Решение по делу № 33-3455/2018 от 12.03.2018

Судья Абрамова Л.Л.

Дело № 33–3455/18

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего Пьянкова Д.А.,

судей Симоновой Т.В., Фомина В.И.,

при секретаре Араслановой О.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционной инстанции в г.Перми 09 апреля 2018 г. дело по апелляционной жалобе ОАО «Российские железные дороги» на решение Дзержинского районного суда г.Перми от 14.12.2017 года, которым постановлено:

«Признать незаконным бездействие ОАО «Российские железные дороги», выразившиеся в не оборудовании железнодорожного переезда 1389 км 4пк, состоящий на балансе Пермской дистанции пути работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, транспортных средств и других участников движения.

Обязать ОАО «Российские железные дороги» в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать железнодорожный переезд 1389 км 4 пк, состоящий на балансе Пермской дистанции пути работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, транспортных средств и других участников движения».

Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Симоновой Т.В., пояснения прокурора Пермской краевой прокуратуры Левыкиной Л.Л., представителя ответчика Яковлева А.Н., действующего на основании доверенности, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Пермский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие ОАО «Российские железные дороги», выразившиеся в не оборудовании железнодорожного переезда 1389 км 4 пк, состоящий на балансе Пермской дистанции пути работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, транспортных средств и других участников движения; обязании ОАО «Российские железные дороги» в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать железнодорожный переезд 1389 км 4 пк, состоящий на балансе Пермской дистанции пути работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, транспортных средств и других участников движения.

Исковые требования мотивирует тем, что Пермской транспортной прокуратурой в соответствии с п. 6.2 протокола заседания межведомственной рабочей группы по профилактике непроизводственного травматизма на железнодорожном транспорте от 21.12.2016 проведена проверка исполнения законодательства, регулирующего порядок содержания и эксплуатации железнодорожных переездов. По результатам проверки установлено, что ОАО «РЖД» требования по оборудованию железнодорожных переездов работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения не исполняются. Так, железнодорожный переезд 1389 км 4 пк, состоящий на балансе Пермской дистанции пути, не оборудован специальными техническими средствами согласно ч. 2 ст. 21 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации». В результате несоблюдения требований законодательства об эксплуатации железнодорожных переездов ОАО «РЖД» нарушены интересы общества и государства, направленные на предупреждение дорожно–транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий, а также случаев травмирования граждан.

Представитель Пермской транспортной прокуратуры на иске в судебном заседании настаивал.

Представитель ответчика с иском не согласилась.

Представитель 3-го лица администрации Пермского края оставил разрешение исковых требований на усмотрение суда.

Представитель 3-его лица ГИБДД ГУ МВД России по Пермскому краю в суд не явился, был извещен.

Судом постановлено приведенное выше решение.

Не согласившись с принятым решением, ОАО «Российские железные дороги» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов указывают, что решение основано на неверном применении норм материального права. В действующем законодательстве о железнодорожном транспорте отсутствует требование об оборудовании железнодорожных переездов специальными техническими средствами, работающими в автоматическом режиме, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи. Норма ч. 2 ст. 21 Закона об автомобильных дорогах, которой руководствовался суд является отсылочной и может быть применена только в том случае, когда нормами законодательства Российской Федерации о железнодорожном транспорте будут установлены такие требования по оборудованию железнодорожных переездов специальными техническими средствами. Кроме того, нормативно не закреплены перечень разрешенных к установке средств автоматической фиксации, порядок передачи данных в ГИБДД, полученных с использованием указанных средств, для рассмотрения вопроса о привлечении виновных к административной ответственности. Таким образом, установка средств фиксации на железнодорожных переездах является формальной, не предполагающей цель наказания нарушителей правил дорожного движения и профилактику таких нарушений в целях обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, транспортных средств и других участников дорожного движения, реализации принципа неотвратимости административного наказания водителей ТС не способствует. Также суд необоснованно отклонил доводы ОАО «РЖД» о том, что требовать установку на железнодорожных переездах специальных технических средств может только уполномоченный орган, осуществляющий контроль в области безопасности дорожного движения, а не прокуратура. Ссылаясь на положения ст. 30 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», Постановление Правительства РФ от 19.08.2013 года № 716, п. 55 Административного регламента, утвержденного Приказом МВД России от 02.03.2009 года № 185, считает, что при отсутствии решения органа управления Госавтоинспекции об установке средств фиксации, определении места его установки и режима работы, прокуратура и суд не вправе определять железнодорожные переезды, подлежащие оборудованию средствами фиксации. Кроме того, принимая решение, суд не учел противоречия в действующем законодательстве, которые в общей совокупности с представленными в материалы дела доказательствами свидетельствуют о необоснованности заявленных истцом требований. П. 5 ст. 3 Закона об автомобильных дорогах специальные технически средства отнесены к элементам обустройства автомобильных дорог, которые в свою очередь являются частью автомобильной дороги, а не железнодорожного переезда. Дорожную деятельность, согласно ст. 15, 17 указанного Закона, осуществляют их владельцы. Соответственно, оборудование автомобильных дорог специальными техническими средствами находится в компетенции и является обязанностью владельцев автомобильных дорог. Также просит учесть, что в целях уточнения действительной воли государственных органов в настоящее время в Государственную Думу РФ внесен законопроект о внесении изменений в ст. 21 Закона об автомобильных дорогах, в соответствии с которым обязанность по оборудованию железнодорожных переездов техническими средствами, возлагается на владельцев автомобильных дорог.

