50RS0014-01-2019-001657-71
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о прекращении производства по административному делу
22 ноября 2019 г. г.о. Ивантеевка
Ивантеевский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Колчиной М.В.,
при секретаре Тодоровой Ю.И.,
рассмотрев в открытом предварительном судебном заседании административное дело № 2а-1178/2019 по административному иску Ф.О.Н. об оспаривании действий Государственного органа Московской области «Уполномоченный по правам человека в Московской области и его аппарат»,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Ф.О.Н. обратился в суд с требованиями об оспаривании действий Государственного органа Московской области «Уполномоченный по правам человека в Московской области и его аппарат» в части рассмотрения обращения от 23 июля 2019 г. по вопросу предоставления его семье иного жилого помещения в связи со сносом дома, в котором он проживает.
В обоснование своих требований административный истец указал, что на указанное обращение 18 сентября 2019 г. административным ответчиком был дан ответ, в котором не в полном объёме даны разъяснения относительно благоустроенности и равнозначности вновь предоставляемого жилого помещения по отношению к занимаемому помещению с учётом наличия в семье двух инвалидов-колясочников.
В порядке подготовки дела к судебному разбирательству административный истец требования поддержал.
Представители административного ответчика против заявленных требований возражали и просили прекратить производство по настоящему делу ввиду того, что решения и действия (бездействие) Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации не подпадают под предмет регулирования Кодекса административного судопроизводства РФ и оспорены в указанном порядке.
Административный истец против прекращения производства по делу не возражал.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае, если имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 128 настоящего Кодекса.
В силу пункта 3 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта, акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, решения или действия (бездействия) не следует, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.
Изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что производство по административному исковому заявлению Ф.О.Н. подлежит прекращению.
Так, согласно разъяснениям, содержащимся в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ № 3 (2016), утверждённом Президиумом Верховного Суда РФ 19 октября 2016 г., в силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке административного судопроизводства, относятся решения и действия (бездействие), в результате которых были нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы гражданина, организации; созданы препятствия к осуществлению гражданином, организацией их прав, свобод и реализации законных интересов; на гражданина, организацию незаконно возложены какие-либо обязанности.
Правовой статус Уполномоченного по правам человека (далее - Уполномоченный) определен Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (далее - Закон).
Как следует из положений Закона, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и его рабочий аппарат являются государственным органом, учрежденным в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.
К одному из направлений деятельности Уполномоченного относится рассмотрение жалоб на нарушение прав и свобод человека и гражданина.
При реализации функции по рассмотрению жалоб Уполномоченный вправе разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод; передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу; отказать в принятии жалобы к рассмотрению. Отказ в принятии жалобы к рассмотрению должен быть мотивирован и не подлежит обжалованию (статья 20 Закона).
Для обеспечения деятельности Уполномоченного по защите, восстановлению прав и свобод человека, контролю и надзору за их обеспечением, в том числе при рассмотрении жалоб, создается рабочий аппарат (статья 37 Закона). По вопросам, связанным с руководством рабочим аппаратом, Уполномоченный утверждает структуру рабочего аппарата, положение о нем и его структурных подразделениях, в которых вправе, в частности, определять конкретных должностных лиц, уполномоченных рассматривать адресованные ему жалобы (статья 39 Закона).
Из анализа приведенных норм следует, что решения Уполномоченного по результатам рассмотрения адресованных ему жалоб, в том числе отказ в принятии жалоб, не могут нарушать какие-либо права обратившихся к нему лиц, поскольку не создают препятствий к осуществлению гражданами их прав, свобод и реализации законных интересов, включая право на судебную защиту, а также не возлагают на них какие-либо обязанности. Учитывая это, такие решения Уполномоченного не могут быть оспорены в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Соответственно не подлежат оспариванию в указанном порядке и принятые по результатам рассмотрения адресованных Уполномоченному жалоб решения должностных лиц рабочего аппарата Уполномоченного, наделенных в соответствии со статьёй 39 Закона правом рассматривать эти жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194, 199 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Производство по административному делу № 2а-1178/2019 по административному иску Ф.О.Н. об оспаривании действий Государственного органа Московской области «Уполномоченный по правам человека в Московской области и его аппарат» производством прекратить.
Разъяснить сторонам, что повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Определение может быть обжаловано в Московский областной суд путём подачи частной жалобы в Ивантеевский городской суд Московской области в течение 15 дней со дня его вынесения.
Председательствующий Колчина М.В.