дело № 2-1084/2021
18RS0021-01-2021-001583-75
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Алнаши УР 16 июля 2021 года
Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Гвоздиковой А.С.,
при секретаре Беляевой Е.А.,
с участием представителя истца - старшего помощника прокурора Алнашского района Удмуртской Республики Нуриева А.М.,
представителей ответчиков - представителя администрации муниципального образования «Алнашский район» Шакиной Т.А., действующей на основании доверенности от дд.мм.гггг сроком на <данные изъяты> года, представителя Администрации муниципального образования «Варзи-Ятчинское» Бабурина В.С., действующего на основании Устава МО «Варзи-Ятчинское»,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Алнашского района Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Алнашский район», Администрации муниципального образования «Варзи-Ятчинское» о понуждении к приведению автомобильных дорог в нормативное состояние,
у с т а н о в и л:
Первоначально прокурор Алнашского района УР со ссылкой на положения Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации МО «Варзи-Ятчинское» с требованием обязать в срок до 01.09.2021 года устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, а именно устранить выявленные недостатки в эксплуатационном состоянии дорожного покрытия автомобильной дороги по <***>, протяженностью <данные изъяты> метров с грунтовым покрытием, автомобильной дороги проезда от <***>, протяженностью <данные изъяты> метров с грунтовым покрытием.
Исковые требования мотивированы следующими обстоятельствами.
Прокуратурой Алнашского района с привлечением государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Можгинский» в связи с поступившим обращением проведена проверка в сфере исполнения законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии и обустройстве автомобильной дороги:
- наличие колейности длиной более 15 м, глубиной 9 см. на проезжей части между <***> и <***>, что является нарушением п. 5.2.4 ГОСТа Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному стоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденные Приказом Госстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст.;
- разрушение проезжей части в виде проломов длиной более 1 м, глубиной 10 см, шириной 9,5 см, по <***>, что является нарушением п. 5.2.4 ГОСТ Р50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденные Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245- ст.
Указанные обстоятельства не отвечают требованиям безопасности дорожного движения и являются существенным нарушением прав и свобод человека и гражданина, создают угрозу для жизни, здоровья, имущества граждан.
Отдельным процессуальным определением суда от дд.мм.гггг к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация муниципального образования «Алнашский район» Удмуртской Республики.
В судебном заседании старший помощник прокурора района уточнил исковые требования и просил обязать Администрацию МО «Варзи-Ятчинское», Администрацию МО «Алнашский район» в срок до 01.09.2021 года устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, а именно устранить выявленные недостатки в эксплуатационном состоянии дорожного покрытия автомобильной дороги по <***>, протяженностью <данные изъяты> метров с грунтовым покрытием, автомобильной дороги проезда от <***>, протяженностью <данные изъяты> метров с грунтовым покрытием.
Представители ответчиков по существу иска возражений не имели, исковые требования прокурора признали, о чем представили суду письменное заявление.
Выслушав представителей истца, ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Реализуя предоставленные законом полномочия, прокурор обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку безопасность дорожного движения затрагивает интересы граждан, постоянно проживающих и временно находящихся на территории поселения, установить круг лиц, чьи права нарушаются невозможно.
В соответствии с ч. 10 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - ФЗ №257-ФЗ от 08.11.2007) к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.
Согласно п.п. 1, 5, 6 ч. 1 ст. 13 ФЗ № 257-ФЗ от 08.11.2007 к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В силу ч. 3 ст. 15 ФЗ № 257-ФЗ от 08.11.2007 осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 17 ФЗ №257-ФЗ от 08.11.2007 содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии с п. 5. ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее по тексту - ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003) к вопросам местного значения городского поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 3 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003 к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
К вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5. ч. 1 ст. 15 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003).
Согласно ч. 4 ст. 15 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003 органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного Приказом Росстандарта от 26.09.2017 г. №1245-ст, покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
Согласно материалам дела, государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Можгинский» в ходе проведенной проверки, выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы) <***>: наличие колейности длиной более 15 м, глубиной 9 см. на проезжей части между <***> и <***>; разрушение проезжей части в виде проломов длиной более 1 м, глубиной 10 см, шириной 9,5 см, по <***>, о чем составлен акт о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии и обустройстве автомобильной дороги (улицы) от дд.мм.гггг
дд.мм.гггг между администрацией МО «Алнашский район» (Администрация района) и администрацией МО «Варзи-Ятчинское» (Администрация поселения) заключено соглашение о передаче полномочий, согласно которому в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального образования «Алнашский район», Администрация района передает, а Администрация поселения принимает на себя полномочия в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов муниципального образования «Варзи-Ятчинское» и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
Следовательно, применительно к данному случаю, учитывая условия Соглашения о передаче полномочий, заключенного дд.мм.гггг между Администрацией МО «Алнашский район» и Администрацией МО «Вар-и-Ятчинское», а также то, что обеспечение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения возложены на органы местного самоуправления, суд приходит к выводу, что Администрация МО «Алнашский район» и Администрация МО «Варзи-Ятчинское» несут общую обязанность по устранению выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги общего пользования местного значения.
В силу ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением. Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В данном конкретном случае, суд считает, что признание иска ответчиками не противоречит закону, не нарушает законных прав и интересов других лиц и принимает признание иска ответчиками.
При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора законны, обоснованы, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Алнашского района Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Алнашский район», Администрации муниципального образования «Варзи-Ятчинское» о понуждении к приведению автомобильных дорог в нормативное состояние, удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования «Алнашский район», Администрацию муниципального образования «Варзи-Ятчинское» в срок до 01 сентября 2021 года устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, а именно устранить выявленные недостатки в эксплуатационном состоянии дорожного покрытия автомобильной дороги по <***>, протяженностью <данные изъяты> метров, с грунтовым покрытием, автомобильной дороги проезда от <***>, протяженностью <данные изъяты> метров, с грунтовым покрытием.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Можгинский районный суд Удмуртской Республики.
Решение в окончательной форме изготовлено 20.07.2021 г.
Председательствующий судья А.С. Гвоздикова