Решение по делу № 2-491/2021 от 20.04.2021

УИД 36RS0010-01-2021-000712-08

Дело 2-491/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Борисоглебск                                                13 августа 2021 года

Борисоглебский городской суд Воронежской области в составе:

председательствующего-судьи                                                          Гуглевой Н.Б.,

при секретаре                                                                                 Тороповой Е.Ю.,

с участием

прокурора                                                                                         Михелкина К.В.

представителя ответчика                                                                Шараповой А.Г.,

третьих лиц                                                 Кондратовой Н.А., Кондратовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Борисоглебского межрайонного прокурора Воронежской области в защиту интересов Кондратовой Ольги Юрьевны к администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области о возложении обязанности предоставить по договору социального найма жилое помещение, пригодное для проживания инвалида,

установил:

Борисоглебский межрайонный прокурор обратился в Борисоглебский городской суд с иском, в котором указывает, что    межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о социальных гарантиях инвалидов.

Из иска следует, что в ходе проверки были установлены факты несоблюдения прав инвалидов и других маломобильных групп населения на беспрепятственный доступ к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений).

Так, было установлено, что Кондратова Ольга Юрьевна является инвалидом <данные изъяты> группы с заболеванием, входящим в Перечень заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. №817, дающим инвалиду право на дополнительную жилую площадь.

Мать Кондратовой О.Ю. - Кондратова Н.А., в 1999 г. поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на общую очередь и льготную, как семья, имеющая ребенка-инвалида.

Администрацией Борисоглебского городского округа на основании договора найма жилого помещения в общежитиях муниципального жилого фонда от 20.10.2009 Кондратовой Н.А. предоставлена комната по адресу: <адрес>, общей площадью 12 кв.м. До этого данное жилое помещение Кондратовой Н.А. с семьей было предоставлено на основании договора социального найма, заключенного с МУП «Служба заказчика» 24.05.2002.

В иске указано, что Кондратовой О.Ю. администрацией Борисоглебского городского округа на основании договора найма жилого помещения в общежитиях муниципального жилого фонда от 25.06.2015 предоставлена комната по адресу: <адрес>, общей площадью 18 кв.м.

На основании договора найма жилого помещения от 25.06.2015 Кондратова О.Ю. вместе с дочерью Кондратовой Александрой Александровной проживает по вышеуказанному адресу.

Имеющиеся у Кондратовой О.Ю. стойкие расстройства двигательной функции сопряжены с необходимостью использования кресла-коляски, что подтверждается справкой о наличии инвалидности МСЭ-, индивидуальной программой реабилитации инвалида, выданной Федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.

Из иска следует, что жилое помещение, в котором проживает Кондратова О.Ю., а также общее имущество собственников помещений в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, в силу конструктивных особенностей планировки не позволяют перемещаться в кресле-коляске, они не обустроены и не оборудованы с учетом потребностей инвалида - колясочника, отсутствует доступность передвижения внутри и около жилого помещения, при входе в жилое помещение и выходе из него, а также отсутствует доступность в пользовании инженерным оборудованием (в частности, душевой комнатой). Жилое помещение фактически непригодно для проживания инвалида, пользующегося в связи с заболеванием креслом-коляской.

В интересах инвалида <данные изъяты> группы Кондратовой О.Ю. 21.05.2020 её представителем подано заявление в межведомственную комиссию администрации Борисоглебского городского округа о проведении обследования жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме по <адрес>.

Согласно акту обследования от 11.08.2020 установлена необходимость приспособления жилых помещений ФИО1, Кондратовой Н.А., Кондратовой О.Ю. и общего имущества многоквартирного дома по адресу: <адрес>, в которых проживают инвалиды, с учетом потребностей инвалида в связи с несоответствием Правилам обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалида».

Также установлен факт невозможности приспособления жилых помещений и общего имущества многоквартирного дома для проживания инвалида.

17.09.2020 по результатам комиссионного обследования составлен акт о непригодности указанного многоквартирного дома и жилых помещений для проживания инвалидов.

Постановлениями администрации Борисоглебского городского округа № 2392 и № 2393 от 08.10.2020 жилые помещения по адресам: <адрес>, признаны непригодными для проживания инвалидов.

В иске указано, что в здании, где проживает Кондратова О.Ю., не соблюдены нормативные требования СНиП 35-01-2001/3 для обеспечения нормальной жизнедеятельности маломобильных групп населения, т.е. помещения здания (коридоры, жилые комнаты, санузел) не предназначены для проживания маломобильных групп населения.

Таким образом, жилое помещение Кондратовой О.Ю. не отвечает требованиям, предъявляемым к помещениям, предназначенным для проживания инвалидов - колясочников.

В иске также указано, что семья Кондратовой Н.А. принята на жилищный учет в 1999 года в связи с наличием ребенка-инвалида (Кондратовой О.Ю.), признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Однако, несмотря на неоднократные обращения Кондратовой Н.А. и Кондратовой О.Ю., администрацией Борисоглебского городского округа указанные жилые помещения до настоящего времени не приспособлены для проживания инвалидов, другое жилое помещение, приспособленное для постоянного проживания инвалида, не предоставлено.

Прокурор указывает, что в соответствии с п. 5.1-5.5 договора найма № 55 от 25.06.2015, заключенного между администрацией Борисоглебского городского округа и Кондратовой О.Ю., наймодатель обязуется контролировать выполнение правил пользования жилыми помещениями дома, предоставлять нанимателю жилое помещение в надлежащем состоянии, осуществлять его техническое обслуживание, ремонт, выполнять заявки нанимателя по устранению неисправностей, выполнять иные обязательства.

По мнению прокурора, в соответствии с Федеральными законом от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопрос обеспечения граждан жилыми помещениями относится к компетенции органа местного самоуправления, следовательно, обязанность по предоставлению жилья Кондратовой О.Ю. должна быть возложена именно на администрацию Борисоглебского городского округа, которая в соответствии со ст.ст. 11, 43 Устава Борисоглебского городского округа осуществляет обеспечение проживающих в муниципальном образовании граждан жилыми помещениями.

Из разъяснений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», усматривается, что внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае является не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 Жилищного кодекса Российской Федерации), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются (п.37).

В силу указанных обстоятельств прокурор полагает, что обязанность по предоставлению жилого помещения, пригодного для проживания инвалидов, лежит на органах местного самоуправления.

Борисоглебский межрайонный прокурор, с учетом последующих уточнений, просит обязать администрацию Борисоглебского городского округа предоставить Кондратовой Ольге Юрьевне, зарегистрированной по <адрес> в составе семьи из 2 человек, вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, пригодное для постоянного проживания инвалида-колясочника, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель Администрации Борисоглебского городского округа – Шарапова А.Г., действующая на основании доверенности от 25.12.2020, против удовлетворения иска возражала. В представленном в письменном виде отзыве указывает, что администрацией БГО были приняты постановления от 08.10.2020 № 2392 «О признании жилых помещений многоквартирного дома (пригодными) непригодными для проживания» и от 08.10.2020 № 2393 «О признании жилых помещений многоквартирного дома (пригодными) непригодными для проживания», в которых жилые помещения заявителей, в том числе комната, в которой проживает Кондратова О.Ю., признаны непригодными для проживания.

В возражениях указано, что заявители с просьбой о выделении иных жилых помещений взамен имеющихся, в адрес администрации Борисоглебского городского округа не обращались.

Постановлением администрации города Борисоглебска и Борисоглебского района от 16.02.1999 года №152 «О постановке на очередь для получения жилой площади из муниципального жилищного фонда» Кондратова Наталья Александровна была поставлена на общую очередь № 2308 и, как мать детей - инвалидов детства, на льготную очередь за № 610 в соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса PСФСР на первоочередное предоставление жилой площади муниципального жилищного фонда по договору социального найма в составе семьи 3 человека: Кондратова Н.А. - заявитель, Кондратова О.Ю. - дочь, ФИО2 - сын.

Из отзыва следует, что во исполнение постановления администрации Воронежской области от 07.08.2006г. №642 «О порядке оказания мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в виде субвенций в составе федерального фонда компенсаций», руководствуясь законом Воронежской области от 07.07.2006г. №66-03 «Об обеспечении жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поставленных на учет до 1 января 2005 года», администрация Борисоглебского городского округа в ноябре 2006 года передала учетное дело Кондратовых в департамент труда и социального развития Воронежской области для включения в единый список граждан, имеющих право на оказание мер социальной поддержки, установленных законодательством (департамент социальной защиты Воронежской области, г. Воронеж, ул. Ворошилова, 14).

Представитель ответчика считает, что предоставление мер социальной поддержки осуществляется строго в порядке установленной очередности согласно единому списку граждан на основании сведений, предоставляемых органом местного самоуправления, в хронологической последовательности, исходя из даты постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления.

По состоянию на 12.01.2021 года общая очередь Кондратовых в администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области для предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма № 1017, льготная № 101.

Согласно Единому списку граждан из числа отдельных категорий, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законом Воронежской области от 07.07.2006г. №66-03 «Об обеспечении жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поставленных на учет до 1 января 2005 года», сформированного Департаментом труда и социального развития Воронежской области, Кондратова О.Ю. по состоянию на 01.05.2021 год - 187.

Прокурор Михелкин К.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал.

Кондратова О.Ю. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Третьи лица Кондратова А.А., Кондратова Н.А. просили заявленные требования удовлетворить.

Представители третьих лиц: департамента социальной защиты Воронежской области, департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Абзацем первым статьи 17 указанного Федерального закона предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно положениям Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки в части обеспечения жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005 (абзац второй и четвертый статьи 17, статья 28.2).

При этом абз. 17 ст. 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено право органов государственной власти субъектов Российской Федерации наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005.

Внеочередной порядок обеспечения жилым помещением инвалидов Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не устанавливает.

Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесено в числе прочего обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.

В силу пункта 5 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

При этом в силу ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

Согласно части первой статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Согласно п. 54 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, отдельные занимаемые инвалидами жилые помещения (комната, квартира) могут быть признаны комиссией непригодными для проживания граждан и членов их семей на основании заключения об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, вынесенного в соответствии с пунктом 20 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 г. N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов".

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что

Кондратова Ольга Юрьевна является инвалидом <данные изъяты> группы с детства, наблюдается в БУЗ ВО «Борисоглебская РБ» с диагнозом «<данные изъяты>. Данное заболевание входит в Перечень заболеваний, утвержденных Приказом Минздрава России от 30.11.2012 N 991н "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь", дающим инвалиду право на дополнительную жилую площадь.

Имеющиеся у Кондратовой О.Ю. стойкие расстройства двигательной функции сопряжены с необходимостью использования кресла-коляски, что подтверждается справкой о наличии инвалидности МСЭ-, индивидуальной программой реабилитации инвалида, выданной Федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы. (л.д.18, 20-25)

Постановлением администрации г. Борисоглебска и Борисоглебского района от 16.02.1999 №152 «О постановке на очередь для получения жилой площади из муниципального жилищного фонда» мать Кондратовой О.Ю. - Кондратова Н.А., составом из трех человек: Кондратова Н.А. (заявитель), ФИО2 (сын), Кондратова О.Ю. (дочь), поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на общую очередь №2308 и льготную, как мать детей инвалидов детства, за №610.

20.10.2009 между Кондратовой Н.А. и администрацией Борисоглебского городского округа был заключен договор №187 найма жилого помещения в общежитиях муниципального жилого фонда, согласно которому Кондратовой Н.А. и членам её семьи для временного проживания была предоставлена в общежитии муниципального жилого фонда комната по, расположенная по адресу: <адрес>, общей площадью 12 кв.м.

25.06.2015 на основании решения Борисоглебского городского суда Воронежской области от 21.05.2015 между Кондратовой О.Ю. и администрацией Борисоглебского городского округа был заключен договор №55 найма жилого помещения в общежитиях муниципального жилого фонда, согласно которому Кондратовой О.Ю. и членам ее семьи, в составе дочери Кондратовой А.А., для проживания было предоставлено жилое помещение общей площадью 18 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>.

В настоящее время Кондратова О.Ю. вместе с дочерью Кондратовой А.А. проживают в названном жилом помещении.

Жилое помещение, в котором проживает Кондратова О.Ю., а также общее имущество собственников помещений в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, в силу конструктивных особенностей планировки не позволяют перемещаться Кондратовой О.Ю. в кресле-коляске, они не обустроены и не оборудованы с учетом потребностей инвалида - колясочника, отсутствует доступность передвижения внутри и около жилого помещения, при входе в жилое помещение и выходе из него, а также отсутствует доступность в пользовании инженерным оборудованием (в частности, душевой комнатой).

Согласно акту обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида от 11.08.2020, комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов, созданной постановлением администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области № 2659 от 06.10.2016, установлена необходимость приспособления жилых помещений, в том числе жилого помещения Кондратовой О.Ю. и общего имущества многоквартирного дома по адресу: <адрес> с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалидов в связи с несоответствием Правилам обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалида».

Комиссией также установлено отсутствие технической возможности приспособления жилого помещения инвалида в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности в связи с невозможностью адаптировать жилое помещение в здании бывшего общежития к требованиям действующего законодательства.

Постановлением администрации Борисоглебского городского округа № 2392 от 08.10.2020 жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> признано непригодными для проживания инвалидов.