В силу положений ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Пермской транспортной прокуратурой в соответствии с п. 6.2 протокола заседания межведомственной рабочей группы по профилактике непроизводственного травматизма на железнодорожном транспорте от 21.12.2016 проведена проверка исполнения законодательства, регулирующего порядок содержания и эксплуатации железнодорожных переездов.

По результатам проверки установлено, что ОАО «РЖД» требования по оборудованию железнодорожных переездов работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения не исполняются.

Железнодорожный переезд 1389 км 4 пк, состоящий на балансе Пермской дистанции пути, не оборудован специальными техническими средствами.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 1, 35 ФЗ от 17.01.1992 г. N 2002-1 "О прокуратуре РФ", ст. 45 ГПК РФ, ст. 1, 21 ФЗ от 10.01.2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в РФ", ч. 2 ст. 21 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", исходил из того, что ч. 2 ст. 21 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" возлагает обязанность именно на владельца железнодорожных путей оборудовать железнодорожные переезды работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений Правил дорожного движения. То, что в ФЗ от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" не содержится аналогичное требование и не определен источник финансирования, не может являться основанием для невыполнения требования закона.

Судебная коллегия с данными выводами суда соглашается, поскольку они основаны на верном применении норм материального и процессуального права, обстоятельствах дела и представленных доказательствах, и считает, что оснований к отмене судебного акта по доводам апелляционной жалобы не имеется.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 17-ФЗ от 10.01.2003 "О железнодорожном транспорте" железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, стандартов, правил и технических нормам.

Согласно ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" владельцы железнодорожных путей обязаны оборудовать железнодорожные переезды работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений Правил дорожного движения, устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, транспортных средств и других участников дорожного движения, содержать участки автомобильных дорог, расположенные в границах железнодорожных переездов (до шлагбаума или при отсутствии шлагбаума на расстоянии десяти метров от ближайшего рельса по пути следования), в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте.

Одним из основных принципов функционирования железнодорожного транспорта является безопасность. Железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, стандартов, правил и технических нормам.

Вопреки доводам апелляционной жалобы об отсутствии в Федеральном законе "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также в законодательстве Российской Федерации о железнодорожном транспорте норм, возлагающих на владельцев железнодорожных путем обязанность по оснащению железнодорожных переездов указанными техническими средствами, и регулирующих техническую и финансовую сторону данных мероприятий, не имеется оснований для освобождения ответчика от исполнения императивных предписаний ч. 2 ст. 21 данного Федерального закона.

Содержание данной правовой нормы указывает на то, что именно владельцы железнодорожных путей, к которым в рассматриваемой ситуации относится ответчик, обязаны оборудовать переезды данными техническими средствами.

Что касается технических средств фиксации нарушений правил дорожного движения, то в этой части вопросы оснащения ими железнодорожных переездов какими-либо специальными нормами права в области железнодорожного транспорта действительно не регламентированы. Однако, в данном случае сам по себе порядок определения деятельности по фиксации пересечений железнодорожных путей может регулироваться не только федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, но также определяться соглашением между Ответчиком и органами внутренних дел с учётом предложений органов государственной власти субъектов в силу прямого указания закона.

Соответственно, данный довод, с учетом безусловной обязанности владельца железнодорожных путей по установлению на железнодорожном переезде технических средств, не свидетельствует о необоснованности постановленного судебного акта и правильность выводов суда не влияет.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у прокурора права на обращение в суд с данным иском, отклоняются судебной коллегией.

Статья 45 ГПК РФ наделяет прокурора полномочиями по обращению в суд с иском в защиту прав неопределенного круга лиц. Не оборудование железнодорожных переездов специальными средствами фиксации, является существенным нарушением прав граждан на безопасность дорожного движения, что недопустимо. На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что довод апелляционной жалобы в части отсутствия у прокурора полномочий по обращению в суд с настоящим иском ошибочным.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы о несогласии с решением суда по существу направлены на переоценку доказательств, оснований для которой судебная коллегия не усматривает, по существу повторяют позицию ответчика, изложенную в суде первой инстанции, направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд первой инстанции правильно разрешил спор, надлежащим образом применил нормы материального права, каких-либо нарушений процессуальных норм им не допущено, а потому решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.

Существенных нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда в соответствии со ст.330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст.ст.199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Апелляционную жалобу ОАО «Российские железные дороги» на решение Дзержинского районного суда г.Перми от 14.12.2017 г. – оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-3455/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Пермский транспортный прокурор
Ответчики
ОАО "РЖД"
Другие
ГИБДД ГУ МВД России по Пермскому краю
Администрация Пермского края (Минтранс)
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Симонова Татьяна Владимировна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
09.04.2018Судебное заседание
16.04.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.04.2018Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее