Решение по делу № 2а-1250/2020 от 18.03.2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 марта 2020г. г. Астрахань

Кировский районный суд г. Астрахани в составе

председательствующего судьи Мелиховой Н.В.,

при секретаре Климовой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Кировского районного суда г. Астрахани, расположенном по адресу: г. Астрахань, ул. Набережная 1 Мая, 43, административное дело № 2а-1250/2020 по административному иску Щербакова Сергея Васильевича к администрации Губернатора Астраханской области о признании решения незаконным,

установил:

Щербаков С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, указав, что 4 марта 2020г. им, как организатором, в администрацию Губернатора Астраханской области было представлено уведомление от 4 марта 2020г. о проведении 20 марта 2020г. с 16.00 до 18.00 часов публичного мероприятия в форме пикетирования без использования звукоусиливающей техники с применением средств наглядной агитации по адресу г. Астрахань, пешеходная площадка перед зданием по ул. Советская, д. 14, цель публичного мероприятия – привлечение внимания общества к социально-экономическим проблемам Астраханской области; требование соблюдения конституционных прав граждан Российской Федерации; требование возврата всеобщих выборов мэра Астрахани. Однако в согласовании проведения этого публичного мероприятия письмом администрации Губернатора Астраханской области от 5 марта 2020г. отказано, поскольку на данной территории уже запланировано публичное мероприятие. При этом ему предложено провести пикетирование в парке культуры АТРЗ. Считает данный отказ незаконным, поскольку он первый подал уведомление о проведении публичного мероприятия. При этом предложенное административным ответчиком место проведения пикетирования в парке культуры АТРЗ не соответствует цели мероприятия, указанного в уведомлении от 4 марта 2020г. В связи с этим просит суд признать решение администрации от 5 марта 2020г. №02-02-203 незаконным.

В судебном заседании административный истец Щербаков С.В. исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.

Представитель администрации Губернатора Астраханской области Гаврин С.С. заявленные требования не признал, просил в их удовлетворении отказать.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

В соответствии с положениями части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу статьи 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Гарантированное статьей 31 Конституции Российской Федерации право является одним из основополагающих и неотъемлемых элементов правового статуса личности в Российской Федерации как демократическом правовом государстве и может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).

Согласно статье 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод также гарантировано право на свободу мирных собраний, как не подлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Порядок реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регулируется Федеральным законом от 19 июня 2004г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее Федеральный закон № 54-ФЗ).

Пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 19 июня 2004г. № 54-ФЗ предусмотрено, что пикетированием является форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 19 июня 2004г. № 54-ФЗ одним из принципов проведения публичных мероприятий выступает законность - соблюдение положений Конституции РФ, настоящего Федерального закона и иных законодательных актов Российской Федерации.

В рамках организации публичного мероприятия Законом о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях предусматривается ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (статья 4).

В силу требований статьи 7 Федерального закона от 19 июня 2004г. № 54-ФЗ уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления. Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации.

При этом порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации регламентируется Законом Астраханской области от 27 ноября 2012г. №80/2012-03 «Об отдельных вопросах правового регулирования проведения публичных мероприятий на территории Астраханской области».

г *

к

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 указанного Закона Астраханской области в случае, если публичное мероприятие планируется провести на территории, непосредственно прилегающей к зданиям органов государственной власти Астраханской области, уведомление о проведении данного публичного мероприятия подается его организатором в письменной форме в исполнительный орган государственной власти Астраханской области, определенный Правительством Астраханской области, за исключением случая, предусмотренного частью 4 статьи 3 Закона.

Постановлением Правительства Астраханской области от 24 апреля 2006г. №123-П «О реализации Закона Астраханской области от 27 ноября 2012г. № 80/2012-ОЗ» администрация Губернатора Астраханской области определена уполномоченным органом по приему уведомления о проведении публичного мероприятия в случае, если публичное мероприятие планируется провести на территории, непосредственно прилегающей к зданиям органов государственной власти Астраханской области.

Уведомление о проведении публичного мероприятия подается организатором публичного мероприятия с соблюдением сроков его подачи и других требований, предусмотренных Федеральным законом № 54-ФЗ.

Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона №54-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения; довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с Федеральным законом № 54-ФЗ не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с Федеральным законом № 54-ФЗ или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что Щербаковым С.В. 4 марта 2020г. в администрацию Губернатора Астраханской области было подано уведомление о проведении 20 марта 2020г. публичного мероприятия в форме пикетирования без использования звукоусиливающей техники с применением средств наглядной агитации с 16.00 часов до 18.00 часов по адресу г.Астрахань, пешеходная площадка перед зданием по ул. Советская, д. 14, цель публичного мероприятия – привлечение внимания общества к социально-экономическим проблемам Астраханской области; требование соблюдения конституционных прав граждан Российской Федерации; требование возврата всеобщих выборов мэра Астрахани. В ответ на указанное обращение административным ответчиком в адрес Щербакова С.В. направлено сообщение от 5 марта 2020г. № 02-02-203, в котором было предложено изменить место и (или) время проведения публичного мероприятия в связи с тем, что на данной территории уже запланировано мероприятие Лукониным С.Е. в форме пикетирования по адресам: г. Астрахань, ул.Советская, 12/ул.Чернышевского,13; ул.Советская, 13/ул.Володарского, 15; ул. Советская, 14; ул. Советская, 15; ул. Советская, 15/ул. Коммунистическая, 5. В связи с чем Щербакову С.В. было предложено рассмотреть возможность проведения запланированного публичного мероприятия на территории единого специально отведенного места для проведения публичных мероприятий, определенного в соответствии с постановлением Правительства Астраханской области от 25 января 2018г. № 22-П «Об отдельных вопросах реализации федеральных законов от 19 июня 2004г. № 54-ФЗ и от 07 июня 2017г. № 107-ФЗ» - парка культуры АТРЗ, расположенного в пределах территории города Астрахани, ограниченной улицами: Боевая, Б. Хмельницкого, Волжская, Н. Островского, либо изменить место и (или) время проведения публичного мероприятия.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2018г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» при рассмотрении административных дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов публичной власти судам следует учитывать, что в соответствии с частью 2.1 статьи 8, частью 3 статьи 12 Закона о публичных мероприятиях органы публичной власти вправе отказать в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, когда уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с указанным Законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с названным Законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.

Исходя из этого не является отказом в согласовании проведения публичного мероприятия направление органом публичной власти в адрес организатора публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Закона о публичных мероприятиях, включая направление письменного мотивированного предупреждения о том, что организатор публичного мероприятия и его участники могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке в случае нарушения ими при проведении публичного мероприятия требований Конституции Российской Федерации и (или) запретов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации (далее - мотивированное предупреждение). Указанные меры предполагают дальнейшее взаимодействие организатора публичного мероприятия с органом публичной власти в целях определения места, времени, формы и иных условий проведения публичного мероприятия (пункт 2 части 1, часть 2 статьи 12 Закона о публичных мероприятиях).

Предложение органа публичной власти об изменении места и (или) времени начала и окончания проведения публичного мероприятия не может быть произвольным, немотивированным и должно содержать конкретные данные, свидетельствующие об очевидной невозможности проведения этого мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время в связи с необходимостью защиты публичных интересов (пункт 2 части 1 статьи 12 Закона о публичных мероприятиях).

К таким интересам могут быть отнесены сохранение и (или) восстановление нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной, социальной или транспортной инфраструктуры и связи (например, аварийный ремонт сетей инженерно- технического обеспечения), либо необходимость поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время, в том числе ввиду угрозы обрушения зданий и сооружений или превышения нормы предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия), либо недопустимость создания помех движению пешеходов и (или) транспортных средств, доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, либо иные подобные причины (часть 2.2 статьи 8 Закона о публичных мероприятиях).

С учетом этого орган публичной власти обязан представить суду доказательства, подтверждающие наличие конкретных обстоятельств, препятствующих проведению публичного мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время.

В соответствии с пунктом 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ №28 судам следует учитывать, что при направлении организатору публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия орган публичной власти обязан предложить конкретное место и (или) время для проведения заявленного публичного мероприятия, обеспечивающие возможность достижения правомерных целей этого мероприятия и соответствующие его социальному и политическому значению.

Учитывая приведенные правовые нормы и приведенные разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, доводы Щербакова С.В. о том, что предложенное административным ответчиком место проведения пикетирования в парке культуры АТРЗ не соответствует цели мероприятия, указанного в уведомлении от 4 марта 2020г., не свидетельствует о нарушении его конституционных прав.

Более того, в силу пункта 2 части 4 статьи 5 Федерального закона № 54-ФЗ о публичных мероприятиях организатор публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) обязан в письменной форме проинформировать орган публичной власти о принятии (непринятии) предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия.

По смыслу данной нормы не исключается возможность направления организатором публичного мероприятия органу публичной власти встречного предложения об ином месте и (или) времени проведения публичного мероприятия с учетом срока, необходимого для согласования данного предложения, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 12 названного закона.

Между тем, после получения ответа на уведомление Щербаков С.В. приведенным правом не воспользовался, иное место и (или) время проведения публичного мероприятия путем подачи нового уведомления о его проведении, не предложил.

Доводы административного истца о том, что 4 марта 2020г. он первый подал уведомление о проведении публичного мероприятия, были проверены в судебном заседании и не нашли своего подтверждения.

Согласно штампу на уведомлении ФИО8, оно поступило в администрацию Губернатора Астраханской области 4 марта 2020г. входящий номер . При этом уведомление поданное Щербаковым С.В. зарегистрировано администрацией Губернатора Астраханской области 4 марта 2020г. под входящим номером . Указанные обстоятельства подтверждаются и выпиской из электронного журнала регистрации входящей корреспонденции администрации Губернатора Астраханской области на 4 марта 2020г.

Таким образом, поступившие в один день уведомления были рассмотрены уполномоченными должностными лицами администрации Губернатора Астраханской области в соответствии с последовательностью их поступления в зависимости от входящего номера.

Учитывая установленные по делу обстоятельства и приведенные правовые нормы, суд приходит к выводу, что ответ администрации Губернатора Астраханской области от 5 марта 2020г. № 02-02-203 не является отказом в проведении административным истцом публичного мероприятия, содержит предложение об изменении места проведения публичного мероприятия, действия администрации Губернатора Астраханской области не противоречат нормам действующего законодательства, нарушение требований законодательства о проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования администрацией Губернатора Астраханской области допущено не было, требования законодательства соблюдены, соответственно Конституционные права административного истца на свободу мирных собраний нарушены не были. В связи с чем в удовлетворении заявленных требований должно быть отказано в полном объеме.

Кроме того, судом принимаются во внимание распоряжения Губернатора Астраханской области от 13 марта 2020г. №156-р и от 16 марта 2020г. №156-р, согласно которым в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 января 2020г. №2 «О дополнительных мерах по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV», протоколом заседания оперативного штаба по предупреждению завоза и распространения коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации от 10 марта 2020г. «О мерах по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации», протоколом заседания штаба по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, на территории Астраханской области от 13 марта 2020г. №6 на территории Астраханской области с 14 марта 2020г. по 14 апреля 2020г. запрещено проведение театрально-зрелищных, культурно-просветительских, зрелищно-развлекательных, спортивных, деловых и других массовых мероприятий.

Таким образом, проведение запланированных ФИО7 и Щербаковым С.В. публичных мероприятий 20 марта 2020г. невозможно, что также свидетельствует о том, что права административного истца оспариваемым решением административного ответчика на день рассмотрения дела не нарушены.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Щербакова Сергея Васильевича к администрации Губернатора Астраханской области о признании решения незаконными отказать.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение месяца.

Мотивированное решение изготовлено 19 марта 2020 года.

Судья:

2а-1250/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Щербаков Сергей Васильевич
Ответчики
Администрация Губернатора Астраханской области
Суд
Кировский районный суд г. Астрахань
Судья
Мелихова Н.В.
Дело на странице суда
kirovsky.ast.sudrf.ru
18.03.2020Регистрация административного искового заявления
18.03.2020Передача материалов судье
18.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
18.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.03.2020Подготовка дела (собеседование)
19.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.03.2020Судебное заседание
20.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее