Решение по делу № 2-614/2022 (2-4699/2021;) от 23.04.2021

        дело № 2-614/2022

24RS0056-01-2021-004020-71

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 апреля 2022 года                                                       г. Красноярск

Центральный районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Дидур Н.Н.,

при секретаре Чернышеве Г.П.,

с участием представителя истца Сенченко К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Келер <данные изъяты>, Ушаковой Ирины Николаевны к Министерству здравоохранения Красноярского края о признании незаконным отказа в аккредитации по специальности,

УСТАНОВИЛ:

    Келер (Пыхонина) Е.С., Ушакова И.М. обратились в суд с иском к Министерству здравоохранения Красноярского края о признании незаконным отказа в аккредитации по специальности. Свои требования мотивировали тем, что имеют высшее профессиональное немедицинское образование по специальности «Фармация», ими пройдены курсы повышения квалификации по циклу «Клиническая лабораторная диагностика». Ссылаясь на Приказ Министерства труда Российской Федерации №145н от 14.03.2018 года, истцы указывают, что врачом клинической лабораторной диагностики может быть, в том числе, специалист, имеющий высшее образование по специальности «Фармация», прошедший подготовку в интернатуре и (или) ординатуре по специальности «Клиническая лабораторная диагностика». Осуществляя свою профессиональную деятельность в клинико-диагностической лаборатории КГБУЗ «Красноярский краевой госпиталь для ветеранов войн» по занимаемой должности биологов, истцы фактически исполняют обязанности врачей клинической лабораторной диагностики. В связи с тем, что профессиональными стандартами, утвержденными Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 145н от 14.03.2018 года, для аккредитации по специальности «Специалист в области клинической лабораторной диагностики» установлено обязательное условие прохождения подготовки в ординатуре по специальности «Клиническая лабораторная диагностика» Ушакова И.Н. и Пыхонина (Келер) Е.С. обратились в Министерство здравоохранения Красноярского края с просьбой предоставить им возможность обучения в ординатуре по указанной специальности. Однако, со ссылкой на Квалификационные требования, установленные Приказом Министерства здравоохранения РФ от 08.10.2015 года № 707н для специалистов по специальности «Клиническая лабораторная диагностика», им отказано, поскольку высшее профессиональное образование по специальности «Фармация» не указана в группе базовых специальностей для которых предусмотрена профессиональная переподготовка по врачебной специальности «Клиническая лабораторная диагностика». Полагали данный отказ незаконным.

    В судебном заседании представитель истца Сенченко К.А. (по доверенности) заявленные требования поддержал.

Представитель ответчика в зал суда не явился, извещен своевременно, надлежащим образом, представил в материалы дела письменный отзыв с возражениями относительно заявленных требований, указывая, что никакие права и законные интересы истцов действиями Министерства здравоохранения Красноярского края нарушены не были.

Представитель третьего лица КГБУЗ «Красноярский краевой госпиталь для ветеранов войн» в зал суда не явился, извещен своевременно, надлежащим образом, представил в материалы дела письменный отзыв с возражениями относительно заявленных требований, просил в иске отказать.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 5 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ и постановлениям Правительства РФ.

В соответствии со ст. 195.1 ТК РФ, под квалификацией работника подразумевается уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

Профессиональный стандарт представляет собой характеристику квалификации, необходимую работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Согласно ст. 195.2 ТК РФ, Порядокорядок разработки и утверждения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащимся в профессиональных стандартах, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В силу положений ст. 195.3 ТК РФ, если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с частью первой настоящей статьи, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, вправе давать разъяснения по вопросам применения профессиональных стандартов.

Статьей 196 ТК РФ предусмотрено, что необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель.

    В силу ст. 197 ТК РФ, работники имеют право на подготовку и дополнительное профессиональное образование, а также на прохождение независимой оценки квалификации. Указанное право реализуется путем заключения договора между работником и работодателем.

Согласно ст. статья 57 ТК РФ, если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов;

Из материалов дела следует, что Пыхонина Е.С. имеет высшее профессиональное медицинское образование по специальности «Фармация», с присвоением квалификации «провизор», по окончанию ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого», о чем свидетельствует диплом № 102418 0145349, выданный 27.12.2014 года. Кроме того, ей пройдены курсы повышения квалификации в ИПОФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» по циклу «Клиническая лабораторная диагностика» продолжительностью 498 часов, что подтверждается удостоверением о повышении квалификации №312400153179 от 16 декабря 2017 года.

21.09.2021 года Пыхонина Е.С. вступила в брак, в связи с чем ее фамилия была изменена на Келер (свидетельство о траке от 23.09.2021 года).

Согласно записи в трудовой книжке, Келер (Пыхонина) Е.С. с 12.02.2018 года по настоящее время работает в клинико-диагностической лаборатории КГБУЗ «Красноярский краевой госпиталь для ветеранов войн» в должности биолога.

Ушакова И.Н. также имеет высшее профессиональное медицинское образование по специальности «Фармация», с присвоением квалификации «провизор», полученное по результатам обучения в ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно- Ясенецкого», в связи с чем ей выдан диплом К № 41430 от 30.12.2013 года. Ушаковой И.Н. дважды пройдены курсы повышения квалификации в ИПО ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» по циклу «Клиническая лабораторная диагностика» в объеме 144 и 499 часов. Прохождение указанных курсов подтверждается удостоверениями №180000053902 от 27.12.2014 года и №040000133097 от 16.02.2019 года.

Согласно записи в трудовой книжке, Ушакова И.Н. с 08.09.2014 года по настоящее время работает также состоит в трудовых отношениях с КГБУЗ «Красноярский краевой госпиталь для ветеранов войн», работает в должности биолога в клинико-диагностической лаборатории.

Келер (Пыхонина) Е.С., Ушакова И.Н. обратились к министру здравоохранения Красноярского края с заявлением о разъяснении, имеют ли они право на аккредитацию по специальности «врач клинической лабораторной диагностики» после прохождения подготовки в ординатуре.

08.07.2020 года Министерством направлено письмо Ушаковой И.Н., согласно которому дан разъяснительный ответ о квалификационных требованиях к должности врача клинической лабораторной диагностики медицинской организации ВПО, которую имеет намерение занять истец, а также должностям специалистов с высшим немедицинским образованием, предусматривающих специальность «фармация», требованиях к уровню подготовки абитуриентов, необходимых для освоения ОПОП ВО по специальности ординатуры 31.08.05 «Клиническая лабораторная диагностика». Кроме того, ответчиком были разъяснены истцу гарантии медицинских работников, в том числе на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, прохождение аттестации для получения квалификационной категории, стимулировании труда в соответствии с уровнем квалификации. Также указано на нормативные акты (приказы Министерства здравоохранения РФ № 66н и 240н), предусматривающие порядок прохождения повышения квалификации и аттестации для повышения квалификационной категории медицинских работников и отсутствие регламентации порядка аккредитации специалистов с немедицинским образованием.

01.09.2020 года Министерством дан ответ Пыхониной (Келер) Е.С., согласно которому дополнительно разъяснены квалификационные требования к должности биолога, который занимает истец, квалификационные требования к должности врача клинической лабораторной диагностики медицинской организации ВПО, требованиях к уровню подготовки абитуриентов, необходимых для освоения ОПОП ВО по специальности ординатуры 31.08.05 «Клиническая лабораторная диагностика». Кроме того, имеется указание на нормативный акт (приказ Минздрава РФ от 31.10.2019 года № 903н), в соответствии с которым внесены изменения в порядок аккредитации специалистов, имеющих медицинское, фармацевтическое и иное образование.

Кроме того, к министру здравоохранения Красноярского края обратился представитель Сенченко К.А., действуя в интересах Пыхониной (Келер) Е.С., Ушаковой И.Н., с заявлением об устранении факта профессиональной дискриминации истцов, выразившейся в отказе в аккредитации последних на должность врачей клинической лабораторной диагностики (при условии прохождения ими подготовки в интернатуре и (или) ординатуре по специальности «Клиническая лабораторная диагностика».

08.04.2021 года в адрес Сенченко К.А. ответчиком направлено ответ с разъяснениями компетенции Министерства здравоохранения РФ, положения об аккредитации специалистов, утвержденному приказом Минздрава России от 02.06.2016 года № 334н, грядущих изменений в данное положение. Даны подробные разъяснения в отношении квалификационных требований к должности врача клинической лабораторной диагностики медицинской организации ВПО, предусмотренных приказами Минздрава России № 541н от 23.07.2010 года и № 707н от 08.10.2015 года, в отношении требований профессионального стандарта к должности специалистов в области клинической лабораторной диагностики (врача клинической лабораторной диагностики), предусмотренных приказом Минтруда России № 145н от 14.03.2018 года, а также о порядке применения профессиональных стандартов в соответствии с требованиями трудового законодательства.

Оценивая доводы сторон и представленные в материалах дела доказательства, суд принимает во внимание, что квалификационные требования к специалистом в области «Клиническая лабораторная диагностика», в том числе к должности врача лабораторной диагностики, установлены Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», утвержденным приказом Минздравсоцразвития России № 541н от 23.07.2010 года, а также Приказом Минздрава России № 707н от 08.10.2015 года «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки».

Согласно приказу Минздравсоцразвития России № 541н от 23.07.2010 года (ред. от 09.04.2018) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», к врачу клинической лабораторной диагностики предъявляются следующие требования: высшее профессиональное образование по специальности «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология», «Медико-профилактическое дело», «Медицинская биофизика», «Медицинская биохимия», «Медицинская кибернетика»; интернатура или (и) ординатура по специальности «Клиническая лабораторная диагностика» или профессиональная переподготовка при наличии одной из основных специальностей и (или) специальности, требующей дополнительной подготовки, сертификат специалиста по специальности «Клиническая лабораторная диагностика», без предъявления требований к стажу работы.

В соответствии с приказом Минздрава России № 707н от 08.10.2015 года «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки», к врачу клинической лабораторной диагностики предъявляются следующие требования: высшее образование - специалитет по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология», «Медико-профилактическое дело», «Медицинская биохимия», «Медицинская биофизика», «Медицинская кибернетика». Подготовка в интернатуре/ординатуре по специальности «Клиническая лабораторная диагностика». Дополнительное профессиональное образование: Профессиональная переподготовка по специальности "Клиническая лабораторная диагностика" при наличии подготовки в интернатуре/ординатуре по одной из специальностей укрупненных групп специальностей «Клиническая медицина» или «Науки о здоровье и профилактическая медицина». Повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности.

Таким образом, в соответствии с указанными нормативно-правовыми актами, квалификационные требования к должности врача клинической лабораторной диагностики в отношении медицинских работников в сфере здравоохранения не предусматривают наличие у лица высшего образования по специальности «Фармация», которое не является медицинским. В данном случае требования сводятся к наличию у лица высшего медицинского образования («Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология», «Медико-профилактическое дело», «Медицинская биохимия», «Медицинская биофизика», «Медицинская кибернетика») при условии соответствующей подготовки в интернатуре/ординатуре по специальности «Клиническая лабораторная диагностика».

В соответствии с приказом Минтруда России № 145н от 14.03.2018 года «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области клинической лабораторной диагностики», требования к образованию и обучению врача клинической лабораторной диагностики составляют: высшее образование - специалитет по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология», «Медико-профилактическое дело», «Медицинская биохимия», «Фармация» и подготовка в интернатуре и (или) ординатуре по специальности «Клиническая лабораторная диагностика» или профессиональная переподготовка по специальности «Клиническая лабораторная диагностика» при наличии подготовки в интернатуре и (или) ординатуре по одной из основных специальностей или специальности, требующей дополнительной подготовки. Высшее образование - специалитет по специальности «Медицинская биохимия» для специалистов, завершивших обучение с 2017 года.

Порядок применения профессиональных стандартов, в том числе профессионального стандарта «Специалист в области клинической лабораторной диагностики», предусмотрен ч.ч. 1 и 2 ст. 195.3 ТК РФ.

По смыслу ч. 1 указанной нормы, применительно к данной ситуации, требование профессионального стандарта о наличии у лица высшего образования по специальности «Фармация» обязательно для работодателя, если это требование было бы предусмотрено «Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» и приказом Минздрава России № 707н от 08.10.2015 года «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки».

В настоящем случае, данное требование в указанных нормативно-правовых актах отсутствует, следовательно, «профессиональный стандарт», в силу ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ, подлежит применению только в той части, в которой он не противоречит «квалификационным требованиям».

В соответствии с ч. 2 ст. 195.3 ТК РФ, требования, указанные в «профессиональном стандарте», которые, в свою очередь, не предусмотрены «квалификационным требованиям», применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

Таким образом, в силу указанной нормы и положений приказа Минтруда России № 145н от 14.03.2018 года «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области клинической лабораторной диагностики», истцы могут претендовать на должность врачей клинической лабораторной диагностики при осуществлении необходимой профессиональной подготовки в организации, не являющейся учреждением в сфере здравоохранения.

Кроме того, в соответствии со статьей 197 ТК РФ работники имеют право на подготовку и дополнительное профессиональное образование. Указанное право реализуется путем заключения договора между работником и работодателем.

При этом, согласно статье 196 ТК РФ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Вопросы формирования штатного     расписания медицинского учреждения, в том числе целесообразность введения дополнительной должности врача клинико-диагностической лаборатории, или сохранения должности биолога, находятся в компетенции руководителя учреждения.

Порядок набора в ординатуру ежегодно    разрабатывается Министерством здравоохранения Российской Федерации.

По информации, представленной ответчиком в отзыве на исковое заявление, действующий в 2021 году порядок набора основывается на положениях Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» и Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.05.2017 №212н, которым утвержден Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам ординатуры (далее - Порядок).

Согласно пункта 6 Порядка прием на обучение осуществляется в рамках контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и в рамках договоров об образовании, заключаемых при приеме на обучение за счет средств физических и (или) юридических лиц.

Министерством здравоохранения Российской Федерации издан Приказ от 28.04.2021 №413н «Об особенностях приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам ординатуры на 2021/22 учебный год».

Число обучающихся по программам ординатуры за счет бюджетных ассигнований определяется на основе контрольных цифр. В рамках контрольных цифр выделяется квота приема на целевое обучение.

Согласно    пункта 45    Положения о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2020 года №1681 (далее - Положение), прием на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов осуществляется в пределах квоты приема на целевое обучение, установленной соответственно Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, в соответствии с договором о целевом обучении, заключенным между гражданином, поступающим на обучение по образовательной программе, и заказчиком.

В соответствии с пунктами 2, 6 Правил установления квоты приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2020 №1681 (далее - Правила), квота приема на целевое обучение устанавливается по специальностям, направлениям подготовки высшего образования, научным специальностям, в пределах контрольных цифр приема на обучение по специальностям, направлениям подготовки, научным специальностям за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на очередной год, в котором осуществляется прием на целевое обучение, посредством определения доли мест для приема на целевое обучение в общем количестве бюджетных мест, не позднее 1 декабря года, предшествующего году приема на целевое обучение.

Министерство здравоохранения Красноярского края в соответствии с постановлением Правительства Красноярского края от 17.03.2015 №106-п «Об утверждении Порядка отбора граждан для заключения договоров о целевом обучении с целью получения высшего медицинского или фармацевтического образования в рамках квоты целевого приема» объявляет о начале приема документов от граждан для проведения отбора для заключения договоров о целевом обучении по программам ординатуры в рамках квоты целевого приема, установленной для Красноярского края в 2021 году.

В 2021 году были установлены даты начала приема документов - 18.06.2021, дата окончания приема документов - 26.07.2021 (включительно).

Далее, комиссия министерства по проведению отбора граждан для заключения договоров о целевом обучении с целью получения высшего медицинского или фармацевтического образования в рамках квоты целевого приема, формирует список граждан, рекомендованных для заключения договоров о целевом обучении по программам ординатуры в рамках квоты целевого приема.

Вступительное испытание проводится в форме тестирования в образовательном учреждении. Далее, ординаторы, зачисленные на обучение по договору о целевом обучении по программе ординатуры в рамках квоты целевого приема, установленной для Красноярского края в 2021 году, для получения своего экземпляра договора о целевом обучении обращаются в Министерство.

Вместе с тем, Келер (Пыхонина) Е.С., Ушакова И.Н. не обращались в Министерство в установленном законом порядке с заявлением о прохождении целевого обучения по программам ординатуры, в связи с чем министерством не было отказано истцам в поступлении на обучение в ординатуру, истцам были подготовлены и направлены ответы на их обращения (№71/13-50/2974 от 08.07.2020, 71/13-50/4221 от 01.09.2020), где были даны лишь соответствующие разъяснения действующего законодательства.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела.

Таким образом, суд не усматривает нарушений прав и законных интересов истцов действиями Министерству здравоохранения Красноярского края, в связи с чем полагает необходимым отказать Келер (Пыхониной) Е.С., Ушаковой И.Н. в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Отказать Келер <данные изъяты>, Ушаковой <данные изъяты> в удовлетворении иска к Министерству здравоохранения Красноярского края о признании незаконным отказа в аккредитации по специальности «клиническая лабораторная диагностика».

    Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме с подачей жалобы через Центральный районный суд г.Красноярска.

Председательствующий                             Н.Н. Дидур

2-614/2022 (2-4699/2021;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Пыхонина Екатерина Сергеевна
Ушакова Ирина Николаевна
Ответчики
Министерство здравохранения Красноярского края
Другие
Сенченко Константин Анатольвич
Суд
Центральный районный суд г. Красноярск
Судья
Дидур Наталья Николаевна
Дело на странице суда
centr.krk.sudrf.ru
23.04.2021Регистрация административного искового заявления
26.04.2021Передача материалов судье
27.04.2021Решение вопроса о принятии к производству
01.06.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
01.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.11.2021Судебное заседание
08.11.2021[*] (ст.16.1 КАС РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства (после принятия к производству)
02.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.01.2022Судебное заседание
07.04.2022Судебное заседание
11.04.2022Судебное заседание
11.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее