Дело № 2-511/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 февраля 2019 года г. Киров
Первомайский районный суд г. Кирова Кировской области в составе председательствующего судьи Комаровой Л.В.,
при секретаре Кропачевой В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Пантелеева Сергея Александровича к администрации г. Кирова о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Пантелеев С.А. обратился в суд с иском к администрации г. Кирова о предоставлении жилого помещения. В обоснование указал, что родился {Дата} в г. Кирове Кировской области. С 2005 года остался без попечения родителей, мать лишена родительских прав, т.е. является лицом, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В период с {Дата} по {Дата} проживал в Яранском детском доме, в период с {Дата} по {Дата} – в профессиональном училище {Адрес}, затем с {Дата} по {Дата} и с {Дата} по {Дата} находился в местах лишения свободы. За ним закреплено жилое помещение, состоящее из комнаты в общежитие по адресу: {Адрес} однако проживать в нем невозможно, поскольку там живет его мать Пантелеева Л.П. с сожителем. Просит обязать администрацию г. Кирова предоставить Пантелееву С.А. благоустроенное жилое помещение не менее 26 кв.м. как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В судебном заседании истец Пантелеев С.А. в судебном заседании исковые требования полагал обоснованными. Пояснил, что в связи с неоднократным отбытием наказания не имел возможности обратиться до достижения возраста 23 лет в целях обеспечения специализированным жилым помещением.
Представители ответчика – администрации г. Кирова Шаклеина А.В., Крутихина Н.А. в судебном заседании исковые требования полагали необоснованными. Приобщили отзыв, доводы которого поддержали в судебном заседании. Полагали, что препятствий к реализации Пантелеевым С.А. предполагаемого права не имелось.
Представители третьих лиц – управления опеки и попечительства администрации г.Кирова, министерства финансов Кировской области в судебное заседание не явились. Уведомлены своевременно и надлежащим образом. Ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие. Направили отзывы.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела и оценив представленные сторонами доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований исковой стороны по следующим основаниям.
Право каждого на жилище гарантировано Конституцией Российской Федерации. Органы государственной власти и органы местного самоуправления призваны создавать условия для осуществления права на жилище.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ (статья 109.1 Жилищного кодекса РФ).
Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ) определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Так, к числу лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, которые, когда они находились в возрасте до 18 лет, остались без попечения единственного родителя или обоих родителей, в том числе, в связи с лишением их родительских прав (статья 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ).
Согласно положениям части 1 статьи 8 Закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действующей с 01.01.2013), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Из редакции этой же статьи, действовавшей до 01.01.2013, указанной категории лиц, не имеющей закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
В силу статьи 4 Федерального закона от 29.02.2012 №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа», действие статьи 8 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции Федерального закона от 29.02.2012 №15-ФЗ распространено законодателем на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (т.е. до 01.01.2013) в том случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В судебном заседании установлено, подтверждено материалами дела и не оспаривается сторонами, что решением Ленинского районного суда г. Кирова от {Дата} по гражданскому делу {Номер} Пантелеева Л.П. (одинокая мать истца) лишена родительских прав в отношении сына – Пантелеева С.А., {Дата} г.р., родившегося в г. Кирове Кировской области.
Пантелеев С.А. с {Дата} по {Дата} находился в МУ «Кировский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» на полном государственном обеспечении.
В период с {Дата} по {Дата} истец проживал в МОУ «Детский дом г. Яранска», находился на полном государственном обеспечении как лицо, оставшееся без попечения родителей.
С {Дата} по {Дата} обучался в ГОУ НПО Профессиональное училище №46 (п. Санчурск Кировской области).
В периоды с {Дата} по {Дата} и с {Дата} по {Дата} отбывал наказание в местах лишения свободы.
Освобожден {Дата} по отбытию наказания, проживает самостоятельно. Жилого помещения в собственности не имеет.
По сведениям ТУ по {Адрес} администрации г. Кирова от {Дата} истец на учете нуждающихся в жилых помещениях не состоит.
Истец с даты лишения матери родительских прав пребывал во всех учреждения как лицо, оставшееся без попечения родителей. В связи с этим, суд признает факт принадлежности Пантелеева С.А. к лицам, оставшимся без попечения родителей, установленным.
Распоряжением главы администрации г. Кирова от {Дата} {Номер} за истцом закреплено жилое помещение по адресу: {Адрес}, являющееся комнатой в общежитии, где истец проживал до лишения его матери родительских прав.
Заявляя исковые требования, Пантелеев С.А. ссылается на невозможность проживания по данному адресу ввиду малой жилой площади (11,7 кв.м. жилая площадь) и неприязненных отношений с матерью, которая живет там с сожителем и злоупотребляет спиртными напитками.
Разрешая вопрос о праве истца на дополнительные гарантии по социальной поддержке в виде предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования «город Киров» как лицу, оставшемуся без попечения родителей, суд учитывает следующее.
Как уже отмечалось ранее к числу лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, которые, когда они находились в возрасте до 18 лет, остались без попечения единственного родителя или обоих родителей.
Пантелеев С.А. до достижения возраста 23-х лет являлся лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и в отношении него распространялись положения Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996.
Вместе с тем, на момент достижения истцом 23-летнего возраста (2015 год) ч.1 ст. 8 Закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривала обеспечение жилыми помещениями лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, которые не имели закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из положений ст.1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
По смыслу приведенных норм права гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, должна была предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа вышеуказанного возраста.
При этом в ст. ст. 52, 57 Жилищного кодекса РФ императивно закреплено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете.
В силу п. 3.1. Порядка обеспечения жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного постановлением администрации г. Кирова от 12.07.2016 №2162-П (далее - Порядок), территориальные управления по районам осуществляют включение лиц, указанных в подразделе 1.2 настоящего Порядка, достигших возраста 14 лет, в целях обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в списки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по районам.
В соответствии с п.3.2 Порядка, в целях включения в списки территориальных управлений лица, указанные в подразделе 1.2 Порядка, достигшие возраста 14 лет, обращаются в территориальные управления по районам по месту выявления и первичного учета в качестве детей, оставшихся без попечения родителей, и (или) по месту жительства с заявлением по форме, утвержденной органом исполнительной власти Кировской области, осуществляющим государственное управление в сфере образования. Место жительства на территории муниципального образования «Город Киров» заявителем должно быть подтверждено наличием регистрации по месту жительства или по месту пребывания на территории муниципального образования «Город Киров».
Следовательно, для реализации лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права на жилое помещение специализированного жилого фонда они должны быть учтены в качестве нуждающихся в жилом помещении до достижения возраста 23 лет.
По достижении лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возраста 23 лет, и не вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, возможность для получения жилья во внеочередном порядке по основанию, предусмотренному п.2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, у такого лица утрачивалась.
В данном случае право на предоставление жилого помещения по договору социального найма могло быть реализовано при наличии к тому оснований в общем порядке.
При рассмотрении дела установлено, что до достижения 23 лет в уполномоченный орган с целью постановки на учет для получения во внеочередном порядке жилого помещения по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа» истец не обращался.
Наличие на то уважительных причин судом не установлено.
Несмотря на длительные периоды нахождения в местах лишения свободы Пантелеев С.А. имел возможность обратиться в органы опеки и попечительства с целью постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях. Доказательств, препятствующих истцу реализовать данное право, не представлено. Между периодами отбытия наказания, по мнению суда, у Пантелеева С.А. имелась возможность реализовать принадлежащие ему права, однако данным правом он не воспользовался. Доводы об обращении за документами в целях последующего обращения за предоставлением специального права, допустимыми и относимыми доказательствами не подтверждены. Документы, на которые указывает Пантелеев С.А., собираемые им как необходимые, имелись у него, а их предполагаемое отсутствие обращению в уполномоченные органы не препятствовало. Статус Пантелеева С.А. был известен органам опеки.
Доводы о незнании закона не освобождают от обязанности соблюдения сроков и порядка реализации прав.
Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статья 39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.
Вместе с тем, закрепленное в Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-то сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания.
Поэтому достижение лицом 23-летнего возраста не вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного срока, а также не обратившегося в суд с иском о предоставлении жилого помещения до достижения указанного возраста является основанием для отказа в удовлетворении требований о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.
Пантелеев С.А. до достижения установленного законом возраста 23 лет предусмотренной законом мерой социальной поддержки не воспользовался, с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения не обращался, в связи с чем утратил право на получение мер социальной поддержки для указанной категории лиц.
На момент обращения с исковым заявлением Пантелеев С.А. достиг возраста 27 лет, соответственно уже утратил статус категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Установив фактические обстоятельства дела и применив к правоотношениям сторон вышеуказанные нормы материального права, суд приходит к выводу о том, что нереализованное право на обеспечение жильем специализированного жилого фонда истец утратил по достижению 23 лет, так как до достижении указанного возраста с заявлением о постановке на учет по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа» в установленном порядке не обращался, а также не состоит на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по указанной категории, невозможность проживания в жилом помещении, закрепленном за ним ранее объективно также не подтверждена.
Суд отказывает в удовлетворении исковых требований Пантелеева С.А.
Судебные расходы истца распределению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Пантелеева Сергея Александровича отказать.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Первомайский районный суд г. Кирова в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья /подпись/ Л.В. Комарова
Решение суда в окончательной форме принято 22.02.2019