Решение по делу № 7/1-51/2022 от 18.01.2022

    Судья Николаева Л.А.                                                            Дело № 7/1-51/2022

    РЕШЕНИЕ

г. Якутск                                             15 февраля 2022 года

Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Никодимов А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Лукина Г.Н. на постановление Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 15 ноября 2021 года в отношении Федерального казенного предприятия «Аэропорты Севера» (далее – ФКП «Аэропорты Севера») по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

11 октября 2021 года ведущим специалистом-экспертом Управления Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) П. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФКП «Аэропорты Севера» за нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства, выразившееся в несоблюдении сотрудниками предприятия социальной дистанции.

Постановлением судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 15 ноября 2021 года ФКП «Аэропорты Севера» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Не согласившись с указанным решением суда, защитник Лукин Г.Н. обратился с жалобой в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) об отмене постановления суда и прекращении производства по делу в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения. Полагает, что несоблюдение сотрудниками социальной дистанции не образует состава административного правонарушения в действиях ФКП «Аэропорты Севера». просил отменить постановление суда в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

В суде защитник Лукин Г.Н. поддержал доводы жалобы, просил отменить постановление суда в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

Изучив доводы жалобы и материалы дела, заслушав пояснения защитника Лукина Г.Н., суд приходит к выводу об изменении постановления суда первой инстанции ввиду следующего.

В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Часть 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенное, в том числе при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ) на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В силу статьи 11 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

Согласно Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 1 июля 2020 г. № 1293 «О режиме повышенной готовности на территории Республики Саха (Якутия) и мерах по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» на территории Республики Саха (Якутия) действует режим повышенной готовности и установлены ограничительные меры.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 22 мая 2020 года N 15 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - СП 3.1.3597-20).

В соответствии с пунктом 4.4 указанных санитарных правил к противоэпидемическим мероприятиям, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации, отнесены мероприятия, направленные на "разрыв" механизма передачи инфекции, в том числе: соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров; организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха; обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха.

По смыслу взаимосвязанных положений статей 2, 11, 29 и 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) выполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил является составной частью осуществляемой ими деятельности. Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия должны проводиться своевременно и в полном объеме.

Указом Главы Республики Саха (Якутия) № 1143 от 27.04.2020 утверждены «Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Республики Саха (Якутия)» (далее – Правила поведения).

Основанием для привлечения к административной ответственности ФКП «Аэропорты Севера» послужили обстоятельства, выявленные 7 октября 2021 года в ходе санитарно-эпидемиологического расследования на предмет соблюдения санитарного законодательства и выполнение противоэпидемических (профилактических) мероприятий в кафе ФКП «Аэропорты Севера», расположенном по адресу: 677904, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, с. Маган, ул. 40 лет Победы, д. 1 выявлено нарушение пункта 4.4. СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COV1D-19)" выразившееся в несоблюдении сотрудниками социальной дистанции.

Фактические обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении Управления Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) от 11 октября 2021 года, составленным в соответствии с требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, актом санитарно-эпидемиологического расследования от 7 октября 2021 года и другими материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья первой инстанции, признавая ФКП «Аэропорты Севера» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, посчитал, что фактические обстоятельства дела установлены верно.

Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Для квалификации действий по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ за невыполнение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, совершенное в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), необходимо установить, что допущенное действие (бездействие) состояло либо в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, либо в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Между тем, положения СП 3.1.3597-20, нарушение пункта 4.4 которых вменено в вину ФКП «Аэропорты Севера», определяя требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации, обязанность по организации предусмотренных в разделе IV противоэпидемических мероприятий в отношении COVID-19 возлагает на территориальные органы Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 4.1). Поименованные в абзаце 2 пункта 4.4. санитарных правил мероприятия, направленные на "разрыв" механизма передачи инфекции, к которым отнесено в том числе соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров, в силу прямого указания СП 3.1.3597-20 осуществляются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Выполнение названных мероприятий указанными органами власти обеспечивается путем установления обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности.

Таким образом, ФКП «Аэропорты Севера» не может быть субъектом административной ответственности за неисполнение пункта 4.4 СП 3.1.3597-20.

В силу положений статей 38, 39 Федерального закона № 52-ФЗ санитарные правила разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

В свою очередь Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 417 "Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации") (подпункт "а.2" пункта "а" статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пункт 3.1 организации обязаны: подпункты "а", "у", "ф" пункта 1 статьи 11 названного федерального закона). Вышеуказанные мероприятия получили свою реализацию в Правилах поведения (пункт 3.1 Организации обязаны: подпункт 1 (обеспечить соблюдение гражданами (в том числе работниками) социального дистанцирования, в том числе путем нанесения специальной разметки, установления специального режима допуска и нахождения в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), подпункт 8 (применение бактерицидных облучателей воздуха рециркуляторного типа) пункта 3.1), которые фактически вменены привлекаемому лицу.

Правила поведения санитарными правилами не являются, санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия непосредственно не устанавливают.

В постановлении о привлечении к административной ответственности от 15 ноября 2021 года других санитарных правил, кроме СП 3.1.3597-20, которые в отношении организаций не имеют прямого действия, равно как санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, которые бы не исполнило ФКП «Аэропорты Севера», не приведено.

С учетом вышеизложенного, прихожу к выводу, что условий, необходимых для квалификации действий ФКП «Аэропорты Севера» по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

В Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 года, разъяснено, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ как за нарушение Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (вопрос N 17).

Статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ) установлено, что граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

В соответствии с подпунктом 2 статьи 10 указанного Федерального закона Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 417.

Пункты 3 и 4 Правил предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны: соблюдать требования законодательства о санитарно-эпидемическом благополучии человека; выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.

На основании вышеизложенного прихожу к выводу о необходимости переквалификации действий ФКП «Аэропорты Севера» с части 2 статьи 6.3 КоАП РФ на часть 1 статьи 20.6.1 Кодекса.

О возможности подобной переквалификации виновных действий лица, характеризующихся невыполнением правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, разъяснено в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 февраля 2021 года (вопрос 21).

Выводы суда, сделанные по существу обстоятельств, образующих объективную сторону совершенного ФКП «Аэропорты Севера» деяния в указанной части сомнений не вызывают.

Несогласие лица, в отношении которого ведетеся производство по делу, с оценкой имеющихся в деле доказательств и толкованием судьей нижестоящей инстанции норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и действующих нормативно-правовых актов, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судьей городского суда допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Обстоятельства, на которые ссылается заявитель в своей жалобе, не повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также не повлекли за собой вынесения незаконного судебного постановления и нарушения прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

С учетом изложенного, отсутствуют обстоятельства, которые могли бы являться основанием к отмене, вынесенного по делу, постановления.

Срок давности и порядок привлечения названного лица к административной ответственности соблюдены.

Довод общества о нарушении административным органом процессуального срока на подачу жалобы на оспариваемое постановление опровергается материалами дела. Так, копия оспариваемого постановления в Управление Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) поступила 21 декабря 2021 года, что подтверждается штампом входящей корреспонденции на копии сопроводительного письма Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2021 года № ... о направлении копии постановления суда от 15 ноября 2021 года. При таких обстоятельствах подача жалобы в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) 24 декабря 2021 года состоялась в установленный частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях десятидневный срок.

Оснований согласиться с доводами стороны лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, о малозначительности совершенного правонарушения и освобождении от административной ответственности не усматриваю.

Как разъяснено в п. 21 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 (ред. от 19 декабря 2013 г.) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Правонарушение, совершенное ФКП «Аэропорты Севера» с учетом признаков объективной стороны административного правонарушения посягает на общественную безопасность, и оно не может быть признано малозначительным, поскольку существенно нарушает охраняемые общественные отношения, тем более в условиях экстраординарной ситуации, сложившейся в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Изменение постановления суда в указанной части ухудшение положения ФКП «Аэропорты Севера» не влечет, поскольку, как следует из вышеупомянутого Обзора, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 февраля 2021 года, санкция части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ является менее строгой, чем санкция части 2 статьи 6.3 этого Кодекса.

Разрешая вопрос об административном наказании, учитываю следующие обстоятельства.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. (части 3 статьи 4.1 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.).

При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

В материалах дела отсутствуют данные о том, что ФКП «Аэропорты Севера» ранее привлекался к административной ответственности, какие-либо обстоятельства, отягчающие его ответственность, по делу не установлены.

С учетом конкретных обстоятельств дела, отсутствия отягчающих обстоятельств, характера и степени общественной опасности совершенного правонарушения, считаю возможным назначить ФКП «Аэропорты Севера» административное наказание, установленное санкцией части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ - предупреждение.

Руководствуясь статьями 30.6 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

решил:

постановление Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 15 ноября 2021 года в отношении Федерального казенного предприятия «Аэропорты Севера» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить.

Совершенное ФКП «Аэропорты Севера» деяние переквалифицировать с части 2 статьи 6.3 на часть 1 статьи 20.6.1 указанного Кодекса с назначением административного наказания в виде предупреждения.

В остальной части постановление Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 15 ноября 2021 года оставить без изменения.

Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.

    Судья Верховного Суда

Республики Саха (Якутия)                                                             А.В. Никодимов

7/1-51/2022

Категория:
Административные
Статус:
Изменено с изменением наказания
Ответчики
ФКП "Аэропорты Севера"
Другие
Лукин Г.Н.- ФКП
Суд
Верховный Суд Республики Саха (Якутия)
Судья
Никодимов Афанасий Васильевич
Статьи

6.3

Дело на сайте суда
vs.jak.sudrf.ru
18.01.2022Материалы переданы в производство судье
15.02.2022Судебное заседание
05.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее