УИД 45RS0026-01-2020-006701-61
№ 2а-7940/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Курган 20.08.2020
Курганский городской суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Лопаткиной Л.А.,
при секретаре судебного заседания Русских Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Старцева А.М. к Курганскому таможенному посту Тюменской таможни, Тюменской таможне о признании действий незаконными,
установил:
Старцев А.М. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действий Курганского таможенного поста Тюменской таможни по задержанию принадлежащего на праве собственности автомобиля «<данные изъяты>, возложении обязанности вернуть указанный автомобиль.
В обоснование требований указал, что при пересечении границы Евразийского экономического союза у таможенных органов не возникло требований относительно таможенного декларирования транспортного средства. Полагает, что таможенные органы должные были не допустить ввоз транспортного средства с нарушением законодательства или предупредить о необходимости таможенного оформления. Считает, что нарушена статья 35 Конституции Российской Федерации, поскольку принадлежащий ему автомобиль будет передан на реализацию в Росимущество.
В судебное заседание Старцев А.М. не явился, извещен надлежащим образом, суд о причинах неявки не уведомил.
Представитель Курганского таможенного поста Тюменской таможни Костюченко А.А. с требованиями не согласился.
Представители Тюменской таможни Роган Т.В., Мальцева А.Г. против удовлетворения требований возражали.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 4 статьи 258 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза в отношении товаров для личного пользования, подлежащих таможенному декларированию, перемещаемых через таможенную границу Союза в сопровождаемом и несопровождаемом багаже либо доставляемых перевозчиком, после их ввоза на таможенную территорию Союза либо для вывоза с таможенной территории Союза физическими лицами, которые в соответствии с указанным кодексом могут выступать декларантами таких товаров для личного пользования, должны быть совершены таможенные операции, связанные с их таможенным декларированием для выпуска в свободное обращение, временного ввоза, вывоза, временного вывоза либо для помещения под таможенную процедуру таможенного транзита, если в соответствии со статьей 263 названного кодекса товары для личного пользования могут быть помещены под таможенную процедуру таможенного транзита.
В отношении товаров для личного пользования, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, таможенные операции, связанные с их таможенным декларированием для выпуска в свободное обращение или временного ввоза, должны быть совершены физическими лицами, которые в соответствии с указанным кодексом могут выступать декларантами таких товаров для личного пользования, после завершения действия таможенной процедуры таможенного транзита.
До совершения таможенных операций, связанных с таможенным декларированием, либо при отказе таможенным органом в выпуске товаров для личного пользования указанные товары для личного пользования могут быть помещены на временное хранение, а товары для личного пользования, которые находятся в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза, - также вывезены с таможенной территории Союза, если такие товары после ввоза на таможенную территорию Союза не покидали место прибытия, либо ввезены из места убытия обратно на таможенную территорию Союза.
Из материалов дела следует, что в октябре 2019 года гражданин Российской Федерации Старцев А.М., приобретя в Республике Армения автомобиль <данные изъяты>, ввез его на территорию Российской Федерации без таможенного декларирования для выпуска в свободное обращение или временного ввоза на территорию Российской Федерации.
При этом указанный автомобиль статусом товара Евразийского экономического союза не обладает, поскольку задекларирован в Республике Армения по таможенной процедуре «Выпуск для внутреннего потребления», что следует из письма Комитета государственных доходов Республики Армения от 22.05.2020 с исх. №
В силу части 5 статьи 258 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, в случае невозможности выпуска товаров для личного пользования таможенным органом по причине несоблюдения условий выпуска и несовершения в отношении товаров для личного пользования таможенных операций, предусмотренных пунктом 4 названной статьи, такие товары задерживаются таможенными органами в соответствии с главой 51 указанного кодекса.
02.07.2020 при отсутствии у таможенного органа сведений об уплате разницы между уплаченными суммами таможенных пошлин, налогов в Республике Армения и суммами таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате на территории стран Евразийского экономического союза, а также отсутствием у Старцева А.М. документов, подтверждающих постоянное проживание на территории Республике Армения, Курганским таможенным постом Тюменской таможни принято решение о задержании автомобиля <данные изъяты>
С целью идентификации при задержании в присутствии Старцева А.М. проведен таможенный осмотр транспортного средства <данные изъяты> (акт таможенного осмотра от 02.07.2020 №).
10.07.2020 Курганским таможенным постом Тюменской таможни в адрес Старцева А.М. направлено уведомление о предстоящем истечении сроков хранения задержанных товаров, 04.08.2020 направлен акт об истечении сроков хранения задержанных товаров от 31.07.2020 №
В связи с истечением срока хранения задержанное транспортное средство <данные изъяты> передано по акту приема-передачи от 11.08.2020 № на реализацию в ООО «Локус», действующему от имени МТУ Росимиущества в Челябинской и Курганской областях.
Порядок ввоза автомобилей из Республики Армения регламентирован Договором о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее - Договор), решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования».
В соответствии с пунктом 30 Приложения № 3 к Договору ставки таможенных пошлин, налогов, установленные приложением 5 к Соглашению о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, от 18.06.2010 (далее - Соглашение), не применяются в Республике Армения в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ЕАЭС, ввозимых физическими лицами для личного пользования (далее - автомобили), до начала применения Республикой Армения ставок, установленных ЕТТ ЕАЭС в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ЕАЭС.
До начала применения Республикой Армения в отношении автомобилей ставок таможенных пошлин, налогов, установленных приложением 5 к Соглашению, таможенные пошлины, налоги в отношении автомобилей подлежат уплате в соответствии с законодательством Республики Армения.
Пунктом 31 Приложения № 3 к Договору установлено, что автомобили, ввезенные на территорию Республики Армения из третьих стран после подписания Договора, в отношении которых таможенные пошлины, налоги уплачены по ставкам, отличающимся от установленных приложением 5 к Соглашению, а также автомобили, указанные в пункте 30 настоящего приложения, в других государствах - членах Евразийского экономического союза признаются иностранными товарами:
до уплаты таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в приложении 5 к Соглашению;
до истечения 3 лет после начала применения Республикой Армения ставок, установленных ЕТТ ЕАЭС в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ЕАЭС.
Действие указанного пункта не распространяется на ввезенные после подписания Договора автомобили, в отношении которых таможенные пошлины уплачены по ставкам, установленным ЕТТ ЕАЭС.
Согласно пункту 34 Приложения № 3 к Договору, в случае если таможенные пошлины, налоги в отношении автомобилей, указанных в пунктах 30 и 31 названного приложения, не уплачены в бюджет Республики Армения в размере, указанном в абзаце втором пункта 31 названного приложения, до ввоза на территории других государств - членов Евразийского экономического союза, такие таможенные пошлины, налоги уплачиваются при таможенном декларировании таких автомобилей в бюджет того государства - члена Евразийского экономического союза, в регионе деятельности таможенного органа которого находится место перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, в которое прибыли такие автомобили.
Транспортное средство «Nissan Teana 2.3» задекларировано в Республике Армения 08.11.2017, т.е. после подписания Договора, следовательно, статусом товара Евразийского экономического союза не обладает, а является иностранным товаром, подлежащим легализации на территории Российской Федерации с уплатой разницы между уплаченными таможенными платежами на территории Республика Армения (33 659 руб. 37 коп.) и подлежащими уплате на территории Российской Федерации (877 026 руб. 78 коп.).
В соответствии с пунктом 35 Приложения №3 к Договору автомобили, указанные в пунктах 30 и 31 указанного приложения, зарегистрированные на территории Республики Армения, могут временно ввозиться на территории других государств - членов Евразийского экономического союза только лицами, постоянно проживающими в Республике Армения, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Ввоз и использование на территориях других государств - членов Евразийского экономического союза таких автомобилей иными лицами, а также их отчуждение, передача в пользование, распоряжение на территориях таких других государств - членов Евразийского экономического союза допускаются только при условии их таможенного декларирования в таможенных органах этих других государств и уплаты таможенных пошлин, налогов с учетом пункта 31 названного приложения.
Согласно информации Комитета государственных доходов Республики Армения от 22.05.2020 с исх. № Старцев А.М. не имеет регистрацию и постоянного проживания в Республике Армения, в связи с чем, ввезти транспортное средство из Республики Армения на территорию Российской Федерации без уплаты таможенных пошлин, налогов не может.
Таким образом, в связи с тем, что разница сумм таможенных пошлин, налогов, предусмотренных пунктами 30, 31 Приложения № 3 к Договору Старцевым А.М. не уплачена, административным ответчиком принято обоснованное решение о задержании транспортного средства.
При этом доводы административного истца о нарушении его прав судом отклоняются, поскольку Старцев А.М. не лишен возможности вернуть транспортное средство при условии помещения его под таможенную процедуру.
03.07.2020 Старцеву А.М. Курганским таможенным постом Тюменской таможни нарочно вручено информационное письмо от 03.07.2020 с № с разъяснением норм законодательства Евразийского экономического союза, установленных Договором, и порядка декларирования задержанного товара.
Доводы об отсутствии препятствий со стороны таможенных органов при ввозе в Российскую Федерацию транспортного средства, во внимание не принимаются, поскольку помещение товара под таможенную процедуру носит заявительный характер.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При разрешении административного искового заявления для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением прав либо свобод административного истца (часть 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такая совокупность по делу не установлена.
Учитывая, что оспариваемое решение о задержании транспортного средства вынесено Курганским таможенным постом Тюменской таможни в соответствии с нормами действующего законодательства в пределах предоставленных законом полномочий, является необходимым, обоснованным и не нарушает права административного истца, поскольку не лишает его возможности вернуть транспортное средство при соблюдении порядка декларирования задержанного товара, суд не усматривает оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Курганский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Курганский городской суд Курганской области.
Судья
Курганского городского суда Л.А. Лопаткина
Мотивированное решение изготовлено 11.09.2020.