К делу №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 августа 2018 года а. Тахтамукай
Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея в составе:
Председательствующего судьи Одинцова В.В.
при секретаре Мугу Д.Р.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску администрации МО «Яблоновское городское поселение» к ФИО1 о взыскании суммы неосновательного обогащения,
У С Т А Н О В И Л:
Истец администрация МО «Яблоновское городское поселение» обратился в суд с иском к ФИО1 о взыскании суммы неосновательного обогащения в размере 340 66 руб. 36 коп.
В обоснование иска истец указал, что ФИО1 обратился в Администрацию МО Яблоновское городское поселение» с заявлением о заключении договора купли- продажи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, пгт. Яблоновский, <адрес>, кадастровый №. На указанном земельном участке расположен магазин, собственником которого является ФИО1 с 28.01.2012г.
В связи с отсутствием вещного права в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, пгт. Яблоновский, <адрес>, кадастровый №, на котором расположено здание (магазин), у собственника магазина, ФИО1, возникает неосновательное обогащение за пользование без надлежащего оформления прав земельным участком, право собственности на которое не разграничено.
С момента государственной регистрации права собственности на нежилое здание (помещение магазина) на основании свидетельства о государственной регистрации права 01-АА № от ДД.ММ.ГГГГ с кадастровым номером
01:05:0200037:179 в соответствии с пунктом 1 статьи 35 ЗК возникает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием.
До настоящего времени зарегистрированного вещного права на земельный участок с кадастровым номером 01:05:0200037:305, на котором расположен объект капитального строительства не имеется. В связи, с чем возникает неосновательное обогащение за пользование без надлежащего оформления прав земельным участком, находящимися в государственной собственности.
Сумма неосновательного обогащения за фактическое использование земельного участка рассчитывается исходя из арендной платы.
Согласно пп. 2 п. 6 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных в аренду без торгов, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ №, размер арендной платы исчисляется по формуле: АП 2 = П х КС, где: АП 2 - величина годовой арендной платы по договору аренды, П - процент от кадастровой стоимости земельного участка, КС - кадастровая стоимость земельного участка.
Для данного земельного участка установлен процент от кадастровой стоимости земельного участка, применяемый при расчете арендной платы, в размере 5 %.
В связи с тем, что в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 01:05:0200037:305 в 29.12.2016г., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 01:05:0200037:305 за период с момента приобретения Ответчиком права собственности на магазин, расположенный на указанном земельном участке, с 28.01.2012г. до 29.12.2016г. рассчитывается на основании Приказа Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от ДД.ММ.ГГГГ №, исходя из среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель населенных пунктов Республики Адыгея в разрезе кадастровых кварталов.
Согласно указанного Приказа удельный показатель кадастровой стоимости составляет - 2 659,67, следовательно кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 01:05:0200037:305 в период с 28.01.2012г. по 29.12.2016г. составляла - 1 093 124,37 рублей (удельный показатель площадь ЗУ = 2 659,67*411). Таким образом, величина годовой арендной платы в год составляла 54 656,22 рублей. Следовательно, за 3 года и 11 месяцев - 214 070,19 рублей.
Арендная плата за период с 01.01.2017г. по 01.07.2018г (2 года 7 месяцев) рассчитывается исходя из кадастровой стоимости равной 980 099,37 рублей и составляет 126 596,17 рублей.
Период фактического использования земельного участка составляет 6 лет 6 месяцев. Таким образом, согласно приведенной выше формуле размер арендной платы, подлежащий уплате, за указанный земельный участок составляет: 340 666 руб. 36 коп.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении иска по основаниям, изложенным в возражении на исковое заявление.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу положений пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ, абзаца 3 статьи 24.20 главы III.1 Федерального закона от 29.07.1998г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 03.07.2016г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» для определения арендной платы за пользование земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, может применяться кадастровая стоимость земельного участка.
Как следует из пункта 1 части 2 Постановления Кабинета Министров Республики Адыгеи от 02.04.2008г. № «О Порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» размер арендной платы за использование земельных участков, предоставленных в пользование на условиях договора аренды, исчисляется в процентном отношении от кадастровой стоимости земельных участков.
Согласно Выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 01.11.2017г. № в отношении земельного участка с кадастровым номером 01:05:0200037:305 по адресу: <адрес>. 10/1, статус записи об объекте недвижимости определен как «актуальные, ранее учтенные».
Приказом Комитета РА по имущественным отношениям от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Адыгея» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Адыгея.
Согласно Приложению № к Приказу от 28.12.2012г. № по состоянию на 01.01.2012г. определены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Республики Адыгея в разрезе кадастровых кварталов по всем группам разрешенного использования
В Приложении № указано, что среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости в отношении земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, на территории МО «Яблоновское городское поселение» в пределах кадастрового квартала 01:05:0200037 составляет – 2650,67 рублей.
В соответствии с пунктом 2.1.3 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006г. №, в случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в границах существующего населенного пункта кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
В силу положений абзаца 3 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998г. №-Ф3 г., сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Согласно административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007г. № и зарегистрированному в Министерстве юстиции РФ 26.07.2007г. за №, исполнение названной функции включает такие административные процедуры, как:
-проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение;
-утверждение государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
-внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр;
-разъяснение результатов государственной кадастровой оценки земель.
С 01.07.2017г. указанные положения Федерального закона от 29.07.1998г. № 35-ФЗ, предусматривают, что сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости.
Аналогичная норма установлена и частью 3 статьи 18 Федерального закона от 03.07.2016г. №-Ф3 в которой указано, что сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, являющихся основанием для определения такой кадастровой стоимости.
Размер арендной платы за государственные либо муниципальные земли относится к категории регулируемых цен, арендная плата за пользование которыми определяется с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.
Таким образом, в силу вышеуказанных положений закона размер арендной платы за пользование земельным участком может быть определен только по кадастровой стоимости имущества, сведения о которой должны быть отражены до 01.07.2017г. - в государственном кадастре недвижимости, с 01.07.2017г. - в Едином государственном реестре недвижимости.
Пунктом 2.6. Методических указаний предусмотрено, что в случае образования нового или выявления, ранее учтенного земельного участка кадастровая стоимость такого земельного участка определяется на дату внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости.
Как указано в информационном ресурсе «Публичная кадастровая карта» датой постановки на учет земельного участка с кадастровым номером - 01:05:0200037:305 является - ДД.ММ.ГГГГ.
При этом, согласно данным Филиала ФЕБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> сведения о кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости в ЕГРН по состоянию за период с 01.01.2012г. по 01.01.2016г. отсутствовали, что подтверждается выписками ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости №КУВИ-001/2018-4338160, №КУВИ-001/2018- 4338126. №КУВИ-001/2018-43381 19, №КУВИ-001/2018-4338106 и №КУВИ-001/2018-4338088. выданными 17.07.2018г.
В соответствии с требованиями пункта 13 статьи 3 Федерального закона от 25.12.2001г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в случаях, если кадастровая стоимость земли не определена, для целей, указанных в статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации, применяется нормативная цена земли.
Таким образом, в целях определения суммы не основательного обогащения за пользование земельным участком в спорный период с 28.01.2012г. по 01.03.2015г. Администрация должна была исходить из нормативной стоимости объекта недвижимости.
Указанные обстоятельства указывают на то, что сумма неосновательного обогащения за спорный период с 28.01.2012г. по 29.12.2016г. в размере 214 070,19 рублей, исчисленная Истцом по удельному показателю - 2 659,67 рублей согласно Приказу от 28.12.2012г. №. определена Администрацией в нарушение положений абзаца 3 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998г. №-Ф3 и части 3 статьи 18 Федерального закона от 03.07.2016г. № 237-ФЗ. поскольку в указанном периоде сведения о кадастровой стоимости в размере 1 093 124.37 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером - 01:05:0200037:305 в Едином государственном реестре недвижимости отсутствовали.
Судом установлено, что ФИО1 неоднократно обращался в администрацию МО «Яблоновское городское поселение» с письмами о продаже в собственность земельного участка кадастровым номером 01:05:0200037:305, так как является правообладателем нежилого здания - магазина, расположенного на указанном земельном участке.
В своих письменных ответах (от 16.11.2017г. исх.. №. от ДД.ММ.ГГГГ 8г. исх. №. от 09.04.2018г. исх. №) администрация указала, что в связи с отсутствием вещного права в отношении земельного участка с кадастровым номером 01:05:0200037:305. на котором расположено нежилое здание (магазин), у ответчика с даты регистрации права собственности на магазин (с 28.01.2012г.) возникает неосновательное обогащение в размере 284 501,06 руб. за пользование без надлежащего оформления прав земельным участком, находящимся в государственной собственности, в период с 28.01.2012г. по 16.11.2017г. (5лет 9 месяцев 19 дней).
Указанную сумму неосновательного обогащения за пользование земельным участком с кадастровым номером 01:05:0200037:305 Администрация на основании Постановления от 2.04.2008г. № определила в размере 284 501,06 руб., из расчета 5% от кадастровой стоимости земельного участка в размере 980 099,37 руб., установленной состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Приказом Комитета РА по имущественным отношениям от 25.11.2016г. № «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Адыгея».
При этом, в своих письмах (от 16.11.2017г. исх. №, от 23.03.2018г. исх. №) Администрация указала реквизиты для перечисления ответчиком суммы обогащения, определяемого в виде арендной платы, в размере 284 501.06 руб.
Ответчик в своих письмах (от 26.02.2018г. вх.№. от 12.03.2018г. вх.№) неоднократно уведомлял Истца о том. что требование об уплате неосновательного обогащения за пользование земельным участком в размере 284 501.06руб. в период с 28.01.2012г. по 16.11.2017г. является незаконным, т.к. указанная сумма определена с нарушениями пункта 1 статьи 4 ГК РФ, части 2 статьи 24.17 Федерального закона от 29.07.1998г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Приказа Комитета РА от 25.11.2016г. №, а также пункта 2.6. Методических указаний, поскольку Приказ Комитета РА от 25.1 1.2016г. № обратной силы не имеет, и его положения не предусматривают применение Приказа к правоотношениям, возникшим до дня вступления законную в силу, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Земельного кодекса РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Согласно п. 1 ст. 4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
В части 2 статьи 24.17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ указано, что датой утверждения результатов определения кадастровой стоимости считается дата вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости и соответствующей нормы такого акта.
Таким образом, по указанным обстоятельствам являются не состоятельными доводы. Администрации, изложенные в исковом заявлении, о том, что в период с 28.01.2012г. до 29.12.2016г. кадастровая стоимость земельного участка, в отношении которого сведения о кадастровой стоимости 29.12.2016г. внесены в ЕГРН, рассчитывается на основании Приказа Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от ДД.ММ.ГГГГ №. исходя из среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель населенных пунктов Республики Адыгея в разрезе кадастровых кварталов.
Статьей 196 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 Кодекса.
Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (п.1 ст. 200 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса РФ срок исковой давности по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав, в частности, о передаче имущества другому лицу, совершении действий, свидетельствующих об использовании другим лицом спорного имущества, например, земельного участка, и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (п. 4 Постановления Пленума ВС РФ № «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса РФ об исковой давности»).
Согласно п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, казанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 72 Земельного кодекса РФ и статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003г. №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» именно на органы местного самоуправления возложена функция проведения муниципального земельного контроля.
Администрация МО «Яблоновское городское поселение», в силу вышеназванных положений законодательства является исполнительным органом местного самоуправления, который уполномочен управлять и распоряжаться земельными участками, находящимися в собственности городского поселения, в том числе осуществлять действия по защите права собственности.
Доказательств, свидетельствующих о невозможности Администрацией реализовать свое право на обращение с данным исковым заявлением в пределах срока исковой давности, а также доказательств, подтверждающих прерывание такого срока, не представлено.
В силу ч. 2 ст. 199 Гражданского кодекса РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанном до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Факт истечения срока исковой давности служит самостоятельным основанием для отказа в иске, применение судом срока исковой давности исключает саму необходимость исследования доказательств по делу (п. 15 Постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ 5г. №).
Таким образом, требования о взыскании суммы неосновательного обогащения в размере арендной платы за период с 28.01.2012г. по 29.12.2016г. в размере 214 070,19 рублей не подлежат удовлетворению как заявленные Администрацией за пределами трехлетнего срока давности, установленного статьей 196 Гражданского кодекса РФ.
Кроме того, расчеь Администрации суммы неосновательного обогащения за период с 01.01.2017г. по 01.07.2018г (2 года 7 месяцев) в размере 126 596,17 рублей от кадастровой стоимости земельного участка равной 980 099.37 рублей также не верен по следующим основаниям.
Как уже ранее указывалось из пункта 1 части 2 Постановления от 02.04.2008г. № размер арендной платы за использование земельных участков, предоставленных в пользование на условиях договора аренды, исчисляется в процентном отношении от кадастровой стоимости земельных участков.
Согласно Приложению № к Постановлению от 02.04.2008г. № в границах МО «<адрес>» в отношении земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, арендная плата исчисляется в размере 5% от кадастровой стоимости земельного участка.
По сведениям ЕГРН по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 01:05:0200037:305 определена в размере 980 099,37 рублей, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости внесены ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН. что подтверждается Выпиской ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 17.01.2013г. №/ИСХ/18-5473.
Исходя из положений абзаца 3 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998г. №-Ф3, части 3 статьи 18 Федерального закона от 03.07.2016г. №- ФЗ, а также пункта 1 части 2 Постановления от 02.04.2008г. №, размер ежегодной арендной платы за пользование указанным земельным участком с 29.12.2016г. составит 49 004.97 рублей, из расчета 980 099,37 рублей х 5%.
При этом расчет неосновательного обогащения за период с 01.01.2017г. по 01.07.2018г. Администрацией произведен математически не верно, поскольку время фактического пользования земельным участком в названный период составит не 2 года 7 месяцев, как указано Истцом в заявлении, а 1 год 6 месяцев.
Таким образом, сумма неосновательного обогащения за пользование земельным участка за период, указанный истцом в заявлении, с 01.01.2017г. по 01.07.2018г. (1 год 6 месяцев) составит 73 171.70 рублей, из расчета, где: 1 год 6 месяцев = 545 дней (время использования земельного участка в днях), из расчета:
1 год = 365 дней. 6 месяцев = 180 дней (6 мес. х 30 дн. в 1 мес.): 49 004.97 рублей / 365 дней - 134.26 рублей - размер арендной платы в день; 134,26 рублей х 545 дней = 73 171.70 рублей.
Вместе с тем, с учетом вышеуказанных положений законодательства РФ, сумма неосновательного обогащения за пользование земельным участком с кадастровым номером - 01:05:0200037:305 подлежит исчислению за период с 29.12.2016г. по 26.07.2018г., что составит 1 год и 7 месяцев.
С учетом указанного периода сумма неосновательного обогащения за пользование земельным участком с 29.12.2016г. по 26.07.2018г. (1 год 7 месяцев) составит 77 199.50 рублей, из расчета, где: 1 год 7 месяцев = 575 дней (время использования земельного участка в днях), из расчета: 1 год = 365 дней, 7 месяцев = 210 дней (7 мес. х 30 дн. в 1 мес.): 49 004.97 рублей / 365 дней = 134,26 рублей - размер арендной платы в день; 134,26 рублей х 575 дней = 77 199,50 рублей.
Таким образом, с ответчика подлежит взысканию сумма неосновательного обогащения в размере 77 199 руб. 50 коп.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, с ответчика в доход бюджета муниципального образования «<адрес>» подлежит взыскания государственная пошлина в размере 2 515 рублей 99 копеек.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление администрации МО «Яблоновское городское поселение» к ФИО1 о взыскании суммы неосновательного обогащения, удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1 в пользу администрации МО «Яблоновское городское поселение» сумму неосновательного обогащения в размере 77 199 руб. 50 коп.
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования «<адрес>» Республики Адыгея государственную пошлину в размере 2 515 руб. 99 коп.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Адыгея через Тахтамукайский районный суд в течение месяца со дня принятия решения.
Судья Тахтамукайского
районного суда РА В.В. Одинцов