Таким образом, жилое помещение, предоставленное Кондратовой О.Ю. администрацией БГО ВО на основании договора найма жилого помещения в общежитиях муниципального жилого фонда от 25.06.2015 №55, в котором она в настоящее время проживает, не отвечает требованиям, предъявляемым к помещениям, предназначенным для проживания инвалидов - колясочников.

Иного жилого помещения, предназначенного для проживания, у Кондратовой О.Ю. ни в собственности, ни в пользовании не имеется, доказательств обратного суду ответчиком не представлено.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях (от 05.03.2009 г. N 376-О-П, от 03.11.2009 г. N 1368-О-О, от 19.10.2010 г. N 1328-О-О, от 26.05.2011 г. N 643-О-О, от 21.12.2011 г. N 1655-О-О) для ряда случаев, предусмотренных частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, но при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Такое законодательное регулирование, как отмечает Конституционный Суд Российской Федерации, согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии со ст. 52, 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Поскольку пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором требования в интересах Кондратовой О.Ю. являются обоснованными.

При этом судом принимается во внимание, что Кондратова О.Ю. состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в составе семьи Кондратовой Н.А. на основании постановления администрации г. Борисоглебска и Борисоглебского района от 16.02.1999 №152.

Довод представителя ответчика о том, что администрация Борисоглебского городского округа в ноябре 2006 года передала учетное дело Кондратовых в департамент труда и социального развития Воронежской области для включения в единый список граждан, имеющих право на оказание мер социальной поддержки, установленных законодательством, следовательно, на администрацию БГО не может быть возложена обязанность по предоставлению вне очереди Кондратовой О.Ю. жилого помещения по договору социального найма, суд считает необоснованным.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в Определении от 5 марта 2009 года N 376-О-П, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.

Как разъяснено в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года, утвержденном Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 сентября 2009 года, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Кроме того, следует отметить, что в соответствии с ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Закрепляя право на жилище, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления прав на жилище, при этом предусматривает малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, предоставлять бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами (ст. 40 Конституции Российской Федерации).

Вместе с тем, как отметил Конституционный Суд РФ в Определении от 03.11.2009 N 1368-О-О, внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из жилых помещений, которые признаны непригодными для проживания, обусловливает, в свою очередь, исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку очевидно, что целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем (чтобы права граждан при выселении не были ущемлены) с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.

При этом порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен ч. 3 и ч. 4 ст. 57 ЖК РФ, согласно которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.

Ссылка представителя ответчика на то, что Кондратова О.Ю. с просьбой о выделении иного жилого помещения взамен имеющегося в адрес администрации Борисоглебского городского округа не обращалась, учитывая правовую позицию ответчика при рассмотрении настоящего дела, возражающего против удовлетворения заявленных требований, также не может быть принята судом во внимание.

При этом судом принимается во внимание, что после обращения к ответчику с соответствующим заявлением 16.07.2021 (л.д.201), Кондратовой О.Ю. жилое помещение, пригодное для её проживания, как инвалиду, взамен имеющегося непригодного, предоставлено не было.

Как следует из ответа главы администрации БГО ВО на указанное обращение, Кондратова О.Ю. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении муниципального жилищного фонда по договору социального найма в составе своей матери - Кондратовой Н.А., отдельно в составе своей семьи вместе с дочерью -Кондратовой А.А., не состоит. Кондратовой О.Ю. разъяснено её право на обращение с заявлением о признании её семьи в составе её и дочери Кондратовой А.А. малоимущей и нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, для постановки на соответствующий учет.

Принимая во внимание, что конкретный срок предоставления гражданину по договору социального найма по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, не установлен, суд полагает возможным установить срок для предоставления жилого помещения, соответствующего установленным требованиям, для проживания инвалида в шесть месяцев.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Борисоглебского межрайонного прокурора Воронежской области в защиту интересов Кондратовой Ольги Юрьевны к администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области о возложении обязанности предоставить по договору социального найма жилое помещение, пригодное для проживания инвалида, - удовлетворить.

Возложить на администрацию Борисоглебского городского округа обязанность предоставить Кондратовой Ольге Юрьевне, зарегистрированной по <адрес> в составе семьи из 2 человек, вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для постоянного проживания инвалида-колясочника, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Воронежский облсуд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий

УИД 36RS0010-01-2021-000712-08

Дело 2-491/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Борисоглебск                                                13 августа 2021 года

Борисоглебский городской суд Воронежской области в составе:

председательствующего-судьи                                                          Гуглевой Н.Б.,

при секретаре                                                                                 Тороповой Е.Ю.,

с участием

прокурора                                                                                         Михелкина К.В.

представителя ответчика                                                                Шараповой А.Г.,

третьих лиц                                                 Кондратовой Н.А., Кондратовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Борисоглебского межрайонного прокурора Воронежской области в защиту интересов Кондратовой Ольги Юрьевны к администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области о возложении обязанности предоставить по договору социального найма жилое помещение, пригодное для проживания инвалида,

установил:

Борисоглебский межрайонный прокурор обратился в Борисоглебский городской суд с иском, в котором указывает, что    межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о социальных гарантиях инвалидов.

Из иска следует, что в ходе проверки были установлены факты несоблюдения прав инвалидов и других маломобильных групп населения на беспрепятственный доступ к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений).

Так, было установлено, что Кондратова Ольга Юрьевна является инвалидом <данные изъяты> группы с заболеванием, входящим в Перечень заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. №817, дающим инвалиду право на дополнительную жилую площадь.

Мать Кондратовой О.Ю. - Кондратова Н.А., в 1999 г. поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на общую очередь и льготную, как семья, имеющая ребенка-инвалида.

Администрацией Борисоглебского городского округа на основании договора найма жилого помещения в общежитиях муниципального жилого фонда от 20.10.2009 Кондратовой Н.А. предоставлена комната по адресу: <адрес>, общей площадью 12 кв.м. До этого данное жилое помещение Кондратовой Н.А. с семьей было предоставлено на основании договора социального найма, заключенного с МУП «Служба заказчика» 24.05.2002.

В иске указано, что Кондратовой О.Ю. администрацией Борисоглебского городского округа на основании договора найма жилого помещения в общежитиях муниципального жилого фонда от 25.06.2015 предоставлена комната по адресу: <адрес>, общей площадью 18 кв.м.

На основании договора найма жилого помещения от 25.06.2015 Кондратова О.Ю. вместе с дочерью Кондратовой Александрой Александровной проживает по вышеуказанному адресу.

Имеющиеся у Кондратовой О.Ю. стойкие расстройства двигательной функции сопряжены с необходимостью использования кресла-коляски, что подтверждается справкой о наличии инвалидности МСЭ-, индивидуальной программой реабилитации инвалида, выданной Федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.

Из иска следует, что жилое помещение, в котором проживает Кондратова О.Ю., а также общее имущество собственников помещений в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, в силу конструктивных особенностей планировки не позволяют перемещаться в кресле-коляске, они не обустроены и не оборудованы с учетом потребностей инвалида - колясочника, отсутствует доступность передвижения внутри и около жилого помещения, при входе в жилое помещение и выходе из него, а также отсутствует доступность в пользовании инженерным оборудованием (в частности, душевой комнатой). Жилое помещение фактически непригодно для проживания инвалида, пользующегося в связи с заболеванием креслом-коляской.

В интересах инвалида <данные изъяты> группы Кондратовой О.Ю. 21.05.2020 её представителем подано заявление в межведомственную комиссию администрации Борисоглебского городского округа о проведении обследования жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме по <адрес>.

Согласно акту обследования от 11.08.2020 установлена необходимость приспособления жилых помещений ФИО1, Кондратовой Н.А., Кондратовой О.Ю. и общего имущества многоквартирного дома по адресу: <адрес>, в которых проживают инвалиды, с учетом потребностей инвалида в связи с несоответствием Правилам обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалида».

Также установлен факт невозможности приспособления жилых помещений и общего имущества многоквартирного дома для проживания инвалида.

17.09.2020 по результатам комиссионного обследования составлен акт о непригодности указанного многоквартирного дома и жилых помещений для проживания инвалидов.

Постановлениями администрации Борисоглебского городского округа № 2392 и № 2393 от 08.10.2020 жилые помещения по адресам: <адрес>, признаны непригодными для проживания инвалидов.

В иске указано, что в здании, где проживает Кондратова О.Ю., не соблюдены нормативные требования СНиП 35-01-2001/3 для обеспечения нормальной жизнедеятельности маломобильных групп населения, т.е. помещения здания (коридоры, жилые комнаты, санузел) не предназначены для проживания маломобильных групп населения.

Таким образом, жилое помещение Кондратовой О.Ю. не отвечает требованиям, предъявляемым к помещениям, предназначенным для проживания инвалидов - колясочников.

В иске также указано, что семья Кондратовой Н.А. принята на жилищный учет в 1999 года в связи с наличием ребенка-инвалида (Кондратовой О.Ю.), признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Однако, несмотря на неоднократные обращения Кондратовой Н.А. и Кондратовой О.Ю., администрацией Борисоглебского городского округа указанные жилые помещения до настоящего времени не приспособлены для проживания инвалидов, другое жилое помещение, приспособленное для постоянного проживания инвалида, не предоставлено.

Прокурор указывает, что в соответствии с п. 5.1-5.5 договора найма № 55 от 25.06.2015, заключенного между администрацией Борисоглебского городского округа и Кондратовой О.Ю., наймодатель обязуется контролировать выполнение правил пользования жилыми помещениями дома, предоставлять нанимателю жилое помещение в надлежащем состоянии, осуществлять его техническое обслуживание, ремонт, выполнять заявки нанимателя по устранению неисправностей, выполнять иные обязательства.

По мнению прокурора, в соответствии с Федеральными законом от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопрос обеспечения граждан жилыми помещениями относится к компетенции органа местного самоуправления, следовательно, обязанность по предоставлению жилья Кондратовой О.Ю. должна быть возложена именно на администрацию Борисоглебского городского округа, которая в соответствии со ст.ст. 11, 43 Устава Борисоглебского городского округа осуществляет обеспечение проживающих в муниципальном образовании граждан жилыми помещениями.

Из разъяснений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», усматривается, что внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае является не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 Жилищного кодекса Российской Федерации), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются (п.37).

В силу указанных обстоятельств прокурор полагает, что обязанность по предоставлению жилого помещения, пригодного для проживания инвалидов, лежит на органах местного самоуправления.

Борисоглебский межрайонный прокурор, с учетом последующих уточнений, просит обязать администрацию Борисоглебского городского округа предоставить Кондратовой Ольге Юрьевне, зарегистрированной по <адрес> в составе семьи из 2 человек, вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, пригодное для постоянного проживания инвалида-колясочника, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель Администрации Борисоглебского городского округа – Шарапова А.Г., действующая на основании доверенности от 25.12.2020, против удовлетворения иска возражала. В представленном в письменном виде отзыве указывает, что администрацией БГО были приняты постановления от 08.10.2020 № 2392 «О признании жилых помещений многоквартирного дома (пригодными) непригодными для проживания» и от 08.10.2020 № 2393 «О признании жилых помещений многоквартирного дома (пригодными) непригодными для проживания», в которых жилые помещения заявителей, в том числе комната, в которой проживает Кондратова О.Ю., признаны непригодными для проживания.

В возражениях указано, что заявители с просьбой о выделении иных жилых помещений взамен имеющихся, в адрес администрации Борисоглебского городского округа не обращались.

Постановлением администрации города Борисоглебска и Борисоглебского района от 16.02.1999 года №152 «О постановке на очередь для получения жилой площади из муниципального жилищного фонда» Кондратова Наталья Александровна была поставлена на общую очередь № 2308 и, как мать детей - инвалидов детства, на льготную очередь за № 610 в соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса PСФСР на первоочередное предоставление жилой площади муниципального жилищного фонда по договору социального найма в составе семьи 3 человека: Кондратова Н.А. - заявитель, Кондратова О.Ю. - дочь, ФИО2 - сын.

Из отзыва следует, что во исполнение постановления администрации Воронежской области от 07.08.2006г. №642 «О порядке оказания мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в виде субвенций в составе федерального фонда компенсаций», руководствуясь законом Воронежской области от 07.07.2006г. №66-03 «Об обеспечении жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поставленных на учет до 1 января 2005 года», администрация Борисоглебского городского округа в ноябре 2006 года передала учетное дело Кондратовых в департамент труда и социального развития Воронежской области для включения в единый список граждан, имеющих право на оказание мер социальной поддержки, установленных законодательством (департамент социальной защиты Воронежской области, г. Воронеж, ул. Ворошилова, 14).

Представитель ответчика считает, что предоставление мер социальной поддержки осуществляется строго в порядке установленной очередности согласно единому списку граждан на основании сведений, предоставляемых органом местного самоуправления, в хронологической последовательности, исходя из даты постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления.

По состоянию на 12.01.2021 года общая очередь Кондратовых в администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области для предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма № 1017, льготная № 101.

Согласно Единому списку граждан из числа отдельных категорий, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законом Воронежской области от 07.07.2006г. №66-03 «Об обеспечении жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поставленных на учет до 1 января 2005 года», сформированного Департаментом труда и социального развития Воронежской области, Кондратова О.Ю. по состоянию на 01.05.2021 год - 187.

Прокурор Михелкин К.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал.

Кондратова О.Ю. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Третьи лица Кондратова А.А., Кондратова Н.А. просили заявленные требования удовлетворить.

Представители третьих лиц: департамента социальной защиты Воронежской области, департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Абзацем первым статьи 17 указанного Федерального закона предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно положениям Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки в части обеспечения жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005 (абзац второй и четвертый статьи 17, статья 28.2).

При этом абз. 17 ст. 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено право органов государственной власти субъектов Российской Федерации наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005.

Внеочередной порядок обеспечения жилым помещением инвалидов Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не устанавливает.

Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесено в числе прочего обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.

В силу пункта 5 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

При этом в силу ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

Согласно части первой статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Согласно п. 54 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, отдельные занимаемые инвалидами жилые помещения (комната, квартира) могут быть признаны комиссией непригодными для проживания граждан и членов их семей на основании заключения об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, вынесенного в соответствии с пунктом 20 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 г. N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов".

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что

Кондратова Ольга Юрьевна является инвалидом <данные изъяты> группы с детства, наблюдается в БУЗ ВО «Борисоглебская РБ» с диагнозом «<данные изъяты>. Данное заболевание входит в Перечень заболеваний, утвержденных Приказом Минздрава России от 30.11.2012 N 991н "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь", дающим инвалиду право на дополнительную жилую площадь.

Имеющиеся у Кондратовой О.Ю. стойкие расстройства двигательной функции сопряжены с необходимостью использования кресла-коляски, что подтверждается справкой о наличии инвалидности МСЭ-, индивидуальной программой реабилитации инвалида, выданной Федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы. (л.д.18, 20-25)

Постановлением администрации г. Борисоглебска и Борисоглебского района от 16.02.1999 №152 «О постановке на очередь для получения жилой площади из муниципального жилищного фонда» мать Кондратовой О.Ю. - Кондратова Н.А., составом из трех человек: Кондратова Н.А. (заявитель), ФИО2 (сын), Кондратова О.Ю. (дочь), поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на общую очередь №2308 и льготную, как мать детей инвалидов детства, за №610.

20.10.2009 между Кондратовой Н.А. и администрацией Борисоглебского городского округа был заключен договор №187 найма жилого помещения в общежитиях муниципального жилого фонда, согласно которому Кондратовой Н.А. и членам её семьи для временного проживания была предоставлена в общежитии муниципального жилого фонда комната по, расположенная по адресу: <адрес>, общей площадью 12 кв.м.

25.06.2015 на основании решения Борисоглебского городского суда Воронежской области от 21.05.2015 между Кондратовой О.Ю. и администрацией Борисоглебского городского округа был заключен договор №55 найма жилого помещения в общежитиях муниципального жилого фонда, согласно которому Кондратовой О.Ю. и членам ее семьи, в составе дочери Кондратовой А.А., для проживания было предоставлено жилое помещение общей площадью 18 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>.

В настоящее время Кондратова О.Ю. вместе с дочерью Кондратовой А.А. проживают в названном жилом помещении.

Жилое помещение, в котором проживает Кондратова О.Ю., а также общее имущество собственников помещений в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, в силу конструктивных особенностей планировки не позволяют перемещаться Кондратовой О.Ю. в кресле-коляске, они не обустроены и не оборудованы с учетом потребностей инвалида - колясочника, отсутствует доступность передвижения внутри и около жилого помещения, при входе в жилое помещение и выходе из него, а также отсутствует доступность в пользовании инженерным оборудованием (в частности, душевой комнатой).

Согласно акту обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида от 11.08.2020, комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов, созданной постановлением администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области № 2659 от 06.10.2016, установлена необходимость приспособления жилых помещений, в том числе жилого помещения Кондратовой О.Ю. и общего имущества многоквартирного дома по адресу: <адрес> с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалидов в связи с несоответствием Правилам обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалида».

Комиссией также установлено отсутствие технической возможности приспособления жилого помещения инвалида в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности в связи с невозможностью адаптировать жилое помещение в здании бывшего общежития к требованиям действующего законодательства.

Постановлением администрации Борисоглебского городского округа № 2392 от 08.10.2020 жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> признано непригодными для проживания инвалидов.

Таким образом, жилое помещение, предоставленное Кондратовой О.Ю. администрацией БГО ВО на основании договора найма жилого помещения в общежитиях муниципального жилого фонда от 25.06.2015 №55, в котором она в настоящее время проживает, не отвечает требованиям, предъявляемым к помещениям, предназначенным для проживания инвалидов - колясочников.

Иного жилого помещения, предназначенного для проживания, у Кондратовой О.Ю. ни в собственности, ни в пользовании не имеется, доказательств обратного суду ответчиком не представлено.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях (от 05.03.2009 г. N 376-О-П, от 03.11.2009 г. N 1368-О-О, от 19.10.2010 г. N 1328-О-О, от 26.05.2011 г. N 643-О-О, от 21.12.2011 г. N 1655-О-О) для ряда случаев, предусмотренных частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, но при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Такое законодательное регулирование, как отмечает Конституционный Суд Российской Федерации, согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии со ст. 52, 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Поскольку пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором требования в интересах Кондратовой О.Ю. являются обоснованными.

При этом судом принимается во внимание, что Кондратова О.Ю. состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в составе семьи Кондратовой Н.А. на основании постановления администрации г. Борисоглебска и Борисоглебского района от 16.02.1999 №152.

Довод представителя ответчика о том, что администрация Борисоглебского городского округа в ноябре 2006 года передала учетное дело Кондратовых в департамент труда и социального развития Воронежской области для включения в единый список граждан, имеющих право на оказание мер социальной поддержки, установленных законодательством, следовательно, на администрацию БГО не может быть возложена обязанность по предоставлению вне очереди Кондратовой О.Ю. жилого помещения по договору социального найма, суд считает необоснованным.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в Определении от 5 марта 2009 года N 376-О-П, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.

Как разъяснено в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года, утвержденном Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 сентября 2009 года, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Кроме того, следует отметить, что в соответствии с ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Закрепляя право на жилище, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления прав на жилище, при этом предусматривает малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, предоставлять бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами (ст. 40 Конституции Российской Федерации).

Вместе с тем, как отметил Конституционный Суд РФ в Определении от 03.11.2009 N 1368-О-О, внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из жилых помещений, которые признаны непригодными для проживания, обусловливает, в свою очередь, исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку очевидно, что целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем (чтобы права граждан при выселении не были ущемлены) с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.

При этом порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен ч. 3 и ч. 4 ст. 57 ЖК РФ, согласно которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.

Ссылка представителя ответчика на то, что Кондратова О.Ю. с просьбой о выделении иного жилого помещения взамен имеющегося в адрес администрации Борисоглебского городского округа не обращалась, учитывая правовую позицию ответчика при рассмотрении настоящего дела, возражающего против удовлетворения заявленных требований, также не может быть принята судом во внимание.

При этом судом принимается во внимание, что после обращения к ответчику с соответствующим заявлением 16.07.2021 (л.д.201), Кондратовой О.Ю. жилое помещение, пригодное для её проживания, как инвалиду, взамен имеющегося непригодного, предоставлено не было.

Как следует из ответа главы администрации БГО ВО на указанное обращение, Кондратова О.Ю. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении муниципального жилищного фонда по договору социального найма в составе своей матери - Кондратовой Н.А., отдельно в составе своей семьи вместе с дочерью -Кондратовой А.А., не состоит. Кондратовой О.Ю. разъяснено её право на обращение с заявлением о признании её семьи в составе её и дочери Кондратовой А.А. малоимущей и нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, для постановки на соответствующий учет.

Принимая во внимание, что конкретный срок предоставления гражданину по договору социального найма по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, не установлен, суд полагает возможным установить срок для предоставления жилого помещения, соответствующего установленным требованиям, для проживания инвалида в шесть месяцев.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Борисоглебского межрайонного прокурора Воронежской области в защиту интересов Кондратовой Ольги Юрьевны к администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области о возложении обязанности предоставить по договору социального найма жилое помещение, пригодное для проживания инвалида, - удовлетворить.

Возложить на администрацию Борисоглебского городского округа обязанность предоставить Кондратовой Ольге Юрьевне, зарегистрированной по <адрес> в составе семьи из 2 человек, вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для постоянного проживания инвалида-колясочника, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Воронежский облсуд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий

1версия для печати

2-491/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Борисоглебский межрайпрокурор Воронежской области
Кондратова Ольга Юрьевна
Ответчики
Администрация БГО ВО
Другие
Департамент социальной защиты Воронежской области
Кондратова Наталья Александровна
Кондратова Александра Александровна
Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области
Суд
Борисоглебский городской суд Воронежской области
Судья
Гуглева Наталия Борисовна
Дело на странице суда
borisoglebsky.vrn.sudrf.ru
20.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.04.2021Передача материалов судье
22.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.04.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
06.05.2021Предварительное судебное заседание
19.05.2021Предварительное судебное заседание
21.05.2021Предварительное судебное заседание
07.07.2021Предварительное судебное заседание
21.07.2021Судебное заседание
11.08.2021Судебное заседание
13.08.2021Судебное заседание
13.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее