличие на объекте стационарного источника загрязнения окружающей среды в составе выбросов вещества I класса опасности, котельная не подпадает под критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории.
Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утверждены приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74.
Как установлено судом, ответчиком до настоящего времени не поставлены на государственный учет объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, программа производственного экологического контроля не разработана, производственный экологический контроль не осуществляется.
В силу ст. 3 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; соблюдения права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды.
В силу части 1 статьи 25 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.
Результаты производственного контроля за охраной атмосферного воздуха представляются в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический надзор (ч. 3 ст. 25 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ).
Согласно части 7 статьи 16 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Таким образом, непостановка эксплуатируемых «ООО «О»» объектов в качестве оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и неосуществление на таких объектах производственного экологического контроля нарушает требования федерального законодательства и препятствует присвоению объектам соответствующей категории.
Кроме того, суд считает, что невыполнение ответчиком приведенных требований природоохранного законодательства нарушают права неопределенного круга лиц на благоприятные окружающую среду и атмосферный воздух как жизненно важный компонент окружающей среды, а также противоречит интересам Российской Федерации в сфере охраны атмосферного воздуха на Байкальской природной территории и сохранения озера Байкал, являющегося уникальной экологической системой Российской Федерации, а также объектом всемирного природного наследия.
Данные обстоятельства ответчиком не оспорены, доказательств обратного суду не представлено, вследствие чего исковые требования подлежат удовлетворению.
В связи с чем, суд признает обоснованными доводы прокурора о необходимости возложения на ответчика ООО «О» обязанности принять меры к постановке в установленном порядке котельной, обязанности разработать и утвердить программу производственного экологического контроля на котельной.
Согласно статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При определении срока, в течение которого ответчик обязан исполнить решение суда, суд учитывает положения пункта 2 статьи 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды», согласно которым постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
В связи с чем, считает необходимым определить срок исполнения решений суда в течение одного года со дня вступления решения в законную силу.
В силу ч.1 ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В связи с указанным, суд полагает необходимым взыскать с ответчика на основании ст. 333.19 НК РФ госпошлину по требованию неимущественного характера в размере 6000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.
Обязать ООО «О» (ИНН/ОГРН №/№) осуществить постановку на государственный кадастровый учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду в органе исполнительной власти <адрес>, осуществляющий ведение государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, разработать программу производственного экологического контроля в течение одного календарного года с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с ООО «О» (ИНН/ОГРН №/№) в доход местного бюджета государственную госпошлину в сумме 6000 (шесть тысяч) рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ольхонский районный суд в течение месяца со дня принятия решения.
Судья Т.В. Афанасьева