Решение по делу № 2-2668/2024 от 09.08.2024

№ 2-2668/2024; УИД 03RS0014-01-2024-001834-19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 октября 2024 года

г. Октябрьский

Республики Башкортостан

Октябрьский городской суд Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи

Мулюковой Г.А.

при секретаре

Щуровой В.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шурыгина В.В. к акционерному обществу «Жилуправление» о признании незаконным бездействия, об обязании устранить нарушение прав потребителя и совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Шурыгина В.В. обратилась в суд с иском к акционерному обществу «Жилуправление» (далее по тексту также – АО «Жилуправление») об обязании устранить нарушение прав и законных интересов собственников помещений многоквартирного дома, исправлении отчетов о выполнении договора управления многоквартирным домом.

Требования мотивированы тем, что истец является собственником жилого помещения (квартиры) , расположенной в многоквартирном жилом <адрес>, находящегося по адресу: <адрес>.

АО «Жилуправление» осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, на основании лицензии от ДД.ММ.ГГГГ и договора управления от ДД.ММ.ГГГГ.

Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГГГ общим собранием собственников многоквартирного <адрес> принято решение: о подписании актов приемки оказанных услуг и выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном <адрес> данного многоквартирного дома. Все акты подписанные не председателем считаются недействительными (восьмой вопрос повестки дня). Также утвержден перечень работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного <адрес> на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГГГ общим собранием собственников многоквартирного <адрес> утвержден перечень работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного <адрес> на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе работы по текущему ремонту общего имущества нашего дома.

Согласно размещенных управляющей организаций АО «Жилуправление» в системе отчетам о выполнении договора управления по многоквартирному дому по <адрес>:

1) за 2020 год получено денежных средств в размере 368 112, 62 руб. (размещен ДД.ММ.ГГГГ), работы и услуги согласно представленным актам на сумму 11709 руб.; остаток 356403,62 руб.;

2) за 2021 год получено денежных средств в размере 319230,65 руб. (размещен ДД.ММ.ГГГГ), работы согласно представленным актам на сумму руб. 346538,66 руб.; задолженность 27308,01 руб.;

3) за 2022 год получено денежных средств в размере 490830,53 руб., работы согласно представленным актам на сумму 40707 руб. Остаток 450123,53 руб.

Иных документов о выполнении работ и услуг АО «Жилуправление», подписанных председателем Совета многоквартирного дома согласно условиям, установленным решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, управляющей организацией не представлено.

При этом согласно отчетам все средства с собственников многоквартирного <адрес> сняты безосновательно, без подтверждения собственникам факта выполнения работ и подписания соответствующих актов, что является нарушением.

Ссылаясь на то, что управляющей организацией необоснованно сняты средства собственников многоквартирного дома без представления подтверждающих документов и отчетов, Шурыгина В.В. обратилась в суд с настоящим иском, в котором просит:

- устранить нарушения прав потребителя на надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, которое согласно ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации должно обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе на раскрытие управляющей организации информации по управлению домом;

- обязать АО «Жилуправление» в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу исправить отчеты о выполнении договора управления по многоквартирному дому по <адрес> за 2020 - 2022 годы и выложить их с учетом требований ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» с размещением заключенных договоров и соответствующих актов сдачи-приемки результатов оказанных услуг и (или) выполненных работ, оформленных с учетом требований решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании Шурыгина В.В. заявленные требования поддержала, и, основываясь на доводах иска, просила его удовлетворить в полном объеме.

Представители ответчика АО «Жилуправление» Абдуллин А.М., Газизуллина Ф.К. в судебном заседании в удовлетворении иска просили отказать, ссылаясь на отсутствие доказательств незаконного бездействия и нарушения прав истца.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил ответ на судебный запрос, в котором содержались, в том числе, сведения о дате судебного заседания.

Судом предприняты все необходимые меры для своевременного извещения неявившихся участников процесса. В связи с изложенным, в соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Изучив и оценив материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, специалиста, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» от ДД.ММ.ГГГГ № 209-ФЗ государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (далее также – ГИС ЖКХ, система) - единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством.

В силу части 18 статьи 7 указанного Федерального закона лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг, размещают в системе информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 6, 7, 21 - 25, 28 - 33, 35 - 40 части 1 статьи 6 Федерального закона.

Обязанность организаций, осуществляющих поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, а также лиц, оказывающих услуги, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах и предоставляющие коммунальные услуги, размещать информацию, предусмотренную законодательством о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, предусмотрена также частью 4 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Порядок, формы, сроки и периодичность размещения в системе информации, указанной в части 4 настоящей статьи, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом (часть 5 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 10.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе.

Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.

Во исполнение вышеуказанных правовых норм принят приказ Минкомсвязи России , Минстрем /пр от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», действовавший в период возникновения спорных правоотношений.

Из вышеизложенных правовых норм следует, что несмотря на большой объем информации, подлежащий размещению различными субъектами - поставщиками информации, управляющая организация обеспечивает свободный доступ только к информации, перечень которой установлен в разделе 10 приказа Минкомсвязи России , Минстроя /пр от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно данному приказу управляющими организациями подлежит размещению информация об оказываемых услугах и (или) выполняемых работах по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включающая период, на который сформирован перечень оказываемых услуг (выполняемых работ) по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; вид и наименование таких работ (услуг); их стоимость (пункт 3.3, 3.3.1, 3.3.2, 3.3.3 приказа); информация о периодичности (график, сроки) оказания услуг и выполнения данных работ, включая период, на который сформирован перечень; периодичность (график, сроки) выполнения работ (услуг) в соответствии с перечнем (пункты 3.4; 3.4.1;, 3.4.2 приказа); информация о качестве оказанных услуг, выполненных работ по управлению многоквартирным домом, оказанных услуг, выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, включающая вид и наименование оказываемых услуг (работ), период их оказания, количество полных календарных дней, в течение которых оказывалась услуга ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность; акты выполненных работ по содержанию и ремонту общего имущества, подписываемые с одной стороны собственниками помещений в многоквартирном доме, с другой стороны - лицом, оказывающим работы (услуги); акты нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуги и выполнении работы (пункты 3.5, 3.5.1, 3.5.2, 3.5.3, 3.5.4 приказа), информация о состоянии расчетов с лицами, осуществляющими оказание услуг (выполнение работ) (пункт 9 приказа).

Из материалов дела следует, что истец Шурыгина В.В. является собственником жилого помещения (квартиры) , расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав.

АО «Жилуправление» является управляющей компанией по обслуживанию многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, на основании договора управления от ДД.ММ.ГГГГ.

Управляющая организация при исполнении требований части 1 и 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) обязана разместить сведения в системе ГИС ЖКХ на сайте www.dom.gosuslugi.ru в объеме, установленном разделом 10 Приказа Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ /пр (далее – Приказ пр).

Приказ пр действовал в период возникновения спорных правоотношений, в связи с чем, суд руководствуется данным нормативным актом при разрешении данного спора (в настоящее время, а именно с ДД.ММ.ГГГГ, действует новое регулированное, установленное приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ /пр).

Истец в обоснование заявленных требований указала, что управляющая организация обязана предоставлять информацию о своей деятельности в ГИС ЖКХ в порядке, установленном частью 1.1 статьи 161 ЖК РФ. Управляющая компания обязана, в целях осуществления контроля, за выполнением управляющей компаний ее обязательств по договору, предоставлять собственникам помещений в многоквартирном доме сведения о договорах, заключенных с подрядчиками, об актах, выполненных работ по этим договорам, расчеты с подрядчиком.

Судом в ходе процесса неоднократно выяснялся предмет спора, а именно является ли предметом спора бездействие, выразившееся в неразмещении отчета о выполнении договора за год, в течение первого квартала следующего за отчетным годом, либо неразмещение управляющей компанией актов выполненных работ по договорам подряда.

Шурыгина В.В. в ходе судебного разбирательства пояснила, что ее обращение в суд с настоящим иском, вызвано неразмещением управляющей компанией в ГИС ЖКХ сведений об актах выполненных работ по договорам подряда, расчетов с подрядчиком, что нарушило ее права, как потребителя, на получение информации.

Судом с привлечением в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ специалиста (главного специалиста производственно-технического отдела АО «Жилуправление» Тарасовой Н.М., предупрежденной об уголовной ответственности, предусмотренной ст.ст. 307, 308 Уголовного кодекса Российской Федерации, в присутствии Шурыгина В.В. , представителей АО «Жилуправление осуществлен осмотр личного кабинета и учетной записи АО «Жилуправление» в системе ГИС ЖКХ по ведению хозяйственной деятельности при управлении многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>.

В ходе данного осмотра, зафиксированного на видеозаписи (диск приобщен к материалам дела), установлено, что на сайте ГИС ЖКХ ответчиком размещены все акты приемки оказанных услуг и выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, начиная с 2020 по 2023 год.

Содержание и структура имеющихся в ГИС ЖКХ актов соответствуют требованиям указанным выше нормам закона.

Истцом не приведены обстоятельства, свидетельствующие о том, что указанные обществом в актах, размещенных в информационной системе, данные не отражают реальных расходов ответчика на содержание и ремонт имущества дома и являются не достоверными.

Предметом спора являлся только вопрос относительно размещения актов о выполненных работах по договору подряда в ГИС ЖКХ. Является ли отраженная в актах информация достоверной или нет в предмет спора не входило, поскольку суд разрешает спор в пределах заявленного иска, как того требуют положения ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Из ответа Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору от ДД.ММ.ГГГГ исх. следует, что акты выполненных работ по договорам подряда АО «Жилуправление», заключенным с ООО «Высота», были размещены за 2022, 2023 годы. Акты выполненных работ по договорам подряда за 2020, 2021 годы были размещены на сайте ГИС ЖКХ в разделе «фиксация работ и услуг» по месяцам отчетного периода.

Также судом установлено, что АО «Жилуправление» не привлекалось к административной ответственности, предусмотренной ст. 13.19.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МКД по адресу: <адрес>.

Таким образом, установив надлежащее исполнение принятых на себя обязательств по размещению актов выполненных работ по договорам подряда в системе ГИС ЖКХ, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Шурыгина В.В. ввиду отсутствия нарушений каких-либо прав потребителя.

Кроме того, истцом Шурыгина В.В. не представлено доказательств того, что ответчиком не обеспечен ей доступ к вышеуказанной информации.

Так, согласно приказу Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации /пр от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка и способов размещения информации, ведения реестров в государственной информационной системе жилищно коммунального хозяйства, доступа к системе и к информации, размещенной в ней» пользователи информации имеют два вида доступа к информации, размещенной в системе; к открытой части без прохождения процедур регистрации, идентификации и аутентификации, а также к закрытой части после прохождения указанных процедур.

Доступ к закрытой системе и к информации, размещенной в ней, обеспечивается путем предоставления функциональных возможностей в личных кабинетах. Физическим лицам, действующим от своего имени, доступ к личным кабинетам предоставляется после прохождения процедуры идентификации и аутентификации в ЕСИА при наличии подтвержденной учетной записи в ЕСИА, без прохождения ими процедуры регистрации в системе.

В ходе судебного разбирательства допрошенный судом главный специалист производственно-технического отдела АО «Жилуправление» Тарасова Н.М., обеспечившая доступ к ГИС ЖКХ, суду пояснила, что требуемая истцом Шурыгина В.В. информация не размещается в открытой части ГИС ЖКХ, информация о видах и наименовании услуг (работ) по содержанию общедомового имущества и текущему ремонту размещается только в закрытой части программы, и доступна пользователям только в личном кабинете после авторизации. Также свидетель указала, что информация размещается управляющей организацией, в последующем система программы сама распространяет необходимую информацию. Пользователи программы не имеют одинакового доступа к информации, размещенной в ГИС ЖКХ.

Истец Шурыгина В.В. в суде первой инстанции не отрицала, что не имеет доступ в свой личный кабинет в ГИС ЖКХ и данным ресурсом не пользуется, а использует только мобильное приложение «Домуслуги».

Тот факт, что сама по себе возникшая у истца сложность в поиске данной информации в мобильном приложении «Домуслуги», которая была продемонстрирована ею в судебном заседании, не свидетельствует о нарушении прав истца, поскольку Шурыгина В.В. для поиска интересующей ее информации (актов по договорам подряда) использует не учетную запись на Интернет-сайте ГИС ЖКХ (www.dom.gosuslugi.ru), а иной интерфейс – приложение «Домуслуги», технические возможности которого могут быть различны. Пользователи программы могут не иметь одинакового доступа к информации, размещенной в ГИС ЖКХ.

Ссылка истца не несвоевременное размещение актов выполненных работ с подрядчиками в ГИС ЖКХ, основанием для удовлетворения иска не является, поскольку в ходе судебного разбирательства было установлено испрашиваемые на интернет-ресурсе акты были предоставлены истцу на бумажном носителе. Более того, сама Шурыгина В.В. представила суду все акты выполненных работ по договору подряда на бумажном носителе, что свидетельствует об обеспечении управляющей компанией истцу доступа к информации.

Также суд обращает внимание на то, что анализ положений действовавшего приказа Минкомсвязи России , Минстроя /пр от ДД.ММ.ГГГГ дает основание полагать, что информация о договорах оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ, а также акты приемки выполненных работ, информация о расчетах, которые размещены в системе управляющей организацией, доступны для просмотра только контролирующим органам и представителю организации. Функциональные возможности ГИС ЖКХ, утвержденные государственным заказчиком Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, не предоставляют доступ к договорам и актам для граждан в личных кабинетах.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении исковых требований Шурыгина В.В. к акционерному обществу «Жилуправление» о признании незаконным бездействия, обязании устранить нарушение прав потребителя и совершить определенные действия, отказать.

Апелляционная жалоба может быть подана в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан через Октябрьский городской суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий судья     п/п     Г.А. Мулюкова

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ

Подлинный судебный акт подшит в деле (материале) RS0-19 ()

Октябрьского городского суда Республики Башкортостан

2-2668/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Шурыгина Валентина Васильевна
Ответчики
АО Жилуправление
Другие
Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору
Суд
Октябрьский городской суд Республики Башкортостан
Судья
Мулюкова Г.А.
Дело на странице суда
oktabrsky.bkr.sudrf.ru
09.08.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.08.2024Передача материалов судье
12.08.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.08.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.09.2024Подготовка дела (собеседование)
19.09.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.10.2024Судебное заседание
08.10.2024Судебное заседание
17.10.2024Судебное заседание
30.10.2024Судебное заседание
30.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее