Дело № 2-447/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Лушковой С.В.
при секретаре Колосковой О.А.,
с участием прокурора Львовой Н.А.,
представителя ответчика Ладанова А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 29 января 2018 года гражданское дело по иску Прокурора г.Сыктывкара в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО ГО «Сыктывкар» об обязательстве обеспечить безопасные условия эксплуатации дороги местного значения,
установил:
Прокурор г.Сыктывкара обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к АМО ГО «Сыктывкар» об обязании обеспечить безопасные условия эксплуатации проезжей части дворового проезда общего пользования на участках дороги от дома №2 по ул. Ветеранов до дома № 123 по ул. Тентюковская и от дома № 188 по Октябрьскому проспекту до дома № 123 по ул. Тентюковской в городе Сыктывкаре, посредством организации проведения работ по устранению выбоин и восстановлению дорожного полотна в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93, в срок до 01.10.2018г.
26.12.2017 г. судом были приняты письменные уточнения исковых требований об обязании АМО ГО «Сыктывкар» обеспечить безопасные условия эксплуатации проезжей части дворового проезда общего пользования на участках дороги от дома №4 по ул. Ветеранов до дома № 123 по ул. Тентюковская и от дома № 188 по Октябрьскому проспекту до дома № 123 по ул. Тентюковской в городе Сыктывкаре, посредством организации проведения работ по устранению выбоин и восстановлению дорожного полотна в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93, в срок до 01.10.2018г.
В судебном заседании помощник прокурора Львова Н.А. уточенные требования поддержала. Представитель ответчика Ладанов А.И. требования не признал.
Третье лица УЖКХ АМО ГО «Сыктывкар», ОГИБДД УМВД России по г. Сыктывкару, МКП «Дорожное хозяйство» явку представителей не обеспечили, извещались надлежащим образом.
Как разъяснено в п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", если суд располагает сведениями о том, что лицам, указанным в части 2.1 статьи 113 ГПК РФ, части 1 статьи 121 АПК РФ, части 8 статьи 96 КАС РФ, известно о начавшемся процессе, то такие лица могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий, в том числе в судах апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела № 5-796/15 Кутузовского судебного участка города Сыктывкара, и оценив все представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что 07.09.2015 г. в ходе проведения проверки соблюдения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения при осуществлении контроля за эксплуатационным состоянием дороги государственным инспектором дорожного надзора группы ДИ и ОД ОГИБДД УМВД России по г. Сыктывкару составлен Акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии проезжей части дорог дворовых проездов общего пользования: на участке напротив дома № 4 по ул. Ветеранов, напротив дома № 125 по ул. Тентюковской, напротив дома № 18 по ул. Ветеранов, напротив дома № 123 по ул. Тентюковской в г. Сыктывкаре, имеются многочисленные выбоины, геометрические параметры которых превышают предельно допустимые размеры, что не соответствует п. 3.1.1, 3.1.2 ГОСТа Р 50597-3.
08.09.2015 г. в отношении Администрации МО ГО «Сыктывкар» было вынесено предписание № 113, в соответствии с которым на Администрацию МО ГО «Сыктывкар» возлагалось в течении 30 суток восстановить асфальтобетонное дорожное покрытие, на проезжих частях дорог дворовых проездов общего пользования.
15.10.2015 г. установлено, что Администрацией МО ГО «Сыктывкар» законное предписание № 113 от 08.09.2015 г. в установленный срок не выполнено. Администрация МО ГО «Сыктывкар» письмом № 01/1-15/471 от 08.10.2015 г. сообщило в ОГИБДД УМВД России по г.Сыктывкару о том, что указанные в предписании проезды в дворовых территориях включены в план работы на 2016-2017 годы.
Постановлением мирового судьи Кутузовского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми от 09.11.2015 г., оставленным без изменения решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15.12.2015 г., Администрация МО ГО «Сыктывкар» была привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, -за. невыполнение в установленный срок законного предписания об устранении нарушений законодательства.
Кроме того, согласно акту от 09.10.2017 г., составленному должностным лицом ОГИБДД УМВД России по г. Сыктывкару, в результате обследования проезжей части в дворовых проездах общего пользования на участках дороги от дома № 2 по ул. Ветеранов к дому № 123 по ул. Тентюковской и от дома № 188 по Октябрьскому пр. до дома № 123 по ул. Тентюковская в г. Сыктывкаре, установлено, что проезжая часть имеет многочисленные просадки и выбоины, геометрические параметры которых, превышают предельно допустимые размеры.
Согласно ст.24 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Участники дорожного движения имеют право, в том числе, свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил. В соответствии со ст.12 указанного Закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа, относится к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения (п.4 ст.6 Закона).
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, к которой отнесена деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, регламентированы Федеральным законом от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Понятие автомобильных дорог дано в ст.3 указанного Федерального закона, согласно которой автомобильная дорога – это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В соответствии с пунктами 11 и 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ автомобильные дороги являются линейными объектами; под территорией общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
СНиП 2.07.01-89* (свод правил Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений) относит к улицам и дорогам местного назначения проезды (подъезд транспортных средств к жилым и общественным зданиям и другим объектам городской застройки внутри районов, микрорайонов, кварталов).
В силу ст.13 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ч.3 ст.15 Закона).
Пунктом 9 ст.6 Закона предусмотрено, что к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. В соответствии с п.11 ст.5 Закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
При этом содержание автомобильных дорог должно осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог (ст.17 Закона).
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23.10.1993г. №1090, предусмотрено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
В соответствии с п.3.1.1,3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы», утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 №221, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств разрешенной ПДД РФ скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине – 60 см, глубине – 5 см.
В силу п.п.3, 5 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, в Российской Федерации как социальном государстве охраняются труд и здоровье людей (статья 7) и каждый имеет право на охрану здоровья (статья 41, часть 1). Тем самым предполагается, что государство обязано принимать все необходимые меры к тому, чтобы гарантировать гражданам осуществление данного конституционного права в полном объеме, в т.ч. к недопущению ситуаций, создающих потенциальную угрозу безопасности жизни и здоровья людей.
Оценив доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, а также правоотношения участников рассматриваемого спора, принимая во внимание, что в нарушение действующего законодательства условия эксплуатации проезжей части дворового проезда общего пользования на участках дороги от дома №4 по ул. Ветеранов до дома № 123 по ул. Тентюковская и от дома № 188 по Октябрьскому проспекту до дома № 123 по ул. Тентюковской в городе Сыктывкаре, не отвечают установленным требованиям, выявленные нарушения создают реальную угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения, создают предпосылки для роста числа дорожно-транспортных происшествий, суд находит подлежащими удовлетворению исковые требования прокурора г.Сыктывкара в интересах неопределенного круга лиц об обязательстве ответчика обеспечить безопасные условия эксплуатации дороги местного значения, при этом с учетом заслуживающих внимания доводов ответчика относительно сроков и порядка организации соответствующих работ органом местного самоуправления, суд определяет срок выполнения названной обязанности – до 01 декабря 2018 года.
При вынесении решения судом учтено, что вопреки доводам стороны ответчика о том, что проезжая часть пролегает по дворовой территории, в связи с чем обязанность по ее содержанию возлагается на собственников и управляющую компанию, из материалов дела следует, что спорный участок дороги (с учетом уточнений) о приведении которого в соответствие просит истец, представляет собой внутриквартальную дорогу, предназначенную и используемую фактически для прохода пешеходов и подъезда личного транспорта и транспортных средств специального назначения к жилым домам и нежилым домам внутри квартала, что видно из представленной электронной карты города.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Администрацию МО ГО «Сыктывкар» в срок до 01 декабря 2018 года обеспечить безопасные условия эксплуатации проезжей части дворового проезда общего пользования на участках дороги от дома №4 по ул. Ветеранов до дома № 123 по ул. Тентюковская и от дома № 188 по Октябрьскому проспекту до дома № 123 по ул. Тентюковской в городе Сыктывкаре, посредством организации проведения работ по устранению выбоин и восстановлению дорожного полотна в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья С.В.Лушкова