Дело № 2а-553/2021
УИД 24RS0055-01-2021-000736-82
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 июля 2021 года г. Уяр
Судья Уярского районного суда Красноярского края Альбрант А.В.,
при секретаре Вацлавской Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению администрации Уярского района Красноярского края к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю Даниловой Е.А., Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю, УФССП России по Красноярскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> обратилась в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю Даниловой Е.А., Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю, УФССП России по Красноярскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Требования мотивированы тем, что 25.09.2018 года постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю Даниловой Е.А. возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении администрации Уярского района об обязании предоставить ФИО1 по договору найма специализированное жилое помещение. Установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. В связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный срок судебным приставом-исполнителем МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю Даниловой Е.А. в отношении администрации Уярского района Красноярского края вынесено постановление от 25.10.2018 года о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. 09.01.2020 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ИИДНХ г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю Гидзинской А.Ю. в отношении администрации Уярского района вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-И о взыскании исполнительского сбора. Указывает, что решение суда не было исполнено по объективным причинам. Приобретение жилых помещений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к категории которых относится взыскатель ФИО1, осуществляется за счет финансирования, поступающего из краевого бюджета, администрация Уярского района является лишь получателем субвенции из бюджета Красноярского края. Администрация Уярского района обращалась в Министерство образования Красноярского края с ходатайством о выделении дополнительного финансирования для исполнения решения суда, однако денежные средства в установленный срок в администрацию Уярского района не поступили. После получения субвенции из краевого бюджета администрацией Уярского района приобретено жилое помещение для ФИО1 20.12.2019 года с ФИО1 заключен договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №.
Просит освободить администрацию Уярского района Красноярского края от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Представитель административного истца администрации Уярского района Красноярского края Фурманова Е.С., действующая на основании доверенности от 11.01.2021 года, в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания уведомлена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель административных ответчиков - МОСП ИИДНХ по г. Красноярску, УФССП России по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом и своевременно, о причинах неявки суд не уведомили.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования ФИО1, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования Министерства образования Красноярского края, прокурор Уярского района Красноярского края в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
Суд, считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие сторон, в порядке ст. 150 КАС РФ.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава -исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Согласно ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу -исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (п. 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (п. 3).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбор (п. 7).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50,52-54,55 Конституции Российской Федерации).
В силу п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ (ред. от 28.12.2016 года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Законом Красноярского края от 24.12.2009 года № 9-4225 (ред. от 24.12.2015 года) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных районов наделены государственными полномочиями, на выполнение которых органы исполнительной власти края предоставляют бюджетам муниципальных районов финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий. На полученные субвенции из краевого бюджета органами местного самоуправления приобретаются жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, приобретение жилых помещений для указанной категории лиц осуществляется за счет средств субъекта Российской Федерации, выделенных администрации муниципального образования.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, решением Уярского районного суда Красноярского края от 03.07.2018 года на администрацию Уярского района Красноярского края возложена обязанность по предоставлению ФИО1 на территории г. Уяра по договору найма специализированного жилого помещения пригодного для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям г. Уяра Уярского района Красноярского края, не обременённое правами третьих лиц и не находящееся под арестом жилое помещение площадью 33 кв. м., с допусками, установленными п. 14 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка» (не менее 22 кв. м. и не более 42 кв. м.).
25.09.2018 года в отношении администрации Уярского района Красноярского края возбуждено исполнительное производство №-ИП. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления.
25.10.2018 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю Даниловой Е.А. вынесено постановление № о взыскании с администрации Уярского района Красноярского края исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, так как исполнительный документ в срок, предоставленный для добровольного исполнения не исполнен, доказательств, подтверждающих уважительность причине неисполнения, должником не представлено.
09.01.2020 года в отношении администрации Уярского района возбуждено исполнительное производство № на основании постановления судебного пристава-исполнителя от 25.10.2018 года о взыскании с администрации Уярского района Красноярского края исполнительского сбора.
Вместе с тем из представленных истцом доказательств усматривается отсутствие вины в действиях администрации Уярского района Красноярского края в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Так, 25.06.2018 года администрацией Уярского района Красноярского края направлено письмо в Министерство образования Красноярского края об увеличении суммы субвенции для приобретения дополнительных жилых помещений детям-сиротам в целях исполнения решений судов.
20.08.2018 года истцом было направлено письмо в Министерство образования Красноярского края о рассмотрении вопроса о выделении денежных средств на приобретение жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированных жилых помещений ФИО1
23.11.2018 года администрацией Уярского района повторно направлено письмо в Министерство образования Красноярского края о выделении денежных средств на приобретение жилых помещений специализированного жилого фонда по договору найма специализированных жилых помещений, в том числе ФИО1
Администрация Уярского района Красноярского края обращалась в Уярский районный суд Красноярского края с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 03.07.2018 года. Определением Уярского районного суда от 26.11.2018 года в удовлетворении заявленных требований о предоставлении отсрочки исполнения решения суда администрации Уярского района Красноярского края отказано.
13.03.2019 года, в связи с повторным обращением администрации Уярского района Красноярского края для предоставления отсрочки исполнения решения суда, направлен запрос в Министерство образования Красноярского края о выделении денежных средств на приобретение жилого помещения ФИО1
Согласно письма от 28.03.2019 года, Министерством образования Красноярского края направлено письмо в Министерство финансов Красноярского края с просьбой о выделении дополнительных средств на исполнение решений суда администрацией Уярского района.
Определением Уярского районного суда Красноярского края от 25.04.2019 года администрации Уярского района Красноярского края предоставлена отсрочка исполнения решения суда от 03.07.2018 года на срок до 01.09.2019 года.
11.03.2019 года администрацией Уярского района Красноярского края и Министерством образования Красноярского края заключено соглашение № «О взаимодействии министерства образования Красноярского края и муниципального образования Уярский район Красноярского края по реализации в 2019 году государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет».
06.11.2019 года заключено дополнительное соглашение к соглашению от 11.03.2019 года, согласно которому ФИО1 включен в список детей сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в 2019 году.
20.12.2019 года с ФИО1 заключен договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №.
Кроме того, 25.06.2020 года администрация Уярского района обратилась в Министерство финансов Красноярского края с просьбой рассмотреть вопрос о возможности предоставления денежных средств на уплату исполнительского сбора, на которое был дан ответ 20.07.2020 года об отсутствии возможности выделить денежные средства на уплату исполнительского сбора.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что должник в силу объективных причин не имел реальной возможности исполнить решение Уярского районного суда Красноярского края от 03.07.2018 года в установленный судебным приставом-исполнителем срок, что свидетельствует об отсутствии его вины. Из материалов дела следует, что администрацией Уярского района Красноярского края были приняты необходимые меры для исполнения судебного решения. Сразу после вступления решения суда в законную силу истец обращался в Министерство образования Красноярского края с просьбой о выделении денежных средств для исполнения судебного решения, однако денежные средства на 2018 год выделены не были.
Таким образом, администрацией Уярского района Красноярского края были предприняты все возможные действия, направленные на исполнение решения суда, связанные с обеспечением жилым помещением ФИО1
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о возможности освобождения администрации Уярского района Красноярского края от взыскания исполнительского сбора.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ
Р Е Ш И Л:
Исковые требования администрации Уярского района Красноярского края к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю Даниловой Е.А., Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю, УФССП России по Красноярскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора – удовлетворить.
Освободить администрацию Уярского района Красноярского края от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю от 25.10.2018 года № в размере 50 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Уярский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья А.В. Альбрант
Мотивированное решение изготовлено .